Олимпиада по биологии -9 класс

  • docx
  • 02.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9кл..docx

Олимпиада по биологии

9 класс                

Задания с одним правильным ответом

1. У растений А и Б похожи цветки и не похожи листья. У растений В и Г похожи листья и не похожи цветки. Какие растения являются близкими родственниками:

   а) А и В    б) А и Б     в) Б и Г     г) В и Г

2. к споровым растениям, имеющим развитые корни, стебли и листья, относят:

    а) ламинарию и другие морские водоросли     б) папоротники и другие    папоротниковидные     в) мох кукушкин лен и другие моховидные     г) улотрикс и другие пресноводные водоросли

3. Из ядовитых шляпочных грибов наибольшую опасность для человека представляет:

    а) красный мухомор     б) вонючий мухомор     в) сатанинский гриб     г) бледная поганка

4. У растений семейства лилейных цветок имеет формулу:

    а) Ч4Л4Т2+4П1     б) Ч0Л(5)Т5П1     в) О3+3Т3+3П1    г) Ч(5)Л(5)Т5П1

5. Индивидуальное развитие с образованием в печени или легких, мышцах, костях промежуточного хозяина пузырчатой стадии (разновидность финны: происходит у

    а) печеночного сосальщика     б) бычьего цепня    

    в) свиного цепня     г) эхиннокока

6. Почему ехидну относят к классу млекопитающих:

    а) покрыта волосяным покровом     б) развита кора головного мозга     в) забота о потомстве     г) на лапах имеет роговые образования - когти

7. Интродукция - это:

    а) выведение новых пород животных или сортов растений     б) один из вариантов экологических связей между организмами     в) заселение человеком определенных организмов в новые места обитания     г) уничтожение животных вредителей на определенной территории

8. Желчный проток с одной стороны соединен с желчным пузырем, а с другой с:

    а) желудком     б) толстым кишечником     в) тонким кишечником     г) поджелудочной железой

9. Алкогольное опьянение:

    а) помогает избежать обморожения     б) увеличивает риск обморожения     в) придает замерзающему человеку силы     г) стимулирует подвижность замерзающего человека

10. Человек с закрытыми глазами легко подносит палец к кончику носа благодаря:

    а) чувству равновесия     б) мышечному чувству     в) осязанию     г) обонянию    

 

Задания с несколькими вариантами ответа

11. Для каждого утверждения, отмеченного буквой, подберите продолжение, отмеченное цифрой:

 

а) плоды, которые птицы разносят в желудке, могут быть…

б) плоды, которые звери разносят в шерсти, могут быть…

в) плоды, которые переносит ветер, могут быть…

г) плоды, которые переносит вода могут быть

1) мягкими и сочными

2) липкими

3) снабжены парашютиками

4) снабжены крючками

5) с водонепронецаемой кожурой

6) с полостью внутри

7) неперевариваемыми

8) сухими и невзрачными

9) яркими и крупными

10) с крылышками

12. Установите соответствие между органами и веществами, которые они выделяют:

а) кожа

б) костный мозг

в) печень

г) надпочечники

1) соли

2) желчь

3) адреналин

4) гемоглобин

5) гликоген

 

13. Установите правильную последовательность прохождения тяжелых металлов, содержащихся в пище, по органам человека:

    а) тонкий кишечник     б) кровь     в) печень     г) пищевод     д) желудок     е) ворсинки эпителия кишечника

 14. Расположите носители генетической информации в порядке увеличения их размеров:

    а) ген     б) геном     в) триплет     г) нуклеотид     д) хромосома    е) ДНК

15. Укажите все возможные последствия изменений генетического аппарата соматических (неполовых) клеток, вызванных действием мутагенов:

    а) раковые заболевания     б) опухоли     в) нарушения в развитии потомков     г) появление у потомков признаков, отсутствующих у родителей     д) появление новых видов     е) смерть организмов

Задания с развернутыми ответами

16. Одуванчик и календулу относят к одному семейству, одуванчик и капусту – к одному классу, одуванчик и пшеницу – к одному отделу, а одуванчик и морскую капусту – к одному царству. нарисуйте филогенетическое дерево с указанием соответствующих растений

 

17. Вскоре после деления в клетке было n рибосом, а к моменту завершения роста клетки (она стала втрое больше) число рибосом не изменилось. Почему и маленькой, и большой клетке хватило одинакового количества рибосом?

18. Иногда мы наделяем животных человеческими свойствами, не имея на то никаких оснований. (Это распространенная ошибка даже получила свое название – антропоморфизм). Среди биологов ходит такой анекдот: в институте, на экзамене по зоологии, профессор задает студентке вопрос: «Расскажите, чем дышит муха?» - «Ртом». – «Вы уверены?» - Студентка, задумавшись на минуту, добавляет: «…и немножко носом».

Подумайте всерьез и ответьте: для кого из позвоночных животных этот ответ студентки был бы верным, хотя бы частично?

 

Ответы

 

1-в

2-б

3-г

4-в

5-г

6-а

7-в

8-в

9-б

10-б

 

11. а-7,8   б-2,4,8   в-3,8,10   г-5,6

12. 1-а   2-в   3-г   4-б   5-в

13. г,д,а,е,б,в

14. г,в,а,е,д,б

15. а,б,е

 

16. -

 

17. 1) основная функция рибосом – синтез белков

      2) вначале рибосомы производили белки, необходимые для роста клетки – их нужно много

      3) позднее рибосомы производили белки только для поддержания достигнутого состояния – их нужно практически столько же белков, поэтому количество рибосом в маленькой и большой клетке практически одинаковое

 

18. 1) ответ –«дышит ртом» подразумевает наличие органов дыхания - легких

      2) так как если дыхание осуществляется с помощью жабр (ракообразные, моллюски, морские кольчатые черви), то в обмывании жабр водой рот не участвует, а свободно живущие плоские и наземные кольчатые черви дышат всей поверхностью кожи, у паукообразных и насекомых дыхание осуществляется с помощью специальных отверстий на брюшке (дыхалец)

      3) легочным дыханием среди беспозвоночных обладает только часть брюхоногих моллюсков (например, прудовики, виноградная улитка и др.), именно они дышат ртом (но носа у них нет)