Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

  • pdf
  • 07.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Предметная неделя БЖ и охрана труда.pdf

Министерство образования Новосибирской области 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка  проведения предметной недели 

«Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики:                                                                      Е.А. Черняйкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2022

 

Учебные дисциплины «Охрана труда» и «Основы безопасности жизнед еятельности» дисциплины, в которых соединены тематика безопасного взаим одействия человека с производственной средой и вопросы защиты от негатив ных производственных факторов. Изучением этих предметов достигается фо рмирование у обучающихся представления о неразрывном единстве эффекти вной профессиональной деятельности с требованиями её безопасности. Реали зация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровь я человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда. 

Основная цель проведения недели «Охрана труда и безопасность жизне деятельности»  – вооружить будущих выпускников теоретическими и практи ческими знаниями необходимыми для:

      идентификации негативных факторов производственной среды; защиты человека от вредных и опасных производственных факто ров;

      создание комфортных условий для трудовой деятельности;

      обеспечение условий для безопасного труда;

      оказание первой помощи пострадавшим на производстве.

 

В результате проведения недели обучающиеся должны:

Знать:

ü основные понятия и термины безопасности труда;

ü виды инструктажей;

ü источники негативных факторов в производственной среде;

ü правила оказания первой помощи;

ü средства защиты от опасных и вредных производственных факто ров. Уметь:

ü проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере св оей будущей профессиональной деятельности;

ü оказывать первую помощь пострадавшим;

ü разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасность и без вредность условий труда.

 

Раскраски. Раскраски содействуют развитию творческих способностей Воспитывается усидчивость, терпение, аккуратность. Ребята учатся концентр ировать внимание. Творческие занятия позволяют избегать психологических проблем. Развивается мелкая моторика рук, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи и интеллекта, оказывает положительное влияние на общее разв итие обучающегося.

Существует несколько видов раскрасок, мы взяли за основу тематические раскраски, они предлагают сосредоточиться на определенной теме. Основная тематика «Правила безопасности».

 

Кроссворды. Решение кроссвордов развивает логику, тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Кроссворды для обучающихся рассчитаны на проверку и закрепление знаний обучающихся знаний в области безопасности труда и жизнедеятельности.

 

Практическое занятие «Первая помощь». Цели занятия: показать и отработать  способы оказания первой помощи при электротравмах, ожогах и других несчастных случаях, а также формировать навыки у обучаемых в оказании первой помощи при различных травмах и поражениях подручными средствами; развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

 

Квест «По правилам охраны труда и безопасности жизнедеятельности». Игра на звание «Лучшие знатоки «Охраны труда» и «ОБЖ»». 

Девиз – «Безопасный труд – право каждого человека»  Цель:  воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью

окружающих людей; создание условий для развития творческих способностей и эрудиции

обучающихся.

Ход игры: 

Вступительное слово. «Бог создал человека, но не создал к нему запасных частей». Поэтому, если хочешь быть здоровым, успешным и невредимым на работе и дома, то неукоснительно соблюдай требования безопасности.

Маршрутный  лист

Команда ________________

Место платформы

Название платформы

Задание

Кол-во балов в задании

Заработанные балы

1

203

Слова потеряшки

Собрать слова (каждое слово 1 балл)

10

 

2

203

Загадочная 

Отгадать загадки (правильный ответ- 1 балл)

10

 

3

203

Сортировочная 

Собрать пазлы (собранный пазл 2 балла)

6

 

4

203

Инструктаж 

Определить соответствие названия инструктажа и его содержание 

(1 балл - правильное соответствие)

5

 

5

205

Первая помощь

Оказать первую помощь пострадавшему (4 балла – правильная последовательность действий

2 балла - слаженность

работы

2 участие - всей

8

 

 

 

 

команды)

 

 

6

205

Запоминательная

Воспроизвести по памяти  поля с СИЗ (правильное поле 1 балл)

6

 

7

205

Спортивная 

Провести физкультминутку (1 упражнение – 1 балл 2 балла – участие всей команды)

5

 

 

 

Итог

50

 

Станция Слова потеряшки. Задача - собрать разрезные слова.

