Олимпиада по экологии. 11 КЛАСС
Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных (вопросы 1-16):
|
|
|
Правильный ответ |
1. |
Экологическая смертность – это гибель особей в: |
а) в реальных условиях среды, б) в идеальных условиях среды, в) в отсутствие действия лимитирующих факторов, г) без учета смертности в старших возрастных группах. |
а) в реальных условиях среды, |
2. |
Рекреационная территория – это участок суши или водной поверхности, предназначенный для: |
а) отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности, б) захоронения определенных видов отходов, в) сохранения естественных экосистем, г) выращивания лесных саженцев |
а) отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности, |
3. |
Вид животных с каким статусом является наиболее редким в РТ: |
а) 1 (Cr); б) 2 (En); в) 0 (Ex); г) 3 (Vu) |
а) 1 (Cr) |
4. |
Биотическое сообщество представляет собой совокупность популяций: |
а) входящих в одну экосистему, б) способных скрещиваться между собой, в) занимающих в экосистемах одинаковые ниши, г) произошедших от одной предковой популяции. |
а) входящих в одну экосистему, |
5. |
Скорость накопления фитомассы в сообществах представляет собой: |
а) чистую первичную продуктивность, б) валовую первичную продуктивность, в) вторичную продуктивность. |
а) чистую первичную продуктивность, |
6. |
Понятие «экологическая ниша» связано с: |
а) функциональной ролью вида в сообществе, б) его отношением к близкородственным видам, в) протяженностью и распределением его ареала |
а) функциональной ролью вида в сообществе, |
7. |
Животные и растения, населяющие аридные экосистемы характеризуются чертами, позволяющими: |
а) коренным образом изменять свою физиологию, б) избегать обезвоживания, в) производить многочисленное потомство, г) избегать переохлаждения. |
б) избегать обезвоживания, |
8. |
При передаче энергии с одного трофического уровня на другой происходят ее потери: |
а) в пределах 10 %, в) в пределах 20 %, б) в пределах 90 %, г) в пределах 78 %. |
б) в пределах 90 % |
9. |
Способ выращивания растений без почвы с использованием растворов соединений биогенных элементов называется: |
а) гибридизацией; б) водоносным балансом; в) возвратным водопотреблением; г) гидропоникой; д) биоаккумуляцией |
г) гидропоникой |
10. |
Какова основная причина заиления озер: |
а) забор воды на орошение; б) усиленная рекреация; в) увеличение поступления взвешенных веществ; г) загрязнения промышленными сточными водами. |
в) увеличение поступления взвешенных веществ |
11. |
В какую из международных конвенций Россия (в составе СССР) вступила в феврале 1975 года: |
а) Конвенция о биологическом разнообразии. б) Конвенция о водно-болотных угодьях международного значения (Рамсарская конвенция); в) Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция), г) Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция) |
б) Конвенция о водно-болотных угодьях международного значения (Рамсарская конвенция); |
12. |
Отметьте определение, раскрывающее понятие «бонитет почвы»: |
а) механический и химический состав почвы; б) эрозионно обусловленная степень деградации почвы; в) целевое назначение использования территории; г) экономически значимый показатель плодородия почвы; д) состав фауны герпетобионтов сельхозугодий |
г) экономически значимый показатель плодородия почвы; |
13. |
Выражение «Никто не гибнет в одиночку» соответствует следующему экологическому принципу: |
а) принципу биологического замещения; б) принципу консорционной целостности; в) принципу обратной связи; г) принципу основателя; д) принципу удаленности событий. |
б) принципу консорционной целостности; |
14. |
Вещество загрязняющее окружающую среду называется: |
а) ингибитором; б) аттрактантом; в) поллютантом; г) детерминантом; д) новообразованием; е) репеллентом |
в) поллютантом |
15. |
Понятие «экологическая ниша» впервые было введено: |
а) К. Тимирязевым; в) Ю. Одумом; б) Дж. Гринеллом; г) В. Серебряковым |
б) Дж. Гринеллом; |
16. |
Основным образующим химическим элементом живого вещества является: |
а) Na б) P в) C г) H д) Ca е) He |
в) C |
Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных (вопросы 17-20):
17. |
Необходимым условием существования агроэкосистемы являются: |
а) автотрофный компонент, г) использование пестицидов, б) энергетические дотации, д) выращивание монокультуры, в) избыток продукции, е) мелиорация земли. |
а) автотрофный компонент, б) энергетические дотации, |
18. |
В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства: |
а) национальные парки, б) комплексные заказники, в) зоологические заказники, д) памятники природы г) природно-исторические парки, е) заповедники |
а) национальные парки е) заповедники |
19. |
Какая из мер наиболее эффективна при охране редких видов животных и растений: |
а) охрана каждой особи в отдельности; б) охрана мест обитания; в) охрана мест размножения г) охрана пищевых ресурсов этих видов; д) выращивание в искусственных условиях |
б) охрана мест обитания; в) охрана мест размножения |
20. |
К автотрофным организмам можно отнести представителей следующих групп живых организмов: |
а) грибы, г) первичноротые животные, б) бактерии, д) паразитические плоские черви, в) мхи, е) двустворчатые моллюски |
б) бактерии, в) мхи, |
Оценка ответов.
