Важным аспектом современной системы образования является преемственность образовательного процесса на разных возрастных этапах. Механизм реализации преемственности раннего и дошкольного образования состоит в обеспечении плавного перехода от одного этапа образования к другому, это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка при его переходе от раннего к дошкольному возрасту. Обеспечение преемственности в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста - реализация идей непрерывного образования в жизни человека. В раннем и дошкольном возрасте общая цель воспитания: психическое и личностное развитие ребёнка. Безусловно, применительно к детям раннего возраста речь идёт о предпосылках развития личности. Базис личностной культуры, все качества личности, формирующиеся в дошкольный период, зарождаются еще в младенчестве. Для детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах должно быть организовано непрерывное психолого-педагогическое сопровождение специалистами разного профиля.
12.docx
Оказание ранней помощи в развитии детей с ОВЗ
Важным аспектом современной системы образования является преемственность
образовательного процесса на разных возрастных этапах. Механизм реализации
преемственности раннего и дошкольного образования состоит в обеспечении плавного
перехода от одного этапа образования к другому, это непрерывный процесс воспитания и
обучения ребёнка при его переходе от раннего к дошкольному возрасту. Обеспечение
преемственности в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста
реализация идей непрерывного образования в жизни человека. В раннем и дошкольном
возрасте общая цель воспитания: психическое и личностное развитие ребёнка. Безусловно,
применительно к детям раннего возраста речь идёт о предпосылках развития личности.
Базис личностной культуры, все качества личности, формирующиеся в дошкольный
период, зарождаются еще в младенчестве. Для детей с ограниченными возможностями
здоровья на разных возрастных этапах должно быть организовано непрерывное психолого
педагогическое сопровождение специалистами разного профиля.
В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений
развития у детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой
деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте
(после 35 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и
речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее
благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года
жизни ребенка.
Психологические новообразования у детей первых лет жизни следует рассматривать
в основных линиях развития: социальной, физической, познавательной.
социальной сфере являются:
Для детей младенческого возраста основными маркерами благополучия в
‒ переход от эмоциональноличностного к эмоциональноделовому общению,
который выражается в стойком предпочтении ребенком эмоционального общения с
близким взрослым через предъявление предмета/игрушки и в овладении способом действия
с ним (по подражанию);
‒ все более возрастающее понимание ребенком речи взрослых и выполнении
‒ пока», «покажи, как умеет наш малыш – полетели, полетели на головку сели»,
«где папа?» и т.п.; развитие собственной речевой активности, которая проходит ряд стадий
– от отдельных звуков, к лепету, звукокомплексам и появлению первых слов.
первых действий по речевой инструкции («помаши ручкой
В физической линии развития мы ориентируемся на овладение ребёнком основными
движениями: от умения держать голову и ползать до самостоятельной ходьбы. Особое
значение отводится становлению хватания предметов и развитию зрительнодвигательной
координации, определению ведущей руки.
В познавательном развитии важно становление умения ребенком манипулировать с
предметами, действовать с ними, учитывая их специфические, физические свойства
(величину, форму, материал). При этом отмечается наличие интереса у ребенка к
предметам, действиям с ними, и конечно, желания взаимодействовать с близким взрослым,
подражать его действиям.
В раннем возрасте специалисты ориентируются на появление иных достижений.
Так, в социальной сфере это ситуативноделовое общение, средствами которого
выступают эмоциональноделовые и предметноигровые;
овладение навыками
самообслуживания, в том числе и контролем над функциями выделения; осознание
собственного «Я».
В физическом развитии – овладение бегом, прыжками; совершенствование тонкой
моторики рук и др. В познавательной сфере – определяющим выступает становление предметных
действий, т.е. действий с предметами, способами, закрепленными в общественном опыте;
знание назначения предметов; умение различать предметы по цвету, форме, величине и
использовать вспомогательные орудия для достижения цели; усложнение игровых умений
от выполнения отдельного действия до воспроизведения «цепочки» игровых действий,
появление предметазаместителя; появление фразы, расширение словаря.
Значимыми выступает и осознание правил поведения (под влиянием примера и
пояснений взрослых), прекращение действий по указанию взрослых и продолжение в случае
одобрения.
