Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знаете ли вы, ребята, что есть языки, в которых не три рода, как в русском языке, а намного больше? Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, мать), класс животных, класс вещей, класс круглых предметов и др. Возьмём такие существительные: колесо, кофе, какао, блюдце, молоко, баранка, шофёр, мужчина, женщина.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur75_+.doc
Русский язык РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Урок 75 (68). Тема: Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода.   –  Развитие   умений   анализировать   окончания   существительных   разных   родов,   определять   основные   признаки   имён существительных – одушевлённость/неодушевлённость и род, мотивировать их выбор.  –  Дальнейшее овладение родным языком на основе сопоставления русского языка с другими языками.  –  Овладение умениями устной и письменной речи: подбирать синонимы к словам, употреблять синонимы в речи. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  4   1. Словарная работа. –  Знаете ли вы, ребята, что есть языки, в которых не три рода, как в русском языке, а намного больше? Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». Есть   класс,   обозначающий   людей   (сын,   мать),   класс   животных,   класс Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. © ООО «Баласс», 2013 1вещей, класс круглых предметов и др. Возьмём такие существительные: колесо,   кофе,   какао,   блюдце,   молоко,   баранка,   шофёр,   мужчина, женщина. –  Распределите эти существительные по родам­классам, как в языках народов Африки:   названия                             названия                                  класс, жидкостей                    круглых предметов              обозначающий людей –  Укажите   род   этих   существительных   в   русском   языке,   обозначьте орфограмму. – Род каких слов надо запомнить? (Кофе, какао.) – Какое слово вы выбрали в задании № 4, тема 7 в рабочей тетради? – Как вы его нашли? (Род слова шампунь надо запомнить.) –  Какие   признаки   есть   у   слова  кенгуру?   (Вспомните   задание   №   3   в рабочей тетради.) 2. – Выполните задание № 7, тема 7 в рабочей тетради. Назовите слово. –  Почему вы его выбрали? (Слово  кофе  мужского рода, а остальные – среднего.)  1  3  3  II.  Формулирование  © ООО «Баласс», 2013 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению  и целенаправленной познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с  2материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. проблемы,  планирование  деятельности.  III. Развитие  умений. – Рассмотрите схему, сформулируйте тему урока. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 1. Работа в учебнике. 1.  Упр. 243 – наблюдение над окончаниями имён существительных мужского, женского и среднего рода. Ученики   читают   слова,   называют   окончания,   устанавливают сходство и различие в окончаниях. 2. Упр. 244 – ученики наглядно обобщают информацию об окончаниях в схемах. Коллективная   работа   под   руководством   учителя.   Ученики вписывают окончания. Образец записи окончаний: © ООО «Баласс», 2013 3– Как отличить окончания в м.р. и ж.р.? (Окончания ­а, ­я в м.р. бывают только   у   одушевлённых   существительных,   называющих   мужчин   (лиц мужского пола), в остальных случаях – окончание  ­а,  ­я  указывает на ж.р.) Методическая рекомендация: лучше в ж.р. сначала записать слова с окончаниями ­а, ­я, затем с нулевым окончанием. 2. Систематизация знаний об имени существительном. 1. Беседа. – Что такое имя существительное? –  Какие   признаки   есть   у   этой   части   речи?   Почему   они   называются постоянными? 2.  Упр. 245. Частичный разбор имени существительного как части речи. Образец записи дан в упражнении. Методическая рекомендация:  перед определением признаков у имён существительных сообщить детям, что если признаки постоянные, то они есть у всех форм этого слова и будут одинаковыми. Легче всего определять признаки, когда существительное отвечает это   начальная   форма на   вопрос  что?  (П.   кто?  или © ООО «Баласс», 2013 4существительного). Поэтому изменяем существительное так, чтобы оно отвечало на вопрос кто? что? 3. Упр. 246 – развитие лексических и речевых умений, наблюдение над синонимами и составление с ними предложений. Выполняется в следующей последовательности: 1) устное составление предложений; 2) списывание с указанием рода существительных; 3) вывод: существительные­синонимы – это необязательно слова одного и того же рода; 4) обозначение в словах знакомых орфограмм. 4.  Упр. 247 – самостоятельный подбор существительных­синонимов (можно с опорой на словарь). – Я принесла Словарь синонимов. Как вы думаете, для чего он нужен? – Как им пользоваться?  Учитель показывает на примере одной статьи. Затем   подбирают   синонимы   к   словам   (один   из   учеников­ консультантов   дополняет   словами   из   словаря),   записывают   их   и определяют род: Буря (ж.р.), ураган (м.р.), тайфун (м.р.). Воин (м.р.), солдат (м.р.), боец (м.р.), витязь (м.р.). Всадник (м.р.), наездник (м.р.). Ливень (м.р.), дождь (м.р.). Ученики   устно   составляют   предложения   с   отдельными   словами (например, солдат, воин, витязь), чтобы выяснить оттенки значений. Частичный   разбор   двух   существительных   (по   образцу)   с комментированием на доске и в тетрадях. © ООО «Баласс», 2013 5IV. Итог урока. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 4  4 – Задайте вопросы по теме урока (можно по рядам: один ряд другому и т.д.). – Какие признаки есть у имён существительных? – Как определить род? – Какие окончания бывают в мужском, женском, среднем роде? – Что такое синонимы? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 4 (устно), 5, с. 30. 2. Подготовиться к словарному диктанту (с. 29). Деятельность учеников: © ООО «Баласс», 2013 6 Определять грамматические признаки имён существительных.  Определять начальную форму имени существительного.  Наблюдать за использованием имён существительных в речи. © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также