19-20 урок, 11 класс – практика
Учитель: Брух Т.В.
Дата: _________
Тема: «Оформление отчета. Многотабличные базы данных»
Цели урока:
Обучающая: освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню
Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приобрести опыт использования теоретических знаний и средств СУБД MS Access в реализации конкретной задачи
Воспитывающая: понимать значимость хранения и структурирования информации
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос
Вопросы:
· Что собой представляет база данных?
· Для чего предназначены базы данных?
· Какие существуют варианты классификации БД?
· Почему реляционный вид БД является наиболее распространенным?
· Что такое запись в реляционной БД?
· Что такое поле в реляционной БД?
· Какие бывают типы полей?
· Что такое главный ключ записи?
3. Объяснение нового материала
Рассмотрим на конкретном примере методику проектирования много табличной базы данных.
Имеем модель данных, состоящую из трех взаимосвязанных таблиц.
АБИТУРИЕНТЫ |
Регистрационный номер |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Дата рождения |
Город |
Законченное учебное заведение |
Название специальности |
Производственный стаж |
Медаль |
Оценка за экзамен 1 |
Оценка за экзамен 2 |
Оценка за экзамен 3 |
Зачисление |
ФАКУЛЬТЕТЫ |
Название факультета |
Экзамен 1 |
Экзамен 2 |
Экзамен 3 |
СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Название специальности |
Название факультета |
План приема |
Эти таблицы можно рассматривать как модель данных в реляционной СУБД. Но работать с БД в таком виде неудобно, т.к. к реляционной БД предъявляется требование: минимизация избыточности данных.
Недостаток этих таблиц - многократное повторение длинных значений полей в разных записях.
Внесем изменения в таблицы
ФАКУЛЬТЕТЫ |
Название факультета |
Экзамен 1 |
Экзамен 2 |
Экзамен 3 |
ФАКУЛЬТЕТЫ |
Код факультета |
Название факультета |
Экзамен 1 |
Экзамен 2 |
Экзамен 3 |
СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Название специальности |
Название факультета |
План приема |
СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Название специальности |
Название факультета |
План приема |
Таблицу АБИТУРИЕНТЫ разделим на четыре таблицы
АНКЕТЫ |
Регистрационный номер |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Дата рождения |
Город |
Учебное заведение |
АБИТУРИЕНТЫ |
Регистрационный номер |
Код специальности |
Медаль |
Производственный стаж |
ОЦЕНКИ |
Регистрационный номер |
Оценка за экзамен 1 |
Оценка за экзамен 2 |
Оценка за экзамен 3 |
ИТОГИ |
Регистрационный номер |
Зачисление |
Чтобы эти шесть таблиц представляли собой систему, между ними должны быть установлены связи. Связи позволяют определить соответствия между любыми данными в этих таблицах. Например: между фамилией абитуриента и его оценкой по математике. Благодаря этим связям становится возможным получение ответов на запросы, требующие поиска информации в нескольких таблицах одновременно.
Для указания связей между таблицами построим схему базы данных
В схеме указывается наличие связей между таблицами и типы связей.
Здесь использованы два типа связей:
· «один-к-одному»;
· «один-ко-многим».
При связи «один-к-одному» с одной записью в таблице связана одна запись в другой таблице. При наличии связи «один-ко-многим» одна запись в некоторой таблице связана с множеством записей в другой таблице.
4. Самостоятельна работа:
Задание: Построить модель данных для данной предметной области, определив количество таблиц в БД. Установить связи и указать тип связи между таблицами. Определить для каждой таблицы поля и типы полей. Заполнить лист отчета.
Вариант 1.
БД «Больница»
В таблицах должна содержаться следующая информация: название отделения, ФИО заведующего отделением, число больничных коек в отделении, телефон заведующего, ФИО врача, категория врача, ФИО больного, дата рождения больного, адрес больного, место работы, должность, диагноз при поступлении, номер палаты, первичный ли больной (впервые ли поступил в стационар с данным диагнозом), дата выписки, дата состояния, температура, общее состояние (тяжелое, удовлетворительное и т.п.), лечение (список лекарств и процедур).
Вариант 2.
БД «Кадры»
В таблицах должна содержаться следующая информация: название отдела, ФИО начальника отдела, номер кабинета начальника, телефон начальника отдела, код рабочей группы, ФИО руководителя группы, номер кабинета руководителя, телефон руководителя, количество сотрудников в группе, ФИО сотрудника, дата рождения, адрес, образование, семейное положение, количество детей, дата поступления в организацию, имеет ли награды, имеет ли взыскания, дата назначения на должность, название должности, зарплата.
5. Итог урока, рефлексия
6. Домашнее задание: повторение теории БД, подготовка к контрольной работе
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.