По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла
при поддержке Министерства просвещения РФ, Российского Союза ректоров,
Российского совета олимпиад школьников,
Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Общероссийская олимпиада «Основы православной культуры.
«Русь Святая, храни веру Православную!»
2021–2022 учебный год Муниципальный тур IV- V класс
Работу выполнил (ФИО):_____________________________________________________________
Класс: __________ ШКОЛА: _________________________________________________________
Время на выполнение работы 70 – 90 минут
1. В заданиях 1.1 – 1.6 вставьте номера правильных ответов в таблицу.
1.1. «Санкт» по-латыни значит «святой», а «бург» – по-немецки «крепость». В честь кого назван город Санкт-Петербург ?
1. Императора Петра I
2. Апостола Петра
3. Цесаревича Петра, сына Петра I
4. Петро-Павловской крепости
1.2. Этот святитель был первым епископом Воронежским. Петр I почитал его как святого старца и был благодарен за поддержку, которую святитель оказал царю во время строительства флота в Воронеже. Царь оплакивал его со словами: «Нет у меня больше такого старца!» и лично нёс его гроб.
1. Митрофан 3. Тихон
2. Стефан 4. Антоний
1.3.В древности полководцы, возвращаясь с поля битвы, чтобы скорее сообщить о победе, высылали вперед гонцов. Эти гонцы, всюду, радостно кричали: «Евангелион!», что означает «благая, радостная весть». Так и ученики Христа, возвещая победу Спасителя над смертью, назвали свои повествования о Христе:
1. Апостол 3. Откровение
2. Библия 4. Евангелие
1.4. Часть храма – преграда отделяющая алтарь.
1. Солея 3. Амвон
2. Иконостас 4. Паперть
1.5. Святая жила в Петербурге в XVIII веке. Ее муж неожиданно умер, не успев покаяться и причаститься перед смертью. Чтобы умолить Господа о его прощении, святая отказалась от всего земного и стала странницей. Себя она называла именем своего мужа - Андрей Федорович. Ее имя:
1. Елизавета 2.Матрона 3.Ксения 4.Иулиания
1.6. Этого святого называли всероссийским Батюшкой. Со всей России ему присылали телеграммы с просьбами помолиться о прекращении бедствий: засухи, наводнения, болезни скота; и с просьбами о молитве о тяжко больных и умирающих. И его молитва всегда была услышана Господом. К нему отовсюду ехали сотни людей за советом, молитвой и наставлениями. Многие из его духовных чад в годы гонений мужественно стояли за веру даже до смерти и стали в ряд Новомучеников и исповедников Российских.
1. праведный Иоанн Кронштадтский
2. преподобный Сергий Радонежский
3. преподобный Амвросий Оптинский
4. праведный Филарет Милостивый
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
1.5 |
1.6 |
|
|
|
|
|
|
2.
Этот
Ростовский святитель родился в декабре 1651 года – ровно 370 лет назад. Он был
одним из самых образованных и талантливых людей своего времени, богослов,
духовный писатель и проповедник. В 1705 году он закончил свой многотомный труд
– Четьи-Минеи, которому посвятил 25 лет жизни. В нем собраны жития святых,
расположенных по дням их памяти в течение всего года. Часто на иконах его
изображают с этими книгами.
Свое имя (без последней буквы) святитель спрятал в написанном им духовном стихе (канте):
…Дажди ми Тебе, Христа, в сердце всегда имети.
Изволь во мне обитати, благ мне являйся,
Мною грешным, недостойным не возгнушайся.
Исчезе в болезни живот безТебе, Бога,
Ты мне крепость и здравие, Ты слава многа.
Радуюся аз о Тебе и веселюся,
И Тобою вовся веки, Боже, хвалюся.
2.1.Напишите имя святителя: _________________________ Ростовский
2.2.Подумайте, есть ли в этом сборнике жития святых:
1. святитель Николай Мирликийский, _____________________________________________________________
2. преподобный Сергий Радонежский, ____________________________________________________________
3. преподобный Серафим Саровский, _____________________________________________________________
4. святитель Митрофаний Воронежский, __________________________________________________________
5. праведный Иоанн Кронштадтский, _____________________________________________________________
6. благоверный князь Александр Невский, ________________________________________________________
7. патриарх Тихон, _____________________________________________________________________________
8. блаженная Ксения Петербургская.______________________________________________________________
Против каждого поставьте «да» или «нет». Если «нет», то напишите почему.
