«Оксиды. Номенклатура. Классификация. Cвойства оксидов».
Оценка 4.7

«Оксиды. Номенклатура. Классификация. Cвойства оксидов».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
24.03.2017
«Оксиды. Номенклатура. Классификация. Cвойства оксидов».
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. Цель урока: Формирование представлений об оксидах, их номенклатуре. Ожидаемый результат: - Научатся выделять общие признаки класса оксиды, составлять формулы оксидов и давать им названия. - Научатся обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом, оценивать свои учебные достижения. - Смогут определять «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, описывать свойства оксидов с помощью уравнений химических реакций.Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. Цель урока: Формирование представлений об оксидах, их номенклатуре.
оксиды. номенклатура.docx

Урок  по теме «Оксиды. Номенклатура. Классификация. Cвойства оксидов».

Тип урока:  урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока: Формирование представлений об оксидах, их номенклатуре.

Ожидаемый результат:

-          Научатся выделять общие признаки класса оксиды, составлять формулы оксидов и давать им названия.

-          Научатся  обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом,

          оценивать свои  учебные достижения.

       - Смогут  определять «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ,   

          составлять формулы оксидов и называть их, описывать свойства оксидов с  

         помощью уравнений химических реакций.

 

Методы обучения: беседа, объяснение, постановка и решение учебных проблем.

 

Ресурсы: мультимедиа средства, карточки с тестами и заданиями.

 

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя.

 

II.  Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.

Провожу «мозговой штурм» для самостоятельного определения темы урока.

 Тема сегодняшнего урока .... А вот это вы узнаете, когда отгадаете кроссворд. На работу вам отводится 2 мин. Работая парами, впишите химические термины в бланк  и найдите ключевое слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.      Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу

 

  1. Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента весит 28 а.е.м.

 

  1. Он бесцветный, но тяжелый,

В нем огонь всегда веселый.

Он в крови у нас живет,

Ну, конечно …

 

  1. Назовите науку о веществах и их превращениях

 

5. Он с морской капустой дружит,

И лекарством людям служит,

Знает млад и стар народ –

Коль ушиб, то нужен …

 

  1. Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных

 

Молодцы! Правильно -  оксиды. Это  тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради  (слайд №1).

 

III. Изучение нового материала

Итак, цели нашего урока:

      дать определение оксидам

      рассмотреть состав оксидов

      классифицировать оксиды

      ознакомиться с номенклатурой оксидов

      изучить способы получения оксидов   (слайд №2).

 

Вспомните, пожалуйста, определение класса ОКСИДОВ и запишите его в тетрадь (слайд №3)

А знаете ли вы, что в 1870 году в Петербургской Академии обсуждалась возможность называть вещества следующим образом.

На экране  формулы (H2O; KI; HCI; HNO3) (слайд № 3)

Например:

водород кислородович;

калий йодович;

водород хлорович;

водород азотович трехкислов

 

Задание

Попробуйте составить формулы веществ, названных по этому принципу и которые приведены  на экране (слайд №3)

- А как сейчас будут звучать названия этих веществ?

Запишите в тетрадь рядом с формулой вещества его название по современной номенклатуре.

Назовите приведённые ниже формулы оксидов (слайд №3) по международной номенклатуре:

CO2, FeO, CO, SO3, N2O5, K2O, SO2, CaO, Fe 2O3

 

Какие трудности или вопросы возникли у вас при определении названий для каждого оксида?  (Для некоторых пар оксидов соответствуют одинаковые названия:  CO2 и CO).

Запомните: в подобных случаях вы действительно встречаетесь с оксидом одного и того же химического элемента, но в разных его валентных состояниях. Для "разведения" названий для каждого из веществ необходимо в конце указать валентность этого химического элемента. Названия оксидов, в составе которых имеются химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности.

CO - оксид углерода (II)

CO2 - оксид углерода (IV)

Задание

Назовите другие пары оксидов, образованные элементами с переменной валентностью- Fe и S.

(FeO - оксид железа (II), Fe2O3 - оксид железа (III), SO2 - оксид серы (IV), SO3 - оксид серы (VI)).

