Октавиан Август
Оценка 4.6

Октавиан Август

Оценка 4.6
doc
06.01.2023
Октавиан Август
август принципиат.doc

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Октавиан Август                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

 

Формирование монархических структур                                       стр. 2

Социальная политика Августа.                                                       стр.7

Внешняя политика Августа                                                            стр. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование монархических структур.

 

    Победа при Акции, завоевание Египта и самоубийство Антония сделали Октавиана единственным правителем Римского государства. С 30-х годов до н.э. начинается новая эпоха в истории Римского государства – эпоха Римской империи, пришедшей на смену Римской республике. Падение республиканской формы правления и рождение монархического строя в Риме не было второстепенным эпизодом социально-политической борьбы. Падение Римской республики и утверждение Римской империи стало событием огромного исторического значения, радикальным социально-политическим переворотом, вызванным перестройкой традиционных общественно-экономических и политических институтов. Основой перестройки стало превращение полисно -общинной организации как всеобъемлющей системы в структуру другого типа, которую условно можно назвать имперской провинциально-муниципальной системой. Полисно - общинная форма организации общества и всего образа жизни обеспечила создание эффективной экономики, динамического общественного устройства, республиканского строя с его политической свободой, высокий уровень культуры, но к концу 1 в. до н.э. в Риме она исчерпала свои потенциальные возможности, стала тормозом дальнейшего развития общества и культуры. Почему же полисно-общинная организация как универсальная система устарела и должна была уступить место иной организации?

    Полисная организация базировалась на мелкой земельной собственности, существовании небольшого и замкнутого гражданского коллектива, прямом народоправстве граждан, организованных в народные собрания, на ополченческой армии, составленной из боеспособных граждан. Но к 1 в. до н.э. все эти условия в Риме изменились существенным образом. Динамично развивалась экономика, в основе которой стояла товарная рабовладельческая вилла в деревне или товарная ремесленная мастерская в городе. По мере завоеваний узкие полисные рамки гражданского коллектива неопределенно расширялись, ополчение было заменено профессиональной наемной армией. Наконец, полисная система управления, сформировавшаяся и приспособленная к руководству небольшим государством, совершенно не подходила к управлению Средиземноморской державой. Разрушение старых основ и традиционной структуры приводило к серьезным социальным конфликтам в римском обществе, которые выливались в гражданские войны, рабские восстания, в столкновения в среде самого господствующего класса. Перед империей вставали сложные задачи: привести в соответствие новые социально-экономические и политические основы, формирование нового имперского общества. Одной из таких задач было создание монархических структур на месте существовавшей полисно – общинной, т.е. в принципе республиканской, формы государства. В самой структуре римских республиканских органов, в частности в ординарной магистратуре консулов и особенно в магистратуре диктатора, монархический элемент был выражен с достаточной четкостью. Однако в новых условиях общественно-политической жизни Рима в 1 в. до н.э. все эти виды монархического устройства оказались неприемлемыми. Попытки Юлия Цезаря и Марка Антония привить некоторые черты эллинистических монархий на римской почве вызвали сопротивление руководящих кругов римского общества, а такая римская магистратура, как диктатура, была дискредитирована жестокостями Суллы и законодательно изъята из государственного механизма Рима еще в 44 г. до н.э. Вот почему перед новым правителем Рима Октавианом и поддерживающими его кругами господствующего класса стояла сложная задача формирования монархических структур на новых основах и вместе с тем с использованием, традиционных политических институтов. В течении своего 44-летнего правления Октавиан последовательно и целенаправленно занимался формированием новых монархических учреждений. К моменту гибели Марка Антония Октавиан пользовался властью, полученной в чрезвычайных обстоятельствах гражданской войны, и при ее окончании должен был сложить свои полномочия и вернуться к традиционной системе республиканского правления.  Однако, как показали все события показали несостоятельность республиканского правления. Вот почему первые годы правления Октавиана ушли на то, чтобы решить довольно противоречивые задачи, а именно сложить с себя чрезвычайные полномочия и вернуться к прежнему правлению, но вместе с тем перестроить его в монархическом духе, используя традиционные идеи римского государственного права.

