Окружающий мир. Тема: Смутное время. Минин и Пожарский.
Оценка 4.6

Окружающий мир. Тема: Смутное время. Минин и Пожарский.

Оценка 4.6
doc
09.02.2020
Окружающий мир. Тема: Смутное время. Минин и Пожарский.
Смутное время, конспект.doc

 

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 4.

Учитель: Анашкина Ирина Петровна, учитель начальных классов. 

1 квалификационной категории. МКОУ «Бисертская средняя школа с № 1»  

УМК: Планета знаний.

Тема урока: Россия в XVII веке. Смутное время, Минин и Пожарский

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель:  формирование социальных и надпредметных компетентностей.

Задачи:

- познавательные: оценить деятельность К.Минина и Д. Пожарского,

дать понятие «Смутное время»,

выявить причины начала смуты в России начале XVII в.

- коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию;

 развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса;

- регулятивные: продолжить формировать навыки анализа и обобщения исторических фактов, самостоятельного построения умозаключений;

развивать умения работы с текстом.

- личностные: развивать интерес к изучению истории своей страны, кругозор, культуру и эрудицию;

воспитывать патриотические чувства, чувства сплочённости и уважения к подвигам предыдущих поколений.

Межпредметные связи: история, ИЗО, музыка, литература.

Материал для урока:  лента времени (классная, индивидуальные);  

карточки с датами, именами, событиями; карточки с темой и планом, карточки для индивидуальной работы, презентация, словарь Ожегова, учебник.

Оборудование: ноутбук, проектор.

Педагогические технологии: технология сотрудничества, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения.   - Москва «Просвещение» 2010.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.  Стандарты второго поколения. -  Москва «Просвещение» 2010.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.  

Окружающий мир: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. /  

 

 

 

 

                                                         Ход урока

I. Организационный момент.

 СЛАЙД 2                                                                                                

- Начинаем урок. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки 
- Мы готовы разгадать!

-Невозможно открыть мир, установить последовательность и причины происходящих в нем событий без изучения такой науки как история.

СЛАЙД 3                                                                                                 

Французский историк Марк Блок так дал определение этой науке:

«История — это наука о людях во времени, встреча людей в веках».

- Как вы понимаете  эту фразу?  

 СЛАЙД 4     Вот они эти люди.                                                                                              

 (Изучая историю, мы знакомимся с людьми, которые жили и творили очень давно, знакомимся с  событиями, представляем себя на месте исторических героев, а как бы мы поступили, если жили вместе с ними.)

- Сегодня мы откроем новую страницу в истории нашей Родины, составляя портреты героев того времени.  

-Работать на уроке будем индивидуально и в парах.

II. Этап актуализации знаний. Определение темы и целей урока.

СЛАЙД 5                                                                                        

1. Работа с лентой времени.

- Соотнесите имя исторического деятеля и связанные с ним дату и событие 

 (У доски и на карточках)

Взаимопроверка.                                                               ПРОВЕРКА (шторка)

 988 год - князь Владимир — крещение Руси

1237 год - нашествие монголов

1240 год -   Александр Невский, Невская битва

1242 год — Александр Невский — Ледовое побоище с немецкими рыцарями

1380 год — Дмитрий Донской — Куликовская битва с монголо-татарами Мамай

1147 год — князь Юрий Долгорукий — первое упоминание о Москве в летописях

1547 год — царь Иван Грозный — начало правления Ивана IV Грозного

- Какая дата последняя нами изученная? (1547 год)

- Какой это век? (16 век)

 

2. Фронтальная беседа по определению темы и целей урока.

- Что вам известно о правлении Ивана Грозного?     

 Присоединены земли Казанского и Астраханского ханства, расширились границы государства до Уральскийх гор и предгорий Кавказа, построена первая типография, напечатан первый учебник, возведен Покровский собор ныне Собор Василия Блаженного на Красной площади. Однако был он человеком жестоким — многих погубил, вел кровопролитную Ливонскую войну более 25 лет, потерпел поражение. Московское государство стало при нем приходить в упадок.

- Итак, 16 век остался в прошлом.

-Продолжаем путешествие в 17 век.

- Сформулируйте тему урока. (Россия в XVII веке).             

СЛАЙД 6                                                                                                    

- Какую цель вы поставите? (Узнать о событиях и людях того времени). 

