Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ БЕЗУДАРНЫХ
ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Урок 98 (88).
Тема: Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе
– Наблюдение над особенностями окончаний имён прилагательных, развитие умений выделять окончания прилагательных
и определять их родочисловую принадлежность.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Проверка домашнего задания.
Устный рассказ по ключевым словам «Что я знаю об имени
прилагательном». (Ключевые слова могут быть записаны на доске.)
Ученики слушают, задают вопросы после прослушивания. Самооценка
ученика и оценка класса.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
© ООО «Баласс», 2014
16. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
II.
Формулирование
проблемы.
1 3 3
– Прочитайте на с. 75 название параграфа.
– Правописание какой части речи будем изучать?
– В какой части слова будет орфограмма?
– Назовите ключевые слова темы. (Имя прилагательное, окончание,
безударные гласные.)
– Что необходимо вспомнить перед изучением этого раздела? (Что такое
окончание,
орфограммыбуквы безударных
гласных.)
имя прилагательное,
III. Открытие
знаний.
1. Беседа.
– Что такое окончание? Для чего оно служит?
– Образует ли окончание новые слова?
– Что образуется с помощью окончаний? (Формы слов.)
– Какие окончания могут иметь существительные среднего рода;
женского рода; мужского рода?
– Как найти окончание в слове? (Надо слово изменить.)
2. Наблюдение за особенностями родовых и числовых окончаний
имён прилагательных.
– Как же найти окончание в именах прилагательных? Давайте
© ООО «Баласс», 2014
2понаблюдаем.
1) Упр. 322 – развивается умение выделять окончание в именах
прилагательных.
Выполняется по заданию. Возможный вариант: карандашом в книге
дети выделяют окончание прилагательного. Сначала читают первые
5 сочетаний.
– Какое прилагательное изменяется? (Хоккейный.) Что изменяется и как?
(Окончание: ый, ая, ое, ые, ыми.)
– Ударные или безударные окончания у имён прилагательных?
– Вспомните, какие окончания бывают у имён существительных.
Сделайте вывод: как найти окончание в имени прилагательном?
(Нужно изменить прилагательное и выделить часть, которая изменяется.)
2) Упр. 323 – проверяются наблюдения, развивается умение выделять
окончания в именах прилагательных, определять их характер.
Выполняется по вариантам самостоятельно.
I вариант: первые 3 сочетания (о весне).
II вариант: следующие 3 сочетания (о зиме).
– Сделайте вывод: от чего зависит окончание прилагательного? Какая
особенность есть у окончаний имён прилагательных? (В окончании две
три буквы.)
– Всегда ли это так? (Анализ оставшихся слов.)
Ученики делают вывод: окончания прилагательных зависят от
формы существительного и изменяются вслед за ней, в окончании у
© ООО «Баласс», 2014
3прилагательных 2–3 буквы.
– Можно ли както систематизировать окончания имён прилагательных?
(Предположения детей.) Как? Вспомните, как мы это делали у имён
существительных.
3. Систематизация окончаний прилагательных по числам и родам (в
единственном числе).
1) Упр. 324 – развивается умение группировать имена прилагательные
с одинаковыми окончаниями.
– Прочитайте имена прилагательные с одинаковыми окончаниями.
– От чего зависит выбор этих окончаний? (От рода и числа.)
– Сделайте вывод. Какие окончания бывают у прилагательных ж.р.? м.р.?
ср.р.?
2) Сравнение выводов учеников с окончаниями в таблице на с. 86.
– Как называются окончания имён прилагательных в ед.ч.? (Родовыми.)
– Почему? (Прилагательные изменяются по родам.)
3 4 6 1 3
Работа в учебнике
– Прочитайте текст (представлен на доске или слайде). Выпишите
имена прилагательные. Выделите окончания, укажите род и число.
Я люблю скромное ветвистое дерево рябину. Люблю её пёстрые
зелёные листочки. Они шелестят даже при лёгком ветерке. Есть
чтото весёлое, радостное, русское в этом дереве.
(По И. СоколовуМикитову)
Разбор по составу слов.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
IV. Развитие
умений.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
© ООО «Баласс», 2014
4– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Перепутались окончания имени прилагательного ая, ый, яя, ое, ый,
ее, ий. Возьмите три цветных карандаша: синий, зелёный, красный,
обозначьте зелёным прямоугольником окончания прилагательных
среднего рода, синим – мужского рода, красным – женского рода.
(Ученики записывают окончания и выполняют обозначения.)
V. Итог урока.
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Упр. 6, с. 100.
Деятельность учеников:
– Группировать слова по частям речи.
– Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.
– Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.
© ООО «Баласс», 2014
5