    Вернувшись в Италию в 29 г. до н.э., Октавиан пересмотрел состав римского сената. Из него были исключены сторонники Марка Антония, фанатичные республиканцы, личные недруги нового правителя, состав сената был пополнен верными людьми Октавиана, а общий список сокращен с 1000 до 600 членов. В том же году в торжественной обстановке с раздачей подарков населею Рима были отпразднованы несколько триумфов Октавиана в честь его многочисленных побед, что снискало ему популярность простых граждан. Реформированный сенат и народ декретировал новому правителю ряд почестей, и прежде всего ему был присвоен в качестве постоянного титул императора, который рассматривался как личная часть имени (теперь новый правитель назывался официально император Гай Юлий Цезарь Октавиан) и должен был символизировать не только власть над армией, но и его победоносность, его непобедимость, поскольку по традиционным представлениям титул императора присваивался (ранее) полководцу, одержавшему крупную победу.

     Располагая послушным ему сенатом, расположением римского гражданства, поддержкой армии, Октавиан посчитал момент благоприятным для сложения с себя чрезвычайных полномочий и правового оформления своей верховной власти в государстве.

    В январе 27 г. до н.э. Октавиан на специально собранном заседании сената отказался от верховной власти, всех своих должностей, объявил о восстановлении республиканского управления и о желании уйти в частную жизнь. Отказ от власти был удачной инсценировкой. Ни римская армия, ни демобилизованные ветераны, ни широкие слои граждан, ни его друзья, конечно, не представляли своего будущего без верховной власти. Вот почему сенат и народ стали упрашивать его не отказываться от власти, не покидать Республику.  Октавиана.

    Уступив «приказу» сената оформил свою верховную власть в духе староримских традиций, старательно избегая одиозных в обществе титулов эллинистического басилевса, древнеримского рекса или республиканского диктатора. Основными слагаемыми власти Октавиана стал набор нескольких высших магистратур, привычных общественному сознанию, но в совокупности создающих верховную власть. Октавиан, чтобы не возбуждать общественное мнение быстрой концентрацией свое власти, растянул процесс сосредоточения разных магистратур на несколько лет.

     В период с 27 по 23 г. до н.э. Октавиан соединил в своих руках полномочия консула, народного трибуна, он был поставлен во главе сенатского списка и стал как бы председателем высшего органа Римской республики, постоянный титул императора закреплял его права как главнокомандующего вооруженных сил. Для укрепления своей власти Октавиан широко использовал морально-религиозный фактор и поддержку общественного мнения. Прежде всего он позаботился о придании своей власти некоторого сакрального характера.

    Определенный сакральный элемент, в частности понятие неприкосновенности, заключался в магистратуре народного трибуна, дарованный Октавиану пожизненно. Октавиан позаботился и о том, чтобы получить себе священное имя Августа. Имя Август из почетного обозначения превратилось в титул, предающий высший, освященный богами статус покровителя и, хотя этот титул был принципиально новым. Именем Августа, как именем божества, можно было скреплять клятвы. Однако, соблюдая осторожность, Август не формировал процесс своего личного обожествления и предпочитал соединение своего сакрального имени Август с культом богини Ромы, обожествленной римской власти.

    Август постепенно усиливал и свой моральный авторитет. Он получил от сената полномочия по охране нравов и авторитета законов, был избран во многие религиозные коллегии Рима, в 13 г. до н.э. он был избран верховным понтификом – главой самой авторитетной религиозной корпорации Рима. Своего рода завершением этого процесса стало присвоение Августу особого титула «отца отечества» в 2 г. до н.э.