В дошкольном возрасте появляется огромное количество психологических
новообразований, свойственных каждому дошкольному период: младшему, среднему и
старшему дошкольному возрасту. По мере того, как побудительная сила социальных
мотивов возрастает, совершается переход от запаздывающей к более совершенной
опережающей эмоциональной коррекции действий. Предвосхищение выполняет важную
регулирующую роль в более сложных формах игровой и продуктивной деятельности. Для
их выполнения необходимо не только предварительно представить отдаленные результаты
действия, но и заранее прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для самого
ребенка и окружающих его людей. В ходе онтогенеза изменяется и структура
эмоциональных процессов в их состав постепенно включаются, помимо вегетативных и
моторных реакций, познавательные процессы (воображение, образное мышление, сложные
формы восприятия). Эмоции становятся "умными", интеллектуализируются, а
познавательные процессы приобретают аффективный характер, обогащаются чувством.
Системный подход – изучение психического развития, рассматривающего
психофизиологическую структуру зрелой личности как сложную, иерархическую систему
взаимосоподчиненных элементов, отражение действительности и психической регуляции
деятельности субъекта.
Итогом психологопедагогического изучения ребенка раннего и дошкольного
возраста является вынесение заключения, в котором определен актуальный уровень
развития ребенка (то, что он может делать самостоятельно) и потенциальный (то, что
выполняет вместе со взрослым), на которое и опирается педагогдефектолог при
разработке индивидуальной программы развития (ИПР). Она является составной частью
адаптированной образовательной программы, при составлении которой необходима
консолидированная работа всех специалистов сопровождения и педагогов, работающих с
детьми с ОВЗ.
Перечисленные выше достижения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, а
также особенности развития детей с ОВЗ, выявленные в ходе комплексной психолого
педагогической диагностики нарушений развития, служат ориентирами в разработке ИПР.
Индивидуальная программа разрабатывается с учетом следующих принципов:
‒ единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
‒ учета характера и степени первичного нарушения, а также особенностей
‒ учета онтогенетического хода основных линий развития, предполагающего
обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего
развития;
вторичных отклонений в развитии ребенка;
‒ учета возрастных и индивидуальных особенностей его развития;
‒ деятельностного подхода к развитию личности ребенка, реализующегося в
‒ коррекционной направленности воспитательного процесса, а также системного
рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с его интересами;
подхода к процессу обучения и воспитания. В разработке индивидуальной программы принимают участие все специалисты,
участвующие в реабилитационном процессе. Мы более подробно остановимся на
раскрытии той части программы, которую составляет педагогдефектолог для родителей.
Литература
1.
Григоренко, Н.Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной
помощи детям с отклонениями в развитии (на базе службы ранней помощи) /Н.Ю.
Григоренко // Специальное образование: научнометодический журнал/ГОУ ВПО
«Урал.гос.пед.унт»; ИНт спец.образовани. – Екатеренбург, 2011. №1. – 133с. –
С.3441
2.
Нищева, Н.В Ельцова, О.М., Верещангина, Н.В. Внедрение ФГОС ДО в
практику работы дошкольных образовательных организаций/ Нищева Н.В. и др. М.:
ДетствоПресс, 2015. 384с.
3.
Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об
образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. М.:
Издательство «Просвещение», 2014. 111с.
Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные
М.:
образовательной
деятельности
правила
Издательство «Просвещение», 2014. 79с.
нормы
и
4.
5.
Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями:
коррекционная работа на первом году жизни.–М.: Полиграф сервис, 2003.
6.
Приходько, О.Г. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного
возраста с нарушениями опорнодвигательного аппарата. Глава в учебное пособие/
О.Г. Приходько // Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Академия С.183219.
7.
Приходько, О.Г., Стребелева, Е.А., Екжанова, Е.А., Лазуренко, С.Б.,
Гусейнова, А.А., Ушакова, Е.В., Григоренко, Н.Ю., Югова, О.В. Педагогика с
пеленок. Пособие для родителей./ О.Г. Приходько. М.: Издательская группа
РОМАРТ, 2013. 72 с.
8.
Приходько, О.Г., Югова, О.В. Как научить малыша говорить./ О.Г.
Приходько, О.В. Югова. М.: Каисса, 2010.
9.
Психологопедагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста/ О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева //Под ред. Е.А.
Стребелевой. М.: Просвещение, 2005.
10.
Степанова, О.А. Журнал рабочих контактов логопеда и воспитателей
группы для детей с нарушениями речи. М: Сфера./ О. А.Степанова. М.:
Сфера,2003. 144 с.
Степанова,
Программы для ДОУ компенсирующего и
комбинированного видов: Справочное пособие./ О.А. Степанова. М.: Сфера, 2008.
128 с.
О.А.
11.
Оказание ранней помощи в развитии детей с ОВЗ
Оказание ранней помощи в развитии детей с ОВЗ
Оказание ранней помощи в развитии детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.