Окружающий мир, 1 класс
Тема: «Виды животных»
Тип урок: рефлексия
Оборудование:
Демонстрационный материал: 1) карточка с высказыванием; 2) рисунки со зверями; 3)эталоны с прошлых уроков; 4) картинки с птицами; 5) картинки с рыбами; 6) картинки с насекомыми; 7) карточка с последовательностью действий при работе с эталонами; 8) образец выполнения самостоятельной работы № 1; 9) алгоритм исправления ошибок.
Раздаточный материал: 1) карточка с самостоятельной работой № 1; 2) задания для тренинга;
3) образец для самопроверки заданий для тренинга; 4) карточки с самостоятельной работой № 2;
5) образец для самопроверки самостоятельной работы № 2; 6) образцы выполнения заданий повышенной сложности; 7) справочники, энциклопедии.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: дать учащимся первое общее представление о том, как разнообразен
мир животных, о делении животных на виды и провести первичное закрепление новых
знаний для формирования у учащихся умений определять вид животных
по определённым признакам
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ
ЦЕЛЬ: расширить понятийную базу за
счет включения в нее новых элементов.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке, правилами работы в паре, группе;
освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться ко мнению одноклассников;
формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
развитие критического мышления.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока;
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё небольшое по объему высказывание;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам/неудачам.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из иллюстраций, учебных пособий;
понимать таблицы, передавая содержание таблицы в словесной форме;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
использовать мыслительные операции сравнения, сопоставления, анализа и синтеза.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
узнавать и называть животных на рисунках;
подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять и называть их существенные признаки, осуществлять самопроверку;
приводить, примеры животных разных групп;
классифицировать животных по изученным признакам;
рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.
Ход урока
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- А что значит быть активным?
На доске карточка с высказыванием:
− Ребята, сегодняшний урок мы начинаем с высказывания.
− Как вы понимаете эти слова? (Если ты делаешь что-то, ты можешь и ошибаться. А если вообще ничего не делать, то, конечно, ошибок и не будет.)
− А как вы думаете, может быть, действительно ничего не надо делать, чтобы ошибок не было? (Нет, делать обязательно нужно, иначе ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.)
− Спасибо, ребята, я с вами согласна. Приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи! (Удачи!)
− С какой общей темой вы работали на последних уроках? (Мир животных.)
− Как вы думаете, удачным было изучение этой темы? (Да.)
− А как вы можете проверить, насколько хорошо вы усвоили материал? (Нужно провести самостоятельную работу.)
− Какие шаги вы будете выполнять на уроке? (1 шаг – что умею. 2 шаг – учусь применять.)
На доске эталоны:
На доске карточка с последовательностью действий при работе с эталонами:
− С чего вы начнете работу? (С повторения.)
− Какую цель вы поставите перед собой, повторяя материал? (Вспомнить эталоны, которые мы открыли на прошлых уроках.)
− Хорошо. Что вам было задано на прошлом уроке? (Нам нужно было вставить недостающий рисунок и определить группу животных.)
− Кто из первой группы представит свою работу? (На наших картинках изображены звери, так как они покрыты шерстью. А лишней картинкой является картинка с медведем, потому что только он зимой впадает в спячку.)
Рисунок зайца |
Рисунок лося |
Рисунок медведя |
Рисунок лисы |
− Каким эталоном вы пользовались?
− Кто из второй группы представит свою работу? (На наших картинках изображены птицы, так как они покрыты перьями. А недостает изображения чайки, потому что в первом столбике есть воробей, ласточка, а чайки нет.)
? |
Рисунок ласточки |
Рисунок воробья |
Рисунок воробья |
Рисунок чайки |
Рисунок чайки |
Рисунок ласточки |
Рисунок воробья |
Рисунок ласточки |
− Каким эталоном вы пользовались?
− Кто из третьей группы представит свою работу? (На наших картинках изображены рыбы, так как они покрыты чешуей. А недостает изображения карася, потому что в последней строке есть окунь, щука, а карася нет.)
Рисунок щуки |
Рисунок окуня |
Рисунок карася |
Рисунок карася |
Рисунок щуки |
Рисунок окуня |
? |
Рисунок окуня |
Рисунок щуки |
− Каким эталоном вы пользовались?
− Кто из четвертой группы представит свою работу? (На наших картинках изображены насекомые, так как они имеют 6 ног. А лишним является муравей, потому что он не летает, у него нет крыльев.)
Рисунок муравья |
Рисунок стрекозы |
Рисунок пчелы |
Рисунок божьей коровки |
− Каким эталоном вы пользовались?
− Что вы сейчас делали? (Повторяли, вспоминали эталоны.)
− Как вы пользовались эталонами? Что вы делали сначала? (Мы смотрели на рисунки животных, находили основные признаки.)
− Что делали потом? (Сравнивали с эталонами.)
− А дальше? (Делали вывод, то есть определяли, к какой группе относится животное.)
− Сколько эталонов вам потребовалось? (Четыре.)
− Ребята, я эталоны пронумеровала, это пригодится для проверки самостоятельной работы.