    Новый характер в процессе формирования императорской власти приобрели отношения между правителем Октавианом и главными органами прежнего республиканского строя: народным собранием, сенатом и системой магистратур. При Октавиане народное собрание собиралось, принимало законы, продолжало избирать традиционных магистратов (консулов, преторов, эдилов, квесторов), однако утратило какую-либо самостоятельную роль и превратилось в послушное орудие Октавиана. Прежде всего Август, получивший пожизненный трибунат, как бы получал полномочия полноправного представителя народного суверенитета, представляемого народным собранием. За все время правления Октавиана не было случаев не только противоборства, но даже несогласия между правителем и народным собранием Рима, тем более что Октавиан, кроме огромных юридических полномочий, держал в Риме и его окрестностях около 20 тыс. воинов и охранных частей, ведал продовольственным снабжением римского населения.   Традиционный орган республиканского строя – суверенное народное собрание было умело приспособлено к формирующимся монархическим институтам и стало их частью. Более сложными были правовые отношения между Октавианом и римским сенатом. Сенат являлся олицетворением республиканского строя как такового, и Октавиан проводил по отношению к нему очень осторожную политику постепенно сокращая его компетенции, внешне оставляя за ним большие права. В 27 г. до н.э. он возвратил сенату верховную власть, сложив с себя чрезвычайные полномочия триумвира, а сенат, наделил его новыми, легальными полномочиями. Между Октавианом – носителем новой власти и сенатом – органом традиционной республики было установлено как бы юридическое равноправие. Так, все римские провинции были поделены на сенатские, подлежащие компетенции сената и управляемые его ставленниками, и императорские, полностью подчиненный Октавиану. Традиционная римская казна – эрариум курировалась сенатом, но Октавиан располагал огромными денежными средствами, которые вскоре образовали особую императорскую казну, так называемый фиск, из которой финансировались содержание огромного римского войска, раздачи населению и другие траты. Во времена правления Октавиана сенат получил дополнительные права, в частности судебную власть. Однако при большой юридической компетенции сената в тех областях которые были доверены его управлению, он оказался под контролем всемогущего правителя. Прежде всего Октавиан имел право республиканского цензора проводить ревизию сенатских списков. Само право проводить ревизию сенатских списков означало более высокий авторитет Октавиана. Стоя в сенатском списке первым, Октавиан, имел право первым высказать свое мнение, которое было руководящим для всех сенаторов. Не все государственные, особенно трудные проблемы можно было обсудить в сенате, состоящем из 600 человек. И Август стал собирать для обсуждения некоторых дел узкие собрания из своих друзей которые получили название – совет принцепса. Этот совет не был официальным государственным органом, но мог составить серьезную конкуренцию римскому сенату. Еще более органичным оказалось включение в структуру рождающейся монархии традиционных выборных магистратур. Ежегодно избирались консулы (их количество возросло с 2 до 6-8), преторы, трибуны, эдилы и квесторы, они также осуществляли свои традиционные функции. Однако теперь они потеряли свое значение в качестве суверенных органов исполнительной власти, ответственных только перед народным собранием. Они становились ответственными не только перед народным собранием, где они продолжали избираться, или перед авторитетом сената, сколько перед принцепсом и императором. Ведь принцепс получил от сената очень важное право рекомендации, т.е. среди претендентов на магистратскую должность он имел право указать своего кандидата, и такая рекомендация оказывалась решающей, а выборы превращались в назначение. Прохождение таких карьер, начиная с самой низшей до высших консульских с последующим включением в сенат, создавало зародыш будущих бюрократических связей как основы собственно монархических структур. Помимо изменивших свое содержание традиционных выборных магистратур Октавиан начал формирование органов управления, не выборных, а им назначаемых. Так, им назначались руководители важных ведомств по управлению городом Римом – префект Рима, префект анноны, ведающий снабжением города, префект претория, т.е. командующий преторианской гвардией, префект вод и др. Это были ведомства со своими канцеляриями, штатом постоянных сотрудников и системой подчинения. Для управления императорскими провинциями Август назначал наместников, носивших звание императорских легатов. Им помогали прокураторы, ведающие финансовыми вопросами, но иногда управлявшие небольшими территориями. Таким образом, постепенно создавался и расширялся постоянный аппарат управления. К нему переходили функции государственного управления. В эту систему исполнительных органов органично вписывалась система выборных магистратур как ее основная часть. К концу многолетнего правления Августу удалось создать основы будущего монархического строя. Эта форма монархии вырастала на почве собственно римских государственных структур, что придавало императорскому режиму, национальный характер. Поскольку монархический строй формировался на основе традиционных полисно-общинных институтов, имперские структуры оказывались связанными с прежними порядками, а новая монархия пронизанной некоторыми республиканскими правовыми идеями. Это проявлялось в том что власть Августа опиралась на традиционные органы. Республиканские традиции проявлялись и в том, что огромные полномочия Августа в ряде случаев как бы прерывались. К тому же Август стремился занимать дарованные ему магистратские должности вместе с другими коллегами, придерживаясь древнего принципа коллегиальности. Все эти особенности придали новым монархическим структурам некоторый республиканский оттенок, а в целом эта форма Римской империи получила название принципата как особой формы Империи, пронизанной республиканскими идеями.

