Олимпиада по экологии 9-11 класс

  • docx
  • 02.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Олимпиада по экологии.docx

Олимпиада по экологии.  11 КЛАСС

Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных (вопросы 1-16):

 

 

 

Правильный ответ

1.     

Экологическая смертность – это гибель особей в:

а) в реальных условиях среды,  б) в идеальных условиях среды,

в) в отсутствие действия лимитирующих факторов,

г) без учета смертности в старших возрастных группах.

а) в реальных условиях среды, 

2.     

Рекреационная территория – это участок суши или водной поверхности, предназначенный для:

а) отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности,

б) захоронения определенных видов отходов,

в) сохранения естественных экосистем,

г) выращивания лесных саженцев

а) отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности,

3.     

Вид животных с каким статусом является наиболее редким в РТ:

а) 1 (Cr);  б) 2 (En);  в) 0 (Ex);  г) 3 (Vu)

а) 1 (Cr)

4.     

Биотическое сообщество представляет собой совокупность популяций:

а) входящих в одну экосистему,

б) способных скрещиваться между собой,

в) занимающих в экосистемах одинаковые ниши,

г) произошедших от одной предковой популяции.

а) входящих в одну экосистему,

5.     

Скорость накопления фитомассы в сообществах представляет собой:

а) чистую первичную продуктивность,

б) валовую первичную продуктивность,

в) вторичную продуктивность.

а) чистую первичную продуктивность,

6.     

Понятие «экологическая ниша» связано с:

а) функциональной ролью вида в сообществе,

б) его отношением к близкородственным видам,

в) протяженностью и распределением его ареала

а) функциональной ролью вида в сообществе,

7.     

Животные и растения, населяющие аридные экосистемы характеризуются чертами, позволяющими:

а) коренным образом изменять свою физиологию,

б) избегать обезвоживания,

в) производить многочисленное потомство,

г) избегать переохлаждения.

б) избегать обезвоживания,

8.     

При передаче энергии с одного трофического уровня на другой происходят ее потери:

а) в пределах 10 %,    в) в пределах 20 %,

б) в пределах 90 %,    г) в пределах 78 %.

б) в пределах 90 %

9.     

Способ выращивания растений без почвы с использованием растворов соединений биогенных элементов называется:

а) гибридизацией;   б) водоносным балансом;

в) возвратным водопотреблением;

г) гидропоникой;    д) биоаккумуляцией

г) гидропоникой

10.               

Какова основная причина заиления озер:

а) забор воды на орошение;             б) усиленная рекреация;    

в) увеличение поступления взвешенных веществ;

г) загрязнения промышленными сточными водами.

в) увеличение поступления взвешенных веществ

11.               

В какую из международных конвенций Россия (в составе СССР) вступила  в феврале 1975 года:

а) Конвенция о биологическом разнообразии.                

б) Конвенция о водно-болотных угодьях международного значения (Рамсарская конвенция);

в) Конвенция  по сохранению мигрирующих видов диких  животных (Боннская конвенция),

г) Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция)

б) Конвенция о водно-болотных угодьях международного значения (Рамсарская конвенция);

12.               

Отметьте определение, раскрывающее понятие «бонитет почвы»:

а) механический и химический состав почвы;

б) эрозионно обусловленная степень деградации почвы;

в) целевое назначение использования территории;

г) экономически значимый показатель плодородия почвы;

д) состав фауны герпетобионтов сельхозугодий

г) экономически значимый показатель плодородия почвы;

13.               

Выражение «Никто не гибнет в одиночку» соответствует следующему экологическому принципу:

а) принципу биологического замещения;

б) принципу консорционной целостности;

в) принципу обратной связи; г) принципу основателя;

д) принципу удаленности событий.

б) принципу консорционной целостности;

14.               

Вещество загрязняющее окружающую среду называется:

а) ингибитором;                    б) аттрактантом;                   в) поллютантом;                  

г) детерминантом;    д) новообразованием;    е) репеллентом

в) поллютантом

15.               

Понятие «экологическая ниша» впервые было введено:

а) К. Тимирязевым;              в) Ю. Одумом;

б) Дж. Гринеллом;               г) В. Серебряковым

б) Дж. Гринеллом;            

16.               

Основным образующим  химическим элементом живого вещества является:

а) Na        б) P         в) C        г) H           д) Ca         е) He

в) C      

Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных (вопросы 17-20):

17.               