БЕЗ-ОПА-СНОСТЬ

ОГНЕ-ТУШИ-ТЕЛЬ

ИНС-ТРУК-ТАЖ

АВА-РИЯ

ВОЗ-ГОР-АНИЕ

ЭЛЕКТРО-БЕ-ЗО-ПАС-НОСТЬ

ТОК-СИЧ-НОСТЬ

ТРАВ-МА

ГИ-ГИ-ЕНА

ЗА-ЗЕМ-ЛЕНИЕ

 

 

 

 

Станция Загадочная. Задача - отгадать загадки.

 

Тянется нитка, среди полей петляя.       ВИСИТ – МОЛЧИТ,

Лесом, перелесками без конца и края. А ПЕРЕВЕРНЕШЬ, ШИПИТ,

Ни ее порвать, ни в клубок смотать. 

 

_______________________

 

И ПЕНА ЛЕТИТ.

 

_____________________

РАСКАЛИЛСЯ СЛИШКОМ ВДРУГ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ УТЮГ,  ЧТО ДОЛЖНЫ ВЫ СДЕЛАТЬ, ДЕТКИ?

 ВЫНУТЬ ВИЛКУ ИЗ…

 

 

_____________________

Я МОХНАТЫЙ, Я КУДЛАТЫЙ,

 Я ЗИМОЙ НАД КАЖДОЙ ХАТОЙ,  НАД ПОЖАРОМ И ЗАВОДОМ,  НАД КОСТРОМ И ПАРОХОДОМ.  НО НИГДЕ-НИГДЕ МЕНЯ  НЕ БЫВАЕТ БЕЗ ОГНЯ. 

 

________________________

 

 

СПЯТ СМИРНО ДОЧКИ  В ФАНЕРНОМ ДОМОЧКЕ.

 У СОНЬ, У ТИХОНЬ

 В ГОЛОВКАХ ОГОНЬ. 

 

________________________

 

В ЧИСТО УБРАННОЙ СВЕТЛИЧКЕ  ДРЕМЛЮТ СЁСТРЫ-НЕВЕЛИЧКИ.  ЭТИ СЕСТРЫ ВЕСЬ ДЕНЁК  ДОБЫВАЛИ ОГОНЁК. 

 

_________________________

С ОСТРИЕМ ЖЕЛЕЗНЫМ,

 С ЗАГНУТЫМ КРЮКОМ  ИНВЕНТАРЬ ПОЖАРНЫЙ.

ВАМ ОН НЕ ЗНАКОМ?

 ________________________

Мы машины нужные, На помощь нас зови. У нас на дверце боковой Написано - 03.  

_________________________


Шипит и злиться 

Воды боится 

С языком, а не лает

Без зубов, а кусает

________________________  ГОЛОВА ОГНЕМ ПЫЛАЕТ,  ТЕЛО ТАЕТ И СГОРАЕТ.

 Я ПОЛЕЗНОЙ БЫТЬ ХОЧУ:

 ЛАМПЫ НЕТ – Я ПОСВЕЧУ. 

 

 

_________________________


 

Станция Сортировочная. Задача - собрать пазлы.

  

 

 

 

  

Станция Инструктаж. Задача - найти соответствие вида инструктажа с его описанием.

А) Вводный

1) проводится для всех принятых перед первым допуском к работе, непосредственно на рабочем месте, а также при переводе из одного подразделения в другое

 

Б)

Первичный на           рабочем месте

2) проводится с вновь поступающими на работу, командированными и  прибывшими на практики

 

В)

Повторный

3)Проводиться с целью восстановить  в памяти работников правила охраны труда, а также в случае нарушения требований безопасности. Инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 6 месяцев.

 

Г)

Внеплановый

4)  При выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности  (погрузке, разгрузке, разовые работы вне предприятия и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и др. документы; проведении экскурсий на предприятии

 

Д) Целевой

5) При изменении технологического процесса, замене оборудования, приспособлений, инструментов и других факторов, влияющих на безопасность труда;. При нарушении работником требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, взрыву или пожару, аварии, отравлению;. При перерывах в работе более, чем на 30 календарных дней для работ, к которым предъявляются  повышенные требования, а для остальных – 60дней;. По требованию органов надзора.

 

 

Станция Первая помощь. Задача – найти и записать правильную последовательность действий при определенном виде травм.

Карточка-соответствия №1

На рабочем месте вы получили такие травмы: ушиб и артериальное кровотечение вследствие разреза артерии на руке.