Социальная политика Августа.

 

    Одной из важнейших причин падения республиканского режима в Риме была неэффективность его социальной политики, которая привела к обострению всех групп противоречий между разными слоями римского общества – рабами и рабовладельцами, мелким и крупным землевладением; между разными прослойками господствующего класса – сенаторами и всадниками, муниципальной верхушкой и провинциальной знатью. Одной из первоочередных задач стоящие за Августом новые монархические структуры считали ослабление общественных противоречий, достижение возможного социального консенсуса. В социальной политике Августа можно выделить три основных направления:1. Укрепление основ рабовладения и придания рабовладельческим отношениям, определенного юридического статуса. 2. Консолидация господствующего класса Империи. 3. Покровительство средним прослойкам общества, ремесленникам и земледельцам. Особым направлением социальной политики стала новая организация римской армии. Решение социальной политики осуществлялось через интенсивное правотворчество, издание новых указов, эдиктов, законов. Никогда не было создано много законов, связанных с регулированием отношений между рабами и их господами. В самом начале правления Октавиан принял строгие меры к розыску беглых невольников, рабов и вернул их к господам. Особыми указами были подтверждены древние правовые акты о праве жизни и смерти господина над рабами, а также о казне всех находящихся невольников погибшего насильственной смертью господина. Двумя законодательными актами 2 и 4 г. до н.э. ограничивался отпуск рабов на волю как обычным способом так и по завещанию. Вместе с тем Август принял меры, препятствующие незаконному или насильственному обращению в рабство свободных людей, и с этой целью провел ревизию рабских тюрем-эргастулов и освободил из них людей, насильственно обращенных в рабство, предпринятые меры укрепили основы римского рабовладения и вместе с тем создали известные правовые основы рабовладельческих отношений как таковых, которые широко распространились по всей Империи.

     Важнейшим направлением социальной политики была консолидация господствующего класса, разделенного к концу 1 в. до н.э. на 4 социальных слоя: сенаторское сословие, всадничество, муниципальная верхушка, провинциальная знать. Октавиан как представитель одной из аристократических семей Рима и принцепс сената, считал необходимым поддерживать внешний блеск сенаторского сословия. В театрах, амфитеатрах и цирках сенаторам отводились лучшие места. Август заботился о том, чтобы сенаторы располагали хорошим достатком, сенатский ценз был официально установлен в 1 млн. сестерциев, а если семьи сенаторов не имели такого большого имущества, он помогал им из своих личных средств.  Сенаторы и члены их семей назначались на влиятельные и доходные посты в армии и провинциальном управлении. Такое ярко выраженное покровительство сенаторскому сословию не только преследовало цель достичь согласия между принцепсом и сенаторами, но и было необходимо из чисто прагматических соображений: без знаний, богатства и опыта сенаторского сословия невозможно было управлять огромным государством. И хотя в сенате всегда существовали противники монархического режима, а оппозиция никогда не исчезала, принцепс и сенат были соучастниками высшей власти, а сенатское сословие – верной опорой новой монархии.

    В конце Республики всадническое сословие вступало в конфликты с сенатской знатью из-за дележа политической и судебной власти, сфер политического влияния. При Августе эти конфликты были сведены к минимуму. При новом правительстве всадничество оформилось как второе после сенаторского высшее сословие римского общества. Состав всаднического сословия постоянно пополнялся за счет выслужившихся военных командиров, наиболее видных представителей римской муниципии. Всадники еще при Республике принимали активное участие в проведении судебных разбирательств, а также в финансовых и экономических предприятиях. Август широко использовал их деловой опыт и привлекал в качестве императорских прокураторов для управления финансовыми делами в провинциях, сбора налогов, для надзора за работой рудников, императорских земельных владений. При нем всадническое сословие стало превращаться в служилое сословие, тесно связанное с монархией.

