Окружающий мир, 3 класс, УМК «Школа России», Плешаков А.А.
Тема урока : Растениеводство.
Методическая разработка
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ № 1с.Октябрьское»
Дзагоевой Ларисы Владимировны.
2019-2020
Цели педагогической деятельности |
Познакомить с растениеводством как отраслью сельского хозяйства. |
Тип урока |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты |
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; стремиться их выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладевать способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников. Познавательные УУД: практическая деятельность в паре, в группе, исследование и описание растения по плану; анализировать, обобщать и делать выводы; выявлять связь растениеводства и промышленности. Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, зачем люди занимаются растениеводством, какие группы культурных растений изучаем; развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её, приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого. |
Методы и формы обучения |
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная. |
Образовательные ресурсы |
Учебник, презентация, словарь Ожегова, мультимедийный проектор, экран, компьютер, гербарий, карточки для групповой и индивидуальной работы учащихся. |
Организационная структура урока.
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
I.Мотивация к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт эмоциональный настрой . - Покажите умные глазки, ровные спинки. Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнулись от души -Сядьте удобно, расслабьте плечи. Дыхание ровное и спокойное. Глазки посмотрели вверх вниз, вправо, влево. Закройте глазки. -Представьте, что вы - цветок, а ваши ладошки - бутоны. Откройте глазки... Мы на поляне цветов. (Приложение 1) Наш цветочек медленно раскрывается...и стал таким красивым цветком. -Какое настроение вызывает у вас этот цветок? -Давайте постараемся его сохранить на весь урок. |
Эмоциональный отклик учащихся: здороваются с учителем и гостями. Дарят друг другу улыбки. |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные:организуют свою учебную деятельность. |
II.Актуализациязнаний.Проверка д/з. |
Вводная беседа |
Организует беседу по вопросам:
-Что называется полезными ископаемыми?
-Какие полезные ископаемые есть на территории РСО-Алании?
Разгадай кроссворд о полезных ископаемых .
1 Росли на болоте растения... Теперь это топливо и удобрение.
2 Он несет в дома тепло, От него в домах светло. Помогает плавить сталь, Делать краски и эмаль.
3 Покрывают им дороги, улицы в селении, А еще он есть в цементе. Сам он - удобрение.
3 На кухне у мамы- помощник отличный , Он синим цветком расцветает от спички.
4 По доске он бегает , В классе дело делает.
5 Если встретить на дороге То увязнут сильно ноги.
6 Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Что же это? 7Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройках , и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.
-Для чего их добывают?
-Ксожалению, запасы полезных ископаемых не бесконечны. Поэтому мы должны бережно к ним относится.
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Проект учащихся.
Торф.
Уголь.
Известняк.
Газ.
Мел.
Глина.
Нефть
Песок .
Одни используют в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. |
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта.
|
III.Постановка учебной задачи |
Постановка учебной задачи, разработка плана действий
|
-Над какой большой темой мы работаем уже не первый урок? -Ребята, давайте вспомним отрасли экономики.(Слайд 2) -На какие отрасли делится сельское хозяйство? -Загадки. С неба солнце золотое Золотые льет лучи. В поле дружною стеною- Золотые усачи. (Пшеница) Что за две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливается, Две недели подсыхает? (Рожь) -Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием этих культур? (Слайд 3) -Кто может сформулировать тему нашего урока-”Растениеводство”. -Мы вспомнили, что растениеводство- это отрасль сельского хозяйства.Зная это, определим цель нашего урока .(Слайд 4) Познакомится с отраслью сельского хозяйства-растениеводством. Различать культурные растения, анализировать, обобщать полученные знания.
|
Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.
- Речь пойдет о растениеводстве.
Растениеводство.
- Составляют план и озвучивают учителю: 1. Что такое - растениеводство. 2. Для чего люди занимаются растениеводством. 3. Труд растениеводов. 4. Сельское хозяйство нашей местности. |
Коммуникативные:выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные:совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; |
IV.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
V.Первичное осмысление и закрепление
|
1.Беседа на тему «Растениеводство»
2.Физкультминутка
1Беседа
2.Исследование в группах. Работа с гербарными образцами и маршрутными листами. Заполнение таблицы «Паспорт культурного растения».
