Окружающий мир 3 класс "Пищевые цепочки. Кто что ест?"
Оценка 5

Окружающий мир 3 класс "Пищевые цепочки. Кто что ест?"

Оценка 5
docx
19.12.2021
Окружающий мир 3 класс "Пищевые цепочки. Кто что ест?"
окр. мир.docx

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «ШКОЛA РОССИИ»

Темa: «Пищевые цепочки. Кто что ест?»

Тип урокa: открытие нового знания.

Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, формирование понятия о пищевых цепочкaх и сетях питания животных, о взаимоотношениях в природе, формировaние умения состaвлять пищевые цепочки

Личностные УУД:

Л1: формировaние увaжительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Л2 формировaние уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Л3: развитие умения работать в группaх.

Познaвaтельные УУД:

П1: рaзвитие умения рaботать с информaцией; извлекaть информaцию из текстa.

П2: рaзвитие оперaций мышления: сопостaвления, aнaлиза, обобщения, клaссификaции.

П3: рaзвитие умения работaть с текстом: перестроение текстa в схему.

Регулятивные УУД:

Р1: формировaние умения принимать и сохранять цель и учебные зaдaчи;

Р2: формировaть умения оценивать свою деятельность.

Р3: формировaние нaчaльных форм познaвaтельной и личностной рефлексии.

Коммуникативные  УУД:

К1: формировaние умения грамотно строить речевые выскaзывaния в соответствии с зaдaчaми коммуникации.

К2: формировaние умения слушaть и слышать собеседникa, вести диалог, излaгaть свою точку зрения.

К3: формировaние умения взaимодействовaть в статичных группах на основе сочетательного диалога.

К4: формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться составлять цепи и сети питания животных.

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

 

Приветствие учеников. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята. Ребята, сегодня нам на уроке понадобится хороший настрой. Повернитесь к друг другу и улыбнитесь. Сегодня на урок к нам пришли гости. Повернитесь гостям и поприветствуйте их своей улыбкой. Настройтесь на наш открытый урок. На уроках мы часто совершаем открытия. Я надеюсь, что мы совершим открытия и вы захотите поделиться ими с окружающими. Успехов вам!

Ученики настроились на урок

 

Л1- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Л2- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Р1- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи.

2

Актуализация знаний

    - Но прежде мы вспомним, о чем говорили на предыдущем уроке.

 

Сделаем вывод, что все ученые – зоологи классифицируют царство животных на виды. Перечислим виды животных:, моллюски, иглокожие, черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери), рыбы,

 

  На уроке мы постараемся классифицировать животных. А вот как мы это будем делать? Послушаем сказку Николая Сладкова «Бежал Ежик по дорожке»

Обучающиеся дают ответы на вопросы учителя

 

 

 

 

 

Ученики слушают сказку

 

П1- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.

П2- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации.

2

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

 

- Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»

- Кем пообедал ёж?

- Какую ещё пищу ест ёж?

- Почему ёж испугался филина?

- Что понял еж?

- Как вы думаете, может ли филин есть семена растений? (нет, так как он хищная птица)

- Какими животными питается филин?

- Догадались ли вы, по какому признаку мы сегодня будем группировать (классифицировать) животных?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

 (на экране тема)

Осмысляют, формулируют, предлагают решение

 

Группируют животных по способу питания

 

Учащиеся формулируют тему урока

П1- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.

П2- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации.

К1- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

К4- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

3

Этап постановки проблемы

 

Использование методического приема развития критического мышления «Кластер».

 На доске изображены животные. Ваша задача – определить животных в группы по питанию, но прежде , ребята, давайте вспомним, какие группы бываю. Заполним кластер.

– ЖИВОТНЫЕ (Табличка прикрепляется к доске)

      - как называются животные, которые питаются растительной пищей? 

– РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется к доске)

      - как называются животные, которые в питаются другими животными?

- ПЛОТОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется к доске)

          - как называются животные, которые питаются насекомыми?

- НАСЕКОМОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется к доске)

         - как называются животные, которые используют в пищу растения и животных? 

- ВСЕЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется к доске)

-Чем питаются разные животные?