    Особым направлением политики Августа по отношению к сенаторской знати и всадничеству была забота о их производстве и пополнении. Он провел серию брачных законов, согласно которым сенаторы и всадники должны были вступать в брак, иметь и воспитывать детей. Имеющие детей и живущие в браке получали ряд преимуществ для карьеры и некоторые налоговые льготы. Были приняты законы о прелюбодеянии, сурово карающие супружескую неверность, развратное поведение.

     Многочисленным социальным слоем имперского общества была верхушка римских муниципиев и колоний, по всем провинциям Империи, но особенно в Италии. Август завершил начатую еще Юлием Цезарем работу по новому административному устройству Италии, которая была разделена на 11 областей, каждая из которых состояла из нескольких муниципиев и колоний. Центром муниципия и колоний, был крупный город с приписанной к нему сельской территорией, на которой располагались земельные владения жителей муниципия. В каждой муниципии действовало народное собрание, на котором избирались городской совет (курия) и городские магистраты. Высшей городской магистратурой была коллегия из двух членов (дуумвиры) или из 4 членов (кваттуорвиры). В члены муниципального совета избирались знатные и богатые горожане. Муниципий пользовался полной автономией в своих делах, городской совет и магистраты располагали реальной властью в своей муниципии. При стабилизации внутренней обстановки, оживлении хозяйственной деятельности, расцвете городского строя в Империи местные органы муниципального самоуправления приобретают большой политический вес, возрастает экономическая и культурная активность городской верхушки. Муниципальная верхушка, в руки которой перешла вся власть по управлению местными делами, не могла не поддержать общую политику принципата. Вместе с тем центральное правительство рассматривало муниципальную верхушку как питательную среду для пополнения высших правящих сословий, особенно всаднического, открывая им путь к блестящим карьерам.

    В отличие от Юлия Цезаря, щедро раздававшего права римского гражданства, Август разработал иную политику. Наделение провинциальных жителей правами римского гражданства стало редким явлением и носило персональный характер. Большее внимание уделялось другим аспектам провинциальной политики. Август усилил контроль за деятельностью наместников со стороны центрального правительства и начал борьбу с коррупцией провинциальной администрации. В канцелярии наместников направлялись инструкции из центра, которые ограничивали их прежде неограниченную власть. Эффективным средством для смягчения социальной напряженности в провинциях и привлечения на сторону Империи местной аристократии явились так называемые провинциальные собрания.

