«Одушевлённые и неодушевлённые имена су¬ществительные».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование навыка разбора слова по составу; подбора однокоренных слов и образования форм слова; развитие понимания значений суффикса у слов, называющих предметы.
Иконка файла материала Одушевленные и неодушевленные имена существительные 2 класс — копия.docx

            Технологическая карта урока русского языка

Предмет, класс

Русский язык, 2 класс

УМК, автор программы

УМК «Школа России» 

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др. «Русский язык» - учебник для 2 класс. 2 часть.

Учитель

Чекунаева Елена Григорьевна, учитель начальных классов ГБОУ «Седовская школа Новоазовского м.о.»

Тема урока

 «Одушевлённые и неодушевлённые имена су­ществительные».

Цель урока

Формирование навыка разбора слова по составу; подбора однокоренных слов и образования форм слова; развитие понимания значений суффикса у слов, называющих предметы.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

 смоделировать алгоритм определения одушевлённых  и неодушевлённых имён существительных;

Создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка;

Способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения        переключать  свое внимание, восприятия, связной речи;

содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

 

освоение понятия  «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» по вопросам;

освоение алгоритма определения одушевлённых  и неодушевлённых имён существительны;

делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

 

Личностные:   - принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом; осознавать роль языка и речи  в жизни людей.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;

освоение способа решения проблемного поискового характера.

Познавательные УУД:

самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной речи;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и  оказывать  необходимую взаимопомощь ;

договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать своё мнение.

 

Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др. «Русский язык» - учебник для 2 класс. 2 часть.

Раздаточный материал

·         Карточки для работы в группах

 

 

 

 

Оборудование

Наглядный материал, ребус, карточки для работы в паре, в группе, учебник, лесенка успеха.

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

Этапы урока

форма организации урока

учитель

учащиеся

формирование УУД

1. Мотивация учащихся

Цель: Поддержание эмоционально - положительного настроя на урок, создания ситуации успеха,  доверия

 

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

- Здравствуйте!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»

 

И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

 

Настраиваются на урок

 

 

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Чистописание

 

 

 

- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, выделите орфограммы.

 

 

 

1. Ребус. 

 - Предлагаю вам разгадать ребус о птицах.

Во д  р  е ск  р  цы.

2. Минутка чистописания.

- В ребусе кроется подсказка, какие две буквы мы будем прописывать. Догадались?

-Какое соединение будем использовать  при написании букв?

- Будем прописывать соединения букв О, Р. Находим середину рабочей строки, прописываем букву О, пишем соединительную линию, прописываем букву Р с верхним соединением и безотрывно берем это в замочек.

 

    _________

Классная работа

 

 

 

 

Разгадывают ребус.

- Во дворе скворцы.

 

 

- Буквы О, Р.

 

- Верхнее соединение

 

 

Слушают объяснение, наблюдают процесс прописывания буквосочетаний, пишут.

 

 

Словарная работа

- Подберите проверочные слова, чтобы правильно определить безударную гласную в корне слова.

   во дв_ре – двор

   скв_рцы – скворушка

- Запомните пожалуйста эти орфограммы и пишите данные слова грамотно.

Самопроверка

Дети размышляют, отвечают на вопросы учителя

 

- Находим проверочное слово, чтоб гласная была под ударением во дворе – двор, скворцы – скворушка.

 

Регулятивные УУД: освоение способа решения проблемного поискового характера.

Познавательные УУД:

добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать своё мнение.

 

2. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа. Проверяют в парах.

 

 

 

 

 

 

 

-Слова двор и скворец какой частью речи являются?

 

- Ребята, что такое имя существительное?

 

 

 

- На какой вопрос отвечает слово двор?

 

- На какой вопрос отвечает слово скворец?

- У вас на столе лежит карточка со словами. Я предлагаю поработать в парах и разделить слова на две группы.

Мороз, метель, воробей, сорока, заяц, лисица, декабрь, январь, февраль, 

 

- На какие две группы можно их разделить?

 

- Какие слова вы отнесли в первую группу?

 

На какой вопрос они отвечают?

- Какие слова вы отнесли во вторую группу?

 

- На какой вопрос они отвечают?

- Посмотрите на первую группу слов, что мы можем сказать?

- Посмотрите на вторую группу слов, что мы можем сказать?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

 

 

 

- Предположите, что мы узнаем?

 

 

- Чему научимся?

 

 

Физминутка для глаз

                                           

Отвечают на вопросы.

 - Это имена существительные.

- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Слово двор отвечает на вопрос – что?

- Слово скворец отвечает на вопрос – кто?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слова, отвечающие на вопрос кто? и  что?

 

- Воробей, сорока, заяц, лисица

 

-Отвечают на вопрос – кто?

 

- Мороз, метель, декабрь, январь, февраль.

- Отвечают на вопрос – что?

- Все слова одушевленные.

 

- Все слова неодушевленные

 

- Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- Узнаем, какие имена существительные называют одушевленными, какие – неодушевленными.

- Научимся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.  

 

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое  от уже известного  с помощью учителя.

Личностные: действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Коммуникативные:

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

 

 

3. Создание проблемной ситуации

Цель: формировать самостоятельность мыслительной  деятельности.

 

Самооценка: оценка собственного багажа знаний перед  открытием  нового знания

 

 

-Тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

─ Давайте вспомним из уроков окружающего мира, что относится к живой природе?

─Какое противоречие мы заметили?

 

 

 

- Оказывается, наши предки живым считали только то, что ходит, бегает, плавает или летает. Эти предметы считались ОДУШЕВЛЁННЫМИ И ОТВЕЧАЛИ НА ВОПРОС КТО?,  а растения не двигаются, они стоят на месте и поэтому их считают НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ И В РУССКОМ ЯЗЫКЕ они отвечают на вопрос  ЧТО?