За каждый правильно решенный тест – 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.
ЗАДАЧИ
Задача 1.
Объясните причину выпадения кислотных дождей? Выберите наиболее верный ответ, объясните свой выбор
Варианты:
А) Причины выпадения кислотных дождей связаны только с естественным образованием угольной кислоты в результате присутствия в атмосфере Земли углекислого газа (двуокиси углерода), который при высокой влажности реагирует с водой с образованием угольной кислоты и соответственно, приводит к выпадению кислотных осадков.
Б) Причины выпадения кислотных дождей связаны с огромным количеством веществ, загрязняющих атмосферу, в основном, в результате деятельности человека и обусловлены, присутствием в атмосфере оксидов серы, углерода и азота, которые накапливаются при сжигании различного топлива.
В) Причины выпадения кислотных дождей связаны с окислением атмосферного азота до оксидов азота в результате грозовых разрядов, из-за высокой температуры здесь, как и при любом другом высокотемпературном горении, происходит окисление атмосферного азота и выпадение кислотных дождей.
Верный ответ Б. В настоящее время кислотность осадков, обусловлена антропогенными факторами (теплоэлектростанции, автотранспорт, лесные пожары, разложение удобрений, пары соляной кислоты в результате промышленной деятельности, сталеплавильное производство и т.д.) и превосходит естественный уровень в 10 и более раз. Обычная кислотность осадков в США, Центральной Европе, России находится в пределах рН = 3,0-5,5, что ниже естественного уровня, в 1981 году в Китае при сильном загрязнении атмосферы отмечался случай с наибольшим значением кислотности осадков при рН = 2,25.
Оценка решения задачи 1.
Ответ включает все названные выше элементы, и дает разъяснение неверных ответов и не содержит биолого-экологических ошибок |
7 |
Ответ включает только правильный (при этом указываются все элементы ответа), но не дается разъяснения неверных ответов |
6 |
Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
4 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
7 |
Задача 2.
Объясните, как изменится жизнь дубравы, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.
Из предложенных ответов выберите три наиболее верных. Объясните свой выбор
Варианты:
1 произойдет увеличение численности растительноядных животных, поедающих листву и кору деревьев (лосей, кабанов, косуль, зайцев и т.д.), что приведет к выпадению подроста дуба;
2) численность насекомоопыляемых растений резко сократится,
3) состояние дубравы улучшится, т.к. большинство растительноядных насекомых являются вредителями деревьев, поедающих почки, листву, кору (короеды, листовертки и т.д.), в их отсутствии развитие деревьев будет происходить лучше;
4) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка),
5) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, все нарушения могут привести к гибели дубравы;
6) состояние останется стабильным, т.к. погибших в результате химических веществ растительноядных насекомых, заменят в пищевых цепях растительноядные животные численность которых будут регулировать хищники и произойдет только некоторое изменение цепей питания.
Обоснование верных ответов: 2) так как растительноядные насекомые являются опылителями растений 4)потому, что произойдет нарушение цепей питания; 5)потому, что первоначально приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны и соотвественно к гибели биоценоза;,
Оценка решения задачи 2.
Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное их разъяснение |
6 |
Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
4 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
6 |
Олимпиада по экологии. 10 КЛАСС
Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных (вопросы 1-16):
1. |
Хемосинтезирующие организмы являются: |
а) продуцентами, в) консументами, б) редуцентами, г) детритофагами. |
а) продуцентами, |
1. |
К видам, занесенным в Красную книгу РФ, относится: |
а) обыкновенная гадюка; в) гадюка Никольского; б) степная гадюка; г) шумящая гадюка. |
в) гадюка Никольского; |
2. |
Мониторинг – это: |
а) слежение за какими-либо объектами или явлениями, б) изменение состояния окружающей среды организмами, данного местообитания; в) определение состояния окружающей природной среды при помощи определенной группы видов живых организмов. |
а) слежение за какими-либо объектами или явлениями, |
2. |
Вещество, сформировавшееся при участии живых организмов и сил неживой природы, В.И.Вернадский назвал: |
а) биокосным веществом; б) живым веществом; в) биогенным веществом; г) косным веществом. |
а) биокосным веществом; |
3. |
Резкое наследственное изменение организмов, меняющее их морфологию и физиолого-поведенческие признаки, называется |
а) мутация; б) инбридинг; в) гетерозис; г) интерградация. |
а) мутация |
4. |
Озоновый слой - необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона: |
а) препятствует проникновению твердых космических частиц; б) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей; в) препятствует загрязнению атмосферы; г) препятствует парниковому эффекту |
б) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей |
5. |
Как называют вид, численность сохранившихся особей которого недостаточна для самоподдержания популяций в естественных условиях |
а) реликтовый вид; б) эндемичный вид; в) исчезающий вид; г) эксплуатируемый вид |
в) исчезающий вид |
6. |
Водные организмы, не переносящие высоких концентраций солей и обитающие только в пресных или сильноопресненных водоемах, называются: |
а) гидробионтами; б) эдафобионтами;
в) галофобами; г) галофилами. |
в) галофобами; |
7. |
Процесс, вызывающий высвобождение азота из его соединений в почве называют: |
а) денудацией; б) азотфиксацией; в) культивацией; г) денитрификацией. |
г) денитрификацией. |
8. |
Какой ученый является автором знаменитого труда "Опыт народонаселения" |
а) В.И. Вернадский; б) М.В. Ломоносов; в) Т.Р. Мальтус; г) Н. Коперник |
в) Т.Р. Мальтус |
9. |
В каждом регионе составляется систематизированный свод сведений о природоресурсном потенциале территории, который называется: |
а) мониторингом; б) квотой; в) кадастром; г) законом о качестве среды. |
в) кадастром;
|
10. |
Как называется экологическая группа водных живых организмов - обрастателей |
а) нейстон; б) перифитон; в) планктон; г) бентос; д) лимнофилы; е) реофилы |
б) перифитон |
11. |
Как называются паразитические живые организмы способные жить вне организма-хозяина |
а) эктопаразиты; б) облигатные паразиты; в) эндопаразиты; г) факультативные паразиты |
г) факультативные паразиты |
12. |
Какие из абиотических факторов лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше |
а) минералы, азот, б) минералы, кислород в) свет, азот, г) свет, кислород
|
г) свет, кислород |
13. |
Толерантность – это способность организмов: |
а) выдерживать изменения условий жизни б) приспосабливаться к новым условиям в) образовывать локальные формы г) приспосабливаться к строго определенным условиям |
а) выдерживать изменения условий жизни |
14. |
Какие растения предпочитают влажные местообитания |
а) псаммофиты; б) ксерофиты в) гигрофиты г) пирофиты |
в) гигрофиты |
Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных (вопросы 17-20):
15. |
К основным положениям теории Ч. Дарвина относятся: |
а) все организмы изменчивы; б) организмы передают признаки (хотя бы частично) своим потомкам; в) изменения среды всегда вызывают у организмов полезные изменения; г) каждый организм стремится к совершенствованию своей организации |
а) все организмы изменчивы; б) организмы передают признаки (хотя бы частично) своим потомкам; |
16. |
Примерами конкуренции являются отношения между: |
а) хищниками и жертвами б) паразитами и хозяевами в) видами, использующими одни и те же ресурсы г) особями одного вида д) живыми организмами и абиотическими факторами |
в) видами, использующими одни и те же ресурсы г) особями одного вида |
17 |
Укажите, какой из видов животных прибрежной экосистемы лесного озера может быть отнесен к меропланктону: |
а) клоп-гладыш; б) белая планария; в) малярийный комар; г) большой прудовик; д) серая жаба; е) ондатра |
в) малярийный комар; д) серая жаба |
18 |
Адаптации, направленные на снижение потерь влаги растениями: |
а) низкая высота особей; б) сбрасывание листьев при засухе; в) вытянутая форма листьев г) толстая восковая кутикула д) удлинение вегетационного периода
|
б) сбрасывание листьев при засухе; г) толстая восковая кутикула |
Оценка ответов.
