Разработка включает задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории для учащихся 5 класса. Содержатся задания на выбор правильного ответа, на соотнесение понятий, на работу с лентой времени, на группировку понятий, составление рассказа, работу с картой и разгадывание кроссворда.
ВОШ 5 класс.docx
Олимпиада школьников по истории.
Школьный этап.
5 класс
2019 – 2020 уч. год.
I. Найдите правильный ответ. ( за каждый правильный ответ 1 балл, максимально – 9 баллов)
1. Главное отличие первобытного человека от обезьяны:
1) умение изготовлять орудия труда и оружие
2) длинные руки, свисающие до колен
3) собирание даров природы
4) общение друг с другом с помощью звуков
2. Человек современного вида появился около:
1) 60 тысяч лет назад
2) 40 тысяч лет назад
3) 20 тысяч лет назад
4) 10 тысяч лет назад
3. Историки изучают прошлое человечества во взаимодействии с учёными – представителями
целого ряда научных дисциплин. Укажите научную дисциплину, которая помогает в изучении и
восстановлении физического облика древних людей.
1) археология
2) этнология
3) антропология
4) палеография
4. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «Один за всех, все за одного»?
1) В человеческом стаде
2) В родовой общине
3) В соседской общин
4) В семье
5. Что обозначает понятие «религия»?
1) вера в сверхъестественные силы
2) вера в силы природы
3) умение подчиняться комулибо
6. Какие три понятия из перечисленных ниже относятся к религиозным верованиям древних
людей?
1) магия
2) идол
3) жертвоприношения
4) кровное родство
5) племя
7. Первое животное, одомашненное человеком:
1) кошка
2) собака
3) лошадь
4) корова
II. Сосчитайте. (за каждый правильный ответ – 2 балла, максимально 12 баллов)
1. Царь начал править в 23 г. до нашей эры, а умер в 12 г. нашей эры. Сколько лет он правил?
2. Событие произошло в 124 г. до нашей эры. Сколько лет назад это было? Отметьте его на «линии
времени»?
3. Какой год был раньше и насколько раньше 65 год до нашей эры или 40 г. до нашей эры?
4. Если захоронение было сделано в 80 г. до нашей эры и в прошлом году археологи его обнаружили,
то сколько лет оно пролежало в земле? 5. В 1985 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 784 года первое
и 920 лет второе. Какое из них было сделано раньше?
6. По преданиям, первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 г. до н. э., а в 394 г. император
Феодосий запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр?
III. Соотнесите понятие с определением и запишите соответствующую букву рядом с цифрой:
( за каждое правильное соотношение по 2 балла, максимально 12 баллов)
А) обработка земли с помощью орудий труда.
1. Человеческое стадо
2. Земледелие Б) хозяйство при котором древние люди все необходимое брали
у природы.
3. Присваивающее хозяйство В) коллектив древнейших людей.
4. Производящее хозяйство
Г) условная точка, от которой ведется счет лет.
5. Эра Д) хозяйство, при котором люди все необходимое для жизни
производили сами.
6. Родовая община Е) коллектив людей разумных, в котором жили родственники и
все делали сообща.
1 _____ 2_____ 3 _____ 4 _____ 5 _____ 6_____
IV. Сгруппируйте отрасли хозяйства по их принадлежности. Ответ запишите в виде
последовательности цифр в соответствующей строке. ( по 2 балла за каждое правильное
соотношение, максимально 24 балла)
А) Присваивающее хозяйство
Б) Производящее хозяйство
1. сбор ягод
2. охота
3. скотоводство
4. сбор грибов
5. рыболовство
6. земледелие
7. бортничество
8. огородничество
9. ткачество
10. сбор яиц
11. коневодство
12. кузнечное дело
V. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны, знаком «+», а те, с которыми не согласны,
знаком «»: (за каждый правильный ответ по 1 баллу, максимально 12 баллов)
1) Главным отличием древнего человека от обезьяны был его внешний вид.
2) Овладение огнём изменило жизнь первобытных людей.
3) В родовой общине каждая семья имела своё хозяйство и распоряжалась им по своему усмотрению.
4) Развитие ремесла привело к разделению труда.
5) В соседской общине большую роль играла взаимопомощь родственников.
6) Соседская община со временем сменяется родовой.
7) В конце эпохи неолита появляются первые города.
8) Термин «неандерталец» происходит от названия ущелья на территории Западной Германии.
9) Мотыжное земледелие пришло на смену плужному земледелию.
10) Ячмень и пшеница были первыми сельскохозяйственными культурами.
11) Термин «homo sapiens» равнозначен понятию «человек прямоходящий».
12) Золото было основным металлом, из которого производили орудия труда первобытные люди. VI. Используя данные слова, составьте рассказ о жизни первобытного человека. ( за правильное
использование слова в рассказе – 1 балл, максимально 15 баллов)
Археология, питекантроп, рубило, каменный век, охота, огонь, палеолит, похолодание,
кроманьонец, родовая община, племя, игла, стрелы, сверло, костяной гарпун.
VII. Работа с контурной картой ( по 2 балла за правильно выполненное задание, максимально –
4 балла)
Задания:
1. Надпишите название материка, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.
2. Закрасьте предполагаемую область прародины человека.
VIII . Решите кроссворд «Первобытное общество» и укажите ключевое слово. Что означает
ключевое слово.(за каждое правильное слово по 1 баллу, за ключевое слово – 2 балла, за
объяснение ключевого слова – 3 балла, максимально – 14 баллов)
1.Материк, где по предположениям ученых, жили
древнейшие люди.
2.Оружие охотников, которым можно поразить цель
на большом расстоянии.
3. Первая сила природы, которой овладели
первобытные люди.
1
2
3
4
5
6
8
7
4. Занятие первобытных людей, позволявшее добыть
мясную пищу.
5. Сверхъестественное существо, в которое верили
первобытные люди; обитает в каждом человеке.
6. Самое крупное из животных, на которое охотились
древние люди.
9
7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.
8. Орудие, которым ловили рыбу.
9.Занятие, позволявшее добыть в основном растительную пищу. Ключевое слово_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Ответьте на вопросы к рисунку. (10 баллов)
Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо какихто неведомых
существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они?
Обезьяны – далёкие предки человека? Или древнейшие люди? Объясните, почему вы
так думаете.
На рисунке изображены древнейшие люди. Согласно последним научным данным
древнейшие люди появились в Африке более 2 миллионов лет назад. Главный аргумент
в пользу того, что это – древнейшие люди, то, что существа, изображенные на рисунке,
используют простейшие каменные орудия труда. Повидимому, на рисунке представлен
первый вид человеческого коллектива – человеческое стадо, в котором древнейшие
люди совместно жили, добывали пищу, занимались обучением подрастающего
поколения.
Олимпиада по истории 5 класс. Школьный этап.
Олимпиада по истории 5 класс. Школьный этап.
Олимпиада по истории 5 класс. Школьный этап.
Олимпиада по истории 5 класс. Школьный этап.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.