 

Давайте познакомимся с современной классификацией оксидов.

(слайд №4)

Обратите внимание и запомните: неметаллы образуют только кислотные оксиды. Металлы с валентностью I и  II, преимущественно образуют основные оксиды.  Металлы с валентностью V, VI, VII - кислотные оксиды. А металлы с валентностью III и VI – амфотерные оксиды.  Запомнить это правило вам помогут четверостишия:

 

Неметаллы, знай, мой друг,

Строго все себя ведут:

Коль в оксиды он подался -

Так "кислотным" и назвался!

 

Металл хотел запутать нас,

Но я найду опору:

Если валентность меньше трех -

Оксид зову "основным".

 

Ну, а уж если повезло,

Валентность пять и выше –

Я буду помнить, всем назло,

Оксид "кислотным" кличут

 

Вывод:  характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента. Например, CrO (II - основный); Cr2O3 (III  - амфотерный); CrO3 (VI - кислотный)

 

Задание

Распределите приведённые  формулы оксидов по группам, приведённым на экране:

К2O, Al2O3, Сl2O7, FeO, Mn2O,  NO,  CrO3, CrO,P2O5, Mn2O7, CO, Fe2O3, , Cr2O3, N2O.

 

А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом - вам нужно встать (слайд № 6)

Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2 ,  НNО3, PbO, Н2О

 

Следующая цель нашего урока -  физические свойства оксидов. Все физические свойства оксидов зашифрованы в данном стихотворении.

 

Широка натура у оксидов,

Камнем вниз, а то рекой течет,

А захочет - газ различных видов,

И веществ создаст круговорот.

 

Может черным быть, и белым,

Может с запахом и без,

Не оставит вас без дела:

"Изучайте - мир чудес!"

 

Задание  

Пользуясь материалом учебника, попытайтесь определить эти свойства (оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче окружающего воздуха). На места пропусков в задании вставьте соответствующие формулы оксидов (слайд № 7)

Сверьте свои ответы с правильными ответами на экране (слайд № 8)

 

Задание  

Пользуясь материалом учебника, попытайтесь определить химические свойства оксидов и заполните

Таблицу.

Основные

Кислотные

Взаимодействие с водой.

Na2O + H2O =

SO3 + H2O =

FeO + H2O =                     

SiO2 + H2O =

Взаимодействие с

кислотами 

  щелочами

Na2O + HCl =

SO3 + NaOH =

FeO + H2SO4 =                 

SiO2 + NaOH =

Взаимодействие с оксидами

кислотными

основными

Na2O + СО2 =                   

SO3 + СаО =

 

IV. Закрепление материала

ТЕСТ.

1.      Формула оксида:                                                                    а) NaOH       б) HCl      в) CuCl2   г) SO3

2.      Формула оксида, находящегося в жидком состоянии:      а) SiO         б) H2O      в) CO2     г) SO2

3.      Валентность хрома в   Cr2O3:                                                а)  III            б) I           в) II         г) VI

4.      Формула оксида натрия:                                                      а) NaO         б) Na2O     в)NaO   г)Na2O2

5.      Формула оксида азота (II):                                                  а) N2O          б) NO2      в) NO    г) N2O5

 

Взаимопроверка

V. Рефлексия

Урок подошёл к концу. Обратите внимание, что на экране  записаны следующие фразы:

 

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:

1. На занятии я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на занятии я

доволен / не доволен

3. Занятие для меня показалось

коротким / длинным

4. За занятие я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

 

 

VI. Домашнее задание

Прочесть §          и написать небольшой рассказ на тему «Оксиды в повседневной жизни человека».

 

 


 

Урок по теме «Оксиды. Номенклатура

Урок по теме «Оксиды. Номенклатура

В нем огонь всегда веселый.

В нем огонь всегда веселый.

Названия оксидов, в составе которых имеются химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности

Названия оксидов, в составе которых имеются химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности

А захочет - газ различных видов,

А захочет - газ различных видов,

Na 2 O + СО 2 =

Na 2 O + СО 2 =
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017