«Охрана животных»окружающий мир, 3 класс
Оценка 4.6

«Охрана животных»окружающий мир, 3 класс

Оценка 4.6
Мероприятия +1
doc
воспитательная работа +2
9 кл—10 кл
12.10.2021
«Охрана животных»окружающий мир, 3 класс
Будем говорить о бережном отношении к природе. Ее гибели от рук человека и о том, как можно ей помочь. Урок в форме экологического суда
30.01.14 окр мир.doc

Конспект урока: окружающий мир «Охрана животных»

(Разработала и провела: Степаненко Татьяна Владимировна, 30.01.2014г.)


Цели: 

Коммуникативные УУД: Развивать чувство коллективизма, чувство единства, сплоченности; уметь работать в парах, группах;

Познавательные УУД: расширять представления  детей о мерах по защите и охране фауны; воспитывать  в детях бережное отношение к животному миру; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

Регулятивные УУД: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты

План занятия:

1 этап.

-Сегодня на урок я просила вас принести тетрадь по музыке. Откройте её пожалуйста. Встанем, пропоём первый куплет песни, одну из тех, что  изучали на последнем уроке.

Не дразните собак, не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.

И тогда воробьи песенкой разбудят,

А царапать и кусать вас никто не будет

-В чём заключается главная мысль этой песни?

-Можете определить тему урока? (Будем говорить  о бережном отношении к природе. Ее гибели от рук человека и о том, как можно ей помочь).  План на доске:

-Почему необходимо беречь природу (животный мир)?

-Как природа связала всё между собой? (В природе все взаимосвязано. Гибнут растения, погибнет и животный мир. Человек зависит от природы. Исчезнет природа, не будет и человечества.) – Попробуем  в этом разобраться, верно ли это предположение.

Учитель: Уничтожение животного мира происходит и сейчас. Цели у человека разные: кто-то захотел побольше получить денег за продажу редкого животного или его меха, кто-то решил поохотиться в свое удовольствие, кто-то, не думая, убивает палкой лягушонка, бросает камнем в птицу, или топчет ногой беззащитное маленькое насекомое.
Человек почему- то решил , что он царь природы. Кто он будет без природы, как можно , нам людям, обойтись без воздуха, воды, запаха цветов, пения птиц, звуков зверей. Все это щедро дарит человеку природа, а взамен она просит нас, людей, бережного, доброго отношения к ней.

-Посмотрите в тетрадь по музыке на другую песню, припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц- не небо.

А море без рыб – не море,

И земля без зверей – не земля!

2 этап:

Учитель: К великому сожалению ни звери, ни птицы, ни насекомые, а тем более рыбы не могут говорить. А представьте себе , если бы заговорили, чтобы они поведали нам. Давайте пофантазируем. Проведём экологический суд. Предлагаю парты развернуть, чтобы видеть друг друга. (Судья, адвокат - защитник людей (любое домашнее животное), прокурор, животные). На столах лежат карточки, на которых есть некоторые сведения, можете ими воспользоваться.

Учитель: Итак: Встать! Суд идет!

Судья: Судебное заседание объявляется открытым. Рассматривается дело над Человеком, совершившим злодеяния по отношению к животному миру.
На скамье подсудимых - Человек.

Учитель: Вспомните  пожалуйста животных и птиц, о которых мы говорили на предыдущих уроках, выберите себе роль и выступите в зале суда.

Животные – обвинители….или птицы.

Судья: Слово для поддержания обвинения предоставляется Туру.

Прокурор - Тур: (карточка) Тур. Когда-то это был могучий и красивый зверь. А исчез тур потому, что люди охотились на него и истребили его из-за вкусного мяса. Последний тур был убит еще в 17 веке. Мне трудно говорить и не только потому, что меня уже нет на свете. Я боюсь , что еще много видов животных исчезнет , как исчез мой вид. Человек не имеет права выносить смертный приговор тем, кто по его мнению вредный или опасный. Он нарушает природное равновесие, которое восстановить очень трудно, почти невозможно.