СЛАЙД 7

- По ходу изучения темы, будем составлять план урока    (на доске)

 

III. Этап изучения нового материала.

СЛАЙД 8                                                                                                    

- Непростое время наступило в VXII веке на Руси. Умер  Иван Грозный  и двое его сыновей. С их смертью прекратилась династия князей Рюриковичей, которые правили Русью 700 лет.

После этого на троне сменилось несколько правителей.

Этот период в истории назвали Смутное время.

- Какой вопрос вы поставите перед собой на данном этапе?

(Что такое «Смутное время», «Смута»?)

1. Работа со словарем.

СЛАЙД 9                                                                                                               

- Откройте словарь Сергея Ивановича Ожегова. Найдите в нем объяснение этого понятия.          

ПЛАН:

1. Смутное время           (на доске карточки)

 

 2.Работа с учебником.                       

 - На странице с.44 найдите и подчеркните, почему назвали это время на Руси «Смутным?  

СЛАЙД 10-11

-Три года страна страдала от неурожая, много людей умерло от голода и болезней.   На Руси начинаются народные волнения)

- Найдите и подчеркните последствия Смутного времени.

 ( Вторжение  в Россию  поляков и шведов.  Над Русью возникла опасность: быть или не быть Московской Руси).

- Представьте, что от вас зависит судьба Руси, судьба Москвы?

Какое решение вы примите?

 

3. Физкультминутка.

- Чтобы помочь своей Родине в трудную минуту, надо быть человеком сильным. Давайте себя потренируем.

- Упражнения: а) Под счет руки вперед, вверх, в стороны, вниз.

б) Под счет повороты туловища вправо, влево.

в) Под счет постоять на правой ноге,  затем на левой.

 

СЛАЙД 12 - 13 

               (памятник и автор)                   

4. Работа с презентацией

- Посмотрите на фотографию памятника. Кого вы видите?             

 (Двое мужчин; один сидит, другой стоит; в руках держит щит и меч).

- Купола  какого собора видите вдалеке?   (Собора Василия Блаженного).

-Где установлен это памятник? (В Москве)

- Кому обычно ставят памятники?  (Правителям, писателям, художникам и т.д.)

- Перед вами памятник, установленный на главной площади нашей страны, купцу Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.

- Почему обычным людям благодарна вся Россия?                            (Предположения: эти люди отличились на войне, или совершили  героические                                                                                              поступки в мирное время, изобретатели и т.д.).

- Какой вопрос поставили перед собой на данном этапе?               

(Кто такие Минин и Пожарский?).

ПЛАН:

2. Минин и Пожарский                        (на доске карточки)

-Ответ на этот вопрос дадут мои помощники.

5. Выступление подготовленных учеников:

СЛАЙД 14 

                             

- Русь была снова готова сплотиться для борьбы с иноземными захватчиками. Нужен был только человек, который повел бы всех за собой, за Москву, за Русь. В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин организовал сбор средств для создания народного ополчения - войска. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Все отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!» вместе с русскими в войско вступали татары, мордва, чуваши, башкиры, народы Сибири.

 СЛАЙД 15  

                           

-Возглавил ополчение князь Дмитрий Пожарский. К концу лета 1612 года ополчение подошло в Москве. Здесь им пришлось вести бои с войском польским, что подошло на помощь врагу, засевшему в Кремле. Попытались поляки прорваться через ополченцев, но не смогли. 4 ноября 1612 года ополченцы взяли штурмом окрестности Кремля, через 4 дня сдался и Кремль. Москва была освобождена. Русский народ продемонстрировал образец героизма и сплочённости всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

 

7. Просмотр  видеоролика            (Смутное время. Спасители земли Русской)  (ВРЕМЯ: 3:32 - 6:48)

 -Поставьте следующий вопрос на уроке?                                                                  

-Что было потом?  Итоги смутного времени.

ПЛАН:

3. Итоги Смутного времени                                       (на доске карточки)

 

- Найдите и подчеркните ответ в статье на с.45  

 Москва спаслась от гибели.  Были освобождены многие города.  Но Русское государство обеднело,   отстало в развитии от соседей и потеряло авторитет могучей державы.

- Русскому государству был нужен сильный правитель.

В 1613 году в Москву съехались представители всех российских земель.