    Первоначально это были ежегодные собрания в главном храмовом центре, и одним из главных актов было жертвоприношение в честь принцепса Августа и богини Ромы как выражение лояльности данной провинции к центральному правительству. Здесь же суммировались просьбы и направлялись петиции в Рим, в которых местное население жаловалось на управляющего наместника. Август понимал что одним из главных источников недовольства была старая система сбора налогов через откупные компании римских публиканов. Римские публиканы вступив в сговор с местными наместниками завышали суммы налогов. При Августе стали отходить от этого, и хотя откупа полностью не исчезли, они теперь передавались местным коммерсантам. Август начал вводить новую систему сбора налогов через назначаемых им же прокураторов. Все эти мероприятия упорядочили сбор налогов и допустили к этому важному звену представителей местных деловых кругов. Важным направлением социальной программы Августа было проведение взвешенной и гибкой политики по отношению к средним и низшим слоям свободного населения Империи. Основной задачей нового правительства было создание благоприятных условий для производительной работы мелких и средних землевладельцев и ремесленников, переключение их с политической активности на решение хозяйственных дел. Этому способствовало окончание гражданских войн, установление мира, оживление экономики, развитие городской жизни. Колоссальное строительство, развернутое центральным правительством и местными властями, давало заработок ремесленному населению, но особое внимание Август уделил своей социальной программе мелкому землевладению. Им была реализована обширная программа по поддержке мелкого и среднего землевладения. При Августе было демобилизовано и поселено в колониях около полумиллиона ветеранов, получивших участки земли и денежные средства для налаживания доходного хозяйства. Август разработал детальные правила землеустройства сельской территории, провел земельный кадастр, закрепил земельные участки в качестве полной частной собственности, заложил основы аграрного права, защищающего интересы землевладельцев. Желая привлечь к сельскому труду часть городского плебса Рима, Август сократил общее число продовольственных раздач. Однако как реальный политик Август понимал, что избавиться от малоимущего населения, городских люмпенов невозможно, и с его существованием и даже некоторым влиянием приходилось считаться. Для успокоения этой паразитической толпы было организовано специальное ведомство снабжения во главе с префектом анноны, а запасы продовольствия постоянно пополнялись за счет привоза хлеба из Египта. Конечно, содержание такой массы люмпенов было тяжелой обузой для государственной казны, однако это были необходимые траты, поскольку при господстве рабского труда не все свободные граждане могли найти себе землю или работу и были вынуждены вести паразитический образ жизни. В целом можно говорить об эффективности социальной политики рождающейся Империи, приведшему к сплочению интересов различных прослоек господствующего класса, смягчению напряженности в отношениях крупного и мелкого землевладения, укреплению основ классического рабовладения. Особым направлением внутренней политики Августа было отношение к армии. Еще в ранние времена воины служили по многу лет, и фактически армия стала профессиональной. Август учел ведущие тенденции эпохи и провел серию военных реформ, которые завершили реорганизацию римской армии на профессиональных началах. Теперь армия комплектовалась на добровольных началах. За службу каждый воин получал регулярную плату. При выходе в отставку он получал звание ветерана, земельный участок. Кроме собственно полевой армии Август организовал гвардейские привилегированные части, основным назначением которых стала охрана Италии, столицы Рима и особы самого императора. Созданная реформами Августа военная организация Римской империи стала одной из лучших в мире.

Внешняя политика Августа.

 

    Располагая внушительной армией, Август мог проводить успешную военную и дипломатическую политику в наиболее угрожаемых участках растянутой границы Римского государства. Такими стали участки вдоль Рейна и Дуная, где была постоянная угроза со стороны германцев и других племен., восточные районы Малой Азии и Сирия, где границы соприкасались с сильной Парфянской державой. Именно в этих регионах были сосредоточены сильные группы легионов, насчитывающие по 4-6 легионов в каждой. Такой мощный военный кулак мог быть использован для завоевательных операций, и для успешной обороны римских провинций. В других провинциях регулярных войск было значительно меньше. Так, в Египте несли службу два легиона, один легион находился в провинции Африка, два легиона стояли в Испании.  Август был осторожный политик и крупных войн старался избегать. Так с Парфянской державой он поддерживал сложные дипломатические отношения, направленные на охрану восточных провинций, хотя именно в Сирии было сосредоточено 4 легиона, к которым можно было присоединить и египетские легионы. Вместе с тем Август следил за борьбой внутри Парфянской державы, умело используя разногласия борющихся группировок в своих интересах. Крупного успеха Август добился в 20 г. до н.э., когда парфянский царь Фраат 4, испытывая трудности в борьбе с соперниками, был заинтересован в поддержке римлян. Он заключил с Августом договор. По которому римлянам возвращались ранее захваченные военные значки, легионные орлы и знамена. Также Фраат вынужден был согласится на утверждение в Армении римского ставленника царя Тиграна 3. После такой блестящей победы Август стремился поддерживать мирные отношения с Парфией. Однако он понимал, что ситуация на Востоке могла измениться в любое время, и держал в Сирии одну из самых сильных военных группировок Империи. Также он присоединил Каппадокию и полусамостоятельное Иудейское царство.