Необходимым условием существования агроэкосистемы являются:

а) автотрофный компонент,      г) использование пестицидов,

б) энергетические дотации,    д) выращивание монокультуры,

в) избыток продукции,               е) мелиорация земли.

а) автотрофный компонент,     

б) энергетические дотации,   

18.               

В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:

а) национальные парки,   б) комплексные заказники,

в) зоологические заказники,  д) памятники природы

г) природно-исторические парки, е) заповедники

а) национальные парки

е) заповедники

19.               

Какая из мер наиболее эффективна при охране редких видов животных и растений:

а) охрана каждой особи в отдельности;        

б) охрана мест обитания;     в) охрана мест размножения

г) охрана пищевых ресурсов этих видов;                 

д) выращивание в искусственных условиях

б) охрана мест обитания;     в) охрана мест размножения

20.               

К автотрофным организмам можно отнести представителей следующих групп живых организмов:

а) грибы,             г) первичноротые животные,

б) бактерии,        д) паразитические плоские черви,

в) мхи,                 е) двустворчатые моллюски

б) бактерии,       

в) мхи,               

Оценка ответов.

За каждый правильно решенный  тест – 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.

ЗАДАЧИ

 Задача 1.

Объясните причину выпадения кислотных дождей? Выберите наиболее верный ответ, объясните свой выбор

Варианты:

А) Причины выпадения кислотных дождей связаны только с естественным образованием угольной кислоты в результате присутствия в атмосфере Земли углекислого газа (двуокиси углерода), который при высокой влажности реагирует с водой с образованием угольной кислоты и соответственно, приводит к выпадению кислотных осадков.

Б) Причины выпадения кислотных дождей связаны с огромным количеством веществ, загрязняющих атмосферу, в основном, в результате деятельности человека и обусловлены, присутствием в атмосфере оксидов серы, углерода и азота, которые накапливаются при сжигании различного топлива.

В) Причины выпадения кислотных дождей связаны с окислением атмосферного азота до оксидов азота в результате грозовых разрядов, из-за высокой температуры здесь, как и при любом другом высокотемпературном горении, происходит окисление атмосферного азота и выпадение кислотных дождей.

Верный ответ Б.  В настоящее время кислотность осадков, обусловлена антропогенными факторами (теплоэлектростанции, автотранспорт, лесные пожары, разложение удобрений, пары соляной кислоты в результате промышленной деятельности, сталеплавильное производство и т.д.) и превосходит естественный уровень в 10 и более раз. Обычная кислотность осадков в США, Центральной Европе, России находится в пределах рН = 3,0-5,5, что ниже естественного уровня,  в 1981 году в Китае при сильном загрязнении атмосферы отмечался случай с наибольшим значением кислотности осадков при рН = 2,25.

Оценка решения задачи 1.

Ответ включает все названные выше элементы, и дает разъяснение неверных ответов и не содержит биолого-экологических ошибок

7

Ответ включает  только правильный (при этом указываются все элементы ответа), но не дается  разъяснения неверных ответов

6

Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

4

Ответ включает 1 из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

7

Задача 2.

Объясните, как изменится жизнь дубравы, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

Из предложенных ответов выберите три наиболее верных. Объясните свой выбор

Варианты:

1 произойдет увеличение численности растительноядных животных, поедающих листву и кору деревьев (лосей, кабанов, косуль, зайцев и т.д.), что приведет к выпадению подроста дуба;

2)  численность насекомоопыляемых растений резко сократится,

3) состояние дубравы улучшится, т.к. большинство растительноядных насекомых являются вредителями деревьев, поедающих почки, листву, кору (короеды, листовертки и т.д.), в их отсутствии развитие деревьев будет происходить лучше;

4)  резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка),

5)  часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, все нарушения могут привести к гибели дубравы;

6) состояние останется стабильным, т.к. погибших в результате химических веществ растительноядных насекомых, заменят в пищевых цепях растительноядные животные численность которых будут регулировать хищники и произойдет только некоторое изменение цепей питания. 

 

Обоснование верных ответов: 2) так как растительноядные насекомые являются опылителями растений 4)потому, что произойдет нарушение цепей питания; 5)потому,  что первоначально приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны и соотвественно к гибели биоценоза;,

Оценка решения задачи 2.

Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное их разъяснение

6

Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

4

Ответ включает 1 из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

6

 


Олимпиада по экологии.  10 КЛАСС

Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных (вопросы 1-16):

1.     

