Технологическая карта урока русского языка
Предмет, класс |
Русский язык, 2 класс |
||||
УМК, автор программы |
УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др. «Русский язык» - учебник для 2 класс. 2 часть. |
||||
Учитель |
Чекунаева Елена Григорьевна, учитель начальных классов ГБОУ «Седовская школа Новоазовского м.о.» |
||||
Тема урока |
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». |
||||
Цель урока |
Формирование навыка разбора слова по составу; подбора однокоренных слов и образования форм слова; развитие понимания значений суффикса у слов, называющих предметы. |
||||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
||
актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи; смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных; |
Создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка; Способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи; |
содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения. |
|||
Планируемые результаты урока |
Предметные знания и умения |
Личностные качества, метапредметные УУД |
|||
|
освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» по вопросам; освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительны; делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.
|
Личностные: - принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; осознавать роль языка и речи в жизни людей. Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; освоение способа решения проблемного поискового характера. Познавательные УУД: самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения; формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного; добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь ; договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать своё мнение. |
|||
|
Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др. «Русский язык» - учебник для 2 класс. 2 часть. Раздаточный материал · Карточки для работы в группах
|
|
|
|
|
Оборудование |
Наглядный материал, ребус, карточки для работы в паре, в группе, учебник, лесенка успеха. |
|
|
|
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
форма организации урока |
учитель |
учащиеся |
формирование УУД |
1. Мотивация учащихся Цель: Поддержание эмоционально - положительного настроя на урок, создания ситуации успеха, доверия
|
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы |
- Здравствуйте! Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»
И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.
|
Настраиваются на урок
|
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
Чистописание
|
|
- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, выделите орфограммы.
1. Ребус. - Предлагаю вам разгадать ребус о птицах. Во д р е ск р цы. 2. Минутка чистописания. - В ребусе кроется подсказка, какие две буквы мы будем прописывать. Догадались? -Какое соединение будем использовать при написании букв? - Будем прописывать соединения букв О, Р. Находим середину рабочей строки, прописываем букву О, пишем соединительную линию, прописываем букву Р с верхним соединением и безотрывно берем это в замочек.
|
_________ Классная работа
Разгадывают ребус. - Во дворе скворцы.
- Буквы О, Р.
- Верхнее соединение
Слушают объяснение, наблюдают процесс прописывания буквосочетаний, пишут.
|
|
Словарная работа |
|
- Подберите проверочные слова, чтобы правильно определить безударную гласную в корне слова. во дв_ре – двор скв_рцы – скворушка - Запомните пожалуйста эти орфограммы и пишите данные слова грамотно. Самопроверка |
Дети размышляют, отвечают на вопросы учителя
- Находим проверочное слово, чтоб гласная была под ударением во дворе – двор, скворцы – скворушка.
|
Регулятивные УУД: освоение способа решения проблемного поискового характера. Познавательные УУД: добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать своё мнение.
|
2. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока
|
Самостоятельная работа. Проверяют в парах.
|
-Слова двор и скворец какой частью речи являются?
- Ребята, что такое имя существительное?
- На какой вопрос отвечает слово двор?
- На какой вопрос отвечает слово скворец? - У вас на столе лежит карточка со словами. Я предлагаю поработать в парах и разделить слова на две группы. Мороз, метель, воробей, сорока, заяц, лисица, декабрь, январь, февраль,
- На какие две группы можно их разделить?
- Какие слова вы отнесли в первую группу?
На какой вопрос они отвечают? - Какие слова вы отнесли во вторую группу?
- На какой вопрос они отвечают? - Посмотрите на первую группу слов, что мы можем сказать? - Посмотрите на вторую группу слов, что мы можем сказать? -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Предположите, что мы узнаем?
- Чему научимся?
Физминутка для глаз
|
Отвечают на вопросы. - Это имена существительные. - Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? - Слово двор отвечает на вопрос – что? - Слово скворец отвечает на вопрос – кто?
- Слова, отвечающие на вопрос кто? и что?
- Воробей, сорока, заяц, лисица
-Отвечают на вопрос – кто?
- Мороз, метель, декабрь, январь, февраль. - Отвечают на вопрос – что? - Все слова одушевленные.
- Все слова неодушевленные
- Одушевленные и неодушевленные имена существительные. - Узнаем, какие имена существительные называют одушевленными, какие – неодушевленными. - Научимся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
|
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Личностные: действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; Коммуникативные: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
|
3. Создание проблемной ситуации Цель: формировать самостоятельность мыслительной деятельности.
Самооценка: оценка собственного багажа знаний перед открытием нового знания
|
|
-Тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» ─ Давайте вспомним из уроков окружающего мира, что относится к живой природе? ─Какое противоречие мы заметили?
