Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а
«ОКСИДЫ И ГИДРОКСИДЫ
МЕТАЛЛОВ И НЕМЕТАЛЛОВ»
Теоретические сведения.
С кислородом металлы и неметаллы образуют оксиды: оснóвные – К2О,
СаО, амфотерные – ZnO, Aℓ2O3, кислотные – СО2, Р2О5, Сℓ2О7.
Если металл в оксидах проявляет переменную степень окисления, то при
низшей степени от обладает оснóвными свойствами, при высшей –
кислотными, при средней – амфотерными. Например, СrO (+2) – оснóвный
оксид, Сr2O3 (+3) – амфотерный оксид, CrO3 (+6) – кислотный оксид. Оксиды
щелочных и щелочноземельных металлов соединяются с водой, образуя
щелочи (основания). Оснóвные оксиды других металлов с водой не
соединяются. Их гидраты (малорастворимые основания) получаются
действием щелочи на растворы солей. Кислотным оксидам металлов
соответствуют гидроксиды кислотного характера – кислородсодержащие
кислоты. Например, хромовому ангидриду CrO3 (+6) соответствует хромовая
кислота Н2CrO4 (+6).
На практике характер гидроксидов устанавливается при помощи
индикаторов. Гидроксиды оснóвного характера растворяются в кислотах,
гидроксиды кислотного характера растворяются в щелочах, а амфотерные –
и в кислотах, и в щелочах:
Sn(OH)2
↓
H2SnO2
+ 2HC = SnC
↓
+ 2NaOH = Na
ℓ2 + 2H2O
2SnO2 + 2H2O
ℓ
Если неметалл образует несколько кислот, то более сильной кислотой
является та, в которой степень окисления неметалла выше
.
Чем меньше заряд аниона и больше его радиус, тем более сильная кислота ему
соответствует:
OHC
OHC
5
7
3
4
усиление кислотных свойств, ослабление оснóвных свойств
(увеличение количества электронов на внешнем уровне)
ослабление
кислотных
свойств, усиление основных
свойств, (увеличение радиуса
атома)
Выполнение работы.
О п ы т 1. Отношение оксидов к воде.1. Положить в пробирку немного оксида кальция (негашеной извести) и
добавить по каплям воды. Наблюдать выделение теплоты (гашение извести).
Затем в эту же пробирку долить воды и несколько капель фенолфталеина.
Чем объясняется появление малиновой окраски?
Написать уравнение реакции гашения извести.
2. Взять немного оксида меди и бросить в пробирку с водой. Хорошо
взболтать. Когда порошок осел на дно, добавить 1–2 капли фенолфталеина.
Реагирует ли оксид меди с водой?
О п ы т 2. Установление характера оксидов.
1. Насыпать в пробирку немного оксида меди и добавить 2–3 мл раствора
серной кислоты. Подогреть. Обратить внимание на цвет раствора.
Написать уравнение реакции.
2. Повторить действия, описанные в п. 1, взяв вместо оксида меди оксид
цинка.
Написать уравнение реакции.
3. В одну пробирку насыпать немного оксида магния, в другую – оксида
цинка. Прилить в каждую пробирку по 2–3 мл раствора щелочи. Подогреть.
Какой из взятых оксидов взаимодействует со щелочью?
Написать уравнение реакции.
На основании пунктов 1, 2, 3 сделать вывод о характере оксидов MgO и
ZnO.
О п ы т 3. Получение гидроксидов.
1. Маленький кусочек натрия обсушить фильтровальной бумагой и бросить
его в пробирку с водой. После окончания реакции добавить 1–2 капли
фенолфталеина.
На что показывает появление малинового окрашивания? Какой газ
выделяется?
Написать уравнение реакции.
2. В четыре пробирки налить по 2–3 мл следующих растворов: соли цинка,
соли меди, соли алюминия и соли марганца. В каждую пробирку добавить по
каплям раствор щелочи до образования осадков. Пробирки с содержимым
сохранить до следующего опыта.
Написать молекулярные и ионные уравнения происходящих реакций.
О п ы т 4. Установление характера гидроксидов.
Каждый из осадков, полученных в опыте 3, разделить на 2 части. На одну
часть подействовать соляной кислотой, на другую – раствором щелочи.
Растворимость гидроксидов в кислотах и щелочах выразить
молекулярными и ионными уравнениями.
Сделать заключение о характере гидроксидов.
О п ы т 5. Восстановительные и окислительные свойства сернистой
кислоты.1. Налить в пробирку 2–3 мл раствора сернистой кислоты и добавить по
каплям бромной воды. Наблюдать исчезновение окраски.
Написать уравнение реакции окисления сернистой кислоты в серную.
2. Налить в пробирку 2–3 мл сероводородной воды и добавить столько же
раствора сернистой кислоты.
Наблюдать выделение серы в виде «мути». Дать объяснение.
Написать уравнение реакции.
О п ы т 6. Качественные реакции на ионы SO3
1. В одну пробирку налить раствор соли сернистой кислоты, в другую –
раствор соли серной кислоты. В обе пробирки добавить по каплям раствор
хлорида бария. К образующимся в пробирках осадкам добавить раствор
соляной кислоты. Отметить различное отношение полученных осадков к
действию соляной кислоты.
3–, CO3
2–.
2–, SO4
2–, PO4
Составить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде образования
осадков и исчезновения одного из них.
Сделать вывод о качественных реакциях на сульфит и сульфатионы.
2. В пробирку внести 4–5 капель дигидрофосфата натрия и добавить 2–3
капли раствора нитрата серебра. Отметить цвет и структуру выпавшего
осадка. Испытать его растворимость в растворе азотной кислоты.
Составить соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном
виде.
Сделать вывод о качественной реакции на соли фосфорной кислоты.
3. В одну пробирку поместить несколько кусочков карбоната кальция
(СаСО3), в другую – гидрокарбоната натрия (NaHCO3). В обе пробирки
добавить по нескольку капель раствора соляной кислоты. Для определения
выделяющегося газа внести в пробирку горящую лучинку.
Повторить этот же опыт с раствором уксусной кислоты.
Составить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Сделать вывод о качественной реакции на карбонаты и о силе уксусной
кислоты.