ПроЕКТ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА»
База реализации проекта: обучающиеся 1-3-4 классов слабослышащего отделения.
Год разработки учебного проекта: сентябрь 2009 г. - май 2010 г.
Автор и организатор проекта: Р.И. Моисеева – учитель начальных классов.
Актуальность проекта:
Главное достоинство заключается в том, что он обеспечивает школьникам целостное восприятие окружающего мира, способствует отношению к миру природы как к живому, неповторимому организму через выход за рамки учебной программы.
Ресурсы проекта:
Ÿ проведение уроков в компьютерном классе, с использованием Интернет-ресурсов через диалоги, беседы;
Ÿ организация экскурсий в парк, лесной массив пригорода Томска;
Ÿ выезд на школьном автобусе на экскурсию реки Томи;
Ÿ традиционные походы в сентябре в парк «Буревестник»;
Ÿ посещение выставки «Экзотические животные»;
Ÿ посещение музеев, расположенных в Томске и пригороде;
Ÿ посещение зоопарка, расположенного в городе Северске;
Ÿ проведение внеурочно-праздничных мероприятий посредством «погружения» учащихся в природные объекты, природные явления с целью осмысления причинно-следственных зависимостей и выделения тайн исследуемых объектов или явлений.
Цель:
• Создать условия для заинтересованности учащихся новыми «неразгаданными» тайнами природы.
Задачи:
Ÿ сформировать систему знаний о многообразии окружающего мира природы;
Ÿ расширить знания о законах роста и развития растительных и живых организмов;
Ÿ познакомить более углубленно (выход за рамки программы) учащихся с приспособлением растительного и животного мира к среде обитания;
Ÿ моделировать экологическое общение детей с разнообразными представителями мира природы, явлениями мира природы посредством использования компьютерных технологий;
• проводить дифференцированную, коррекционно-развивающую работу в соответствии с особенностями развития детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Основные принципы проекта:
Ÿ единство коррекции и развития;
Ÿ учёт психофизиологических особенностей и индивидуального развития;
Ÿ подход в педагогической работе к каждому ребенку как к личности.
Конечный продукт проекта:
ŸПосредством использования компьютерных технологий мы имели возможность показать детям мир во всём его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствовало эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого потенциала, расширению общего кругозора. Систематическое использование компьютерных технологий явилось выраженным средством формирования любознательности, познавательного интереса у детей с особыми образовательными потребностями. Разработанный проект «Окружающий мир природы глазами ребёнка» показал эффективность на практике.
Ÿ Сопровождение детей в процессе проекта повысило качество знаний об окружающем мире природы. Ребята научились рассуждать, формулировать своё мнение по проблеме, тому или иному вопросу, переносить свои знания в практические ситуации и наоборот, обобщать увиденное и уже известное. У детей пробудился интерес к окружающему миру, сформировалась адекватная самооценка, чувство бережного отношения к окружающему миру. Учащиеся адекватно оценивают и осмысливают свою деятельность. Каждый участник проекта пополнил своё личное портфолио Сертификатами, Дипломами, Благодарственными письмами.
Выводы:
Использование компьютерных технологий в процессе проведения мероприятий по ознакомлению с окружающим миром позволило поддерживать аудиоканал в щадящем режиме, переводя нужную информацию в зрительное поле, в кинестетический блок памяти, облегчая тем самым её восприятие. Каждый этап предопределял определённые «шаги», а именно:
Ÿ подготовительный этап (определение задач групповой работы, формулирование общих требований к выполнению учебной задачи, распределение по группам и т.п.);
Ÿ формулировка заданий и общий инструктаж по его выполнению;
Ÿ распределение поручений и заданий в группе;
Ÿ индивидуально ориентированная формулировка общего задания каждым учеником;
Ÿ выполнение поисковой (реконструктивной, исследовательской) части учебного задания;
Ÿ подготовка к предъявлению решения (составление, выработка коллективного решения);
Ÿ предъявление решения, комментирование решения (оречевление);
Ÿ самооценка индивидуального и общего решения, анализ трудностей и ошибок в организации работы и решении учебной задачи;
Ÿ итоги работы: выводы об основных знаниях, умениях и навыках.
Ÿ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.