Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 4.
Учитель: Анашкина Ирина Петровна, учитель начальных классов.
1 квалификационной категории. МКОУ «Бисертская средняя школа с № 1»
УМК: Планета знаний.
Тема урока: Россия в XVII веке. Смутное время, Минин и Пожарский
Тип урока: открытия новых знаний.
Цель: формирование социальных и надпредметных компетентностей.
Задачи:
- познавательные: оценить деятельность К.Минина и Д. Пожарского,
дать понятие «Смутное время»,
выявить причины начала смуты в России начале XVII в.
- коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию;
развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса;
- регулятивные: продолжить формировать навыки анализа и обобщения исторических фактов, самостоятельного построения умозаключений;
развивать умения работы с текстом.
- личностные: развивать интерес к изучению истории своей страны, кругозор, культуру и эрудицию;
воспитывать патриотические чувства, чувства сплочённости и уважения к подвигам предыдущих поколений.
Межпредметные связи: история, ИЗО, музыка, литература.
Материал для урока: лента времени (классная, индивидуальные);
карточки с датами, именами, событиями; карточки с темой и планом, карточки для индивидуальной работы, презентация, словарь Ожегова, учебник.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Педагогические технологии: технология сотрудничества, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения. - Москва «Просвещение» 2010.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. - Москва «Просвещение» 2010.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
Окружающий мир: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. /
Ход урока
I. Организационный момент.
СЛАЙД 2
- Начинаем урок. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
- Мы готовы разгадать!
-Невозможно открыть мир, установить последовательность и причины происходящих в нем событий без изучения такой науки как история.
СЛАЙД 3
Французский историк Марк Блок так дал определение этой науке:
«История — это наука о людях во времени, встреча людей в веках».
- Как вы понимаете эту фразу?
СЛАЙД 4
Вот они эти люди.
(Изучая историю, мы знакомимся с людьми, которые жили и творили очень давно, знакомимся с событиями, представляем себя на месте исторических героев, а как бы мы поступили, если жили вместе с ними.)
- Сегодня мы откроем новую страницу в истории нашей Родины, составляя портреты героев того времени.
-Работать на уроке будем индивидуально и в парах.
II. Этап актуализации знаний. Определение темы и целей урока.
СЛАЙД 5
1. Работа с лентой времени.
- Соотнесите имя исторического деятеля и связанные с ним дату и событие
(У доски и на карточках)
Взаимопроверка. ПРОВЕРКА (шторка)
988 год - князь Владимир — крещение Руси
1237 год - нашествие монголов
1240 год - Александр Невский, Невская битва
1242 год — Александр Невский — Ледовое побоище с немецкими рыцарями
1380 год — Дмитрий Донской — Куликовская битва с монголо-татарами Мамай
1147 год — князь Юрий Долгорукий — первое упоминание о Москве в летописях
1547 год — царь Иван Грозный — начало правления Ивана IV Грозного
- Какая дата последняя нами изученная? (1547 год)
- Какой это век? (16 век)
2. Фронтальная беседа по определению темы и целей урока.
- Что вам известно о правлении Ивана Грозного?
Присоединены земли Казанского и Астраханского ханства, расширились границы государства до Уральскийх гор и предгорий Кавказа, построена первая типография, напечатан первый учебник, возведен Покровский собор ныне Собор Василия Блаженного на Красной площади. Однако был он человеком жестоким — многих погубил, вел кровопролитную Ливонскую войну более 25 лет, потерпел поражение. Московское государство стало при нем приходить в упадок.
- Итак, 16 век остался в прошлом.
-Продолжаем путешествие в 17 век.
- Сформулируйте тему урока. (Россия в XVII веке).
СЛАЙД 6
- Какую цель вы поставите? (Узнать о событиях и людях того времени).
СЛАЙД 7
- По ходу изучения темы, будем составлять план урока (на доске)
III. Этап изучения нового материала.
СЛАЙД 8
- Непростое время наступило в VXII веке на Руси. Умер Иван Грозный и двое его сыновей. С их смертью прекратилась династия князей Рюриковичей, которые правили Русью 700 лет.
После этого на троне сменилось несколько правителей.
Этот период в истории назвали Смутное время.
- Какой вопрос вы поставите перед собой на данном этапе?
(Что такое «Смутное время», «Смута»?)
1. Работа со словарем.
СЛАЙД 9
- Откройте словарь Сергея Ивановича Ожегова. Найдите в нем объяснение этого понятия.
ПЛАН:
1. Смутное время (на доске карточки)
2.Работа с учебником.
- На странице с.44 найдите и подчеркните, почему назвали это время на Руси «Смутным?
СЛАЙД 10-11
-Три года страна страдала от неурожая, много людей умерло от голода и болезней. На Руси начинаются народные волнения)
- Найдите и подчеркните последствия Смутного времени.
( Вторжение в Россию поляков и шведов. Над Русью возникла опасность: быть или не быть Московской Руси).
- Представьте, что от вас зависит судьба Руси, судьба Москвы?
Какое решение вы примите?
3. Физкультминутка.
- Чтобы помочь своей Родине в трудную минуту, надо быть человеком сильным. Давайте себя потренируем.
- Упражнения: а) Под счет руки вперед, вверх, в стороны, вниз.
б) Под счет повороты туловища вправо, влево.
