Тема: Лес и человек.
Цели: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
Задачи:1. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
3. Развивать познавательный интерес.3. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование-раздаточный и наглядный материал, учебник.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, садитесь.
2. Сообщение темы и целей урока.
Русский лес
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица
Вкусна и холодна.
-Чем является лес для человека?
- О чем мы сегодня будем говорить? (Формулировка темы урока0
«Лес и человек».Постановка цели урока.
3. Проверка знаний и умений.
-Прежде чем перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о растениях и животных лесной зоны.
Блицтурнир «Я знаю лес»
-Какой лес мы называем тайгой? ( Хвойный. )
-Назовите дерево: « Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.» (Сосна.)
- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)
- Какое дерево является символом России? (Берёза.)
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
- Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.)
- У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук.)
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? (Липа.)
- Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь.)
– Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.(Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно –Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена тёмно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.) -Какой бывает лес?
Тайга |
Смешанный лес |
Широколиственный лес |
ель |
берёза |
клён |
сосна |
лиственница |
дуб |
лиственница |
пихта |
липа |
пихта |
ольха |
|
кедровая сосна |
сосна |
|
4. Работа над новой темой.
Карточки, прочитать вопрос и сформулировать ответ.
- Лес это ………. ………..человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…» место отдыха
- А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)
- А как лес может обогреть человека? Значит, лес для человека-это источник….. ( Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.)- это источник топлива.
-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? Значит, лес- это источник ……..(Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. древесины.
- В лесу человек находит себе пищу- это………. Значит, лес- это источник ………. ягоды, орехи, грибы. пищи.
-« А будет жажда мучить…» Лес- это источник …….чистой воды.
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес? ( Они там растут.) ( Это их дом.)
- Для кого лес является домом? Значит, лес- это ( Для животных и растений.)ещё и дом для растений, животных, грибов.
- Какие роли выполняет лес? ( Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.)
- Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)
- Чему ещё лес является защитником? - Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.) ( Водоёмам и почвам.)
- Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)
- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. - А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
Физминутка
Руки
подняли и покачали-Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-Крылья сложили назад.
5. Самостоятельная работа
- Вам предстоит самостоятельно выяснить какие экологические проблемы
угрожают лесу. Работа по карточкам:
Карточка №1:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал- и вон убежал.
О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
Карточка №2: «Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе?
Карточка №3: « Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
- О какой экологической проблеме не упоминалось в карточках?
( О незаконной охоте- браконьерстве.)
Карточка №4:
-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной.
Карточка №5:
-Какие насекомые, растения, птицы, звери занесены в Красную книгу?
- жуки - жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень;
- растения - женьшень, венерин башмачок;
- птицы - филин, утка-мандаринка;
- звери - зубр, амурский тигр.
- В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав дома рубрику « Баргузинский заповедник».
- А что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?
Карточка №6:
Расскажите по учебнику « Как разводить костёр»
Карточка №7: Расскажите по учебнику « Приокско-Террасный заповедник»
– О чём должен помнить человек, входя в лес?Правила поведения в лесу. (Игра: «Да-нет»)
• Мухомор увидев, я Мимо прохожу друзья.(Да.) |
• Выпал птенчик из гнезда, Трогать нам его нельзя.Да.) |
• Кто бруснику собирает, С корнем кустик вырывает.(Не я.) |
• Ландышей нарву в лесу На праздник маме принесу.(Нет. |
• По тропинке кто шагает На жуков не наступает?(Я.) |
• Веточки мы не ломаем, Когда по лесу гуляем.(Да.) |
• Мы ежонка увидали И домой его забрали.(Нет.) |
• Муравейник мы найдём, Понаблюдаем и уйдём.(Да. |
Рассказ учителя.
– Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания.
Рассказывает по книге Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь».
«Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку».Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль.Значит, природа (лес) – источник познания
7. Итог урока.
Рефлексия:-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса?
- Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема- это значит, что вы будете искать пути её решения. Выставление оценок. Домашнее задание.Найдите ответы на вопросы:
1. Почему на Земле не кончается кислород?2. Какую пользу приносит лес людям?
3. Какую пользу приносят птицы?4. Как человек должен вести себя в лесу?
5. Какое участие в охране леса могут принять школьники?
6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?
- Лес это ………. ………..человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…»
- А почему лес аптека?
- А как лес может обогреть человека? Значит, лес для человека-это источник…..
-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? Значит, лес- это источник ……..
- В лесу человек находит себе пищу- это………. Значит, лес- это источник ……….
-« А будет жажда мучить…» Лес- это источник …….
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес?
- Для кого лес является домом? Значит, лес- это …
- Какие роли выполняет лес?
- Чем является лес для воздуха?
- Чему ещё лес является защитником? - Как лес защищает водоёмы?
- Как лес защищает почвы?
Дом для растений и животных
Источник ягод, грибов, лекарственных растений
Источник древесины
Защитник воздуха, водоёмов, почв
Место отдыха для человека
Карточка №1:
Плакала Таня, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал- и вон убежал.
-О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
Карточка №2: «Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе?
Карточка №3: « Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
Карточка №4:
-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной.
-О какой экологической проблеме идет речь?
Карточка №5:
-Какие насекомые, растения, птицы, звери занесены в Красную книгу?
Карточка №6:
Расскажите по учебнику « Как разводить костёр»
Карточка №7: Расскажите по учебнику « Приокско-Террасный заповедник»
Карточка №1:
Плакала Таня, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал- и вон убежал.
-О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
Карточка №2: «Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.