3. Прочитайте отрывок из стихотворенья:
…Идут, идут они через пустыню,
Звезда сама ведет их караван.
Как много лет назад, они и ныне
Несут в дар злато, смирну и ливан.
И так всегда, пока вершится битва
Между добром и злом, все вновь и вновь.
То злато - труд, ливан - наша молитва,
А смирна - наша к Господу любовь.
3.1. О ком в нем говорится? __________________________________________
3.2. Кому они несут дары? _____________________________________________
3.3. Кто они были? ___________________________________________________
3.4. Как называются праздничные дни между Рождеством и Крещением?
А. Крещенский сочельник
Б. Святки
В. Коляда
Г. Святцы
3.5. Когда в храмах начинают петь «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися»?
А. На Праздник Рождества Христова
Б. Накануне Рождества в рождественский сочельник
В. На Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
Г. В Предпраздненство Рождества Христова (2 января)
3.6. Что означает слово «срящите»?_________________________________________________________
3.7. Вспомните икону Рождества Христова. Кого обычно изображают на ней? Продолжите список:
Младенец Христос, Богородица Мария,____________________________________________________________
Какие животные бывают изображены на этой иконе? _______________________________________________
4. Решите кроссворд:
По вертикали:
1. Название буквы «Б» в русской азбуке.
2. Название буквы «А» в русской азбуке..
3. Название буквы «Д» в русской азбуке. Это слово противоположно слову «зло».
4. В переводе с греческого означает «посланник». Ученик Христа, посланный на проповедь. Так же называется книга, в которой собраны послания учеников Христа. Эта была первая книга, напечатанная на Руси первопечатником дьяком Иваном Федоровым в 1564г.
5. Изображение Спасителя, Богородицы, святого или праздника.
6. Среднее (иногда высшее) учебное заведение – название происходит от школы Сократа и Аристотеля возле храма Аполлона Ликейского в древних Афинах. В первом в России (6) учился Александр Сергеевич Пушкин.
7. Возглас дьякона во время службы, призывающий к вниманию.
8. Младшее или среднее учебное заведение. Название происходит от греческого слова «отдых». (Древние греки в свободное от работы время предпочитали посещать беседы философов и таким образом пополнять объем знаний.) Наиболее часто встречается в наше время.
9. Описание жизни святого.
По горизонтали:
4. Название первого русского учебника математики. Автор Леонтий Филиппович Магницкий.
6. Великий русский ученый XVIII века, основатель Московского Университета.
10. Название буквы «П» в русской азбуке. Это слово – противоположно словам «тревога», «волнение».
11. Обращение к Богу, Божией Матери, святым.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Как учились известные поэты? Впишите их фамилии.
Сперва будущий поэт воспитывался дома. В дом приглашали гувернеров из Европы, которые сменялись один за другим. Среди них был француз граф Монфор, он много общался с детьми на родном языке: рассказывал детям истории о рыцарях, играл с ними в шарады и другие словесные игры. Благодаря этому они выучили язык в совершенстве. Русским языком и математикой с детьми занимался священник Мариинского института Александр Беликов. Он был одним из лучших учителей того времени, несколько раз удостаивался наград императрицы Марии Федоровны, занимался переводами на русский язык проповедей зарубежных духовников, принимал участие в издании русско-латинского словаря. Много времени будущий поэт проводил в обширной отцовской библиотеке, читая книги на русском и французском языках. А еще у него былва замечательная няня Арина Родионовна, он ее очень любил.
Когда ему исполнилось 12 лет, он поступил в Лицей. ________________________
Будущего поэта воспитывала бабушка Елизавета Арсеньева в фамильном имении Тарханы Пензенской губернии. Она оборудовала в усадьбе классную комнату для занятий, наняла лучших учителей, среди которых были как российские, так и европейские педагоги. Первым гувернером-учителем стал француз Жако, он был и «дядькою», то есть воспитателем будущего поэта. Чтобы внуку не было скучно, бабушка стала приглашать соседей-ровесников. В итоге получился почти целый класс, примерно 10 мальчиков. Вместе они занимались грамматикой, историей, математикой, географией, астрономией, иностранными языками, музыкой.
