Тема: Покорение силы.
Цели:
– формировать у учащихся понятия о рычаге, колесе и наклонной плоскости;
– познакомить со способами их использования.
Оборудование: иллюстрации к сельскому хозяйству (теплицы, искусственный пруд, поле, фермы), изображения культурных растений и домашних животных, карта мира (природные зоны).
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
4 3
Прежде чем задать проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Каковы отличия человека от животных?
– Кто сильнее всех на свете? Почему?
– Благодаря какому качеству человек стал сильнее зверей?
– Какие орудия труда были у древнего человека?
– Какие инструменты позволяют человеку гнуть и резать металл?
– Какие механизмы помогают перемещать тяжёлые грузы?
– Какие приспособления позволяют стать человеку ещё сильнее?
Отвечают на вопросы.
– Предлагаю вам разыграть ситуацию с ключом из диалога на с. 78. (Версии и их практическая проверка.)
Наблюдают. Предлагают свои способы и проверяют их.
– Кто придумал этот способ? Какой у вас возникает вопрос?
– В чём сила человеческого разума?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– «Покорение силы». Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. 4 5 6 7 2 4 3
Работа в группах.
Каждая группа отвечает на вопросы об устройстве данного механизма, его действии и применении.
1-я группа (самая большая или составленная из нескольких групп) рассматривает рычаг. Выполнение задания к рис. на с. 79. Работа с инструментами, в основе которых лежит рычаг (плоскогубцы, пинцет и т.п.).
2-я группа исследует колесо. Изготовление тележки с колёсами и без колёс из деталей конструктора и сравнение их остановочного пути (толкнуть и измерить расстояние до остановки).
3-я группа работает с наклонной плоскостью. Проверка с помощью игрушечной машинки и т.п.
4-я группа рассматривает ворот. Изготовление подъёмного крана из деталей конструктора. Задание к рис. на с. 79.
5-я группа рассматривает клин.
Выполнение задания 7 из рабочей тетради.
Выполняют задание в группах.
Каждая группа представляет свои результаты.
– Какие качества человека усиливают эти механизмы? (Силу и ловкость).
– Чем должны обладать люди, чтобы изобрести эти механизмы? (Опытом, знаниями.)
– Как мы ответим на вопрос урока? (Опыт и знания помогли человеку изобрести механизмы, которые увеличивают его силу и ловкость.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. 4 3 7 2 3 4 3 2
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 80.
2. Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради
(одно-два на выбор).
3. Проверочная работа № 10.
Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Окружающий мир 4 класс. Покорение силы.
Тема: Покорение силы.
Цели:
– формировать у учащихся понятия о рычаге, колесе и наклонной плоскости;
– познакомить со способами их использования.
Оборудование: иллюстрации к сельскому хозяйству (теплицы, искусственный пруд, поле, фермы), изображения культурных растений и домашних животных, карта мира (природные зоны).
Этапы
урока
. Ι
Актуализац
ия знаний и
постановка
учебной
проблемы.
.ΙΙ
Совместное
открытие
знаний.
Ход урока
4 3
Прежде чем задать проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Каковы отличия человека от животных?
– Кто сильнее всех на свете? Почему?
– Благодаря какому качеству человек стал сильнее зверей?
– Какие орудия труда были у древнего человека?
– Какие инструменты позволяют человеку гнуть и резать металл?
– Какие механизмы помогают перемещать тяжёлые грузы?
– Какие приспособления позволяют стать человеку ещё сильнее?
Отвечают на вопросы.
– Предлагаю вам разыграть ситуацию с ключом из диалога на с. 78. (Версии и их практическая проверка.)
Наблюдают. Предлагают свои способы и проверяют их.
– Кто придумал этот способ? Какой у вас возникает вопрос?
– В чём сила человеческого разума?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– «Покорение силы».
4 5 6 7 2 4 3
Работа в группах.
Каждая группа отвечает на вопросы об устройстве данного механизма, его действии и применении.
