Окружающий мир. Тема: Смутное время. Минин и Пожарский.

Окружающий мир. Тема: Смутное время. Минин и Пожарский.

doc
09.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Смутное время, конспект.doc

 

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 4.

Учитель: Анашкина Ирина Петровна, учитель начальных классов. 

1 квалификационной категории. МКОУ «Бисертская средняя школа с № 1»  

УМК: Планета знаний.

Тема урока: Россия в XVII веке. Смутное время, Минин и Пожарский

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель:  формирование социальных и надпредметных компетентностей.

Задачи:

- познавательные: оценить деятельность К.Минина и Д. Пожарского,

дать понятие «Смутное время»,

выявить причины начала смуты в России начале XVII в.

- коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию;

 развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса;

- регулятивные: продолжить формировать навыки анализа и обобщения исторических фактов, самостоятельного построения умозаключений;

развивать умения работы с текстом.

- личностные: развивать интерес к изучению истории своей страны, кругозор, культуру и эрудицию;

воспитывать патриотические чувства, чувства сплочённости и уважения к подвигам предыдущих поколений.

Межпредметные связи: история, ИЗО, музыка, литература.

Материал для урока:  лента времени (классная, индивидуальные);  

карточки с датами, именами, событиями; карточки с темой и планом, карточки для индивидуальной работы, презентация, словарь Ожегова, учебник.

Оборудование: ноутбук, проектор.

Педагогические технологии: технология сотрудничества, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения.   - Москва «Просвещение» 2010.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.  Стандарты второго поколения. -  Москва «Просвещение» 2010.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.  

Окружающий мир: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. /  

 

 

 

 

                                                         Ход урока

I. Организационный момент.

 СЛАЙД 2                                                                                                

- Начинаем урок. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки 
- Мы готовы разгадать!

-Невозможно открыть мир, установить последовательность и причины происходящих в нем событий без изучения такой науки как история.

СЛАЙД 3                                                                                                 

Французский историк Марк Блок так дал определение этой науке:

«История — это наука о людях во времени, встреча людей в веках».

- Как вы понимаете  эту фразу?  

 СЛАЙД 4     Вот они эти люди.                                                                                              

 (Изучая историю, мы знакомимся с людьми, которые жили и творили очень давно, знакомимся с  событиями, представляем себя на месте исторических героев, а как бы мы поступили, если жили вместе с ними.)

- Сегодня мы откроем новую страницу в истории нашей Родины, составляя портреты героев того времени.  

-Работать на уроке будем индивидуально и в парах.

II. Этап актуализации знаний. Определение темы и целей урока.

СЛАЙД 5                                                                                        

1. Работа с лентой времени.

- Соотнесите имя исторического деятеля и связанные с ним дату и событие 

 (У доски и на карточках)

Взаимопроверка.                                                               ПРОВЕРКА (шторка)

 988 год - князь Владимир — крещение Руси

1237 год - нашествие монголов

1240 год -   Александр Невский, Невская битва

1242 год — Александр Невский — Ледовое побоище с немецкими рыцарями

1380 год — Дмитрий Донской — Куликовская битва с монголо-татарами Мамай

1147 год — князь Юрий Долгорукий — первое упоминание о Москве в летописях

1547 год — царь Иван Грозный — начало правления Ивана IV Грозного

- Какая дата последняя нами изученная? (1547 год)

- Какой это век? (16 век)

 

2. Фронтальная беседа по определению темы и целей урока.

- Что вам известно о правлении Ивана Грозного?     

 Присоединены земли Казанского и Астраханского ханства, расширились границы государства до Уральскийх гор и предгорий Кавказа, построена первая типография, напечатан первый учебник, возведен Покровский собор ныне Собор Василия Блаженного на Красной площади. Однако был он человеком жестоким — многих погубил, вел кровопролитную Ливонскую войну более 25 лет, потерпел поражение. Московское государство стало при нем приходить в упадок.

- Итак, 16 век остался в прошлом.

-Продолжаем путешествие в 17 век.