*  Я обвиняю человека в том , что он уничтожил Зебру-Квапу. Она была истреблена ради мешков для зерна. Мешки из ее шкур были дешевле холщевых.
*  Я обвиняю человека в том, что в результате отстрела на грани исчезновения медведи, леопарды, красные волки.

*  Странствующего голубя  я никогда не видел, только слышал про него. Последний голубь умер в зоопарке в начале нашего века. Огромные стаи этих птиц человек уничтожил ради вкусного мяса.


Судья: Выслушав обвинения, предоставим слово защите, адвокату.
Адвокат: Собака: Но человек заслуживает и уважения. Кто как не мы, домашние животные хорошо знаем человека.

Прокурор: Вы от него зависите. Вам не выгодно его ругать, иначе он вам не даст ни пищи, ни еды.

Судья: Давайте перестанем спорить и выслушаем свидетелей

Учитель: предлагаю выслушать свидетелей в аудиозаписях (иллюстрации на доске), которые не могут сегодня присутствовать.

В аудиозаписях:

Лягушка: Человеческая неблагодарность не знает границ. Мы , лягушки, относимся к нелюбимым человеком существам, к противным. И никому нет дела , что мы уничтожаем кучу насекомых. Как жаль , что человек убивает нас , а мы беззащитны , беспомощны перед ним.
Сова:  Наибольший интерес у любителей природы вызывают птицы. Человек ловит нас , сажает в клетки, убивает ради мяса. А лично меня человек не любит. Он считает меня предвестником несчастья. Да , кричим мы страшно, но и пользу приносим огромную. Одна сова за год уничтожает 1000 грызунов .Если учесть , что каждая мышь может съесть в год 1 тонну зерна. И все-таки человек убивает нас птиц, разоряет наши гнезда
Треска : Я обитаю в водоёмах Архангельской области. Человек загрязнил наши водоемы: сливает всю грязь в реки, моря , пруды; браконьерствует. Из-за этого количество рыбы уменьшилось в несколько раз. Да и не только меня. Человек! Остановись!
Бабочка: Я, Бабочка – Апполон очень обижена на тебя, человек .Как я жалею, что родилась красавицей. Птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крылышках предупреждают , что трогать меня нельзя. Я несъедобная. А вот человек все равно меня ловит. Как же убедить тебя, Человек , что красивая я только на воле. Нас становится все меньше и меньше. Нельзя нас ловить!
Кошка: Я отказываюсь защищать человека. Хотя я и домашнее животное , я с вами соглашусь. Я тоже обижена на человека. Сколько раз ты выгонял меня из дому., как пинал меня ногами. Я не буду тебя защищать.
Судья: Мы выслушали всех. Встает вопрос, что же нам делать с человеком? Предоставим слово его Защите.

Адвокат: Да, я согласен , то , что сделал Человек с природой – ужасное преступление. Но ведь только Человек может что-то исправить. Именно он создал Красную книгу. Он создал заповедники. Я думаю, он осознал свою вину.

Учитель: Дома вам было надо подготовить рассказ о том, какие заповедни и есть в нашей Арх.области и вообще, как человек охраняет природу.

Ученики 3 класса:…….

Учебник: стр. 147. Проанализируйте информацию и ответьте на вопрос: зачем нужны заповедники?

Учитель: У нас в стране есть основной закон - Конституция. В ней есть статья , которая защищает нашу природу от плохих действий человека. Поэтому, Человек обязан выполнять эти законы. Это показывает, что человек стал исправлять свои поступки. Я хочу тоже выступить в защиту Человека. Посмотрите на доску, где видны хорошие дела человека.
1. Человек подкармливает птиц и зимой , и весной , и осенью.
2. Во время разлива рек спасает от наводнения зверят. (И писатели этот факт отражают, например: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
3. Ставит очистительные сооружения, чтобы в водоемы шла чистая вода.
4. Изучает подводный мир, чтобы восстановить жизнь ценнейших пород рыб: форели, лосося, севрюги.