Хемосинтезирующие организмы являются:

а) продуцентами, в) консументами,

б) редуцентами,    г) детритофагами.

а) продуцентами,

1.     

К видам, занесенным в Красную книгу РФ, относится:

а) обыкновенная гадюка;  в) гадюка Никольского;

б) степная гадюка;             г) шумящая гадюка.

в) гадюка Никольского;

2.     

Мониторинг – это:

а) слежение за какими-либо объектами или явлениями,

б) изменение  состояния окружающей среды организмами,  данного местообитания;

в) определение состояния окружающей природной среды при помощи определенной группы видов живых организмов.

а) слежение за какими-либо объектами или явлениями,

2.     

Вещество, сформировавшееся при участии живых организмов и сил неживой природы, В.И.Вернадский назвал:

а) биокосным веществом;      б) живым веществом;

в) биогенным веществом;      г) косным веществом.

а) биокосным веществом;     

3.     

Резкое наследственное изменение организмов, меняющее их морфологию и физиолого-поведенческие признаки, называется

а) мутация; б) инбридинг; в) гетерозис; г) интерградация.

а) мутация

4.     

Озоновый слой - необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона:

а) препятствует проникновению твердых космических частиц; б) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей; в) препятствует загрязнению атмосферы; г) препятствует парниковому эффекту

б) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей

5.     

Как называют вид, численность сохранившихся особей которого недостаточна для самоподдержания популяций в естественных условиях

а) реликтовый вид;       б) эндемичный вид;

в) исчезающий вид;      г) эксплуатируемый вид

в) исчезающий вид

6.     

Водные организмы, не переносящие высоких концентраций солей и обитающие только в пресных или сильноопресненных водоемах, называются:

а) гидробионтами;     б) эдафобионтами;

 

в) галофобами;           г) галофилами.

в) галофобами;          

7.     

Процесс, вызывающий высвобождение азота из его соединений в почве называют:

а) денудацией;          б) азотфиксацией;

в) культивацией;      г) денитрификацией.

г) денитрификацией.

8.     

Какой ученый является автором знаменитого труда "Опыт народонаселения"

а) В.И. Вернадский;    б) М.В. Ломоносов;

в) Т.Р. Мальтус;           г) Н. Коперник

в) Т.Р. Мальтус

9.     

В каждом регионе составляется систематизированный свод сведений о природоресурсном потенциале территории, который называется:

а) мониторингом;

б) квотой;

в) кадастром;

г) законом о качестве среды.

в) кадастром;

 

10.               

Как называется экологическая группа водных живых организмов - обрастателей

а) нейстон;    б) перифитон;    в) планктон; 

г) бентос;      д) лимнофилы;   е) реофилы

б) перифитон

11.               

Как называются паразитические живые организмы способные жить вне организма-хозяина

а) эктопаразиты;     б) облигатные паразиты;

в) эндопаразиты;    г) факультативные паразиты

г) факультативные паразиты

12.               

Какие из абиотических факторов  лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше

а)  минералы, азот,   б) минералы, кислород

в) свет, азот,    г) свет, кислород

 

г) свет, кислород

13.               

Толерантность – это способность организмов:

а) выдерживать изменения условий жизни

б) приспосабливаться к новым условиям

в) образовывать локальные формы

г) приспосабливаться к строго определенным условиям

а) выдерживать изменения условий жизни

14.               

Какие растения предпочитают влажные местообитания

а) псаммофиты;             б) ксерофиты           

в) гигрофиты                 г) пирофиты

в) гигрофиты                

Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных (вопросы 17-20):

15.               

К основным положениям теории Ч. Дарвина относятся:

а) все организмы изменчивы;

б) организмы передают признаки (хотя бы частично) своим потомкам;

в) изменения среды всегда вызывают у организмов полезные изменения;

г) каждый организм стремится к совершенствованию своей организации

а) все организмы изменчивы;

б) организмы передают признаки (хотя бы частично) своим потомкам;

16.

Примерами конкуренции являются отношения между:

а) хищниками и жертвами

б) паразитами и хозяевами

в) видами, использующими одни и те же ресурсы

г) особями одного вида

д) живыми организмами и абиотическими факторами

в) видами, использующими одни и те же ресурсы

г) особями одного вида

17

Укажите, какой из видов животных прибрежной экосистемы лесного озера может быть отнесен к меропланктону:

а) клоп-гладыш;                 б) белая планария;     

в) малярийный комар;       г) большой прудовик;    

д) серая жаба;                     е) ондатра

в) малярийный комар;      

д) серая жаба

18

Адаптации, направленные на снижение потерь влаги растениями:

а) низкая высота особей; б) сбрасывание листьев при засухе;

в) вытянутая форма листьев

г) толстая восковая кутикула

д) удлинение вегетационного периода

 

б) сбрасывание листьев при засухе;

г) толстая восковая кутикула

Оценка ответов.

