Урок по теме «Оксиды. Номенклатура. Классификация. Cвойства оксидов».
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цель урока: Формирование представлений об оксидах, их номенклатуре.
Ожидаемый результат:
- Научатся выделять общие признаки класса оксиды, составлять формулы оксидов и давать им названия.
- Научатся обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом,
оценивать свои учебные достижения.
- Смогут определять «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ,
составлять формулы оксидов и называть их, описывать свойства оксидов с
помощью уравнений химических реакций.
Методы обучения: беседа, объяснение, постановка и решение учебных проблем.
Ресурсы: мультимедиа средства, карточки с тестами и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.
Провожу «мозговой штурм» для самостоятельного определения темы урока.
Тема сегодняшнего урока .... А вот это вы узнаете, когда отгадаете кроссворд. На работу вам отводится 2 мин. Работая парами, впишите химические термины в бланк и найдите ключевое слово.
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу
В нем огонь всегда веселый.
Он в крови у нас живет,
Ну, конечно …
5. Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен …
Молодцы! Правильно - оксиды. Это тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради (слайд №1).
III. Изучение нового материала
Итак, цели нашего урока:
• дать определение оксидам
• рассмотреть состав оксидов
• классифицировать оксиды
• ознакомиться с номенклатурой оксидов
• изучить способы получения оксидов (слайд №2).
Вспомните, пожалуйста, определение класса ОКСИДОВ и запишите его в тетрадь (слайд №3)
А знаете ли вы, что в 1870 году в Петербургской Академии обсуждалась возможность называть вещества следующим образом.
На экране формулы (H2O; KI; HCI; HNO3) (слайд № 3)
Например:
водород кислородович;
калий йодович;
водород хлорович;
водород азотович трехкислов
Задание
Попробуйте составить формулы веществ, названных по этому принципу и которые приведены на экране (слайд №3)
- А как сейчас будут звучать названия этих веществ?
Запишите в тетрадь рядом с формулой вещества его название по современной номенклатуре.
Назовите приведённые ниже формулы оксидов (слайд №3) по международной номенклатуре:
CO2, FeO, CO, SO3, N2O5, K2O, SO2, CaO, Fe 2O3
Какие трудности или вопросы возникли у вас при определении названий для каждого оксида? (Для некоторых пар оксидов соответствуют одинаковые названия: CO2 и CO).
Запомните: в подобных случаях вы действительно встречаетесь с оксидом одного и того же химического элемента, но в разных его валентных состояниях. Для "разведения" названий для каждого из веществ необходимо в конце указать валентность этого химического элемента. Названия оксидов, в составе которых имеются химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности.
CO - оксид углерода (II)
CO2 - оксид углерода (IV)
Задание
Назовите другие пары оксидов, образованные элементами с переменной валентностью- Fe и S.
(FeO - оксид железа (II), Fe2O3 - оксид железа (III), SO2 - оксид серы (IV), SO3 - оксид серы (VI)).
Давайте познакомимся с современной классификацией оксидов.
(слайд №4)
Обратите внимание и запомните: неметаллы образуют только кислотные оксиды. Металлы с валентностью I и II, преимущественно образуют основные оксиды. Металлы с валентностью V, VI, VII - кислотные оксиды. А металлы с валентностью III и VI – амфотерные оксиды. Запомнить это правило вам помогут четверостишия:
Неметаллы, знай, мой друг,
Строго все себя ведут:
Коль в оксиды он подался -
Так "кислотным" и назвался!
Металл хотел запутать нас,
Но я найду опору:
Если валентность меньше трех -
Оксид зову "основным".
Ну, а уж если повезло,
Валентность пять и выше –
Я буду помнить, всем назло,
Оксид "кислотным" кличут
Вывод: характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента. Например, CrO (II - основный); Cr2O3 (III - амфотерный); CrO3 (VI - кислотный)
Задание
Распределите приведённые формулы оксидов по группам, приведённым на экране:
К2O, Al2O3, Сl2O7, FeO, Mn2O, NO, CrO3, CrO,P2O5, Mn2O7, CO, Fe2O3, , Cr2O3, N2O.
А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом - вам нужно встать (слайд № 6)
Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2 , НNО3, PbO, Н2О
Следующая цель нашего урока - физические свойства оксидов. Все физические свойства оксидов зашифрованы в данном стихотворении.
Широка натура у оксидов,
Камнем вниз, а то рекой течет,
А захочет - газ различных видов,
И веществ создаст круговорот.
Может черным быть, и белым,
Может с запахом и без,
Не оставит вас без дела:
"Изучайте - мир чудес!"
Задание
Пользуясь материалом учебника, попытайтесь определить эти свойства (оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче окружающего воздуха). На места пропусков в задании вставьте соответствующие формулы оксидов (слайд № 7)
Сверьте свои ответы с правильными ответами на экране (слайд № 8)
Задание
Пользуясь материалом учебника, попытайтесь определить химические свойства оксидов и заполните
Таблицу.
Основные |
Кислотные |
Взаимодействие с водой. |
|
Na2O + H2O = |
SO3 + H2O = |
FeO + H2O = |
SiO2 + H2O = |
Взаимодействие с |
|
кислотами |
щелочами |
Na2O + HCl = |
SO3 + NaOH = |
FeO + H2SO4 = |
SiO2 + NaOH = |
Взаимодействие с оксидами |
|
кислотными |
основными |
Na2O + СО2 = |
SO3 + СаО = |
IV. Закрепление материала
ТЕСТ.
1. Формула оксида: а) NaOH б) HCl в) CuCl2 г) SO3
2. Формула оксида, находящегося в жидком состоянии: а) SiO2 б) H2O в) CO2 г) SO2
3. Валентность хрома в Cr2O3: а) III б) I в) II г) VI
4. Формула оксида натрия: а) NaO б) Na2O в)NaO2 г)Na2O2
5. Формула оксида азота (II): а) N2O б) NO2 в) NO г) N2O5
Взаимопроверка
V. Рефлексия
Урок подошёл к концу. Обратите внимание, что на экране записаны следующие фразы:
Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:
1. На занятии я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на занятии я
доволен / не доволен
3. Занятие для меня показалось
коротким / длинным
4. За занятие я
не устал / устал
5. Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
VI. Домашнее задание
Прочесть § и написать небольшой рассказ на тему «Оксиды в повседневной жизни человека».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.