− Что сейчас я вам предложу? (Самостоятельную работу № 1.)
− Вы готовы ее выполнить? (Да.)
Учащимся раздаются карточки с текстом самостоятельной работы.
Задание 1. На рисунках животные. Выдели красным карандашом характерные признаки и определи, к какой группе они относятся.
|
||||
Задание 2. Прочитай описание животных. Выдели красным карандашом характерные признаки в описании и определи, к какой группе относится каждое животное (соедини стрелкой).
|
Учащиеся самостоятельно выполняют работу.
− Время закончилось, возьмите образец для проверки. Если задание выполнено так же, как на образце, как отметите? (Ставим «+» зеленой ручкой.)
− А если выполнено по-другому? (Подчеркиваем несовпадения зеленой ручкой и ставим знак вопроса.)
Задание 1. На рисунках животные. Выдели красным карандашом характерные признаки и определи, к какой группе они относятся.
|
||||
Задание 2. Прочитай описание животных. Выдели красным карандашом характерные признаки в описании и определи, к какой группе относится каждое животное (соедини стрелкой).
|
Учитель фиксирует результат на доске.
− Кто допустил ошибки в первом задании?
− Кто допустил ошибки во втором задании?
− У кого при выполнении работы не возникло затруднений?
− Ребята, что сейчас вам необходимо сделать? (Понять, где и почему мы допустили ошибки, правильно ли мы использовали эталоны.)
− Объясните, как вы рассуждали и каким эталоном пользовались при выполнении каждого задания.
− На первом рисунке первого задания что вы выделили красным карандашом? (Шесть лап и название «насекомые».)
− Кто сделал не так?
− С чем вы столкнулись? (С затруднением.)
− Каким эталоном надо было воспользоваться? (Эталоном № 4.)
− Как рассуждали те, кто справился с заданием? (У этого животного 6 лап, значит, это насекомое.)
− Как рассуждали ребята, которые допустили ошибки? (Я обратил внимание на крылья и решил, что это птица.)
− Значит, в чем причина твоего затруднения? (Выделил не главную особенность, не воспользовался эталоном.)
− У кого такая же ошибка и та же причина?
Аналогичная работа проводится по всем заданиям с/р № 1.
По мере проговаривания учениками пошагового анализа выполненной работы на доске фиксируется количество ошибок по каждому шагу и используемые эталоны в каждом задании.
− Ребята, если вы не допустили ошибок, то какую поставите перед собой цель? (Я не допустил ошибок, значит, я понял тему и правильно пользуюсь эталонами, и я могу выполнить задания повышенной сложности.)
Ученики получают задания творческого уровня: кроссворд, ребусы и т.д.
− А что нужно вспомнить тем, кто допустил ошибки? (Алгоритм исправления ошибок.)
− Ребята, если вы допустили ошибки, то какую поставите перед собой цель? (Я допустил ошибки, значит, мне нужно потренироваться и преодолеть свои затруднения, научиться правильно пользоваться эталонами.)
− Какое задание вы будете выполнять? (Такое же, в котором была ошибка.)
− Выбирайте карточки.
Задания для тренинга.
Зрительное восприятие животного. Карточка № 1.
|
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
|
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
|
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
|
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
Восприятие словесного описания животного. Карточка № 2.
Обитает в водоёмах. Строит свой дом под водой из сучьев, деревьев. Тело покрыто шерстью. Имеет длинный плоский хвост. |
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
Особо опасен весной. Обитает на лугах близ леса и на полянах в лесу. Впиваясь в животных, поглощает их кровь. Передвигается на 6 лапках. Имеет небольшие размеры. |
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
Очень красивое животное, обитающее в аквариумах. Ее чешуя блестит и переливается жёлтым и красным цветом. |
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
Длинная выгнутая шея делает это животное красивым и грациозным. Перья, покрывающие тело, имеют белую или чёрную окраску. Прекрасно летает и плавает. |
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
Образец для самопроверки.
|
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
|
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
|
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
|
Звери Птицы Рыбы Насекомые
|
Обитает в водоёмах. Строит свой дом под водой из сучьев, деревьев. Тело покрыто шерстью. Имеет длинный плоский хвост. |
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
Особо опасен весной. Обитает на лугах близ леса и на полянах в лесу. Впиваясь в животных, поглощает их кровь. Передвигается на 6 лапках. Имеет небольшие размеры. |
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
Очень красивое животное, обитающее в аквариумах. Ее чешуя блестит и переливается жёлтым и красным цветом. |
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
Длинная выгнутая шея делает это животное красивым и грациозным. Перья, покрывающие тело, имеют белую или чёрную окраску. Прекрасно летает и плавает. |
Звери Птицы Рыбы Насекомые |
− Проводится музыкальная физкультминутка:
Сидела кошка на окошке
И стала лапкой ушки мыть,
Понаблюдав за ней немножко,
Ее движенья можем повторить.
Раз, два, три – ну-ка, повтори,
Раз, два, три – ну-ка, повтори,
Три, четыре, пять – повтори опять,
Три, четыре, пять – повтори опять.
