Тема: КАК НАМ ЖИТЬ?
Цели: – Научить объяснять, что решение общечеловеческих (глобальных) проблем объединяет всех людей на Земле в одно человечество.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Постановка учебной проблемы.
3 7 3 4
– Сегодня мы заканчиваем знакомство с современным человечеством. Давайте оглянемся на его путь. Отправимся на «машине времени» ещё раз в прошлое.
– Представим, что мы оказались в первобытном мире. Как вы думаете, какие самые главные проблемы были у людей того времени? Какие были самые главные достижения, изобретения? (Самое главное было – спастись от голода и холода, поэтому самые главные достижения – овладение огнём, появление земледелия, скотоводства и т.д.)
– И вот наконец мы вернулись в день сегодняшний. Как вы думаете, какой будет основной вопрос нашего урока?
Версии детей.
– Какие у вас уже есть предположения по поводу основного вопроса урока?
Ученики советуются в парах или группах, высказывают и объясняют свои мнения. От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать ключевые слова основных версий.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
II. Поиск решения проблемы. 2 4 1 2 3 1
1. Глобальные проблемы человечества: насилие, преступность, войны, терроризм.
Проверку осуществляем по тексту урока.
– Найдите на с. 111 учебника, как называются проблемы, которые касаются каждого современного человека? (Ориентируясь на выделенные слова, ученики называют «глобальные проблемы».) Какие из глобальных проблем перечислены на этой странице? (Насилие и организованная преступность, войны между государствами и войны гражданские, терроризм.) Как вы понимаете эти слова? (Ответы учеников.)
На доске около подтвердившихся версий ставим знак «+», если были высказаны не все версии, то дописываем или вывешиваем карточки «войны», «преступность», «терроризм».
– Рассмотрите иллюстрации на с. 112–113. Какие из них рассказывают о войнах? (Верхний ряд.) О насилии и преступности? (Нижний ряд на с. 112.) О терроризме? (Илл. на с. 113.)
– Предложите правила, которому должны следовать люди, чтобы меньше стало насилия и преступности, войн и террора.
Ученики советуются в группах, высказывают и объясняют мнения. Правила записываем на доску под соответствующими глобальными проблемами.
2. Глобальные проблемы человечества: бедность.
– Очень давно среди людей появилась пословица «сытый голодного не разумеет». Как вы её понимаете? (Сытый не хочет понимать поступков голодного человека, не хочет ему помочь и т.д.) Как вы думаете, в современном мире есть страны, население которых часто голодает? (Ответы могут быть разными, кто-то может предположить, что таких стран сегодня нет, так как международные организации помогают организовать помощь нуждающимся.)
– Обратите внимание на иллюстрацию на с. 114 и данные статистики перед ней. Сделайте вывод.
– Предложите правила, которому должны следовать люди, чтобы граждане всех государств могли жить достойно.
Ученики советуются в парах или группах, высказывают и объясняют свои мнения. Правила записываем на доску под соответствующей глобальной проблемой.
3. Глобальные проблемы человечества: перенаселение.
– Объясните, о чём говорит пословица «В тесноте, да не в обиде»? (О том, что даже большое количество людей может договориться между собой, что люди должны помогать друг другу, а не обижать друг друга и т.п.) Как вы считаете, люди на планете живут «в тесноте»? (Ответы могут быть разными, кто-то может сказать, что планета очень большая, места на ней много.)
– Посмотрите на иллюстрацию на с. 115. Что вы заметили? (Людей на планете становится всё больше, их численность увеличивается всё быстрее. Может наступить момент, что людям действительно станет тесно на планете.)
– Предложите правила, которым должны следовать люди, чтобы действительно жить «в тесноте, да не в обиде». Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Окружающий мир 4 класс.КАК НАМ ЖИТЬ?
Тема: Чудоволны
Дополнительный урок для любознательных
Цели: – сформировать представление о свойствах звука и света.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успехов
Ι
. Актуализация знаний и
постановка учебной
проблемы.
.ΙΙ Совместное открытие
знаний.
4 3 Беседа.
Прежде чем начать изучать новую тему, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Что такое волны? Как движутся частицы воды, по которым проходят волны? Движутся ли они вместе с волной?
– Что такое ветер?
– Есть ли чтонибудь в межзвёздном пространстве?
Отвечают на вопросы.