За каждый правильно решенный тест – 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.
ЗАДАЧИ
Задача 1.
Почему в городской среде появляется влажный смог? Выберите верный ответ. Обоснуйте свое решение
Ответы:
А) Причинами появления влажного смога в городах являются высокое содержание в воздухе загрязняющих веществ, пыли, дыма и влажная безветренная погода.
Б) Расположение города в межгорных котловинах и понижениях, при котором воздухообмен между нижними и верхними слоями атмосферы затруднен, приводит к тому, что воздух у поверхности земли застаивается, скапливаются вредные вещества в воздухе и образуется смог.
В) Рост города, развитие промышленности и особенно автотранспорта увеличивает количество углекислого газа в воздухе, что в безветренную погоду создает смог.
Верный ответ (Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
А) «СМОГ» - сочетание пылевых частиц и капель тумана, происходит от англ. «smoke» - дым, копоть и «fog» - густой туман, широко применяется для обозначения загрязнения воздуха, однако вызван сочетанием газообразных загрязнителей (в основном сернистого ангидрида), пылевых частиц и капель тумана, который возникает в безветренную и влажную погоду.
Оценка решения задачи 1.
Ответ включает все названные выше элементы, и дает разъяснение неверных ответов и не содержит биолого-экологических ошибок |
7 |
Ответ включает только правильный (при этом указываются все элементы ответа), но не дается разъяснения неверных ответов |
6 |
Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
4 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
7 |
Задача 2
В чем проявляется участие функциональных групп организмов
в биосфере? Объясните роль каждой из них в структуре биосферы.
А) растения, животные, грибы и бактерии формируют состав биосферы;
Б) продуценты, консументы и редуценты участвуют в круговороте веществ биосферы
В) различные виды функциональных групп организмов образуют пищевые цепи и способствуют круговороту веществ в биосфере
Верный ответ Б) 1) продуценты, представленные высшими сосудистыми растениями и водоросли, а также цианобактерии (сине-зеленые водоросли) синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), при этом выделяют кислород (кроме хемотрофных бактерий);
2) консументы (растительноядные, насекомоядные, плотоядные животные и другие функциональные группы) используют и преобразуют органические вещества в процессе жизнедеятельности, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду;
3) редуценты, представленные, в основном, простейшими, грибами, бактериями разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора, серы и др., возвращая их в круговорот.
Оценка решения задачи 2.
Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное их разъяснение |
6 |
Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
4 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
6 |
Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 40 баллов.
|
Олимпиада по экологии. 9 КЛАСС
Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных (вопросы 1-16):
1. |
Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется: |
а) биосферой; б) тропосферой; в) биогеоценозом; г) экосферой |
а) биосферой |
2 |
Строительство плотины для ГЭС можно рассматривать как пример фактора: |
а) абиотического; б) биотического в) антропогенного; г) социального |
в) антропогенного |
3 |
Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает: |
а) видовое разнообразие; б) плодовитость; в) плотность популяции; г) численность |
в) плотность популяции; |
4 |
Отношения типа «паразит - хозяин» состоят в том, что паразит: |
а) не оказывает существенного влияния на хозяина; б) всегда приводит хозяина к смерти; в) приносит определенную пользу хозяину; г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина |
г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина |
5 |
Как называются паразитические живые организмы, паразитирующие на поверхности тела хозяина |
а) эктопаразиты; б) облигатные паразиты; в) эндопаразиты; г) факультативные паразиты. |
а) эктопаразиты |
6 |
Как называется экологическая группа живых организмов обитающих в проточных водоемах |
а) нейстон; б) перифитон; в) планктон; г) бентос, д) лимнофилы; е) реофилы |
е) реофилы |
7 |
Наименьшей биомассой в экосистемах характеризуется из перечисленных групп: |
а) консументы 1-го порядка, б) консументы 2-го порядка, в) продуценты, г) консументы 5-го порядка. |
г) консументы 5-го порядка. |
8 |