Очень хорошо!
Мартышка к нам спустилась с ветки,
Мартышку надо уважать,
Ведь обезьяны − наши предки,
А предкам, детки, надо подражать.
Раз, два, три – ну-ка, повтори,
Раз, два, три – ну-ка, повтори,
Три, четыре, пять – повтори опять,
Три, четыре, пять – повтори опять.
Очень хорошо!
Змея ползет тропой лесною,
Как лента по земле скользит,
И мы движение такое
Руками можем вам изобразить.
Раз, два, три – ну-ка, повтори,
Раз, два, три – ну-ка, повтори,
Три, четыре, пять – повтори опять,
Три, четыре, пять – повтори опять.
Очень хорошо!
А вот стоит в болоте цапля,
Стоит и ловит лягушат,
Не трудно так стоять ни капли
Для нас – для тренированных ребят!
Раз, два, три – ну-ка, повтори,
Раз, два, три – ну-ка, повтори,
Три, четыре, пять – повтори опять,
Три, четыре, пять – повтори опять.
Очень хорошо!
Живет на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей,
А человек – он друг природы,
Должен знать повадки всех зверей.
Раз, два, три – ну-ка, повтори,
Раз, два, три – ну-ка, повтори,
Три, четыре, пять – повтори опять,
Три, четыре, пять – повтори опять.
Очень хорошо!
− Итак, что вы сейчас делали? (Учились применять знания.)
− Почему вам это было необходимо? (У нас были затруднения.)
− Какие основные затруднения вы испытали? (Не смогли определить группу животного по тексту-описанию.)
− Что вам помогает их преодолевать? (Алгоритм работы над ошибками и эталоны.)
− Как вы пользовались эталонами? (Находили признак у животного, соотносили с эталоном, определяли, к какой группе относится.)
− Время для тренировки закончилось. Что сейчас вам предстоит? (Мы должны проверить, справились ли мы со своими затруднениями.)
− Как вы это будете делать? (Мы выполним с/р № 2.)
− А те, кто выполнял задание повышенной сложности, заканчивают работу и проверяют себя по образцу.
Карточка для самостоятельной работы № 2.
Задание 1. На рисунках животные. Выдели красным карандашом характерные признаки и определи, к какой группе они относятся.
|
||||
Задание 2. Прочитай описание животных. Выдели красным карандашом характерные признаки в описании и определи, к какой группе относится каждое животное (соедини стрелкой).
|
Карточка для самопроверки самостоятельной работы № 2.
Задание 1. На рисунках животные. Выдели красным карандашом характерные признаки и определи, к какой группе они относятся.
|
||||
Задание 2. Прочитай описание животных. Выдели красным карандашом характерные признаки в описании и определи, к какой группе относится каждое животное (соедини стрелкой).
|
− Время закончилось, возьмите образец для проверки. Если задание выполнено так же, как на образце, как отмечаем? (Ставим «+» зеленой ручкой.)
− А если выполнено по-другому? (Подчеркиваем несовпадения зеленой ручкой и ставим знак вопроса.)
− Итак, какую задачу вы ставили перед собой? (Мы должны были преодолеть свои затруднения.)
− Поднимите руки те, кому это удалось.
− Какой вывод вы можете сделать? (Мы справились с поставленной задачей.)
− Поздравьте друг друга.
Дети хлопают в ладоши.
− Кто выполнял задания повышенной сложности? Вам удалось с ними справиться?
− Что было самым сложным в вашей работе? (Ответы детей.)
− А сейчас вам предстоит также сложная, но очень интересная работа. Скажите, кто бывал в зоопарке?
− Кто знает, для чего нужны зоопарки?
− Каких животных вам хотелось бы увидеть в зоопарке?
− Вот сейчас вы представьте, что у вас появилась такая возможность. Я предлагаю вам игру «Зоопарк». Вы разделитесь на 4 группы, и каждая группа расскажет, какие животные есть в вашем павильоне.
1. группа – павильон «ПТИЦЫ»
2. группа – павильон «НАСЕКОМЫЕ»
3. группа – павильон «ЗВЕРИ»
4. группа – павильон «РЫБЫ»
− Если у вас возникнут затруднения, вы можете взять справочники и энциклопедии.
− Вы готовы к работе? (Да.)
Учащиеся работают в группах и выступают.(РЕФЛЕКСИЯ)
− Чему был посвящен урок? (Мы работали с затруднениями.)
− Как вы определили ваши затруднения? (Мы выполняли с/р № 1.)
− Какие основные затруднения вы испытывали? (Не смогли определить группу животного по тексту-описанию.)
− Кому удалось преодолеть затруднения?
− Что вам помогло их преодолеть? (Алгоритм работы над ошибками и эталоны.)
− Оцените свою работу.
− Вы – молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня!
− Можно ли изменить поговорку «Не ошибается только тот, кто ничего не делает»? (Да, кто делает, тот двигается вперед и преодолевает свои ошибки.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.