За каждый правильно решенный  тест – 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Почему в городской среде появляется влажный смог? Выберите верный ответ. Обоснуйте свое решение

Ответы:

А) Причинами появления влажного смога в городах являются высокое содержание в воздухе загрязняющих веществ, пыли, дыма и влажная безветренная погода.

Б) Расположение города в межгорных котловинах и понижениях, при котором воздухообмен между нижними и верхними слоями атмосферы затруднен, приводит к тому, что воздух у поверхности земли застаивается, скапливаются вредные вещества в воздухе и образуется смог. 

 В) Рост города, развитие промышленности и особенно автотранспорта увеличивает количество углекислого газа в воздухе, что в безветренную погоду создает смог.

Верный ответ  (Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

 А)  «СМОГ» - сочетание пылевых частиц и капель тумана, происходит от англ. «smoke» - дым, копоть и «fog» - густой туман, широко применяется для обозначения загрязнения воздуха, однако вызван сочетанием газообразных загрязнителей (в основном сернистого ангидрида), пылевых частиц и капель тумана, который возникает в безветренную и влажную погоду.

Оценка решения задачи 1.

Ответ включает все названные выше элементы, и дает разъяснение неверных ответов и не содержит биолого-экологических ошибок

7

Ответ включает  только правильный (при этом указываются все элементы ответа), но не дается  разъяснения неверных ответов

6

Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

4

Ответ включает 1 из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

7

Задача 2

В  чем  проявляется участие  функциональных  групп  организмов 

в биосфере? Объясните роль каждой из них в структуре биосферы.

А) растения, животные, грибы и бактерии формируют состав биосферы;

Б) продуценты, консументы и редуценты участвуют в круговороте веществ биосферы

В) различные виды функциональных групп организмов образуют пищевые цепи и способствуют круговороту веществ в биосфере

Верный ответ  Б)  1) продуценты, представленные высшими сосудистыми растениями и водоросли, а также цианобактерии (сине-зеленые водоросли) синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), при этом выделяют кислород (кроме хемотрофных бактерий);

2) консументы (растительноядные, насекомоядные, плотоядные животные и другие функциональные группы) используют и преобразуют органические вещества в процессе жизнедеятельности, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду;

3) редуценты, представленные, в основном, простейшими, грибами, бактериями разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора, серы и др., возвращая их в круговорот.

Оценка решения задачи 2.

Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное их разъяснение

6

Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

4

Ответ включает 1 из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

6

Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 40 баллов.

 

 


Олимпиада по экологии.  9 КЛАСС

Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных (вопросы 1-16):

1.             

Оболочка Земли, населенная живыми организмами,  называется:

а) биосферой;            б) тропосферой; 

в) биогеоценозом;     г) экосферой

а) биосферой

2

Строительство плотины для ГЭС можно рассматривать как пример фактора:

а) абиотического;       б) биотического

в) антропогенного;     г) социального

в) антропогенного

3

Число особей вида  на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:

а) видовое разнообразие;     б) плодовитость;

в) плотность популяции;     г) численность

в) плотность популяции;    

4

Отношения типа «паразит - хозяин» состоят в том, что паразит:

а) не оказывает существенного влияния на хозяина;

б) всегда приводит хозяина к смерти;

в) приносит определенную пользу хозяину;

г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина

г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина

5

Как называются паразитические живые организмы, паразитирующие на поверхности тела хозяина

а) эктопаразиты;        б) облигатные паразиты;

в) эндопаразиты;       г) факультативные паразиты.

а) эктопаразиты

6

Как называется экологическая группа живых организмов обитающих в проточных водоемах

а) нейстон;   б)  перифитон;    в) планктон;

г) бентос,     д) лимнофилы;    е) реофилы

е) реофилы

7

Наименьшей биомассой в экосистемах характеризуется из перечисленных групп:

а) консументы 1-го порядка,   б) консументы 2-го порядка,

в) продуценты,                          г) консументы 5-го порядка.

г) консументы 5-го порядка.