Аутэкология это направление, изучающее: |
а) взаимоотношения организма и среды, б) взаимоотношения сообщества и среды, в) экосистемы |
а) взаимоотношения организма и среды |
9 |
Из видов змей, обитающих в Республике Татарстан к группе заурофагов относится: |
а) обыкновенный уж; в) серый уж; б) обыкновенная гадюка; г) степная гадюка. |
в) серый уж; |
10 |
Экологическая группа растений и грибов, семена и споры которых распространяются птицами, называется: |
а) орнитофилы; в) орнитомимы; б) орнитохоры; г) орнитофаги. |
б) орнитохоры |
11 |
Какой из видов, обитающих на территории нашей республики, является интродуцентом: |
а) енотовидная собака; в) бобр; б) норка европейская; г)лось. |
а) енотовидная собака |
12 |
Устойчивое развитие экосистем достигается в основном за счет: |
а) биологического разнообразия; б) экологического мониторинга; в) международной политики; г) стабилизации круговорота воды; д) увеличения количества цепей питания. |
а) биологического разнообразия; |
13 |
Организмы, предпочитающие местообитания освещенные ярким солнечным светом, называются: |
а) гелиофобами; б) галофобами; в) галобионтами; г) гелиобионтами. |
г) гелиобионтами. |
14 |
Какой из перечисленных факторов можно считать ограничивающим для кабана в зимнее время: |
а) температура; б) продолжительность светового дня; в) высота снежного покрова; г) конкуренты. |
в) высота снежного покрова; |
15 |
Парой хищник - жертва могут являться: |
а) росянка и комар; б) гриб - трутовик и береза; в) актиния и рак-отшельник; г) тля и муравей. |
а) росянка и комар; |
16 |
При передаче по трофической цепи энергия: |
а) теряется; б) приобретается; в) передается полностью без потерь; г) накапливается |
а) теряется |
Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных (вопросы 17-20):
17. |
К экологическим факторам относятся: |
а) наличие мехового покрова у млекопитающих; б) рельеф; в) затменье Солнца; г) выработка пищеварительных ферментов; д) содержание кислорода в воде; е) изменение артериального давления. |
б) рельеф; д) содержание кислорода в воде; |
18. |
Согласно Э.Геккелю экология это наука, изучающая: |
а) взаимоотношения организмов со средой, б) экономику природы, в) взаимодействие косных компонентов природы, д) отношение организмов к абиотическим факторам; е) круговорот веществ в природе. |
а) взаимоотношения организмов со средой, б) экономику природы, |
19. |
Виды животных, для которых присущ лишь хищнический способ питания, могут выступать в пищевых цепях в качестве: |
а) консументов 1-го порядка, г) редуцентов, б) консументов 2-го порядка, д) продуцентов, в) консументов 5-го порядка; |
б) консументов 2-го порядка, в) консументов 5-го порядка; |
20. |
К природным ресурсам не относятся: |
а) заповедники; в) водохранилища; д) заказники; б) подземные воды; г) смешанные леса; е) земля |
а) заповедники; д) заказники; |
Оценка ответов.
За каждый правильно решенный тест – 1 балл.Максимальное количество баллов – 20.
ЗАДАЧИ
Задача 1.
Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?
Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные обоснования. Объясните свой выбор
1) шляпочные грибы являются симбионтами большинства высших растений,
2) грибы используются для пищи человеком;
3) плесневые грибы разрушают мертвые остатки растений и животных,;
4) грибы вместе с бактериями усваивают атмосферный азот, необходимый для питания растений;
5) паразитические грибы контролируют численность некоторых организмов в биоценозе;
6) грибы играют основную роль при образовании гумуса, что способствует лучшему развитию растений;
7) грибы являются звеном в цепях питания в структуре биоценоза
Обоснование верных ответов: 1)потому, что симбиотические грибы улучшают водный обмен и минеральное питание растений; 3) что в целом приводит к разрушению сложных органических веществ почвы и увеличению плодородия; 5) паразитические грибы, как и любые хищники контролируют численность различных организмов; 7) грибы являются одними из основных редуцентов биоценоза, участвуя через пищевые цепи в круговороте веществ и энергии в любых биосистемах.
Оценка решения задачи 1.
Ответ включает все названные выше элементы, и дает разъяснение неверных ответов и не содержит биолого-экологических ошибок |
7 |
Ответ включает только правильный (при этом указываются все элементы ответа), но не дается разъяснения неверных ответов |
6 |
Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
4 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
7 |
Задача 2.
