Окружающий мир. Тема: «Водные богатства нашего края».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Окружающий мир. Тема: «Водные богатства нашего края». Насыщенный конспект урока.
Иконка файла материала вод богатства.docx

Тема: «Водные богатства нашего края».

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Кемеровской области, расширить и углубить природоведческие знания учащихся.

Задачи:

1.    Сформировать представление учащихся о естественных и искусственных водоёмах края.

2.    Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

3.    Воспитывать бережное отношение к природе; показать необходимость и способы охраны водоемов.

Оборудование-учебник, тетрадь, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

2. Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем? (Родной край – часть большой страны)

- Что означает слово «край»?

- Как называется наш край?

- Что вы уже узнали о нашем крае?

Вот и сегодня нам предстоит узнать что-то новое и интересное о нашем крае, но сначала вспомним какую темы мы с вами изучили на прошлом уроке?(Поверхность нашего края)

Сейчас мы с вами выполним тест и проверим, а на сколько же баллов вы усвоили темы нового раздела (5мин). –Во что превращается овраг и что это такое?Дайте определение. Терриконы – это…

Я очень надеюсь, что каждый из вас справился с заданием. Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте тест, ответы которого вы видите на слайде.  (Учитель вместе с учениками разбирает вопросы).

- Поставьте оценки в соответствии с критериями Без ошибок – 5, 1-2 ошибки–4, 3-4 ошибки – 3, 5 и более -2.

- Поднимите руку у кого нет ошибок. У кого 1-2 ошибки? У кого 3-4? У кого 5 и более?

- Молодцы, кто справился с заданиями, кто нет, нужно еще повторить.

- Кто хочет нам рассказать о поверхности нашего края?

Как используют поверхность в нашем крае?

3. Мотивирование к учебной деятельности.

А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.

1)   Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

2)   Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?





Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться «Вода»?

- Почему поэт предложил переименовать планету?

4. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Мы сегодня будем говорить не просто о воде и водоёмах, а о водных богатствах области.

- Можно ли воду на Земле назвать богатством? Почему?

- Сформулируйте тему урока.  - Какую цель мы поставим на урок? 

-Что вам хотелось бы узнать по этой теме. Попытайтесь сформулировать ваши вопросы? (записать вопросы на доске) ( какие водоёмы бывают? На какие группы можно разделить водоёмы? из каких частей состоит река? Хочу научиться сравнивать водоёмы.  Какие водоемы есть в нашем крае?)

Сегодня мы познакомимся с некоторыми водоемами нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять.

5. «Открытие» нового знания.

- Ребята, посмотрите на глобус. Какого больше цвета не нем?

- А что обозначено синим цветом? Да, ребята, синим цветом обозначена вода. А вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода?

- А какая на вкус вода? (Пресная и соленая, разбирают эти понятия)

- Какая вода в наших водоемах?

- А где вода соленая? (в морях и океанах)

- Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению. 

- На какие группы разделим? (естественные и искусственные)

- Что это значит «естественные»? (Созданные природой)

-Что значит искусственные? (Созданные человеком)

Что отнесем к естественным водоемам? К искусственным?

- Все ли из естественных водоемов есть у нас в Кировской области? (Нет морей и океанов).

- А как вы думаете, чего у нас на карте больше рек или озер?

- Рассмотрите карту Кировской области. (Беседуют и работают по карте.) (Вывод, что рек больше) 

- А какие части реки вы помните?

Давайте вспомним схему реки. 

·         Как называют место, где река берет свое начало?

·         Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, есть правый и левый берег. Притоки тоже бывают правыми и левыми)

- Как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа-правый, слева левый).

Молодцы, вспомнили.

- А расскажите мне, как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? (Беседуют)

Вода выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют …. (реки).

В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется ..... (устье). Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч.

Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.

В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.

Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод.

- Какие реки области вы знаете?

- Посмотрим на притоки у главной реки Кировской области Вятки.

Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. 

Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. В одних озерах вода пресная, а в других – соленая. Озера также питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки. 

6. «Закрепление» первичного знания.

- Давайте мы с вами поработаем в парах и сделаем задание в рабочей тетради. Стр.68 . Прочитайте задание. Что здесь нужно сделать? (Составить список водных объектов края)(реки, озера, болота)

- Работаем с картой Кировской области. (Проверяют, учитель дополняет)

Физкультминутка

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

6. «Открытие нового знания»

- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем — это место отдыха людей)

- А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики)

Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Люди всегда стремились селиться около водоемов, по их берегам.

- А всегда ли человек правильно обращается с водоемами?

Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами.

- Как это может отразиться на рыбных богатствах?

- Основной корм чаек – рыба. А если рыба больна и вымирает, что произойдет с этой цепью питания?

- Давайте откроем учебники на стр. 146 и прочитаем статью «Значение водных богатств и их охрана».

 - Как взрослые и дети должны охранять водоемы? 

