Окружающий мир 3 класс "Пищевые цепочки. Кто что ест?"

  • docx
  • 19.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окр. мир.docx

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «ШКОЛA РОССИИ»

Темa: «Пищевые цепочки. Кто что ест?»

Тип урокa: открытие нового знания.

Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, формирование понятия о пищевых цепочкaх и сетях питания животных, о взаимоотношениях в природе, формировaние умения состaвлять пищевые цепочки

Личностные УУД:

Л1: формировaние увaжительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Л2 формировaние уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Л3: развитие умения работать в группaх.

Познaвaтельные УУД:

П1: рaзвитие умения рaботать с информaцией; извлекaть информaцию из текстa.

П2: рaзвитие оперaций мышления: сопостaвления, aнaлиза, обобщения, клaссификaции.

П3: рaзвитие умения работaть с текстом: перестроение текстa в схему.

Регулятивные УУД:

Р1: формировaние умения принимать и сохранять цель и учебные зaдaчи;

Р2: формировaть умения оценивать свою деятельность.

Р3: формировaние нaчaльных форм познaвaтельной и личностной рефлексии.

Коммуникативные  УУД:

К1: формировaние умения грамотно строить речевые выскaзывaния в соответствии с зaдaчaми коммуникации.

К2: формировaние умения слушaть и слышать собеседникa, вести диалог, излaгaть свою точку зрения.

К3: формировaние умения взaимодействовaть в статичных группах на основе сочетательного диалога.

К4: формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться составлять цепи и сети питания животных.

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

 

Приветствие учеников. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята. Ребята, сегодня нам на уроке понадобится хороший настрой. Повернитесь к друг другу и улыбнитесь. Сегодня на урок к нам пришли гости. Повернитесь гостям и поприветствуйте их своей улыбкой. Настройтесь на наш открытый урок. На уроках мы часто совершаем открытия. Я надеюсь, что мы совершим открытия и вы захотите поделиться ими с окружающими. Успехов вам!

Ученики настроились на урок

 

Л1- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Л2- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Р1- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи.

2

Актуализация знаний

    - Но прежде мы вспомним, о чем говорили на предыдущем уроке.

 

Сделаем вывод, что все ученые – зоологи классифицируют царство животных на виды. Перечислим виды животных:, моллюски, иглокожие, черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери), рыбы,

 

  На уроке мы постараемся классифицировать животных. А вот как мы это будем делать? Послушаем сказку Николая Сладкова «Бежал Ежик по дорожке»

Обучающиеся дают ответы на вопросы учителя

 

 

 

 

 

Ученики слушают сказку

 

П1- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.

П2- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации.

2

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

 

- Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»

- Кем пообедал ёж?

- Какую ещё пищу ест ёж?

- Почему ёж испугался филина?

- Что понял еж?

- Как вы думаете, может ли филин есть семена растений? (нет, так как он хищная птица)

- Какими животными питается филин?

- Догадались ли вы, по какому признаку мы сегодня будем группировать (классифицировать) животных?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

 (на экране тема)

Осмысляют, формулируют, предлагают решение

 

Группируют животных по способу питания

 

Учащиеся формулируют тему урока

П1- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.

П2- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации.

К1- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

К4- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

3

Этап постановки проблемы

 

Использование методического приема развития критического мышления «Кластер».

 На доске изображены животные. Ваша задача – определить животных в группы по питанию, но прежде , ребята, давайте вспомним, какие группы бываю. Заполним кластер.

– ЖИВОТНЫЕ (Табличка прикрепляется к доске)

      - как называются животные, которые питаются растительной пищей? 

– РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется к доске)

      - как называются животные, которые в питаются другими животными?

- ПЛОТОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется к доске)

          - как называются животные, которые питаются насекомыми?

- НАСЕКОМОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется к доске)

         - как называются животные, которые используют в пищу растения и животных? 

- ВСЕЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется к доске)

-Чем питаются разные животные?

(Животные питаются растениями и другими животными)

- Разделите животных по этому признаку

(Хищные – изображения медведя, волка)

(Растительноядные – изображения зайца, лани)

(Насекомоядные – изображения жабы, лягушки)

(Всеядные – изображения енота, ежа, ленивца)

 

 

Составляют кластер

 

Извлекают, воспринимают, анализируют, сравнивают информацию

 

 

Обращаются к жизненному опыту

 

 

 

 

 

 

К3- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога.

П3- развитие умения работать с текстом. перестроение текста в схему

П2- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации.

4

Построение проекта выхода из затруднения

 

Беседа с учениками по вопросам:

- Все животные связаны между собой цепью питания.   Как вы думаете, что значит – «цепь питания»? (понятие выносится на доску)

- Ребята давайте вспомним лексическое значение слова «цепь»?

(ряд металлических звеньев, продетых одно в другое)

- Ребята, как вы думаете нам нужно знать о цепях питания животных?

- Давайте разберемся, что такое цепь питания и из чего она состоит?

- Сейчас вы будете работать в парах по карточке. Найдите закономерность в каждой строчке карточки.

1. Определите в каком порядке всегда расположена цепь питания?

2. Подумайте, почему на всех цепях питания на первом месте находятся растения?

- Что находится на первом месте в цепочке питания? (растения). Это значит, что растения -первое звено в цепи питания животных.

-    Кто находится во втором звене пищевой цепи? (растительноядные животные)

-  Что мы можем сказать о тех, кто находится на третьем звене цепи питания? (все остальные животные)

-   Ребята, как вы думаете почему растения находится на первом месте в пищевой цепочке? (растения используют энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества (сахар, крахмал), поэтому они всегда в цепи питания стоят на первом месте.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах

 

Л1- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Л3- развитие умения работать в группах.