 

 

 

 

- К живой природе относятся человек, животные, растения.

- Растения относятся к живой природе, а слова, называющие растения, отвечают на вопрос ЧТО?

 

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

4..Ршение поставленной задачи. Осмысление

(получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации)

 

 

1)индивидуальная работа с комментированием

 

 

 

 

 

 

 

 

    ─ Откройте учебники на стр. 48

Обратимся к правилам, которые приготовила нам Мудрая Сова на стр. 48 и 51. Прочитаем хором правила.

- Попробуем сделать вывод: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику упр.80 с.48 

- Прочитайте задание.  Что вам нужно сделать?

 

 

 

- Прочитайте стихотворение.

 

- Как называется стихотворение?

 

- Перечислите выделенные слова.

 

 

- Измените эти выделенные имена существительные так, чтобы отвечали на вопрос кто?

 

- Напишите в тетрадях упражнение 80.

Запишите данные слова в тетрадь.

(Один ученик выходит к доске и записывает слова с комментированием)

Читают правило.

 

 

 

(Вопрос  КТО? ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются  ОДУШЕВЛЁННЫМИ.

Вопрос ЧТО? ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются  НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ.)

 

Прочитать и назвать стихотворение. Изменить выделенные имена существительные так, чтобы отвечали на вопрос кто?

Ученик читает стихотворение

- Стихотворение называется «Кем быть»

 

- Столяру, инженеру, доктору, кондуктору, шоферу.

- Кто?)  столяр, плотник, инженер, доктор, кондуктор, шофёр.

 

Учащиеся записывают в тетрадях

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

 

5.Закрепление: первичное закрепление во внешней речи

 

 

- Давайте составим алгоритм действий «Как определить является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым»

(Учитель помогает выбрать оптимальный алгоритм действий и показывает его)

Ответы детей.

- Найти имя существительное.

- Задать к слову вопрос кто? или что?

 

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

 

Физминутка:

Если я назову существительные одушевлённые – вы поднимаете руки вверх, если неодушевлённые –выполняете  наклоны вправо или влево.

  Молоко, рыба, щука, пенал, тетрадь, снежинка, мороженое, шоколад,

Медведь, цирк, волк, кукла.

 

 

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу)

2)Работа в группах

 

 

- Ребята, я предлагаю вам поработать  в группах. Вы уже познакомились с именами существительными одушевленными и неодушевленными.

1 группа

Задание.

Записывают слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевлённые сущ.)

2 группа

Задание.

Записывают слова , которые отвечают на вопрос что  (неодушевлённые сущ.) 

Проверка.

 

Дети работают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают  правильность выполнения задания.

 

 

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь .

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

7. Включение в систему знаний и повторение

Игра « Подбери слова»

Фронтально

Работа по учебнику упр.81 с.49

- Прочитайте задание.  Что вам нужно сделать?

 

 

- Начиная с первого ряда по цепочке подберите подходящие слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику упр.85 с.50 

- Прочитайте задание.  Что вам нужно сделать?

 

- Начиная со второго ряда по одному ученику подберите подходящие слова.

 

 

 

 

- Подобрать к каждой группе одушевленных имен существительных ещё по два слова.

Учащиеся по цепочке называют слова.

- Люди Кто? учитель,                     девочка

- Птицы – Кто? ворона, синица

- Насекомые –Кто? пчела, оса

- Домашние животные – Кто? корова, овца

- Дикие животные: - Кто? верблюд, тигр

- Подобрать к каждой группе неодушевленных имен существительных ещё по два слова.

Учащиеся по цепочке называют слова.

- Инструменты: что? Молоток, отвертка

- Обувь: что? Туфли, босоножки

- Явления природы: метель, засуха

- Растения: что? Кактус, орхидея

- Посуда: что? Ложка, кружка

 

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций; формирование умения самостоятельно применять полученные знания.

8.   Рефлексия учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-А теперь подведем итог нашего урока.
- Какие задания мы выполняли?

 

 

- Назовите ключевые слова урока?

-Можете ли Вы назвать тему урока?

 

- Какие мы ставили цели и задачи перед собой?

 

 

 

 

 

 

 

- Мы с Вами достигли цели нашего урока?

- Что такое одушевленные имена существительные?

 

 

- Что такое неодушевленные имена существительные?

 

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

 

 

 

 

-                       - Какое задание было самым интересным и почему?

 

-Кто остался доволен своей работой?

-Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените себя.  Самооценка

- Встаньте те,  кто поставил себя на верхнюю ступеньку. Улыбнитесь друг другу. Поаплодируйте тем, кто старательно и успешно работал сегодня на уроке.

- Встаньте те кто поставил себя на вторую ступеньку. Улыбнитесь друг другу. Похлопайте им.

- Встаньте те кто поставил себя на нижнею ступеньку. Почему ты себя поставил на эту ступеньку? Ну ты всё равно молодец. Надеюсь в следующий раз ты себя поставишь на ступеньку выше.

- Мне очень понравилось,  как вы сегодня работали, особенно отличились …

 

Д/З: Выучить правило на стр. 48 и на стр. 50 упр. 86

Подводят итог урока совместно с учителем.

- Находили одушевленные и неодушевленные имена существительные

-Одушевленные и неодушевленные имена существительные

- Узнать, какие имена существительные называют одушевленными, какие – неодушевленными.

- Научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.  

- Да

 

- Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – кто?

 

- Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?

- Лучше всего и без ошибок получалось подбирать одушевленные и неодушевленные имена существительные

- Самым интересным заданием была работа в группе

 

 

Встают дети,

Аплодируют друг другу.

 

 

 

Ответы детей.

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Личностные: внутренняя позиция школьника, ориентация на положительные моменты урока.