8

Аутэкология это направление, изучающее:

а) взаимоотношения организма и среды,

б) взаимоотношения сообщества и среды,

в) экосистемы.

а) взаимоотношения организма и среды

9

Из видов змей, обитающих в Республике Татарстан к группе заурофагов относится:

а) обыкновенный уж;          в) серый уж;

б) обыкновенная гадюка;   г) степная гадюка.

в) серый уж;

10

Экологическая группа растений и грибов, семена и споры которых распространяются птицами, называется:

а) орнитофилы;                 в) орнитомимы;

б) орнитохоры;                 г) орнитофаги.

б) орнитохоры

11

Какой из видов, обитающих  на территории нашей республики, является интродуцентом:

а) енотовидная собака;                 в) бобр;

б) норка европейская;                   г)лось.

а) енотовидная собака

12

Устойчивое развитие экосистем достигается в основном за счет:

а) биологического разнообразия;  б) экологического мониторинга;

в) международной политики;  г) стабилизации круговорота воды;

д) увеличения количества цепей питания.

а) биологического разнообразия; 

13

Организмы, предпочитающие местообитания освещенные ярким солнечным светом, называются:

а) гелиофобами;     б) галофобами;   

в) галобионтами;    г) гелиобионтами.

г) гелиобионтами.

14

Какой из перечисленных факторов можно считать ограничивающим для кабана в зимнее время:

а) температура;     б) продолжительность светового дня;

в) высота снежного покрова;  г) конкуренты.

в) высота снежного покрова; 

15

Парой хищник - жертва могут являться:

а) росянка и комар;                       б) гриб - трутовик и береза;

в) актиния и рак-отшельник;        г) тля и муравей.

а) росянка и комар;                      

16

При передаче по трофической цепи энергия:

а) теряется;                                                б) приобретается;

в) передается полностью без потерь;      г) накапливается

а) теряется

Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных (вопросы 17-20):

17.

К экологическим факторам относятся:

а) наличие мехового покрова у млекопитающих;

б) рельеф;  в) затменье Солнца;

г) выработка пищеварительных ферментов;

д) содержание кислорода в  воде;

е) изменение артериального давления.

б) рельеф; 

д) содержание кислорода в  воде;

18.

Согласно Э.Геккелю экология это наука, изучающая:

а) взаимоотношения организмов со средой,

б) экономику природы,

в) взаимодействие косных компонентов природы,

д) отношение организмов к абиотическим факторам;

е) круговорот веществ в природе.

а) взаимоотношения организмов со средой,

б) экономику природы,

19.

Виды животных, для которых присущ лишь хищнический способ питания, могут выступать в пищевых цепях в качестве:

а) консументов 1-го порядка,      г) редуцентов,    

б) консументов 2-го порядка,      д) продуцентов,

в) консументов 5-го порядка;

б) консументов 2-го порядка,     

в) консументов 5-го порядка;

20.

К природным ресурсам не относятся:

а) заповедники;                    в) водохранилища;   д) заказники;

б) подземные воды;  г) смешанные леса; е) земля

а) заповедники;                        д) заказники;

 

Оценка ответов.

За каждый правильно решенный  тест – 1 балл.Максимальное количество баллов – 20.

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?

Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные обоснования. Объясните свой выбор

1)      шляпочные грибы являются симбионтами большинства высших растений,

2)      грибы используются для пищи человеком;

3)      плесневые грибы разрушают мертвые остатки растений и животных,;

4)      грибы вместе с бактериями усваивают атмосферный азот, необходимый для питания растений;

5)      паразитические грибы контролируют численность некоторых организмов в биоценозе;

6)      грибы играют основную роль при образовании гумуса, что способствует лучшему развитию растений;

7)      грибы являются звеном в цепях питания  в структуре биоценоза

Обоснование верных ответов: 1)потому, что симбиотические грибы  улучшают водный обмен и минеральное питание растений; 3) что в целом приводит к разрушению сложных органических веществ почвы и увеличению плодородия; 5) паразитические грибы, как и любые хищники контролируют численность различных организмов; 7) грибы являются одними из основных редуцентов  биоценоза, участвуя через пищевые цепи в круговороте веществ и энергии в любых биосистемах.

Оценка решения задачи 1.

Ответ включает все названные выше элементы, и дает разъяснение неверных ответов и не содержит биолого-экологических ошибок

7

Ответ включает  только правильный (при этом указываются все элементы ответа), но не дается  разъяснения неверных ответов

6

Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

4

Ответ включает 1 из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

7

 

Задача 2.