Судья: Выслушав всех, предоставляем слово прокурору.
Прокурор:  Внимательно, изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду зверей и птиц, каждому четвертому виду насекомых сегодня угрожает опасность. За последнее время по вине человека исчезло 63 вида зверей, 94 вида птиц. Учитывая и его положительные дела, требую условного наказания- исправить все!

Человек:  Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения! Но, что же мне сделать, чтобы вы поверили. Я даже не знаю правил поведения в природе.
Учитель: - Ребята, поведите его в лес и познакомьте с правилами.
Правила поведения в лесу.
(Учащиеся собираются в группу, обсуждают и выбирают  правила поведения в лесу)
1Не обрывать в лесу паутины и не убивать пауков. Они уничтожают вредных насекомых
2.Не ловить бабочек, шмелей.
3.Не разорять муравейники.
4Беречь лягушек, жаб, головастиков. Не убивать змей, даже если они ядовиты. Все они нужны в природе. Из яда змеи делают лекарство.
5 Не ловить  диких животных, не уносить их домой. Их дом лес, луг.
6.Не подходить близко к гнездам птиц. Не прикасаться к яйцам, птицы навсегда могут покинуть гнезда.
7.Если у тебя есть собака, не выпускай ее гулять в лес, в парк ранней весной. Она легко может съесть плохо летающего птенца или беспомощного зверька.
8.В лесу старайся ходить по тропинке, чтобы не вытаптывать траву. От вытаптывания гибнут травы, насекомые.
9 Не шуми в лесу. Шумом ты отгоняешь животных, мешаешь им возвращаться домой.
10.Не бросай мусор в лесу! Не разводи костры!
Судья: Человек, ты все запомнил? Подсудимый! Выслушав все стороны, объявляется приговор:  Пусть Человек исправит то, что еще можно исправить. А если он этого не сделает, тогда его постигнет судьба Тура- его тоже не станет на Земле. Ведь без всех птиц, зверей, насекомых, рыб, без чистого воздуха и воды, ты , человек, не сможешь выжить Тебе понятно?
Человек:  Получается так, что  я, человек сам подписал себе смертельный приговор? И мы, люди, должны  исправиться.
Судья: Попробуем поверить человеку. Наш суд окончен.

3 этап:

Учитель: Выскажите свое мнение об услышанном
- Понял ли свои ошибки человек?
- А что для себя взяли вы?
Я тоже хочу обратиться к вам со словами :
«Если ты что-то взял от Земли, отдай ей долг: посади дерево, очисти родник, подкорми птиц и только тогда природа будет спокойна и благодарна вам»
-Какому человеку был посвящён суд? (Наш суд был посвящен не конкретно одному какому человеку, а всем нам, людям: мне, вам, соседям, друзьям, как будущему поколению.)  Мне бы хотелось, чтобы вы бережно, с любовью относились ко всему живому, не совершали плохого,  не делали тех ошибок, о которых вы узнали.

Рефлексия: О каких заповедниках вы сегодня говорили?

Д.З.  В  дневник запишите д.з. уч. .148-153, узнаете, какие заповедники ещё есть),
Посмотрим, как  усвоили вы правила поведения в лесу.
                                                                        Тест (в парах).
1 Отметь, как ты поведешь себя, если встретишь в лесу змею, кабана, лося?
Возьму палку и отгоню животного.
Буду кричать и звать на помощь.
Постараюсь уйти с этого места незаметным.
2.Отметь, как ты будешь вести себя в лесу?
Включишь громко музыку.
Станешь играть в футбол.
Понаблюдаешь за природой.
3.Отметь, какие меры человек принимает для охраны животных?
Устраивает их отлов.
Строит заповедники.
Строит зоопарки.
                                                               Проверка - рефлексия.

- 1 пара: что решили? 2 пара? 3 пара? Вы скажете своё мнение.

