Олимпиада по литературному чтению 4 класс 2018 г.
Фамилия ______________________Имя _________________Класс 4 ______
1.Заполните схему «Герои сказок А.С. Пушкина».
2. Допишите предложение.
А.П.Чехов и А.И.Куприн - русские писатели,
а Дж.Лондон и Ц.Топелиус - _________________________________________
3.Отметьте имя и отчество Крылова.
□ Александр Иванович
□ Иван Иванович
□ Иван Сергеевич
□ Антон Павлович
□ Иван Андреевич
4. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.
Чародейкою Зимою И под снежной бахромою, |
□
из сказки □
из стихотворения |
5. Соедини фамилии авторов и заголовки произведений.
А.С.Пушкин
И.С.Тургенев
К.Д.Ушинский
«Лиса
Патрикеевна»
«Няне»
«Воробей»
6. Какое произведение часто начинается словами «Жили-были ... »? Отметьте ответ.
□ былина
□ считалка
□ пословица
□ сказка
□ потешка
7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.
□ аннотация
□ титульный лист
□ обложка
□ предисловие
□ оглавление (содержание)
Работа с текстом произведения (смысловое чтение).
С.Т. Аксаков
Река Белая
Отрывок
Великим моим удовольствием было смотреть, как бегут по косогору
мутные и шумные потоки весенней воды мимо нашего высокого крыльца, а еще
большим наслаждением, которое мне не часто дозволялось, - прочищать палочкой
весенние ручейки. С крыльца нашего была видна река
Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и
Евсеичу: «Когда же мы поедем в Сергеевку?» - обыкновенно отвечали: «А вот как
река пройдет». И наконец, пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич
в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: «Белая тронулась!». Мать
позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил
глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а
иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то
несчастная черная корова бегала по ней, как безумная, от одного берега до
другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными
восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, рев которого
долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко. Река на повороте загибалась
за крутой утес - и скрылась за ним дорога и бегающая по ней черная корова.
Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.
Лед все еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною
глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: «Пойдем,
соколик, в горницу; река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе
скажу, когда лед начнет трескаться». Я очень неохотно послушался, но зато мать
была очень довольна и похвалила Евсеича и меня. В самом деле, не ближе как
через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять
отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел
новую, тоже не виданную мною картину: лед трескался, ломался на отдельные
глыбы; вода всплескивалась между ними; она набегали одна на другую, большая и
крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась
одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы
разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий
по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших
ушей.
. . . С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих
наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону.
Каждый день картина изменялась, и наконец, разлив воды, простиравшийся с лишком
на восемь верст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность,
чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся
она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины
затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда
вполне обозначилась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие
островки.
1. Определите жанр этого произведения.
□ рассказ
□ сказка
□ былина
□ басня
□ легенда
2. Выпишите название произведения.
__________________________________________________________________
3. Когда происходили описанные события?
□ весной
□ летом
□ зимой
□ осенью
4. Чем сменился ледоход?
□ дождем
□ разливом
□ снегопадом
№ |
Ответы |
Баллы за каждый ответ |
1. |
Вариант (Балда, царь Салтан, князь Гвидон, корабельщики, Золотой петушок) |
2 |
2. |
Зарубежные писатели |
2 |
3. |
Иван Андреевич |
1 |
4. |
Из стихотворения |
2 |
5. |
Пушкин «Няне», Тургенев «Воробей», Ушинский «Лиса Патрикеевна» |
2 |
6. |
Сказка |
1 |
7. |
Оглавление |
1 |
Всего |
|
11 |
|
Работа с текстом произведения |
|
1. |
Рассказ |
1 |
2. |
Аксаков «Река Белая» |
1 |
3. |
Весной |
1 |
4. |
Разливом |
1 |
Всего |
|
4 |
Максимальные баллы |
15 |
№ |
Ответы |
Баллы за каждый ответ |
1. |
Вариант (Балда, царь Салтан, князь Гвидон, корабельщики, Золотой петушок) |
2 |
2. |
Зарубежные писатели |
2 |
3. |
Иван Андреевич |
1 |
4. |
Из стихотворения |
2 |
5. |
Пушкин «Няне», Тургенев «Воробей», Ушинский «Лиса Патрикеевна» |
2 |
6. |
Сказка |
1 |
7. |
Оглавление |
1 |
Всего |
|
11 |
|
Работа с текстом произведения |
|
1. |
Рассказ |
1 |
2. |
Аксаков «Река Белая» |
1 |
3. |
Весной |
1 |
4. |
Разливом |
1 |
Всего |
|
4 |
Максимальные баллы |
15 |
Олимпиада по литературному чтению 4 класс 2018 г.
