Цели: познакомить детей с животными, которые внесены в Красную книгу;
воспитывать экологическую культуру учащихся.
О б о р у д о в а н и е: цветные иллюстрации исчезающих видов животных; фотографии заповедников и зоопарков; Красная книга.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Как размножаются животные?
– Чем отличается размножение зверей от всех других животных?
– Как заботятся о своем потомстве птицы и звери?
II. Сообщение темы урока.
– Тема нашего урока «Охрана животных».
III. Изучение нового материала.
Б е с е д а.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
– Ребята, посмотрите, какие прекрасные творения природы представлены на иллюстрациях на доске. Ими бы только восхищаться, если, к сожалению, не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность.
Окружающий мир 3 класс «ОХРАНА ЖИВОТНЫХ»
Цели: познакомить детей с животными, которые внесены в Красную книгу;
воспитывать экологическую культуру учащихся.
О б о р у д о в а н и е: цветные иллюстрации исчезающих видов животных; фотографии
заповедников и зоопарков; Красная книга.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Как размножаются животные?
– Чем отличается размножение зверей от всех других животных?
– Как заботятся о своем потомстве птицы и звери?
II. Сообщение темы урока.
– Тема нашего урока «Охрана животных».
III. Изучение нового материала.
Б е с е д а.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
– Ребята, посмотрите, какие прекрасные творения природы представлены на иллюстрациях
на доске. Ими бы только восхищаться, если, к сожалению, не одно тягостное
обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность.
– Для чего нужна Красная книга?
КРАСНАЯ КНИГА
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
Красная книга, Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовет.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем, прощаем.
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит она, что природа умрет?Цель у нее иная:
Все живое хранить зовет.
Б. Дубровин
– Начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более
половины – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по
вине человека.
Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты,
собранные учеными о животных и растениях.
Международная Красная книга, впервые изданная в 1966 году, включала в себя описание
200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и примерно 25 тысяч видов растений.
Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году и называлась Красная книга
СССР. Спустя 6 лет появилось второе издание, более полное. Был значительно расширен
круг животных, нуждающихся в охране. Кроме млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий
в нее были включены рыбы, насекомые, моллюски и даже черви.
– Редкими стали белый медведь, морж, уссурийский тигр, бобер, соболь, орелберкут,
фламинго, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка, жуккрасотел и другие животные.
Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных
леса, реки, озера, степи – это дом.
Животные играют большую роль в природе. Необходимы они и людям.
– Как вы думаете, для чего?
– Давайте послушаем сообщения о животных, которые в нашей местности нуждаются в
охране.
Учащиеся, подготовленные заранее, рассказывают о животных.
– Помните, что беречь надо и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это
хорошо известные вам животные: белка, еж, синица, дятел, лягушка, жаба. Их жизнь часто
зависит от нас с вами, от нашего поведения в природе.
А теперь немножко отдохнем и отгадаем кроссворд про животных.
1 Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)
2 Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь. (Свинья)
3 На овчарку он похож.
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
4 Собой не птица,
Петь не поёт,
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (Собака)
5 Кто в тельняшке полосатой?Кто клыкастый и усатый?
Это кошкина родня!
Ой, его не знаю я!
Он знаток весёлых игр!
Только не котёнок ... ! (Тигр)
6 На носу он носит рог
И зовётся ... (Носорог)
7 Длинный хвостик гол у крошки,
«Пиии», — пищит при виде кошки,
В норке скрыт её домишко,
А зовут малютку... (Мышка)
8 Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет... (Черепаха)
Если правильно отгадан кроссворд, то получится по вертикали в выделенных клетках
слово «животные».
2
1
4
7
3
5
6
8
Ё Ж И
С
В
И
Н
К
Ь
ЯС
В
О
Т
Н
О
Б
И
О
Л
А
Г
С
М Ы Ш К
Ч
Е
Р
Е
П
А
К
К
Р
О
А
Х
А
Р
О
Г
А
Ч т е н и е э к о л о г и ч е с к и х п р а в и л (с. 53).
IV. Закрепление изученного.
– Многое делается в нашей стране по охране животных. Принят Закон об охране и
использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках.
Помогают спасению редких животных и зоопарки.
Но беречь надо всех животных, тогда, погуляв в лесу или на лугу и вернувшись домой, вы
сможете рассказать:
Я на кусте у родника
Не тронул сети паука,
Я поглазел на муравьев:
У них домище –
Будь здоров!
Я долго по лесу шагал,
Я никого не напугал,
Нигде воды не замутил…
В лесу я просто погостил!
& Домашнее задание: прочитать статью (с. 112–115); выполнить задания 1–3 (с. 116).