Укажите категорию особо охраняемой природной территории, о которой идет речь: «Эти территории сочетают охрану природной среды и частичное использование ее для познавательного отдыха населения и туризма». Объясните свой ответ.
А) заповедник
Б) заказник
В) национальный парк
Верный ответ: В) Определение национального парка «Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма»
Оценка решения задачи 2.
Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное их разъяснение |
6 |
Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
4 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
6 |
Олимпиада по экологии. 11 КЛАСС
Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных (вопросы 1-16):
|
|
|
1 |
Экологическая смертность – это гибель особей в: |
а) в реальных условиях среды, б) в идеальных условиях среды, в) в отсутствие действия лимитирующих факторов, г) без учета смертности в старших возрастных группах. |
2 |
Рекреационная территория – это участок суши или водной поверхности, предназначенный для: |
а) отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности, б) захоронения определенных видов отходов, в) сохранения естественных экосистем, г) выращивания лесных саженцев |
3 |
Вид животных с каким статусом является наиболее редким в РТ: |
а) 1 (Cr); б) 2 (En); в) 0 (Ex); г) 3 (Vu) |
4 |
Биотическое сообщество представляет собой совокупность популяций: |
а) входящих в одну экосистему, б) способных скрещиваться между собой, в) занимающих в экосистемах одинаковые ниши, г) произошедших от одной предковой популяции. |
5 |
Скорость накопления фитомассы в сообществах представляет собой: |
а) чистую первичную продуктивность, б) валовую первичную продуктивность, в) вторичную продуктивность. |
6 |
Понятие «экологическая ниша» связано с: |
а) функциональной ролью вида в сообществе, б) его отношением к близкородственным видам, в) протяженностью и распределением его ареала |
7 |
Животные и растения, населяющие аридные экосистемы характеризуются чертами, позволяющими: |
а) коренным образом изменять свою физиологию, б) избегать обезвоживания, в) производить многочисленное потомство, г) избегать переохлаждения. |
8 |
При передаче энергии с одного трофического уровня на другой происходят ее потери: |
а) в пределах 10 %, в) в пределах 20 %, б) в пределах 90 %, г) в пределах 78 %. |
9 |
Способ выращивания растений без почвы с использованием растворов соединений биогенных элементов называется: |
а) гибридизацией; б) водоносным балансом; в) возвратным водопотреблением; г) гидропоникой; д) биоаккумуляцией |
10 |
Какова основная причина заиления озер: |
а) забор воды на орошение; б) усиленная рекреация; в) увеличение поступления взвешенных веществ; г) загрязнения промышленными сточными водами. |
11 |
В какую из международных конвенций Россия (в составе СССР) вступила в феврале 1975 года: |
а) Конвенция о биологическом разнообразии. б) Конвенция о водно-болотных угодьях международного значения (Рамсарская конвенция); в) Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция), г) Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция) |
12 |
Отметьте определение, раскрывающее понятие «бонитет почвы»: |
а) механический и химический состав почвы; б) эрозионно обусловленная степень деградации почвы; в) целевое назначение использования территории; г) экономически значимый показатель плодородия почвы; д) состав фауны герпетобионтов сельхозугодий |
13 |
Выражение «Никто не гибнет в одиночку» соответствует следующему экологическому принципу: |
а) принципу биологического замещения; б) принципу консорционной целостности; в) принципу обратной связи; г) принципу основателя; д) принципу удаленности событий. |
14 |
Вещество загрязняющее окружающую среду называется: |
а) ингибитором; б) аттрактантом; в) поллютантом; г) детерминантом; д) новообразованием; е) репеллентом |
15 |
Понятие «экологическая ниша» впервые было введено: |
а) К. Тимирязевым; в) Ю. Одумом; б) Дж. Гринеллом; г) В. Серебряковым |
16 |
Основным образующим химическим элементом живого вещества является: |
а) Na б) P в) C г) H д) Ca е) He |
Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных (вопросы 17-20):
17 |
Необходимым условием существования агроэкосистемы являются: |
а) автотрофный компонент, г) использование пестицидов, б) энергетические дотации, д) выращивание монокультуры, в) избыток продукции, е) мелиорация земли. |
18 |
В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства: |
а) национальные парки, б) комплексные заказники, в) зоологические заказники, д) памятники природы г) природно-исторические парки, е) заповедники |
19 |
Какая из мер наиболее эффективна при охране редких видов животных и растений: |
а) охрана каждой особи в отдельности; б) охрана мест обитания; в) охрана мест размножения г) охрана пищевых ресурсов этих видов; д) выращивание в искусственных условиях |
20 |
К автотрофным организмам можно отнести представителей следующих групп живых организмов: |
а) грибы, г) первичноротые животные, б) бактерии, д) паразитические плоские черви, в) мхи, е) двустворчатые моллюски |
Оценка ответов.
