Олимпиада по окружающему миру
«Про зелёные леса и лесные чудеса”
Пояснительная записка
Представленные задания по окружающему миру помогут научить младших школьников использовать общеучебные, логические и познавательные универсальные учебные действия; провести качественную подготовку к олимпиадам различного уровня; прививать познавательный интерес к изучению учебных дисциплин и обеспечить решение учебно – практических задач в аспекте новых образовательных стандартов. Успешность ученика начальной школы выражается не только в отметках, но и в желании участвовать в конкурсах, марафонах, олимпиадах, в желании проявить себя, в стремлении к новым победам. Нельзя ограничивать детей только рамками школьной программы. Надо раскрепостить мышление ученика, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Конкурсы, марафоны, турниры, олимпиады занимают важное место в развитии младших школьников. Они дают возможность каждому ребенку реализовать свои способности и повысить самооценку, вызывают и усиливают интерес к изучаемому предмету. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития. Марафон является массовым и увлекательным ученическим соревнованием. С помощью марафона можно установить:
· каков уровень подготовки учащихся по предмету;
· выявить детей с высокой мотивацией к обучению;
· создать условия для эффективной работы с одаренными детьми.
Цели и задачи:
Цель:
формирование экологической культуры младших школьников.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы.
2. Развитие познавательной активности и любознательности.
3. Развитие внимания, мышления, воображения, памяти.
4. Воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.
5. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Победителями следует считать учеников, набравших наибольшее количество баллов или ответивших на наибольшее количество вопросов.
Призёрами могут быть учащиеся, которые не ответили на 1-2 вопроса или некоторые их ответы были недостаточно полными, но в основе своей верными.
При составлении данной работы использовались задания из следующих источников:
1. Газета «ШИК» № 10, 2007г., № 6, 7 – 2008г., № 1, 8, 12 – 2009г., № 4,7 -2011г.
2. Журнал «Начальная школа», № 6 , 2011г.
3. Журнал «Начальная школа», № 7, 2005г.
4. Журнал «Современный урок: начальная школа», № 5, 2010г., Центр, «Педагогический поиск».
5. Материалы Интернет.
6. Банк заданий НИКО http://185.12.29.196
Ход мероприятия
I Самоопределение к деятельности
Звучит музыка.
Учитель: Приветствую вас, дорогие ребята! Сегодня третий день декады начальных классов и посвящен он окружающей природе.
- Поэтому, среди учащихся мы проводим олимпиаду по окружающему миру «Про зелёные леса и лесные чудеса”.
II Постановка учебной задачи
Учитель:
-А знаете ли вы природу?
- Итак, выясним, кто лучше знает природу. Ведь знания помогают человеку выжить в сложной ситуации, помогают и природе. А природа помогает людям жить, делает человека добрее. Наша игра – это лишь попытка заглянуть в удивительно разнообразный, неразгаданный мир природы. Попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать. Итак, вперед в мир тайн и загадок!
III Включение в систему знаний и повторений
Ученик:
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце, светло-золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Ученик:
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережём
Наш земной природный дом.
Ведущий.
Собрались мы здесь, чтобы решить,
Кто посмышлёней, крепче в знаниях,
Кому удастся победить.
Итак, друзья,
Начнём программу
Начнем с разминки, разгадаем кроссворд!
Кроссворд
(По горизонтали)
2.Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (Гриб)
4. Круглый да гладкий - Он рос не на грядке. На ветке висел, На солнышке зрел. Белка нашла - В дупло принесла. (Орехи)
5. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлуди)
6. Не похожи на иголки,
А упали тоже с ёлки. (Шишки)
(По вертикали)
1.Его весной и летом Мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
3. Ягодка вкусна, красна.
Прячется в траве она.
Говорит нам: "Не ленитесь,
А за мною наклонитесь!"…(Земляника)
IV Самостоятельная работа
Олимпиада по окружающему миру 3 класс
Фамилия, имя ученика __________________________________________
Класс __________________ Количество баллов: ______
1. Прочитай. В каждой строчке обведи лишнее название.
a) Лист, почва, стебель, плод, корень.
б) Гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник.
2. Ответь на вопросы:
· Какая охота всегда разрешена в лесу?______________________________
· Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? _______________________
· Где у кузнечика ухо? ____________________________________________
· Кто может пить ногой?___________________________________________
3.Из зёрен и плодов каких растений изготавливают крупы:
· Манную - _______________
· Перловую - ______________
· Гречневую - _____________
4. Прочитай. Назови группу одним словом.
a) Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское. __________________________
5. Прочитай. Выдели правильный ответ. Поджигая сухую траву на лугах мы …
a) даём расти молодым побегам;
b) повышаем плодородие почвы за счет золы;
c) наносим непоправимый вред всему сообществу;
d) восстанавливаем природное равновесие.
6. Прочитай вопросы. Обведи правильные ответы.
a) У каких растений никогда не бывает плодов?
У берёзы; у осины;
у дуба; у папоротника.
7 Прочитай вопросы. Напиши ответы.
a) Любимая героиня народных сказок, воплощение хитрости и лукавства. __________
б) По какому дереву определяют температуру будущего лета? Если на этом дереве весной первыми появятся листья, значит, лето будет тёплое, а если серёжки – то дождливое. ___________________________.
в) Какой снег быстрее тает – чистый или грязный?_______________________________
8. Напиши 5 названий птиц на букву «С» и 5 названий рыб на буку «К».
ПТИЦЫ:_____________________________________________________________________
РЫБЫ:______________________________________________________________________
9. Узнай животное по описанию:
Эта змея отличается от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами и реже рыбой. Её врагами являются аисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие. Змея неагрессивна. При виде человека спасается бегством. Кусается редко. Для человека укус практически не представляет никакой опасности.
Ответы
№ |
Ответ |
балл |
1 |
a) Почва. b) Курятник. |
1 б. за каждый верный пункт |
2 |
· Какая охота всегда разрешена в лесу? (тихая охота: сбор грибов и ягод) · Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (смородина) · Где у кузнечика ухо? (на ногах, коленях) · Кто может пить ногой? (лягушка) |
1 б. за каждый верный пункт |
3 |
· Манную - пшеница · Перловую - ячмень · Гречневую - гречиха |
2 б. за каждый верный пункт |
4 |
a) Моря. |
2 б. |
5 |
Наносим непоправимый вред всему сообществу. |
2 |
6 |
1. У папоротника.
|
1 б. |
7 |
1. Лиса 2. Берёза 3. Грязный (темные цвета на солнце быстрее нагреваются). |
2 б. за каждый верный пункт |
8. |
Птицы: сорока, соловей, снегирь, свиристель, сойка, сова, страус, сокол, стриж, сапсан и т.д. Рыбы: камбала, корюшка, карп, карась, кета, кижуч, калуга, кефаль, краснопёрка, кумжа и т.д. |
1 б. за каждое верное название птиц и рыб |
9 |
Уж обыкновенный |
2б. |
V. Рефлексия.
- Закончилась наша олимпиада Ребята, что вам больше всего запомнилось, узнали ли вы что-нибудь новое?
Ученик:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же, всегда ее беречь!
Учитель: Я надеюсь, что после сегодняшнего мероприятия вы будете относиться к природе внимательнее.
Спасибо всем участникам. Желаю вам дальнейших успехов в изучении природы нашей Родины.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.