Фамилия ______________________Имя _________________Класс 4 ______
1. Кто автор повестей о Незнайке и его друзьях?________________________
2.Что надел Рассеянный с улицы Бассейной вместо шляпы?______________
3. Кто писал о животных?
а) Е. Пермяк; в) А. Волков
б) М. Пришвин; г) П.Ершов
4. Кто является героиней сказки А. С. Пушкина?
а) Царевна Несмеяна; в) Царевна-лягушка
б) Золушка; г) Царевна-лебедь
5. Кто из перечисленных авторов иллюстрировал свои рассказы?
а) Н.Сладков; в) В.Бианки
б) Е.Чарушин; г) М.Пришвин
6. Кто из художников прославился иллюстрациями к сказкам?
а) Ю.Васнецов; в) К.Юон
б) А.Саврасов; г) И.Левитан
7. Какая страна является родиной Г.Х. Андерсена?
а) Россия; в) Франция
б) Англия; г) Дания
8.По началу произведения определи его жанр:
1)-Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса… ( _________________)
2)-Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке… ( _______________)
3)-Мартышка к старости слаба глазами стала,
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки…..(_________________________)
4)-В некием царстве, в некием государстве жил-был богатый купец, именитый человек…. (_______________________)
5)-Остался Садко на синем море. Со тоя со страсти со великие заснул на дощечке дубовой (_______________________)
(Слова для справок: былина, рассказ, стихотворение, сказка, басня)
9.Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:
-«Аленький цветочек» Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-«Снежная королева» Дал слово- крепись.
-«Три толстяка» Друг познаётся в беде
Работа с текстом произведения
Три поездки Ильи Муромца
По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч камень лежит, а на камне надпись: «Если прямо ехать - убитому быть, направо ехать - женатому быть, а налево ехать - богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался: -Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убитому быть. Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу три сотни воров-разбойников. Горланят, оружием размахивают: -Убьём старика да ограбим! -Глупые люди, - говорит Илья Муромец,- не убив медведя, шкуру делите! И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба- разбойника. Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать- убитому быть». Постоял возле камня и повернул коня направо: «Незачем мне, старому, женатому быть, а поеду, погляжу, как люди женятся». Ехал час или два и наехал на палаты белокаменные. Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, провела в столовую горницу. Кормила-поила богатыря, повела в покои и спать укладывала. А Илья он смекалист, заприметил неладное. Кинул девицу-красу на перину, а кровать опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое. Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, а хозяйку-красну девицу в тюрьму запер. После приехал на развилку и другую надпись стёр. Новую надпись написал на камне: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем». -В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется. Повернул старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь великую да за русский народ!
1. Определи жанр произведения.
-рассказ -сказка
-басня -былинный сказ
2.Что ожидало того, кто решится направо ехать?
-убитому быть -счастливому быть
-женатому быть -богатому стать
3. По какой дороге поехал Илья Муромец в первый раз?
-где убитому быть -где богатому быть
-где женатому быть -где счастливому быть
4. Сколько пленников освободил Илья Муромец?
-сто -сорок
-пятьдесят -тридцать
5. По какой дороге Илья Муромец не ездил?
-где богатому стать -где женатому быть
-где убитому быть -он ездил по всем дорогам
6. Как ты понимаешь выражение «Стоять за Русь великую»?
-защищать землю Русскую
-уехать в другую страну
-служить людям
-отлично выполнять свою работу
7. В какой город поехал Илья Муромец нести службу ратную?
-в Москву -в Киев
-в Новгород -в Муром
№ п/п |
Ответы |
Баллы за каждый ответ |
|
1 |
Николай Носов |
1 |
|
2 |
Вместо шляпы на ходу он надел сковороду |
1 |
|
3 |
М. Пришвин |
1 |
|
4 |
Царевна-лебедь |
1 |
|
5 |
Е.Чарушин |
1 |
|
6 |
Ю.Васнецов |
1 |
|
7 |
Дания |
1 |
|
8 |
Стихотворение, рассказ, басня, сказка, былина |
5( по 1 б. за каждый ответ) |
|
9 |
«Аленький цветочек» - Дал слово - крепись -« «Снежная королева» - Не имей сто рублей, а имей сто друзей «Три толстяка» - Друг познается в беде.
|
3( по 1 б. за каждый ответ) |
|
|
15 баллов |
||
|
Работа с текстом произведения |
1 |
|
1 |
былинный сказ |
1 |
|
2 |
женатому быть |
1 |
|
3 |
убитому быть |
1 |
|
4 |
40 |
1 |
|
5 |
где богатому стать |
1 |
|
6 |
защищать землю Русскую |
1 |
|
7 |
в Киев |
1 |
|
|
8 баллов |
||
ВСЕГО |
23 балла |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.