– Прочитайте слова Лены на с. 112. О чём она рассуждает? Что происходит с частицами воды при ударе камня о
поверхность воды? Отчего возникают волны? (Частицы воды начинают двигаться. Источник движения заставляет
двигаться среду.)
– Где ещё встречаются волны? Как их почувствовать?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Могут назвать радиоволны, сказать, что звуковые волны можно услышать, а световые – увидеть.
В остальных случаях возможны затруднения.
– Волны.
4
5 6 7 2 4 3 1. Работа в учебнике.
– Может ли колебаться воздух? Приведите примеры. Или колеблются предметы, находящиеся в нём? (В случае
затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Может. Колеблются частички воздуха, и получаются
звуковые волны.)
Демонстрирует опыт: колебания натянутой струны (резинки).
Наблюдают и обсуждают результаты.
– Что наблюдается?
– Что при этом возникает?
– Что мы слышим?
– Что происходит с воздухом?
– Почему мы слышим звук?
– Какая перепонка уха тоже будет колебаться?
Звук – это колебание среды.
– В каком направлении распространяется звук? (Звук распространяется во все стороны.)
– Проходит ли он сквозь препятствия? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Плохо
или совсем не проходит.) (Приводят примеры.)
– Как люди применяют звук? (Изобрели микрофон и динамик, магнитофон, телефон, музыкальные инструменты.)
– Что такое свет? Колебания? Чего? Что будет колебаться? (Частички, как в случае с водой, или среда?) (Свет –
это колебания частиц.)
– Сравним световые и звуковые волны.
Класс делится пополам и работает с текстом учебника.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
© ООО «Баласс», 2014соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять
план.)
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Группы представляют свои результаты исследования.
Вопросы на карточках:
– Скорость распространения.
– В какой среде и как распространяется?
2. Работа в рабочей тетради.
– Выполните задание 1 в рабочей тетради.
– Будет ли влиять частота колебаний на звуковые и световые волны? (В случае затруднения можно обратиться
к тексту учебника.)
Выполняют задание.
– Все ли предметы являются источником света? Приведите примеры. (В случае затруднения можно обратиться
к тексту учебника.) (Нет, только те, которые излучают свой свет: солнце, лампочка.)
– Почему мы видим окружающие нас тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они
отражают свет солнца или лампочки.)
– Увидим ли мы чтонибудь в темноте, без источника света? А кошка? (Нет. Кошки видят, у них подругому
устроено зрение.)
3. Работа в учебнике.
– Будет ли зависеть отражение лучей от цвета тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту
учебника.) (Да.) (Приводят примеры, используя рисунки в учебнике на с. 115.)
Демонстрирует опыт со светофильтрами – красным и зелёным, аналогичный рисунку 10 в учебнике (см. с.
115).
Наблюдают.
– Как распространяется свет? (Свет распространяется по прямой, он не может огибать препятствия.)
– Изменится ли направление распространения света в другой среде? (См. рисунки 11, 12 на с. 115.) Давайте
проверим.
Демонстрирует:
1. Преломление карандаша в стакане с водой.
2. Опыт с призмой, преломляющей свет на экран.
– Что вы наблюдали?
– Почему это происходит?
Наблюдают и обсуждают результаты.
– Где мы встречаем такое явление? Как его можно объяснить? (В случае затруднения можно обратиться к
тексту учебника.) (Радуга после дождя. Световой луч проходит через воздух, содержащий капельки воды. Лучи
преломляются, попав на капельки.)
– Луч и волна – одно и то же? (Да.) Мы говорим: световой луч, звуковая волна. (В случае затруднения можно
обратиться к тексту учебника.)
– Какие ещё волны вам известны и где они нашли применение? (Работа с рисунками и текстом учебника на с.
116–117.)
Используя рисунки в учебнике, приводят примеры.
4 3 7 2 3 4 3 2 1. Работа по учебнику.
Вопросы на с. 117.
2. Работа в рабочей тетради.
. Самостоятельное
ΙΙΙ
применение знаний.
© ООО «Баласс», 2014VΙ . Домашнее задание.
V. Итог урока.
Дватри задания на выбор в рабочей тетради.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания.
Чтение учебника (с. 112–117). Задание на выбор из рабочей тетради.
4 – Мне удалось…
Мне стало понятно….
© ООО «Баласс», 2014