(Животные питаются растениями и другими животными)

- Разделите животных по этому признаку

(Хищные – изображения медведя, волка)

(Растительноядные – изображения зайца, лани)

(Насекомоядные – изображения жабы, лягушки)

(Всеядные – изображения енота, ежа, ленивца)

 

 

Составляют кластер

 

Извлекают, воспринимают, анализируют, сравнивают информацию

 

 

Обращаются к жизненному опыту

 

 

 

 

 

 

К3- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога.

П3- развитие умения работать с текстом. перестроение текста в схему

П2- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации.

4

Построение проекта выхода из затруднения

 

Беседа с учениками по вопросам:

- Все животные связаны между собой цепью питания.   Как вы думаете, что значит – «цепь питания»? (понятие выносится на доску)

- Ребята давайте вспомним лексическое значение слова «цепь»?

(ряд металлических звеньев, продетых одно в другое)

- Ребята, как вы думаете нам нужно знать о цепях питания животных?

- Давайте разберемся, что такое цепь питания и из чего она состоит?

- Сейчас вы будете работать в парах по карточке. Найдите закономерность в каждой строчке карточки.

1. Определите в каком порядке всегда расположена цепь питания?

2. Подумайте, почему на всех цепях питания на первом месте находятся растения?

- Что находится на первом месте в цепочке питания? (растения). Это значит, что растения -первое звено в цепи питания животных.

-    Кто находится во втором звене пищевой цепи? (растительноядные животные)

-  Что мы можем сказать о тех, кто находится на третьем звене цепи питания? (все остальные животные)

-   Ребята, как вы думаете почему растения находится на первом месте в пищевой цепочке? (растения используют энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества (сахар, крахмал), поэтому они всегда в цепи питания стоят на первом месте.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах

 

Л1- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Л3- развитие умения работать в группах.

П1- развитие умения работать с информацией, извлекать информацию из текста.

К2- формирование умения слушать и слышать. собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения

К3- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога.

5

Реализация построенного проекта

 

Учитель обобщает сказанное учениками:

- Можно сделать вывод, что в любой цепи есть строгая последовательность. Поработайте в парах. Ваша задача – составить цепи питания животных.

 

1. Пшеница - мышь - ястреб

3. Дерево – белка - лиса

4. Зерно – мыши – кот

5. Трава – корова - человек

6. Осина – заяц - лиса

7.Дуб – мышь -лиса

 

- Как связаны между собой звенья в цепи питания?

(строгой последовательностью)

- Подумайте и ответьте, составленные вами цепи питания относятся к одному природному сообществу?

(в различных природных сообществах свои пищевые цепочки -   лес, водоем, поле, сад)

- Тогда делаем вывод, в разных природных сообществах разные цепи питания.

Каждая пара составляет пищевую цепочку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Л3- развитие умения работать в группах.

К4- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

6

Физкультминутка

 

 

Предлагаю немного отдохнуть. Давайте поиграем. Я буду называть животных. Если это животное относится к группе растительноядных – вы встаёте; если к группе плотоядных – топаете ногами; если животное относится к группе всеядных – садимся на место.

Панда, лев, слон, ворона, кузнечик, орел, медведь, акула, енот, крот.

Выполняют физические упражнения

 

Участвуют в игре

Р1- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поработаем с учебником.

- Откройте учебник на с.95. Найдите текст «Кто как приспособлен». Прочитайте текст и подчеркните только особенности животных.

- Какой вывод мы можем сделать из текста?

(хищники добывать пищу, а растительноядные спасаться от хищников)

- Расскажите об особенностях плотоядных и растительноядных животных6? (зачитывают особенности животных)

Потренируемся  в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на с.55 №1. Выполните задание самостоятельно. Проверим выполнение.

(Ласточка, еж, ящерица – синий; сова, лиса, рысь – красный; ворона, кабан – желтый; заяц, лось - зеленый).

 

- Ребята, давайте ответим на вопрос, как вы считаете, есть ли в цепи питания конечное звено?  (если вопрос вызвал затруднение)

-  Как образуется почва? (остатки растений и животных превращаются в перегной, а благодаря работе бактерий образуются из всего этого – минеральные соли)

- Тогда я повторю свой вопрос, есть ли в цепи питания конечное звено?  (да, бактерии)

- Как можно назвать такой процесс? (круговорот цепей питания – понятие выносится на доску)

Работают с учебником

 

 

 

 

 

 

 

Работают в рабочей тетради

 

 

 

Участвуют в диалоге

 

 

 

 

 

 

П1- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.