Укажите категорию особо охраняемой природной территории, о которой идет речь: «Эти территории сочетают охрану природной среды и частичное использование ее  для познавательного отдыха населения и туризма».  Объясните свой ответ.

А) заповедник

Б) заказник

В) национальный парк

Верный ответ: В) Определение национального парка «Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма»

Оценка решения задачи 2.

Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное их разъяснение

6

Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

4

Ответ включает 1 из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиада по экологии.  11 КЛАСС

Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных (вопросы 1-16):

 

 

 

1

Экологическая смертность – это гибель особей в:

а) в реальных условиях среды,  б) в идеальных условиях среды,

в) в отсутствие действия лимитирующих факторов,

г) без учета смертности в старших возрастных группах.

2

Рекреационная территория – это участок суши или водной поверхности, предназначенный для:

а) отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности,

б) захоронения определенных видов отходов,

в) сохранения естественных экосистем,

г) выращивания лесных саженцев

3

Вид животных с каким статусом является наиболее редким в РТ:

а) 1 (Cr);  б) 2 (En);  в) 0 (Ex);  г) 3 (Vu)

4

Биотическое сообщество представляет собой совокупность популяций:

а) входящих в одну экосистему,

б) способных скрещиваться между собой,

в) занимающих в экосистемах одинаковые ниши,

г) произошедших от одной предковой популяции.

5

Скорость накопления фитомассы в сообществах представляет собой:

а) чистую первичную продуктивность,

б) валовую первичную продуктивность,

в) вторичную продуктивность.

6

Понятие «экологическая ниша» связано с:

а) функциональной ролью вида в сообществе,

б) его отношением к близкородственным видам,

в) протяженностью и распределением его ареала

7

Животные и растения, населяющие аридные экосистемы характеризуются чертами, позволяющими:

а) коренным образом изменять свою физиологию,

б) избегать обезвоживания,

в) производить многочисленное потомство,

г) избегать переохлаждения.

8

При передаче энергии с одного трофического уровня на другой происходят ее потери:

а) в пределах 10 %,    в) в пределах 20 %,

б) в пределах 90 %,    г) в пределах 78 %.

9

Способ выращивания растений без почвы с использованием растворов соединений биогенных элементов называется:

а) гибридизацией;   б) водоносным балансом;

в) возвратным водопотреблением;

г) гидропоникой;    д) биоаккумуляцией

10

Какова основная причина заиления озер:

а) забор воды на орошение;             б) усиленная рекреация;    

в) увеличение поступления взвешенных веществ;

г) загрязнения промышленными сточными водами.

11

В какую из международных конвенций Россия (в составе СССР) вступила  в феврале 1975 года:

а) Конвенция о биологическом разнообразии.                

б) Конвенция о водно-болотных угодьях международного значения (Рамсарская конвенция);

в) Конвенция  по сохранению мигрирующих видов диких  животных (Боннская конвенция),

г) Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция)

12

Отметьте определение, раскрывающее понятие «бонитет почвы»:

а) механический и химический состав почвы;

б) эрозионно обусловленная степень деградации почвы;

в) целевое назначение использования территории;

г) экономически значимый показатель плодородия почвы;

д) состав фауны герпетобионтов сельхозугодий

13

Выражение «Никто не гибнет в одиночку» соответствует следующему экологическому принципу:

а) принципу биологического замещения;

б) принципу консорционной целостности;

в) принципу обратной связи; г) принципу основателя;

д) принципу удаленности событий.

14

Вещество загрязняющее окружающую среду называется:

а) ингибитором;                    б) аттрактантом;                   в) поллютантом;                  

г) детерминантом;    д) новообразованием;    е) репеллентом

15

Понятие «экологическая ниша» впервые было введено:

а) К. Тимирязевым;              в) Ю. Одумом;

б) Дж. Гринеллом;               г) В. Серебряковым

16

Основным образующим  химическим элементом живого вещества является:

а) Na        б) P         в) C        г) H           д) Ca         е) He

Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных (вопросы 17-20):

17

Необходимым условием существования агроэкосистемы являются:

а) автотрофный компонент,      г) использование пестицидов,

б) энергетические дотации,    д) выращивание монокультуры,

в) избыток продукции,               е) мелиорация земли.