- Тест показал, что вы усвоили все.
                                                      Если будет время:     Игра «Светофор».
Учитель: Поиграем. У вас на столе светофор. Называю правило поведения, если высказывание правильное показываете зеленый цвет светофора; если неправильное- красный цвет.
а)На прогулку в лес  я возьму нож, чтобы вырезать рогатку.
б).Я возьму спички, чтобы разжечь костер.
в).Возьму ножичек, чтобы аккуратно срезать грибы.
г) Пакет с хлебом, чтобы подкормить птиц.
д)Возьму сеть, чтобы половить птиц.
е)Мяч поиграть в футбол на поляне.
                4 этап:

                                               Подведение итогов - рефлексия.
- Что полезного для себя взяли из урока?
- Какие новые сведения получили о жизни животных?
- Каких ошибок не будете совершать?
В заключении мне хотелось бы прочесть вам стихотворение:


Что жизнь без неба, где родился зной?

Без дальних гор, где снежные седины?

И дерева, цветущего весной, 

Глядящего на белые вершины?

Что жизнь без добрых и без злых зверей,

Без птиц лесных и песни их беспечной?

Жизнь не полна без широты полей,

Жизнь без примера их свободы вечной.

 

- «Всё прекрасное на Земле от Солнца,

Всё хорошее от человека» (М.Пришвин)

 

*Последний куплет песни: «Не дразните собак»

Если вам  по душе красота земная,

Берегите её, устали не зная.

Непременно тогда станем мы друзьями,

А про кошек и собак…пойте вместе с вами.

·        Вернуться к плану на доске: мы говорили, что природа гибнет от рук человека…в какой момент это прозвучало?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судья

1.      Судья: Судебное заседание объявляется открытым. Рассматривается дело над Человеком, совершившем злодеяния по отношению к животному миру.
На скамье подсудимых - Человек.

2.      Судья: Слово для поддержания обвинения предоставляется Туру.

3.      Судья: Выслушав обвинения, предоставим слово защите, адвокату.

4.      Судья: Давайте перестанем спорить и выслушаем свидетелей

5.      Судья: Мы выслушали всех. Встает вопрос, что же нам делать с человеком? Предоставим слово его Защите.

6.      Судья: Выслушав всех, предоставляем слово прокурору.

7.      Судья: Человек, ты все запомнил? Подсудимый! Выслушав все стороны, объявляется приговор:  Пусть Человек исправит то, что еще можно исправить. А если он этого не сделает, тогда его постигнет судьба Тура- его тоже не станет на Земле. Ведь без всех птиц, зверей, насекомых, рыб, без чистого воздуха и воды, ты  человек, не сможешь выжить Тебе понятно?

8.      Судья: Попробуем поверить человеку. Наш суд окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокурор – обвинитель: Тур

1.    Прокурор - Тур: (карточка) Тур. Когда-то это был могучий и красивый зверь. А исчез тур потому, что люди охотились на него и истребили его из-за вкусного мяса. Последний тур был убит еще в 17 веке. Мне трудно говорить и не только потому, что меня уже нет на свете. Я боюсь , что еще много видов животных исчезнет , как исчез мой вид. Человек не имеет права выносить смертный приговор тем, кто по его мнению вредный или опасный. Он нарушает природное равновесие, которое восстановить очень трудно, почти невозможно.

*  Я обвиняю человека в том , что он уничтожил Зебру - Квапу. Она была истреблена ради мешков для зерна. Мешки из ее шкур были дешевле холщевых.
*  Я обвиняю человека в том, что в результате отстрела на грани исчезновения медведи, леопарды, красные волки.

*  Странствующего голубя  я никогда не видел, только слышал про него. Последний голубь умер в зоопарке в начале нашего века. Огромные стаи этих птиц человек уничтожил ради вкусного мяса.

2.    Прокурор: Вы от него зависите. Вам не выгодно его ругать, иначе он вам не даст ни пищи, ни еды.