Л2- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

К3- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога.

8

Включение в систему знаний и повторений

 

Закрепление учебного материала в форме эксперимента.

К доске выходят 3 ученика. Предлагаю построится в цепь питания по данным изображениям (дуб, мышь, лиса).  Как связаны между собой звенья в цепи питания? (строгой последовательностью). Соединяем звенья в цепи питания с помощью ленты.  Теперь, представьте, что в лесу развелось очень много лис, а они большие любители мышей, истребили всех мышей в лесу. (Разрезаю нить)

- Что случилось? (одно звено выпало). К чему приведет выпадение одного  звена цепи питания? (к трагедии)

 

- Ребята, я получила сообщение от жителей селения  Эльхотова, которое находится на территории нашей республики. Вот какая беда случилась у них.

 «У нас в селе решили обезопасить стада коров от волков. Стали убивать волков и истребили их множество. Через три года заметили, что число больных животных в лесу увеличилось в 10 раз!»

- Какую ошибку совершили жители села?

 (незнание того, что волки являются санитарами леса)

 

- Люди совершают ошибки, а они оборачиваются общей бедой.  Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

 

- Мы начинали свой урок с чтения сказки «Бежал ежик по дорожке», я хочу спросить:

 - Почему филин мог съесть ежа?

(Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти)

- Благодаря чему еж смог съесть улитку и лягушку, как ему удалось спастись от филина?

(Ёж бегает быстрее улитки и лягушки, свернулся в клубок и спрятался в укрытие)

- Какой вывод можно сделать?

(Что каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут)

 

 

 

Участвуют в эксперименте

 

 

 

 

 

 

Прослушивают аудиозапись

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики формулируют вывод

 

К4- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

К3- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога.

9

Домашнее задание

Т. С.56 №3 – потренироваться в составлении цепей питания.

Записывают домашнее задание

 

10

Рефлексия

 

Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему?

 

 

 

- Ребята, кто из вас сегодня на уроке совершил открытие, которым можете поделиться с окружающими вашими друзьями, родителями?  

Расскажите о нем по плану:

1.      Мы познакомились с новой классификацией животных по …

(типу питания).

2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….

-Растительноядных.

-Насекомоядных

-Хищников

-Всеядных

3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились…

(добывать себе пищу и спасаться от врагов).

 

- Ребята, кто считает, что мы достигли своей цели, отлично понял тему урока, сможет ее объяснить, прицепите прищепки на желтого ежика, кто считает, что он понял, но еще остались вопросы, прикрепляют к зеленой ежику, те, кто считает, что тема не раскрыта и он ничего не понял – красному ежику.

 

 

- Спасибо за урок! Урок окончен.

 

 

Оценивают себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают оценку собственной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р2- формировать умения оценивать свою деятельность.

Р3- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

 

 


 

Открытый урок окружающего мира в 3 классе

Открытый урок окружающего мира в 3 классе

Мотивация к учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

К4 - формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения

К4 - формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения

Ребята, как вы думаете нам нужно знать о цепях питания животных? -

Ребята, как вы думаете нам нужно знать о цепях питания животных? -

Подумайте и ответьте, составленные вами цепи питания относятся к одному природному сообществу? (в различных природных сообществах свои пищевые цепочки - лес, водоем, поле, сад) -

Подумайте и ответьте, составленные вами цепи питания относятся к одному природному сообществу? (в различных природных сообществах свои пищевые цепочки - лес, водоем, поле, сад) -

Поработаем с учебником. - Откройте учебник на с

Поработаем с учебником. - Откройте учебник на с

Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти) -

Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти) -

Ребята, кто считает, что мы достигли своей цели, отлично понял тему урока, сможет ее объяснить, прицепите прищепки на желтого ежика, кто считает, что он понял,…

Ребята, кто считает, что мы достигли своей цели, отлично понял тему урока, сможет ее объяснить, прицепите прищепки на желтого ежика, кто считает, что он понял,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2021