18

В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:

а) национальные парки,   б) комплексные заказники,

в) зоологические заказники,  д) памятники природы

г) природно-исторические парки, е) заповедники

19

Какая из мер наиболее эффективна при охране редких видов животных и растений:

а) охрана каждой особи в отдельности;        

б) охрана мест обитания;     в) охрана мест размножения

г) охрана пищевых ресурсов этих видов;                 

д) выращивание в искусственных условиях

20

К автотрофным организмам можно отнести представителей следующих групп живых организмов:

а) грибы,             г) первичноротые животные,

б) бактерии,        д) паразитические плоские черви,

в) мхи,                 е) двустворчатые моллюски

Оценка ответов.

За каждый правильно решенный  тест – 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.

ЗАДАЧИ

 Задача 1.

Объясните причину выпадения кислотных дождей? Выберите наиболее верный ответ, объясните свой выбор

Варианты:

А) Причины выпадения кислотных дождей связаны только с естественным образованием угольной кислоты в результате присутствия в атмосфере Земли углекислого газа (двуокиси углерода), который при высокой влажности реагирует с водой с образованием угольной кислоты и соответственно, приводит к выпадению кислотных осадков.

Б) Причины выпадения кислотных дождей связаны с огромным количеством веществ, загрязняющих атмосферу, в основном, в результате деятельности человека и обусловлены, присутствием в атмосфере оксидов серы, углерода и азота, которые накапливаются при сжигании различного топлива.

В) Причины выпадения кислотных дождей связаны с окислением атмосферного азота до оксидов азота в результате грозовых разрядов, из-за высокой температуры здесь, как и при любом другом высокотемпературном горении, происходит окисление атмосферного азота и выпадение кислотных дождей.

Оценка решения задачи 1.

Ответ включает все названные выше элементы, и дает разъяснение неверных ответов и не содержит биолого-экологических ошибок

7

Ответ включает  только правильный (при этом указываются все элементы ответа), но не дается  разъяснения неверных ответов

6

Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

4

Ответ включает 1 из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

7

Задача 2.

Объясните, как изменится жизнь дубравы, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

Из предложенных ответов выберите три наиболее верных. Объясните свой выбор

Варианты:

1 произойдет увеличение численности растительноядных животных, поедающих листву и кору деревьев (лосей, кабанов, косуль, зайцев и т.д.), что приведет к выпадению подроста дуба;

2)  численность насекомоопыляемых растений резко сократится,

3) состояние дубравы улучшится, т.к. большинство растительноядных насекомых являются вредителями деревьев, поедающих почки, листву, кору (короеды, листовертки и т.д.), в их отсутствии развитие деревьев будет происходить лучше;

4)  резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка),

5)  часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, все нарушения могут привести к гибели дубравы;

6) состояние останется стабильным, т.к. погибших в результате химических веществ растительноядных насекомых, заменят в пищевых цепях растительноядные животные численность которых будут регулировать хищники и произойдет только некоторое изменение цепей питания. 

 

Оценка решения задачи 2.

Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное их разъяснение

6

Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

4

Ответ включает 1 из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

6

 


Олимпиада по экологии.  10 КЛАСС

Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных (вопросы 1-16):

1

Хемосинтезирующие организмы являются:

а) продуцентами, в) консументами,

б) редуцентами,    г) детритофагами.

2

К видам, занесенным в Красную книгу РФ, относится:

а) обыкновенная гадюка;  в) гадюка Никольского;

б) степная гадюка;             г) шумящая гадюка.

3.     

Мониторинг – это:

а) слежение за какими-либо объектами или явлениями,

б) изменение  состояния окружающей среды организмами,  данного местообитания;

в) определение состояния окружающей природной среды при помощи определенной группы видов живых организмов.

4

Вещество, сформировавшееся при участии живых организмов и сил неживой природы, В.И.Вернадский назвал:

а) биокосным веществом;      б) живым веществом;

в) биогенным веществом;      г) косным веществом.

5

Резкое наследственное изменение организмов, меняющее их морфологию и физиолого-поведенческие признаки, называется

а) мутация; б) инбридинг; в) гетерозис; г) интерградация.

6

Озоновый слой - необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона:

а) препятствует проникновению твердых космических частиц; б) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей; в) препятствует загрязнению атмосферы; г) препятствует парниковому эффекту

7

Как называют вид, численность сохранившихся особей которого недостаточна для самоподдержания популяций в естественных условиях

а) реликтовый вид;       б) эндемичный вид;

в) исчезающий вид;      г) эксплуатируемый вид

8

Водные организмы, не переносящие высоких концентраций солей и обитающие только в пресных или сильноопресненных водоемах, называются:

а) гидробионтами;     б) эдафобионтами;

 

в) галофобами;           г) галофилами.