3.    Прокурор:  Внимательно, изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду зверей и птиц, каждому четвертому виду насекомых сегодня угрожает опасность. За последнее время по вине человека исчезло 63 вида зверей, 94 вида птиц. Учитывая и его положительные дела, требую условного наказания- исправить все!

 

Адвокат – защитник: Собака

  1. Адвокат: Собака: Но человек заслуживает и уважения. Кто как не мы, домашние животные хорошо знаем человека.

2.      Адвокат: Да, я согласен, то, что сделал Человек с природой – ужасное преступление. Но ведь только Человек может что-то исправить. Именно он создал Красную книгу. Он создал заповедники. Я думаю, он осознал свою вину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Не обрывать в лесу паутины и не убивать пауков. Они уничтожают вредных насекомых
2.Не ловить бабочек, шмелей.
3.Не разорять муравейники.
4.Беречь лягушек, жаб, головастиков. Не убивать змей, даже если они ядовиты. Все они нужны в природе. Из яда змеи делают лекарство.
5. Не лови диких животных, не уноси их домой. Их дом лес, луг.
6.Не подходи близко к гнездам птиц. Не прикасайся к яйцам, птицы навсегда могут покинуть гнезда.
7.Если у тебя есть собака, не выпускай ее гулять в лес, в парк ранней весной. Она легко может съесть плохо летающего птенца или беспомощного зверька.
8.В лесу старайся ходить по тропинке, чтобы не вытаптывать траву. От вытаптывания, гибнут травы, насекомые.
9 Не шуми в лесу. Шумом ты отгоняешь животных, мешаешь им возвращаться домой.
10.Не бросай мусор в лесу! Не разводи костры!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Тест (в парах).
1.  Отметь, как ты поведешь себя, если встретишь в лесу змею, кабана, лося?
Возьму палку и отгоню животного.
Буду кричать и звать на помощь.
Постараюсь уйти с этого места незаметным.
2.Отметь, как ты будешь вести себя в лесу?
Включишь громко музыку.
Станешь играть в футбол.
Понаблюдаешь за природой.
3.Отметь, какие меры человек принимает для охраны животных?
Устраивает их отлов.
Строит заповедники.
Строит зоопарки.

 

 

 

 

                                                                        Тест (в парах).
1.  Отметь, как ты поведешь себя, если встретишь в лесу змею, кабана, лося?
Возьму палку и отгоню животного.
Буду кричать и звать на помощь.
Постараюсь уйти с этого места незаметным.
2.Отметь, как ты будешь вести себя в лесу?
Включишь громко музыку.
Станешь играть в футбол.
Понаблюдаешь за природой.
3.Отметь, какие меры человек принимает для охраны животных?
Устраивает их отлов.
Строит заповедники.
Строит зоопарки.


Конспект урока: окружающий мир «Охрана животных» (Разработала и провела:

Конспект урока: окружающий мир «Охрана животных» (Разработала и провела:

Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят

Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят

Странствующего голубя я никогда не видел, только слышал про него

Странствующего голубя я никогда не видел, только слышал про него

Адвокат: Да, я согласен , то , что сделал

Адвокат: Да, я согласен , то , что сделал

Не подходить близко к гнездам птиц

Не подходить близко к гнездам птиц

Отметь, как ты будешь вести себя в лесу?

Отметь, как ты будешь вести себя в лесу?

Что жизнь без добрых и без злых зверей,

Что жизнь без добрых и без злых зверей,

Судья 1. Судья: Судебное заседание объявляется открытым

Судья 1. Судья: Судебное заседание объявляется открытым

Прокурор – обвинитель: Тур 1

Прокурор – обвинитель: Тур 1

Адвокат – защитник: Собака

Адвокат – защитник: Собака

Не обрывать в лесу паутины и не убивать пауков

Не обрывать в лесу паутины и не убивать пауков

Тест (в парах) . 1. Отметь, как ты поведешь себя, если встретишь в лесу змею, кабана, лося?

Тест (в парах) . 1. Отметь, как ты поведешь себя, если встретишь в лесу змею, кабана, лося?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021