- Оказывается, наши предки живым считали только то, что ходит, бегает, плавает или летает. Эти предметы считались ОДУШЕВЛЁННЫМИ И ОТВЕЧАЛИ НА ВОПРОС КТО?, а растения не двигаются, они стоят на месте и поэтому их считают НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ И В РУССКОМ ЯЗЫКЕ они отвечают на вопрос ЧТО?
|
- К живой природе относятся человек, животные, растения. - Растения относятся к живой природе, а слова, называющие растения, отвечают на вопрос ЧТО? |
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
|
4..Ршение поставленной задачи. Осмысление (получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации)
|
1)индивидуальная работа с комментированием
|
─ Откройте учебники на стр. 48 Обратимся к правилам, которые приготовила нам Мудрая Сова на стр. 48 и 51. Прочитаем хором правила. - Попробуем сделать вывод:
Работа по учебнику упр.80 с.48 - Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?
- Прочитайте стихотворение.
- Как называется стихотворение?
- Перечислите выделенные слова.
- Измените эти выделенные имена существительные так, чтобы отвечали на вопрос кто?
- Напишите в тетрадях упражнение 80. Запишите данные слова в тетрадь. (Один ученик выходит к доске и записывает слова с комментированием) |
Читают правило.
(Вопрос КТО? ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются ОДУШЕВЛЁННЫМИ. Вопрос ЧТО? ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ.)
Прочитать и назвать стихотворение. Изменить выделенные имена существительные так, чтобы отвечали на вопрос кто? Ученик читает стихотворение - Стихотворение называется «Кем быть»
- Столяру, инженеру, доктору, кондуктору, шоферу. - Кто?) столяр, плотник, инженер, доктор, кондуктор, шофёр.
Учащиеся записывают в тетрадях |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
|
5.Закрепление: первичное закрепление во внешней речи
|
|
- Давайте составим алгоритм действий «Как определить является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым» (Учитель помогает выбрать оптимальный алгоритм действий и показывает его) |
Ответы детей. - Найти имя существительное. - Задать к слову вопрос кто? или что?
|
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
|
|
Физминутка: Если я назову существительные одушевлённые – вы поднимаете руки вверх, если неодушевлённые –выполняете наклоны вправо или влево. Молоко, рыба, щука, пенал, тетрадь, снежинка, мороженое, шоколад, Медведь, цирк, волк, кукла.
|
|
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) |
2)Работа в группах
|
- Ребята, я предлагаю вам поработать в группах. Вы уже познакомились с именами существительными одушевленными и неодушевленными. 1 группа Задание. Записывают слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевлённые сущ.) 2 группа Задание. Записывают слова , которые отвечают на вопрос что (неодушевлённые сущ.) Проверка.
|
Дети работают в группах.
Оценивают правильность выполнения задания.
|
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь . Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
7. Включение в систему знаний и повторение |
Игра « Подбери слова» Фронтально |
Работа по учебнику упр.81 с.49 - Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?
- Начиная с первого ряда по цепочке подберите подходящие слова.
Работа по учебнику упр.85 с.50 - Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?
- Начиная со второго ряда по одному ученику подберите подходящие слова.
|
- Подобрать к каждой группе одушевленных имен существительных ещё по два слова. Учащиеся по цепочке называют слова. - Люди Кто? учитель, девочка - Птицы – Кто? ворона, синица - Насекомые –Кто? пчела, оса - Домашние животные – Кто? корова, овца - Дикие животные: - Кто? верблюд, тигр - Подобрать к каждой группе неодушевленных имен существительных ещё по два слова. Учащиеся по цепочке называют слова. - Инструменты: что? Молоток, отвертка - Обувь: что? Туфли, босоножки - Явления природы: метель, засуха - Растения: что? Кактус, орхидея - Посуда: что? Ложка, кружка
|
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций; формирование умения самостоятельно применять полученные знания. |
8. Рефлексия учебной деятельности |
|
-А
теперь подведем итог нашего урока.
- Назовите ключевые слова урока? -Можете ли Вы назвать тему урока?
- Какие мы ставили цели и задачи перед собой?
- Мы с Вами достигли цели нашего урока? - Что такое одушевленные имена существительные?
- Что такое неодушевленные имена существительные?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- - Какое задание было самым интересным и почему?
-Кто остался доволен своей работой? -Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените себя. Самооценка - Встаньте те, кто поставил себя на верхнюю ступеньку. Улыбнитесь друг другу. Поаплодируйте тем, кто старательно и успешно работал сегодня на уроке. - Встаньте те кто поставил себя на вторую ступеньку. Улыбнитесь друг другу. Похлопайте им. - Встаньте те кто поставил себя на нижнею ступеньку. Почему ты себя поставил на эту ступеньку? Ну ты всё равно молодец. Надеюсь в следующий раз ты себя поставишь на ступеньку выше. - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно отличились …
Д/З: Выучить правило на стр. 48 и на стр. 50 упр. 86 |
Подводят итог урока совместно с учителем. - Находили одушевленные и неодушевленные имена существительные -Одушевленные и неодушевленные имена существительные - Узнать, какие имена существительные называют одушевленными, какие – неодушевленными. - Научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. - Да
- Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – кто?
- Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что? - Лучше всего и без ошибок получалось подбирать одушевленные и неодушевленные имена существительные - Самым интересным заданием была работа в группе
Встают дети, Аплодируют друг другу.
Ответы детей. |
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий на уроке. Личностные: внутренняя позиция школьника, ориентация на положительные моменты урока. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.