Они избрали царем 16-летнего боярина Михаила  Федоровича Романова.

СЛАЙД 16

-С него началось правление на Руси новой династии - Романовых,

но это уже совсем другая история.

-На сегодня  путешествие закончилось.

6. Завершение ЛЕНТЫ ВРЕМЕНИ

- Давайте запишем эту дату на ленту времени (4 ноября 1612 год — освобождение Москвы от поляков).                                               (На доске)

СЛАЙД 17 

 4 ноября – День народного единства                   

IV. Итог урока. Рефлексия.

1. Работа с карточкой.                                                               ( ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Подведем итог урока. Вставьте пропущенные слова в карточку.

 СЛАЙД 18

- Проверим задание (чтение ответа).

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

СЛАЙД19

- Продолжите предложения:

сегодня я узнал…

я понял, что…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

СЛАЙД 20

V. Домашнее задание.

- с.58-60, пересказать, ответить на вопросы; т.п. с.17-18, №33 .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Лента времени (Даты, события, герои)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

(подготовленные ученики)

Русь была снова готова сплотиться для борьбы с иноземными захватчиками. Нужен был только человек, который повел бы всех за собой, за Москву, за Русь. В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин организовал сбор средств для создания народного ополчения - войска. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Все отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чем нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!» вместе с русскими в войско вступали татары, мордва, чуваши, башкиры, народы Сибири.

 

 

Возглавил ополчение князь Дмитрий Пожарский. К концу лета 1612 года ополчение подошло в Москве. Здесь им пришлось вести бои с войском польским, что подошло на помощь врагу, засевшему в Кремле. Попытались поляки прорваться через ополченцев, но не смогли. 4 ноября 1612 года ополченцы взяли штурмом окрестности Кремля, через 4 дня сдался и Кремль. Москва была освобождена. Русский народ продемонстрировал образец героизма и сплочённости всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. 

 

 

Присоединены земли Казанского и Астраханского ханства, расширились границы государства до Уральских гор и предгорий Кавказа, построена первая типография, напечатан первый учебник, возведен Покровский собор ныне Собор Василия Блаженного на Красной площади. Однако был он человеком жестоким — многих погубил, вел кровопролитную Ливонскую войну более 25 лет, потерпел поражение.

Московское государство стало при нем приходить в упадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Заполните пропуски.

 

Начало VII века на Руси назвали _______________________________________.

 

На защиту Отечества поднялось ________________________________________.

во главе с князем ____________________________________

 

и купцом  __________________________________________ .

Они призвали русских людей постоять за родную землю.

 

_____________________Москва была освобождена от польских    захватчиков.

 

С 2005 года 4 ноября является днем государственного праздника ____________________________________________.

 

Слова для справок: народное ополчение, Кузьма Минин, Смутное время, День Народного единства, Дмитрий Пожарский, 4 ноября 1612 года

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

План урока.

1. Смутное время.

2. Минин и Пожарский.

3. Итоги смутного времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Смутное время Спасители земли Русской | Окружающий мир 3 класс #47 | Инфоурок

 

                      Оглянись на предков наших,

                      На героев прошлых дней,

 

                      Вспоминай их добрым словом.

                      Слава им, борцам суровым!

 

                      Слава нашей стороне!

                      Слава русской старине!

 

                      Времена теперь другие,

                      Как и мысли, и дела.

 

                      Далеко ушла Россия

                      От страны, какой была.

 

                      Умный сильный наш народ

                      Свою землю бережет.

 

                      А преданья старины

                      Забывать мы не должны!

 

 


Учебный предмет: окружающий мир

Учебный предмет: окружающий мир

Ход урока I. Организационный момент

Ход урока I. Организационный момент

Александр Невский, Невская битва 1242 год —

Александр Невский, Невская битва 1242 год —

Работа со словарем. СЛАЙД 9 -

Работа со словарем. СЛАЙД 9 -

Перед вами памятник, установленный на главной площади нашей страны, купцу

Перед вами памятник, установленный на главной площади нашей страны, купцу

Москва спаслась от гибели. Были освобождены многие города

Москва спаслась от гибели. Были освобождены многие города

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Лента времени (Даты, события, герои)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Лента времени (Даты, события, герои)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Заполните пропуски

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Заполните пропуски

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Смутное время

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Смутное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020