- Сформулируйте тему урока. (Россия в XVII веке).             

СЛАЙД 6                                                                                                    

- Какую цель вы поставите? (Узнать о событиях и людях того времени). 

СЛАЙД 7

- По ходу изучения темы, будем составлять план урока    (на доске)

 

III. Этап изучения нового материала.

СЛАЙД 8                                                                                                    

- Непростое время наступило в VXII веке на Руси. Умер  Иван Грозный  и двое его сыновей. С их смертью прекратилась династия князей Рюриковичей, которые правили Русью 700 лет.

После этого на троне сменилось несколько правителей.

Этот период в истории назвали Смутное время.

- Какой вопрос вы поставите перед собой на данном этапе?

(Что такое «Смутное время», «Смута»?)

1. Работа со словарем.

СЛАЙД 9                                                                                                               

- Откройте словарь Сергея Ивановича Ожегова. Найдите в нем объяснение этого понятия.          

ПЛАН:

1. Смутное время           (на доске карточки)

 

 2.Работа с учебником.                       

 - На странице с.44 найдите и подчеркните, почему назвали это время на Руси «Смутным?  

СЛАЙД 10-11

-Три года страна страдала от неурожая, много людей умерло от голода и болезней.   На Руси начинаются народные волнения)

- Найдите и подчеркните последствия Смутного времени.

 ( Вторжение  в Россию  поляков и шведов.  Над Русью возникла опасность: быть или не быть Московской Руси).

- Представьте, что от вас зависит судьба Руси, судьба Москвы?

Какое решение вы примите?

 

3. Физкультминутка.

- Чтобы помочь своей Родине в трудную минуту, надо быть человеком сильным. Давайте себя потренируем.

- Упражнения: а) Под счет руки вперед, вверх, в стороны, вниз.

б) Под счет повороты туловища вправо, влево.

в) Под счет постоять на правой ноге,  затем на левой.

 

СЛАЙД 12 - 13 

               (памятник и автор)                   

4. Работа с презентацией

- Посмотрите на фотографию памятника. Кого вы видите?             

 (Двое мужчин; один сидит, другой стоит; в руках держит щит и меч).

- Купола  какого собора видите вдалеке?   (Собора Василия Блаженного).

-Где установлен это памятник? (В Москве)

- Кому обычно ставят памятники?  (Правителям, писателям, художникам и т.д.)

- Перед вами памятник, установленный на главной площади нашей страны, купцу Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.

- Почему обычным людям благодарна вся Россия?                            (Предположения: эти люди отличились на войне, или совершили  героические                                                                                              поступки в мирное время, изобретатели и т.д.).

- Какой вопрос поставили перед собой на данном этапе?               

(Кто такие Минин и Пожарский?).

ПЛАН:

2. Минин и Пожарский                        (на доске карточки)

-Ответ на этот вопрос дадут мои помощники.

5. Выступление подготовленных учеников:

СЛАЙД 14 

                             

- Русь была снова готова сплотиться для борьбы с иноземными захватчиками. Нужен был только человек, который повел бы всех за собой, за Москву, за Русь. В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин организовал сбор средств для создания народного ополчения - войска. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Все отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!» вместе с русскими в войско вступали татары, мордва, чуваши, башкиры, народы Сибири.

 СЛАЙД 15  

                           

-Возглавил ополчение князь Дмитрий Пожарский. К концу лета 1612 года ополчение подошло в Москве. Здесь им пришлось вести бои с войском польским, что подошло на помощь врагу, засевшему в Кремле. Попытались поляки прорваться через ополченцев, но не смогли. 4 ноября 1612 года ополченцы взяли штурмом окрестности Кремля, через 4 дня сдался и Кремль. Москва была освобождена. Русский народ продемонстрировал образец героизма и сплочённости всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

 

7. Просмотр  видеоролика            (Смутное время. Спасители земли Русской)  (ВРЕМЯ: 3:32 - 6:48)

 -Поставьте следующий вопрос на уроке?                                                                  

-Что было потом?  Итоги смутного времени.