3. Обмен информацией.
4. Чтение вслух. Беседа на тему «Труд растениеводов»
5. Беседа на тему «Сельское хозяйство нашей местности». Работа с презентацией.
6 Закрепление.
|
- Слово растениеводство - простое или сложное слово? - От каких слов образовано слово «растениеводство»?
- Откройте учебник на с. 51-52 и прочитайте текст, для того, чтобы ответить на вопросы: что такое растениеводствои для чего люди занимаются растениеводством? - Что такое растениеводство?
-На какие отрасли делится растениеводство?
- Для чего люди занимаются растениеводством? (сопровождаю презентацией)
- Мы ответили на 1 и 2 пункты плана?
- Молодцы.
Жил один садовод, Он развел огород, Приготовил старательно грядки. (копают) Он принес чемодан, (несут) Полный разных семян, Но смешались они в беспорядке. Наступила весна, И взошли семена-(сели, встали) Садовод любовался на всходы.(восхищаются) Утром их поливал,(поливают) На ночь их укрывал(укрывают) И берег от холодной погоды.(садятся) Но когда садовод нас позвал в огород, Мы взглянули и все закричали: -Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде Мы таких овощей не встречали !
1-Какие еще культурные растения выращивают в поле? -Как называют людей, которые выращивают плодовые деревья? -Для чего выращивают цветы? Как называются прфессии растениеводов?
2. А сейчас, как настоящие агрономы, мы проведем исследовательскую работу. Цель нашей работы: определить культурные растения и описать растения по плану (план читаю с маршрутного листа). Вам нужно объединиться в группы: 1 ряд: одна группа, 2 ряд: другая группа. Я раздам вам гербарные образцы и маршрутные листы, которые вы должны будете заполнить. Сначала вместе обсуждаете, затем кто-то один записывает. Затем каждая группа рассказывает об одном культурном растении. Назначьте ответственного, кто будет отвечать.
3. Организует беседу по вопросам: - Сообщите классу о результатах. - Достигли мы своей цели?
4. Ребята, а сейчас, чтобы узнать о том, как трудятся растениеводы, мы прочитаем с .53 учебника вслух. - Что нового вы узнали для себя о труде растениеводов? - Как растениеводство связано с промышленностью?
5. Ребята, а что вы можете сказать о сельском хозяйстве нашей местности?
6 Найди лишнее слово. |
- Сложное.
- От слов «растение» и «водить», т.е. разводить.
- Выращивание культурных растений, оно является отраслью сельского хозяйства.
- продукты питания, корм домашним животным, для промышленных предприятий.
- Да, мы дали определение, что такое растениеводство и выяснили, для чего люди занимаются растениеводством.
Овощи.
Садовод.
Отчет групп. - Да, определили культурные растения и описали растение по плану.
- Например, из прядильных культур на специальных промышленных предприятиях получают волокно. - хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы.
Ответы детей. - Да, узнали о с/х нашей местности. - Растениеводство-выращивание культурных растений. Их выращивают для разных целей: продукты питания, корма для животных, материал для промышленности.
|
Личностные: в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
VI. Итоги урока. Рефлексия. |
Обобщить полученные на уроке сведения. |
Проводит беседу по вопросам: - Как вы считаете, мы достигли цели урока? - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Что вас больше всего заинтересовало? - Если вам захочется узнать о растениеводстве что-то еще, вы можете почитать энциклопедию «Все обо всем» или «Растения и Животные». Энциклопедии есть у нас в школе в библиотеке. -“Каким я себя ощущаю” Фиолетовый-плохо. Зеленый-хорошо. Красный-отлично. |
1. Отвечают на вопросы. 2. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. 3. Голосуют.
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
VII.Домашнее задание. |
Сообщить учащимся о домашнем задании. |
Конкретизирует задания: - Подготовить рассказ об одном культурном растении по плану, не называя его. Задача класса: узнать это растение. |
Записывают домашнее задание. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.