1я группа (самая большая или составленная из нескольких групп) рассматривает рычаг. Выполнение задания к рис. на с. 79. Работа с
инструментами, в основе которых лежит рычаг (плоскогубцы, пинцет и т.п.).
2я группа исследует колесо. Изготовление тележки с колёсами и без колёс из деталей конструктора и сравнение их остановочного пути (толкнуть и
измерить расстояние до остановки).
3я группа работает с наклонной плоскостью. Проверка с помощью игрушечной машинки и т.п.
4я группа рассматривает ворот. Изготовление подъёмного крана из деталей конструктора. Задание к рис. на с. 79.
5я группа рассматривает клин.
Выполнение задания 7 из рабочей тетради.
Выполняют задание в группах.
Каждая группа представляет свои результаты.
– Какие качества человека усиливают эти механизмы? (Силу и ловкость).
– Чем должны обладать люди, чтобы изобрести эти механизмы? (Опытом, знаниями.)
– Как мы ответим на вопрос урока? (Опыт и знания помогли человеку изобрести механизмы, которые увеличивают его силу и ловкость.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успехов
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.ΙΙΙ
.
Самостояте
льное
применение
знаний.
VΙ .
Домашнее
задание.
V. Итог
урока.
4 3 7 2 3 4 3 2
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 80.
2. Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради
(однодва на выбор).
3. Проверочная работа № 10.
Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого
варианта.
Чтение учебника (тема 18). Ответ на вопрос «Почему мы не знаем изобретателей простых механизмов, но уважаем и помним изобретателей
паровоза, парохода, автомобиля, самолёта?»
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
4
Мне удалось…
У меня получилось….
Возможные ответы на задания проверочной работы № 10.
Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Надо нарисовать доску в виде наклонной плоскости. Повышенный уровень. На велосипеде с крупными колёсами. 2. Задание оценивает учитель по
аналогии с рисунками учебника (например, на с. 78).
Вариант 2. 1. Необходимый уровень. Правым, у которого больше плечо рычага. Повышенный уровень. Справа разница плеч рычага больше, поэтому перекусить легче. 2. Задание оценивает
учитель по аналогии с рисунками в учебнике.
Возможные ответы на задания рабочей тетради.
В задании 1 изображён колодец с шестомжуравлём, работа которого основана на принципе рычага первого рода. Ученики могут ответить, что тяжелее противовес.
, школьники напишут, что в основе ножниц лежит рычаг (на самом деле это рычаг первого рода). Короткое (от заклёпки
Выполняя задание 2
до ленты) и длинное (от заклёпки до колец) плечи ребята могут обозначить, соответственно, синей и красной линией, а точку опоры
(заклёпка) – треугольником.
Задание 3 посвящено использованию гвоздодёра. Ребята должны нарисовать его так, как показано на рисунке в методических указаниях.
В задании 4 ребята могут вспомнить, что колесо используется в стиральной машине, швейной машине, часах, мельнице, кофемолке,
мясорубке, лазерном проигрывателе.
Задание 5 очень важно, так как в нём показана роль рычага, лежащего в основе использования многих окружающих нас предметов.
Таблица должна быть заполнена следующим образом:
© ООО «Баласс», 2014рычагом второго рода (рисунок слева). Эту разницу дети не должны знать, но должны понимать характер разной работы с помощью лопаты. На левом рисунке они должны пометить точку
Задание 6 посвящено двум способам работы с лопатой: как с рычагом первого рода (рисунок справа) и
опоры на кончике лопаты, а стрелкой показать движение руки
от себя; на правом рисунке точка опоры будет расположена в верхней части штыка, а стрелка будет направлена вниз.
Задание 7 поясняет, как используется клин. Ученики вспомнят пословицу «Клин клином вышибают» и нарисуют клин, вставленный в трещину, сделанную топором. Сверху они нарисуют
молоток, которым человек бьёт по клину. Если они не смогут этого нарисовать, то напишут: «Вставить клин в трещину и стукнуть по нему молотком».
Правильный ответ к заданию 8
: «Точка опоры не может быть на том же предмете, который надо перевернуть. А если не на Земле, то где же?»
© ООО «Баласс», 2014