Продолжил учиться в Московском пансионе. К поступлению его готовили основательно: почти год с 12-летним мальчиком занимались университетские профессора. После пансиона поступил в МГУ. ___________________
Будущий поэт родился в селе Константиново в
семье крестьян. Вскоре он остался на попечении бабушки и дедушки. Дедушка был
знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и
как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых
стихотворений.
В 1904 году его отдали на учёбу в Константиновское земское училище. Через
несколько лет он поступил в церковно-учительскую школу. После окончания школы, он
отправился на заработки в Москву. Там он стал работать в типографии и мог читать
множество книг. ________________________________
Подсказка: Пушкин, Есенин, Лермонтов.
6. Перед вами схема иконостаса. Обозначьте цифрами на рисунке, где находятся перечисленные ниже, части и иконы:
1. Амвон
2. Солея
3. Царские врата
4. Северная дьяконская дверь
5. Местная икона (икона святого или праздника, в честь которого освящен храм)
6. Деисусный чин (ряд)
7. Икона Божией Матери
8. Икона Спасителя
9. Икона Благовещения
10. Изображения Евангелистов
11. Изображение Иоанна Крестителя
12. Изображения Архангелов
7. Последний Русский император-страстотерпец был расстрелян коммунистами вместе со своей семьей 17 июля 1918 года. Напишите их имена.
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
8.
Кто
изображен на фотографии?
___________________________________________
___________________________________________
9. Прочитайте описание сельской школы Рачинского. Представьте себе, что вы ученик этой школы. Опишите свой день с утра до вечера, пусть это будет или небольшой рассказ, или письмо другу, или станица из дневника.
150лет назад ученый Сергей Александрович Рачинский, устроил в своем имении Татево сельскую школу для крестьян. Позже с помощью своих учеников он основал еще около 30 таких же школ.
Свое знания во многих областях науки и искусства Рачинский перенес в сельскую школу. Он сам преподавал арифметику и грамматику, музыку и рисование, читал с детьми местных деревень мировую классическую литературу.
Преподаванию Закона Божия отводилось самое важное место. Главным в школьной жизни педагог считал Литургию. Изучение Закона Божия в классе подкреплялось практическим участием школьников в совершении богослужения в качестве певцов и чтецов. Дети легко обучались церковному пению. Еще в школе изучали иконопись и живопись, неудивительно, что выпускники народной школы после ее окончания расписывали местные храмы.
Жизнь татевской школы была связана с соблюдением постов и
православных праздников. За одним братским столом на трапезу собирались
учителя, помощники и ученики. В день святых просветителей
славян равноапостольных Кирилла и Мефодия совершался крестный ход из
церкви в школу, детям вручались подарки и книги. Учебный год в сельских школах
начинался 1 (14) октября, после уборки урожая. Грамоту в школе начинали изучать
с церковнославянского языка. Освоив его, дети свободно учились писать и читать
на русском.
В школе устраивались пешие паломнические походы. Учителя и школьники татевской школы в летнюю пору ходили в Нилову пустынь – примерно 150 верст – проселочными дорогами. Помимо того, что для детей это путешествие было исполнением мечты – попасть к «угоднику», как называли преподобного Нила Столобенского местные крестьяне, дети еще и знакомились с родной природой, рисовали.
Стараниями учителя – ученого биолога - при школе был огромный огород, сад, великолепная оранжерея, ферма, птичник, пасека. Всюду работал он сам, учителя его школы и дети!
Преподавали в народной школе, конечно, и математику. А точнее, устный счет. Учитель, по воспоминаниям современников, придумывал задачи порой на ходу, задавал по нескольку задач одновременно. Урок превращался в азартную игру. Ученики перескакивали через столы и друг друга, чтобы быстрее добраться до своего учителя и сказать ему ответ на ухо. Иногда учитель был облеплен детьми так, что все это напоминало муравейник.
(Писать можно на обороте)
Итоговая таблица
Номер вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
сумма |
Макс. б. |
6 |
12 |
17 |
14 |
6 |
17 |
8 |
5 |
15 |
100 |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.