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где бывшая в производстве вода очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель. В ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание 2 на стр. 69 рабочей тетради. Прочитайте задание. (Составить схему «Значение водоемов в природе и жизни человека»). (Проверка) 

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Ребята, подумайте, а какие у нас есть экологические проблемы связанные с водоемами? (мусор, сточные воды, мытье транспортных средств, удобрения и ядохимикаты) 

- Предлагаю вас составить памятку поведения у водоема. Как вы считаете, что самое главное мы с вами не должны делать, чтобы не загрязнять водоемы? С чем надо бороться?

ПАМЯТКА 

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.

9. Подведение итогов.

 

- Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги.

- Посмотрите на вопросы на доске. На все ли вопросы мы ответили?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам достигнуть её.

- Для закрепления полученных знаний, давайте мы с вами ответим на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр.147 учебника.

9. Рефлексия деятельности

- Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в парах, рассуждать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Что показалось вам более интересным?

- Что на уроке получалось хорошо?

- Над чем еще нужно поработать?

10. Домашнее задание. Учебник стр.145-148

 

 

Тест по теме «Поверхность нашего края»

 1. Самая распространенная форма рельефа – это:

а) равнина;          б) горы.

2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

а) балка;         б) холм;        в) овраг.

3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?

а) желтым;        б) зеленым;        в) светло-коричневым; г) коричневым.

4. Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы;         б) терриконы;        в) плоскогорья.

5. Нижняя часть горы, холма – это:

а) подошва;         б) склон;        в) равнина.

 

Тест по теме «Поверхность нашего края»

 1. Самая распространенная форма рельефа – это:

а) равнина;          б) горы.

2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

а) балка;         б) холм;        в) овраг.

3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?

а) желтым;        б) зеленым;        в) светло-коричневым; г) коричневым.

4. Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы;         б) терриконы;        в) плоскогорья.

5. Нижняя часть горы, холма – это:

а) подошва;         б) склон;        в) равнина.

 

Тест по теме «Поверхность нашего края»

 1. Самая распространенная форма рельефа – это:

а) равнина;          б) горы.

2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

а) балка;         б) холм;        в) овраг.

3. Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?

а) желтым;        б) зеленым;        в) светло-коричневым; г) коричневым.

4. Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы;         б) терриконы;        в) плоскогорья.

5. Нижняя часть горы, холма – это:

а) подошва;         б) склон;        в) равнина.

 

6. Есть у оврага, холма и горы:

а) вершина;         б) склон;        в) подошва.

7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:

а) балка;         б) овраг;        в) озеро.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым;         б) зеленым;        в) светло-коричневым.

9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:

а) гора;         б) холм;        в) терриконы.

 

 

 

 

6. Есть у оврага, холма и горы:

а) вершина;         б) склон;        в) подошва.

7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:

а) балка;         б) овраг;        в) озеро.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым;         б) зеленым;        в) светло-коричневым.

9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:

а) гора;         б) холм;        в) терриконы.

 

 

 

6. Есть у оврага, холма и горы:

а) вершина;         б) склон;        в) подошва.

7. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:

а) балка;         б) овраг;        в) озеро.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым;         б) зеленым;        в) светло-коричневым.

9. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:

а) гора;         б) холм;        в) терриконы.

Родной край – часть большой страны

Стр. 65-66. Наш край

1. Подумай, что значит родной край в твоей жизни. Напиши.

Родной край – место, где я родился. Здесь проходит мое детство, здесь мои родные и друзья, мой дом.

2. Напиши, где ты живешь (субъект Российской Федерации, район, город или село). При выполнении задания воспользуйся политико-административной картой России, помещенной в учебнике (с. 136-137).

Я живу в России, в городе Краснодар.

3. С помощью краеведческой литературы или предложенных учителем информационных материалов запиши основные сведения о своем крае. Используй их при характеристике края.

Наш край находится на юге России. На его территории находятся Черное и Азовское моря. Образован край 13 сентября 1937 года. Краснодарский край занимает третье место по численности населения России.

4.      Здесь ты можешь нарисовать гербы или наклеить их изображения.

 

 

5. Подумай, что тебе хотелось бы узнать о родном крае. Запиши свои вопросы. По мере изучения раздела постарайся найти на них ответы.

Какие животные в нашем крае самые редкие?
Какие известные люди родились в нашем крае?
Какие редкие овощи и фрукты выращивают в нашем крае?

Стр. 67. Поверхность нашего края

1. Запиши основные сведения о поверхности своего края.

Северная равнинная и южная гористая.

2. С помощью учебника напиши определения.

Овраг – это глубокая длинная с крутыми слонами впадина на поверхности земли.

Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.

 

3. Сережа и Надя предлагают вам расшифровать условные знаки по теме урока. Объясните их смысл (устно). Отметьте в квадратиках знаком «-» то, что плохо, а знаком «+» то, что хорошо.

https://7gy.ru/images/gdz/okr-mir-rt-4kl-1c-shr/67.jpg