в) Под счет постоять на правой ноге, затем на левой.
СЛАЙД 12 - 13
(памятник и автор)
4. Работа с презентацией
- Посмотрите на фотографию памятника. Кого вы видите?
(Двое мужчин; один сидит, другой стоит; в руках держит щит и меч).
- Купола какого собора видите вдалеке? (Собора Василия Блаженного).
-Где установлен это памятник? (В Москве)
- Кому обычно ставят памятники? (Правителям, писателям, художникам и т.д.)
- Перед вами памятник, установленный на главной площади нашей страны, купцу Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.
- Почему обычным людям благодарна вся Россия? (Предположения: эти люди отличились на войне, или совершили героические поступки в мирное время, изобретатели и т.д.).
- Какой вопрос поставили перед собой на данном этапе?
(Кто такие Минин и Пожарский?).
ПЛАН:
2. Минин и Пожарский (на доске карточки)
-Ответ на этот вопрос дадут мои помощники.
5. Выступление подготовленных учеников:
СЛАЙД 14
- Русь была снова готова сплотиться для борьбы с иноземными захватчиками. Нужен был только человек, который повел бы всех за собой, за Москву, за Русь. В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин организовал сбор средств для создания народного ополчения - войска. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Все отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!» вместе с русскими в войско вступали татары, мордва, чуваши, башкиры, народы Сибири.
СЛАЙД 15
-Возглавил ополчение князь Дмитрий Пожарский. К концу лета 1612 года ополчение подошло в Москве. Здесь им пришлось вести бои с войском польским, что подошло на помощь врагу, засевшему в Кремле. Попытались поляки прорваться через ополченцев, но не смогли. 4 ноября 1612 года ополченцы взяли штурмом окрестности Кремля, через 4 дня сдался и Кремль. Москва была освобождена. Русский народ продемонстрировал образец героизма и сплочённости всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
7. Просмотр видеоролика (Смутное время. Спасители земли Русской) (ВРЕМЯ: 3:32 - 6:48)
-Поставьте следующий вопрос на уроке?
-Что было потом? Итоги смутного времени.
ПЛАН:
3. Итоги Смутного времени (на доске карточки)
- Найдите и подчеркните ответ в статье на с.45
Москва спаслась от гибели. Были освобождены многие города. Но Русское государство обеднело, отстало в развитии от соседей и потеряло авторитет могучей державы.
- Русскому государству был нужен сильный правитель.
В 1613 году в Москву съехались представители всех российских земель.
Они избрали царем 16-летнего боярина Михаила Федоровича Романова.
СЛАЙД 16
-С него началось правление на Руси новой
династии - Романовых,
но это уже совсем другая история.
-На сегодня путешествие закончилось.
6. Завершение ЛЕНТЫ ВРЕМЕНИ
- Давайте запишем эту дату на ленту времени (4 ноября 1612 год — освобождение Москвы от поляков). (На доске)
СЛАЙД 17
4 ноября – День народного
единства
IV. Итог урока. Рефлексия.
1. Работа с карточкой. ( ПРИЛОЖЕНИЕ)
- Подведем итог урока. Вставьте пропущенные слова в карточку.
СЛАЙД 18
- Проверим задание (чтение
ответа).
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
СЛАЙД19
- Продолжите предложения:
сегодня я узнал…
я понял, что…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
СЛАЙД 20
V. Домашнее задание.
- с.58-60, пересказать, ответить на вопросы; т.п. с.17-18, №33 .
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Лента времени (Даты, события, герои)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
(подготовленные ученики)
Русь была снова готова сплотиться для борьбы с иноземными захватчиками. Нужен был только человек, который повел бы всех за собой, за Москву, за Русь. В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин организовал сбор средств для создания народного ополчения - войска. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Все отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!» вместе с русскими в войско вступали татары, мордва, чуваши, башкиры, народы Сибири.
Возглавил ополчение князь Дмитрий Пожарский. К концу лета 1612 года ополчение подошло в Москве. Здесь им пришлось вести бои с войском польским, что подошло на помощь врагу, засевшему в Кремле. Попытались поляки прорваться через ополченцев, но не смогли. 4 ноября 1612 года ополченцы взяли штурмом окрестности Кремля, через 4 дня сдался и Кремль. Москва была освобождена. Русский народ продемонстрировал образец героизма и сплочённости всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Присоединены земли Казанского и Астраханского ханства, расширились границы государства до Уральских гор и предгорий Кавказа, построена первая типография, напечатан первый учебник, возведен Покровский собор ныне Собор Василия Блаженного на Красной площади. Однако был он человеком жестоким — многих погубил, вел кровопролитную Ливонскую войну более 25 лет, потерпел поражение.
Московское государство стало при нем приходить в упадок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Заполните пропуски.
Начало VII века на Руси назвали _______________________________________.
На защиту Отечества поднялось ________________________________________.
во главе с князем ____________________________________
и купцом __________________________________________ .
Они призвали русских людей постоять за родную землю.
_____________________Москва была освобождена от польских захватчиков.
С 2005 года 4 ноября является днем государственного праздника ____________________________________________.
Слова для справок: народное ополчение, Кузьма Минин, Смутное время, День Народного единства, Дмитрий Пожарский, 4 ноября 1612 года
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
План урока.
1. Смутное время.
2. Минин и Пожарский.
3. Итоги смутного времени.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.