Вам необходимо из предложенного ниже алгоритма выбрать для каждого вида травмы правильный алгоритм оказания первой помощи потерпевшему.

Приемы оказания первой помощи

Ушиб  

 

Артериальное кровотечение вследствие разреза артерии на руке.

1.       жгут

2.       давящая повязка

3.       покой

4.       тугая повязка

5.       холод

6.       приподнятое положение

поврежденной части тела

7.       максимальное         сгибание

конечностей

8.       возвышенное положение

9.       доставка в больницу

10.   искусственное дыхание

 

1.       жгут

2.       давящая повязка

3.       покой

4.       тугая повязка

5.       холод

6.       приподнятое положение

поврежденной части тела

7.       максимальное         сгибание

конечностей

8.       возвышенное положение

9.       доставка в больницу

10.   искусственное дыхание

 

Ответ:

Ответ:

Карточка-соответствия №2

На рабочем месте вы получили такие травмы: растяжение и венозное кровотечение вследствие разреза вены на руке

Вам необходимо из предложенного ниже алгоритма выбрать для каждого вида травмы правильный алгоритм оказания первой помощи потерпевшему.

Приемы оказания первой помощи

Растяжение  

                Венозное             кровотечение

вследствие разреза вены на руке

1.                 жгут

2.                 давящая повязка

3.                 покой

4.                 тугая повязка

5.                 холод

6.                 приподнятое        положение

поврежденной части тела

7.                 максимальное      сгибание конечностей

8.                 возвышенное положение

9.                 доставка в больницу

10.            искусственное дыхание

 

1.       жгут

2.       давящая повязка

3.       покой

4.       тугая повязка

5.       холод

6.       приподнятое положение

поврежденной части тела

7.       максимальное         сгибание

конечностей

8.       возвышенное положение

9.       доставка в больницу

10.   искусственное дыхание

 

Ответ:

Ответ:

Станция Запоминательная. Задача – по памяти заполнить клетки игрового поля, в соответствии с образцом, на запоминание 10 секунд.

Станция Спортивная. Задача - всей командой выполнить 3 физических упражнения по своему выбору.

 

Викторина. Интеллектуальная викторина-игра по дисциплине «Охрана труда» и «ОБЖ» - «Это нужно знать» проводится с целью популяризации безопасного поведения и знаний правил охраны труда обучающимися.

1тур «Разминка» 

Инструкция: вам нужно угадать, что означают знаки безопасности!

1.    

2.     

3.    

2   – тур «Угадай-ка» 

Инструкция: постарайся правильно ответить на вопросы!

 

 Какое природное лекарственное средство можно использовать в качестве дезинфицирующего средства?

 Устройство для ликвидации возгорания?

 То, что может поразить при касании оголенных проводов?

 Химический элемент, используемый для очистки воды?

 Универсальное средство защиты дыхания?

 По какому номеру звонить в МЧС при экстренных случаях?

 Какая чрезвычайная ситуация  описано в сказке «Кошкин дом?

 

3   тур «Закончи фразу» 

Инструкция: внимательно почитай и добавь недостающие слова

Инструкция: выбери правильный ответ. 1. Начался пожар. Каковы ваши первоначальные действия?

1)  Убежать;

2)  Позвонить 01 и сообщить старшим; 3) Тушить самостоятельно.

2. Чтобы не отравиться угарным газом необходимо…

1)  Делать глубокие вдохи;

2)  Дышать через влажную ткань и немедленно покинуть помещение; 3) Закрыть рот и нос руками.

3. Источником воспламенения не может быть…

1)  Искры электрооборудования;

2)  Неосторожное обращение с огнем;

3)  Нарушения норм и правил хранения пожароопасных материалов; 4) Хранение зеленых насаждений; 5) Курение в запрещенных местах.

4. Если загорелась микроволновка… ваши действия…

1)  Выбросить в мусоропровод;

2)  Залить водой;

3)  Отключить от сети и накрыть плотным материалом.

5. Назовите телефон пожарной службы

1)  102;

2)  105;

3)  101                                                

 

5 тур «Правила охраны труда» 

Инструкция: посмотри внимательно на картинки и ответь, в чем наруш ение правил охраны труда?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Охрану не только надо знать,  но и строго соблюдать!»