    Более сложное положение было в западной и центральной части Империи. В самом начале правления Августу удалось присоединить северо-западный угол Пиренейского полуострова, разгромив племена астуров и кантабров. Не столь успешными были дела с германцами. Правда, в середине правления Августу удалось продвинуться по правому берегу Рейна и организовать новые провинции Паннония и Германия. Однако, в 6 г. н.э. здесь вспыхнуло мощное восстание, которое началось с избиения римских колонистов, купцов, воинов. Только через 3 года удалось подавить это восстание. Еще более опасным оказалось положение в провинции Германия. Здесь германские племена во главе с Арминием, молодым вождем племени херусков, смогли заманить сильную группировку, состоящую из трех легионов, в Тевтобурский лес и полностью ее уничтожить (9г.н.э.). давно римляне не терпели такого сокрушительного поражения. Его последствиями была их полная эвакуация с правого берега Рейна. Теперь граница между свободными германскими племенами и галльскими провинциями проходила по широкому Рейну. Она была превращена в хорошо укрепленную пограничную линию. Однако постоянная опасность со стороны германских племен вынуждала римлян держать здесь одну из самых сильных военных группировок.

     В период правления Августа были намечены основные направления деятельности имперского правительства: германский вопрос (отражение нападений со стороны германцев на Рейне), дунайский фронт (где сильная армейская группировка в 4-6 легионов защищала дунайскую границу) и парфянская проблема (сложные отношения с Парфянской державой опирались на мощный кулак сирийских легионеров).

      Таким образом, к концу 44-летнего правления путем многочисленных реформ Августу и стоящему за ним кругам господствующего класса удалось решить многие проблемы римского общества и государства, которые столь остро проявлялись во время кровопролитных гражданских войн. Были заложены прочные основы рождающейся Римской империи как нового типа античной государственности и имперского рабовладельческого общества, новой средиземноморской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Литература.

 

1.           М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович, Г.А. Стратановский «Жизнеописание знаменитых греков и римлян» изд. «Просвещение», М. 1988г.

2.           В.И. Кузищин «История древнего Рима» изд. «Высшая школа», М. 2000г.

3.           Т. Моммзен «История Рима» изд. «Лениздат», СПб. 1993г. 


4.          

Реферат на тему: Октавиан

Реферат на тему: Октавиан

Содержание. Формирование монархических структур стр

Содержание. Формирование монархических структур стр

Формирование монархических структур

Формирование монархических структур

Перед империей вставали сложные задачи: привести в соответствие новые социально-экономические и политические основы, формирование нового имперского общества

Перед империей вставали сложные задачи: привести в соответствие новые социально-экономические и политические основы, формирование нового имперского общества

Гай Юлий Цезарь Октавиан) и должен был символизировать не только власть над армией, но и его победоносность, его непобедимость, поскольку по традиционным представлениям титул императора…

Гай Юлий Цезарь Октавиан) и должен был символизировать не только власть над армией, но и его победоносность, его непобедимость, поскольку по традиционным представлениям титул императора…

Именем Августа, как именем божества, можно было скреплять клятвы

Именем Августа, как именем божества, можно было скреплять клятвы

Октавиану. Традиционная римская казна – эрариум курировалась сенатом, но

Октавиану. Традиционная римская казна – эрариум курировалась сенатом, но

Это были ведомства со своими канцеляриями, штатом постоянных сотрудников и системой подчинения

Это были ведомства со своими канцеляриями, штатом постоянных сотрудников и системой подчинения

Консолидация господствующего класса

Консолидация господствующего класса

В конце Республики всадническое сословие вступало в конфликты с сенатской знатью из-за дележа политической и судебной власти, сфер политического влияния

В конце Республики всадническое сословие вступало в конфликты с сенатской знатью из-за дележа политической и судебной власти, сфер политического влияния

Империи местные органы муниципального самоуправления приобретают большой политический вес, возрастает экономическая и культурная активность городской верхушки

Империи местные органы муниципального самоуправления приобретают большой политический вес, возрастает экономическая и культурная активность городской верхушки

Этому способствовало окончание гражданских войн, установление мира, оживление экономики, развитие городской жизни

Этому способствовало окончание гражданских войн, установление мира, оживление экономики, развитие городской жизни

Италии, столицы Рима и особы самого императора

Италии, столицы Рима и особы самого императора

Паннония и Германия. Однако, в 6 г

Паннония и Германия. Однако, в 6 г

Литература. 1.

Литература. 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2023