П1- развитие умения работать с информацией, извлекать информацию из текста.

К2- формирование умения слушать и слышать. собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения

К3- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога.

5

Реализация построенного проекта

 

Учитель обобщает сказанное учениками:

- Можно сделать вывод, что в любой цепи есть строгая последовательность. Поработайте в парах. Ваша задача – составить цепи питания животных.

 

1. Пшеница - мышь - ястреб

3. Дерево – белка - лиса

4. Зерно – мыши – кот

5. Трава – корова - человек

6. Осина – заяц - лиса

7.Дуб – мышь -лиса

 

- Как связаны между собой звенья в цепи питания?

(строгой последовательностью)

- Подумайте и ответьте, составленные вами цепи питания относятся к одному природному сообществу?

(в различных природных сообществах свои пищевые цепочки -   лес, водоем, поле, сад)

- Тогда делаем вывод, в разных природных сообществах разные цепи питания.

Каждая пара составляет пищевую цепочку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Л3- развитие умения работать в группах.

К4- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

6

Физкультминутка

 

 

Предлагаю немного отдохнуть. Давайте поиграем. Я буду называть животных. Если это животное относится к группе растительноядных – вы встаёте; если к группе плотоядных – топаете ногами; если животное относится к группе всеядных – садимся на место.

Панда, лев, слон, ворона, кузнечик, орел, медведь, акула, енот, крот.

Выполняют физические упражнения

 

Участвуют в игре

Р1- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поработаем с учебником.

- Откройте учебник на с.95. Найдите текст «Кто как приспособлен». Прочитайте текст и подчеркните только особенности животных.

- Какой вывод мы можем сделать из текста?

(хищники добывать пищу, а растительноядные спасаться от хищников)

- Расскажите об особенностях плотоядных и растительноядных животных6? (зачитывают особенности животных)

Потренируемся  в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на с.55 №1. Выполните задание самостоятельно. Проверим выполнение.

(Ласточка, еж, ящерица – синий; сова, лиса, рысь – красный; ворона, кабан – желтый; заяц, лось - зеленый).

 

- Ребята, давайте ответим на вопрос, как вы считаете, есть ли в цепи питания конечное звено?  (если вопрос вызвал затруднение)

-  Как образуется почва? (остатки растений и животных превращаются в перегной, а благодаря работе бактерий образуются из всего этого – минеральные соли)

- Тогда я повторю свой вопрос, есть ли в цепи питания конечное звено?  (да, бактерии)

- Как можно назвать такой процесс? (круговорот цепей питания – понятие выносится на доску)

Работают с учебником

 

 

 

 

 

 

 

Работают в рабочей тетради

 

 

 

Участвуют в диалоге

 

 

 

 

 

 

П1- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.

Л2- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

К3- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога.

8

Включение в систему знаний и повторений

 

Закрепление учебного материала в форме эксперимента.

К доске выходят 3 ученика. Предлагаю построится в цепь питания по данным изображениям (дуб, мышь, лиса).  Как связаны между собой звенья в цепи питания? (строгой последовательностью). Соединяем звенья в цепи питания с помощью ленты.  Теперь, представьте, что в лесу развелось очень много лис, а они большие любители мышей, истребили всех мышей в лесу. (Разрезаю нить)

- Что случилось? (одно звено выпало). К чему приведет выпадение одного  звена цепи питания? (к трагедии)

 

- Ребята, я получила сообщение от жителей селения  Эльхотова, которое находится на территории нашей республики. Вот какая беда случилась у них.

 «У нас в селе решили обезопасить стада коров от волков. Стали убивать волков и истребили их множество. Через три года заметили, что число больных животных в лесу увеличилось в 10 раз!»

- Какую ошибку совершили жители села?

 (незнание того, что волки являются санитарами леса)

 

- Люди совершают ошибки, а они оборачиваются общей бедой.  Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

 

- Мы начинали свой урок с чтения сказки «Бежал ежик по дорожке», я хочу спросить:

 - Почему филин мог съесть ежа?

(Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти)

- Благодаря чему еж смог съесть улитку и лягушку, как ему удалось спастись от филина?

(Ёж бегает быстрее улитки и лягушки, свернулся в клубок и спрятался в укрытие)

- Какой вывод можно сделать?

(Что каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут)

 

 

 

Участвуют в эксперименте

 

 

 

 

 

 

Прослушивают аудиозапись

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики формулируют вывод

 

К4- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

К3- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога.

9

Домашнее задание

Т. С.56 №3 – потренироваться в составлении цепей питания.

Записывают домашнее задание

 

10

Рефлексия

 

Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему?

 

 

 

- Ребята, кто из вас сегодня на уроке совершил открытие, которым можете поделиться с окружающими вашими друзьями, родителями?  

Расскажите о нем по плану:

1.      Мы познакомились с новой классификацией животных по …

(типу питания).

2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….

-Растительноядных.

-Насекомоядных

-Хищников

-Всеядных

3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились…

(добывать себе пищу и спасаться от врагов).

 

- Ребята, кто считает, что мы достигли своей цели, отлично понял тему урока, сможет ее объяснить, прицепите прищепки на желтого ежика, кто считает, что он понял, но еще остались вопросы, прикрепляют к зеленой ежику, те, кто считает, что тема не раскрыта и он ничего не понял – красному ежику.

 

 

- Спасибо за урок! Урок окончен.

 

 

Оценивают себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают оценку собственной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р2- формировать умения оценивать свою деятельность.

Р3- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.