За каждый правильно решенный тест – 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.
ЗАДАЧИ
Задача 1.
Объясните причину выпадения кислотных дождей? Выберите наиболее верный ответ, объясните свой выбор
Варианты:
А) Причины выпадения кислотных дождей связаны только с естественным образованием угольной кислоты в результате присутствия в атмосфере Земли углекислого газа (двуокиси углерода), который при высокой влажности реагирует с водой с образованием угольной кислоты и соответственно, приводит к выпадению кислотных осадков.
Б) Причины выпадения кислотных дождей связаны с огромным количеством веществ, загрязняющих атмосферу, в основном, в результате деятельности человека и обусловлены, присутствием в атмосфере оксидов серы, углерода и азота, которые накапливаются при сжигании различного топлива.
В) Причины выпадения кислотных дождей связаны с окислением атмосферного азота до оксидов азота в результате грозовых разрядов, из-за высокой температуры здесь, как и при любом другом высокотемпературном горении, происходит окисление атмосферного азота и выпадение кислотных дождей.
Оценка решения задачи 1.
Ответ включает все названные выше элементы, и дает разъяснение неверных ответов и не содержит биолого-экологических ошибок |
7 |
Ответ включает только правильный (при этом указываются все элементы ответа), но не дается разъяснения неверных ответов |
6 |
Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
4 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
7 |
Задача 2.
Объясните, как изменится жизнь дубравы, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.
Из предложенных ответов выберите три наиболее верных. Объясните свой выбор
Варианты:
1 произойдет увеличение численности растительноядных животных, поедающих листву и кору деревьев (лосей, кабанов, косуль, зайцев и т.д.), что приведет к выпадению подроста дуба;
2) численность насекомоопыляемых растений резко сократится,
3) состояние дубравы улучшится, т.к. большинство растительноядных насекомых являются вредителями деревьев, поедающих почки, листву, кору (короеды, листовертки и т.д.), в их отсутствии развитие деревьев будет происходить лучше;
4) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка),
5) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, все нарушения могут привести к гибели дубравы;
6) состояние останется стабильным, т.к. погибших в результате химических веществ растительноядных насекомых, заменят в пищевых цепях растительноядные животные численность которых будут регулировать хищники и произойдет только некоторое изменение цепей питания.
Оценка решения задачи 2.
Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное их разъяснение |
6 |
Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
4 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
6 |
Олимпиада по экологии. 10 КЛАСС
Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных (вопросы 1-16):
1 |
Хемосинтезирующие организмы являются: |
а) продуцентами, в) консументами, б) редуцентами, г) детритофагами. |
2 |
К видам, занесенным в Красную книгу РФ, относится: |
а) обыкновенная гадюка; в) гадюка Никольского; б) степная гадюка; г) шумящая гадюка. |
3. |
Мониторинг – это: |
а) слежение за какими-либо объектами или явлениями, б) изменение состояния окружающей среды организмами, данного местообитания; в) определение состояния окружающей природной среды при помощи определенной группы видов живых организмов. |
4 |
Вещество, сформировавшееся при участии живых организмов и сил неживой природы, В.И.Вернадский назвал: |
а) биокосным веществом; б) живым веществом; в) биогенным веществом; г) косным веществом. |
5 |
Резкое наследственное изменение организмов, меняющее их морфологию и физиолого-поведенческие признаки, называется |
а) мутация; б) инбридинг; в) гетерозис; г) интерградация. |
6 |
Озоновый слой - необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона: |
а) препятствует проникновению твердых космических частиц; б) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей; в) препятствует загрязнению атмосферы; г) препятствует парниковому эффекту |
7 |
Как называют вид, численность сохранившихся особей которого недостаточна для самоподдержания популяций в естественных условиях |
а) реликтовый вид; б) эндемичный вид; в) исчезающий вид; г) эксплуатируемый вид |
8 |
Водные организмы, не переносящие высоких концентраций солей и обитающие только в пресных или сильноопресненных водоемах, называются: |
а) гидробионтами; б) эдафобионтами;
в) галофобами; г) галофилами. |
9 |
