Презентация создана по материалам пособий И. В. Ященко и содержит большое количество примеров с решениями, позволяющими ученикам 9 классов повторить правила действий с дробями. Кроме того, в презентации есть советы, помогающие освоить более рациональные вычисления, что немаловажно для подготовки к ОГЭ.
МБОУ СШ № 1 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н. А.
города Чаплыгина Липецкой области
Подготовка к ОГЭ по математике.
(По материалам пособий И. В. Ященко)
Задание 1.
Автор презентации – учитель математики Щеголева О. П.
201
8
Задание 1
Первое задание проверяет умение выполнять
арифметические действия с дробями.
Для успешного решения этого задания необходимо
отработать как действия с десятичными дробями, так—и
особенно!—действия с обыкновенными дробями и
комбинациями десятичных и обыкновенных дробей.
Задание 1
Если есть необходимость, то сначала повторите правила
сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных
и десятичных дробей.
Задание 1
При сложении и вычитании обыкновенных дробей с разными
знаменателями необходимо выполнить приведение дробей к
общему знаменателю. Самый простой случай—когда
знаменатель одной из дробей делится на знаменатели других
дробей. Он и будет общим знаменателем.
Пример 1.
Найдите значение выражения:
Задание 1
2
15
3
5
2
3
Решение. Для начала заметим, что 15 делится на 5 и на 3.
Приведём дроби к общему знаменателю 15 и выполним
арифметические действия:
Ответ: 0,2.
52332
15
10
92
15
2,0
3
15
1
5
Задание 1
В некоторых случаях общий знаменатель находится как
произведение знаменателей данных дробей.
Пример 2.
Найдите значение выражения:
5
8
7
25
Решение. Приведём дроби к общему знаменателю и выполним
арифметические действия:
125
25
8
Задание 1
87
25
25
8
181
200
,0
905
56
5
5
8
7
25
Ответ: 0,905.
Задание 1
Если тема усвоена достаточно хорошо, лучше не просто находить
произведение знаменателей данных дробей, а выбирать в качестве
общего знаменателя их наименьшее общее кратное, когда это воз
можно.
Пример 3.
Найдите значение выражения:
17
Задание 1
28
11
21
30
Решение. Заметим, что 28=7 ・ 4, а 21=7 ・ 3. Поэтому
наименьшим общим знаменателем дробей является
7 ・ 4 ・ 3 = 84. Приведём дроби к общему знаменателю и
выполним арифметические действия:
84
30
3
17
84
4
11
84
17
28
51
44
1
12
11
21
7
84
30
30
30
30
.5,2
Ответ: 2,5.
Задание 1
Если рациональный способ вычислений не очевиден, следует решить
задачу стандартным способом и не тратить время.
Пример 4.
Найдите значение выражения:
48
1
1
7
8
2
3
Решение. Обратим дроби в скобках в неправильные, приведём
их к общему знаменателю и выполним арифметические
действия:
Задание 1
48
25
48
48
315
24
85
24
24
15
8
5
24
1
1
7
8
45
40
5
3
2
3
48
.10
48
Ответ: 10.
При решении подобных задач бывает удобно применить одно из
распределительных свойств. Например, при решении примера 4 после
обращения смешанных чисел в скобках в неправильные дроби можно было
сначала умножить каждое из полученных в скобках слагаемых на 48.
Задание 1
Пример 5.
Найдите значение выражения:
18
18
19
:
18
19
Решение.
18
19
18
19
:
18
18
18
19
:
18
19
18
Ответ: 20.
Иногда можно использовать навыки рационального счёта,
например, не выполнять умножения двухзначных или
трёхзначных чисел, поскольку на одно из них в конце решения
удаётся сократить дробь. Рассмотрим другой способ решения
примера 5.
18
19
19
18
18
19
18
Задание 1
18
19
19
18
19
1
1
.20
Задание 1
Пример 5.
Найдите значение выражения:
18
18
19
:
18
19
Решение. Второй способ.
18
18
19
:
18
19
18
19
19
18
Ответ: 20.
18
19
18
19
19
Задание 1
1
19
18
18
20
19
19
18
.20
Иногда вычисления удаётся рационализировать стандартными
приёмами: вынесением за скобку общего множителя, применением
формул сокращённого умножения, распределительных свойств и т. п.
Задание 1
Пример 6.
Найдите значение выражения: 0,987 ・ 999+0,987.
Решение. Вынесем за скобку общий множитель 0,987, тогда:
0,987 ・ 999+0,987 = 0,987 ・ (999+1) = 0,987 ・ 1000 = 987.
Ответ: 987.
Пример 7.
Найдите значение выражения:
Решение.
Применим к числителю данной дроби формулу разности квадратов:
Задание 1
75
75,0
2
75,75
2
2
75
2
75,0
75,75
75
Ответ: 74,25.
75,0
75
75,75
75,0
25,74
75,75
75,75
25,74
Задание 1
В тех выражениях, которые содержат как обыкновенные, так и
десятичные дроби, необходимо уметь обращать обыкновенные
дроби в десятичные и наоборот.
Пример 8.
Обратите в десятичную дробь.
Решение.
Для того, чтобы обратить данную обыкновенную дробь в конечную
десятичную, надо выполнить деление числителя дроби на её
знаменатель столбиком, т.е. разделить 3 на 40.
Задание 1
3
40
Ответ: 0,075.
Можно было сначала привести данную дробь к знаменателю
1000. Для этого нужно умножить
числитель и знаменатель на 25. Получится
,0
075
3
40
25
3
40
25
75
1000
Задание 1
Пример 9.
Обратите 2,34 в обыкновенную дробь.
2
34
100
2
17
50
.
34,2
Решение.
17
50
Ответ:
2
.
Задание 1
Пример 10.
Найдите значение выражения:
Решение. Обратим все дроби в неправильные обыкновенные дроби
и решим пример по действиям.
65,12
2,19
2
3
1)
2)
5
10
35
6
65,12
12
6
6
2
3
2
3
1
12
2
25
2
3
2
192
10
20
3
35
220
325
32
7
32
2
32
10
75
6
40
35
6
167
112
35
6
2,19
19
2
10
35
6
Ответ: 112.
Ресурсы:
Ященко И. В., Шестаков С. А.
Подготовка к ОГЭ по математике 2018.—М.: МЦНМО, 2018.
—264 с.
Ященко И. В., Шестаков С. А.
ОГЭ по математике от А до Я. Модульный курс. Алгебра.—
М.: МЦНМО, 2018.—148 с.
Задание 1