ПЛАН:

3. Итоги Смутного времени                                       (на доске карточки)

 

- Найдите и подчеркните ответ в статье на с.45  

 Москва спаслась от гибели.  Были освобождены многие города.  Но Русское государство обеднело,   отстало в развитии от соседей и потеряло авторитет могучей державы.

- Русскому государству был нужен сильный правитель.

В 1613 году в Москву съехались представители всех российских земель.

Они избрали царем 16-летнего боярина Михаила  Федоровича Романова.

СЛАЙД 16

-С него началось правление на Руси новой династии - Романовых,

но это уже совсем другая история.

-На сегодня  путешествие закончилось.

6. Завершение ЛЕНТЫ ВРЕМЕНИ

- Давайте запишем эту дату на ленту времени (4 ноября 1612 год — освобождение Москвы от поляков).                                               (На доске)

СЛАЙД 17 

 4 ноября – День народного единства                   

IV. Итог урока. Рефлексия.

1. Работа с карточкой.                                                               ( ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Подведем итог урока. Вставьте пропущенные слова в карточку.

 СЛАЙД 18

- Проверим задание (чтение ответа).

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

СЛАЙД19

- Продолжите предложения:

сегодня я узнал…

я понял, что…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

СЛАЙД 20

V. Домашнее задание.

- с.58-60, пересказать, ответить на вопросы; т.п. с.17-18, №33 .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Лента времени (Даты, события, герои)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

(подготовленные ученики)

Русь была снова готова сплотиться для борьбы с иноземными захватчиками. Нужен был только человек, который повел бы всех за собой, за Москву, за Русь. В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин организовал сбор средств для создания народного ополчения - войска. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Все отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!» вместе с русскими в войско вступали татары, мордва, чуваши, башкиры, народы Сибири.

 

 

Возглавил ополчение князь Дмитрий Пожарский. К концу лета 1612 года ополчение подошло в Москве. Здесь им пришлось вести бои с войском польским, что подошло на помощь врагу, засевшему в Кремле. Попытались поляки прорваться через ополченцев, но не смогли. 4 ноября 1612 года ополченцы взяли штурмом окрестности Кремля, через 4 дня сдался и Кремль. Москва была освобождена. Русский народ продемонстрировал образец героизма и сплочённости всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. 

 

 

Присоединены земли Казанского и Астраханского ханства, расширились границы государства до Уральских гор и предгорий Кавказа, построена первая типография, напечатан первый учебник, возведен Покровский собор ныне Собор Василия Блаженного на Красной площади. Однако был он человеком жестоким — многих погубил, вел кровопролитную Ливонскую войну более 25 лет, потерпел поражение.

Московское государство стало при нем приходить в упадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Заполните пропуски.

 

Начало VII века на Руси назвали _______________________________________.

 

На защиту Отечества поднялось ________________________________________.

во главе с князем ____________________________________

 

и купцом  __________________________________________ .

Они призвали русских людей постоять за родную землю.

 

_____________________Москва была освобождена от польских    захватчиков.

 

С 2005 года 4 ноября является днем государственного праздника ____________________________________________.

 

Слова для справок: народное ополчение, Кузьма Минин, Смутное время, День Народного единства, Дмитрий Пожарский, 4 ноября 1612 года

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

План урока.

1. Смутное время.

2. Минин и Пожарский.

3. Итоги смутного времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Смутное время Спасители земли Русской | Окружающий мир 3 класс #47 | Инфоурок

 

                      Оглянись на предков наших,

                      На героев прошлых дней,

 

                      Вспоминай их добрым словом.

                      Слава им, борцам суровым!

 

                      Слава нашей стороне!

                      Слава русской старине!

 

                      Времена теперь другие,

                      Как и мысли, и дела.

 

                      Далеко ушла Россия

                      От страны, какой была.

 

                      Умный сильный наш народ

                      Свою землю бережет.

 

                      А преданья старины

                      Забывать мы не должны!

 

 


скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)