Процесс, вызывающий высвобождение азота из его соединений в почве называют: |
а) денудацией; б) азотфиксацией; в) культивацией; г) денитрификацией. |
10 |
Какой ученый является автором знаменитого труда "Опыт народонаселения" |
а) В.И. Вернадский; б) М.В. Ломоносов; в) Т.Р. Мальтус; г) Н. Коперник |
11 |
В каждом регионе составляется систематизированный свод сведений о природоресурсном потенциале территории, который называется: |
а) мониторингом; б) квотой; в) кадастром; г) законом о качестве среды. |
12 |
Как называется экологическая группа водных живых организмов - обрастателей |
а) нейстон; б) перифитон; в) планктон; г) бентос; д) лимнофилы; е) реофилы |
13 |
Как называются паразитические живые организмы способные жить вне организма-хозяина |
а) эктопаразиты; б) облигатные паразиты; в) эндопаразиты; г) факультативные паразиты |
14 |
Какие из абиотических факторов лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше |
а) минералы, азот, б) минералы, кислород в) свет, азот, г) свет, кислород
|
15 |
Толерантность – это способность организмов: |
а) выдерживать изменения условий жизни б) приспосабливаться к новым условиям в) образовывать локальные формы г) приспосабливаться к строго определенным условиям |
16. |
Какие растения предпочитают влажные местообитания |
а) псаммофиты; б) ксерофиты в) гигрофиты г) пирофиты |
Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных (вопросы 17-20):
17. |
К основным положениям теории Ч. Дарвина относятся: |
а) все организмы изменчивы; б) организмы передают признаки (хотя бы частично) своим потомкам; в) изменения среды всегда вызывают у организмов полезные изменения; г) каждый организм стремится к совершенствованию своей организации |
18. |
Примерами конкуренции являются отношения между: |
а) хищниками и жертвами б) паразитами и хозяевами в) видами, использующими одни и те же ресурсы г) особями одного вида д) живыми организмами и абиотическими факторами |
19 |
Укажите, какой из видов животных прибрежной экосистемы лесного озера может быть отнесен к меропланктону: |
а) клоп-гладыш; б) белая планария; в) малярийный комар; г) большой прудовик; д) серая жаба; е) ондатра |
20 |
Адаптации, направленные на снижение потерь влаги растениями: |
а) низкая высота особей; б) сбрасывание листьев при засухе; в) вытянутая форма листьев г) толстая восковая кутикула д) удлинение вегетационного периода
|
Оценка ответов.
За каждый правильно решенный тест – 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.
ЗАДАЧИ
Задача 1.
Почему в городской среде появляется влажный смог? Выберите верный ответ. Обоснуйте свое решение
Ответы:
А) Причинами появления влажного смога в городах являются высокое содержание в воздухе загрязняющих веществ, пыли, дыма и влажная безветренная погода.
Б) Расположение города в межгорных котловинах и понижениях, при котором воздухообмен между нижними и верхними слоями атмосферы затруднен, приводит к тому, что воздух у поверхности земли застаивается, скапливаются вредные вещества в воздухе и образуется смог.
В) Рост города, развитие промышленности и особенно автотранспорта увеличивает количество углекислого газа в воздухе, что в безветренную погоду создает смог.
Оценка решения задачи 1.
Ответ включает все названные выше элементы, и дает разъяснение неверных ответов и не содержит биолого-экологических ошибок |
7 |
Ответ включает только правильный (при этом указываются все элементы ответа), но не дается разъяснения неверных ответов |
6 |
Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
4 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
7 |
Задача 2
В чем проявляется участие функциональных групп организмов
в биосфере? Объясните роль каждой из них в структуре биосферы.
А) растения, животные, грибы и бактерии формируют состав биосферы;
Б) продуценты, консументы и редуценты участвуют в круговороте веществ биосферы
В) различные виды функциональных групп организмов образуют пищевые цепи и способствуют круговороту веществ в биосфере
Оценка решения задачи 2.
Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное их разъяснение |
6 |
Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
4 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
6 |
Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 40 баллов.
Бланк ответа.
Фамилия, имя –_______________________________________ Класс – 11
Тест.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1-10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11-20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задачи.
Задачи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.