9

Процесс, вызывающий высвобождение азота из его соединений в почве называют:

а) денудацией;          б) азотфиксацией;

в) культивацией;      г) денитрификацией.

10

Какой ученый является автором знаменитого труда "Опыт народонаселения"

а) В.И. Вернадский;    б) М.В. Ломоносов;

в) Т.Р. Мальтус;           г) Н. Коперник

11

В каждом регионе составляется систематизированный свод сведений о природоресурсном потенциале территории, который называется:

а) мониторингом;

б) квотой;

в) кадастром;

г) законом о качестве среды.

12

Как называется экологическая группа водных живых организмов - обрастателей

а) нейстон;    б) перифитон;    в) планктон; 

г) бентос;      д) лимнофилы;   е) реофилы

13

Как называются паразитические живые организмы способные жить вне организма-хозяина

а) эктопаразиты;     б) облигатные паразиты;

в) эндопаразиты;    г) факультативные паразиты

14

Какие из абиотических факторов  лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше

а)  минералы, азот,   б) минералы, кислород

в) свет, азот,    г) свет, кислород

 

15

Толерантность – это способность организмов:

а) выдерживать изменения условий жизни

б) приспосабливаться к новым условиям

в) образовывать локальные формы

г) приспосабливаться к строго определенным условиям

16.               

Какие растения предпочитают влажные местообитания

а) псаммофиты;             б) ксерофиты           

в) гигрофиты                 г) пирофиты

Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных (вопросы 17-20):

17.               

К основным положениям теории Ч. Дарвина относятся:

а) все организмы изменчивы;

б) организмы передают признаки (хотя бы частично) своим потомкам;

в) изменения среды всегда вызывают у организмов полезные изменения;

г) каждый организм стремится к совершенствованию своей организации

18.

Примерами конкуренции являются отношения между:

а) хищниками и жертвами

б) паразитами и хозяевами

в) видами, использующими одни и те же ресурсы

г) особями одного вида

д) живыми организмами и абиотическими факторами

19

Укажите, какой из видов животных прибрежной экосистемы лесного озера может быть отнесен к меропланктону:

а) клоп-гладыш;                 б) белая планария;     

в) малярийный комар;       г) большой прудовик;    

д) серая жаба;                     е) ондатра

20

Адаптации, направленные на снижение потерь влаги растениями:

а) низкая высота особей; б) сбрасывание листьев при засухе;

в) вытянутая форма листьев

г) толстая восковая кутикула

д) удлинение вегетационного периода

 

Оценка ответов.

За каждый правильно решенный  тест – 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Почему в городской среде появляется влажный смог? Выберите верный ответ. Обоснуйте свое решение

Ответы:

А) Причинами появления влажного смога в городах являются высокое содержание в воздухе загрязняющих веществ, пыли, дыма и влажная безветренная погода.

Б) Расположение города в межгорных котловинах и понижениях, при котором воздухообмен между нижними и верхними слоями атмосферы затруднен, приводит к тому, что воздух у поверхности земли застаивается, скапливаются вредные вещества в воздухе и образуется смог. 

 В) Рост города, развитие промышленности и особенно автотранспорта увеличивает количество углекислого газа в воздухе, что в безветренную погоду создает смог.

Оценка решения задачи 1.

Ответ включает все названные выше элементы, и дает разъяснение неверных ответов и не содержит биолого-экологических ошибок

7

Ответ включает  только правильный (при этом указываются все элементы ответа), но не дается  разъяснения неверных ответов

6

Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

4

Ответ включает 1 из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

7

Задача 2

В  чем  проявляется участие  функциональных  групп  организмов 

в биосфере? Объясните роль каждой из них в структуре биосферы.

А) растения, животные, грибы и бактерии формируют состав биосферы;

Б) продуценты, консументы и редуценты участвуют в круговороте веществ биосферы

В) различные виды функциональных групп организмов образуют пищевые цепи и способствуют круговороту веществ в биосфере

Оценка решения задачи 2.

Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное их разъяснение

6

Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

4

Ответ включает 1 из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

6

Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 40 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк ответа.

Фамилия, имя –_______________________________________      Класс – 11

Тест.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи.