Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )
Оценка 4.9

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Оценка 4.9
Конкурсы
docx
обществознание
8 кл
04.03.2018
Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, выделяются следующие этапы олимпиады: школьный — организуется образовательными учреждениями; проводится в [сентябре-октябре]]; участие в нём могут принимать желающие учащиеся 5—11 классов образовательных учреждений; муниципальный — организуется органами местного самоуправления в сфере образования; проводится в ноябре — декабре; участие в нём могут принимать учащиеся 7—11 классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призёрами предыдущего этапа;
ОЛИМПИАДА 8 КЛАСС ПО ОБЩЕСТВУ.docx
1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответы внесите в таблицу в бланке работы. 1.1. Две подруги любят разную музыку и часто спорят о вкусах, но, собравшись на вечеринке, решили слушать любимые группы по очереди. Это пример а) компромисса б) ухода от конфликта в) эскалации конфликта г) сглаживания конфликта 1.2. Нормы права, как и нормы морали, а) устанавливаются государством б) направлены на установление определённого порядка в общественных отношениях в) закреплены в письменной форме г) отражают представление общества о добре и зле, справедливости 1.3. Какой из перечисленных примеров отражает эксперимент как метод научного познания? а) Учёные пригласили 42 добровольца и показали им специальные фильмы, в которых сюжет сильно воздействовал на эмоциональное состояние зрителей. После этого одну половину испытуемых отпустили домой для нормального сна, другая же группа осталась в лаборатории для дополнительного контроля специалистов. б) Падение метеорита зафиксировало NASA. Космический объект размером около 30 см летел к Луне со скоростью более 90 тыс. км в час. Он вызвал взрыв на поверхности спутника нашей планеты мощностью 5 тонн в тротиловом эквиваленте. в) Группа орнитологов под руководством Марка Хаубера из Городского университета Нью-Йорка долгое время следит за «войной» между кукушками и невольными приёмными родителями их птенцов. г) В течение 20 лет учёные наблюдали за изменением климата и за влиянием этих изменений на жизненные процессы в Арктике. 1.4. В условиях рыночной экономики государство а) контролирует распределение ограниченных ресурсов б) устанавливает цены на дефицитные товары в) обеспечивает полную занятость населения г) осуществляет антимонопольную политику 2. Выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу в бланке работы. 2.1. Выберите из приведённого списка отличительные черты малой социальной группы. а) наличие постоянной цели совместной деятельности б) наличие определенного юридического статуса в) наличие единого демографического признака г) наличие эмоциональных отношений между членами группы д) наличие однородного состава е) длительные, постоянные контакты между членами группы 2.2. Выберите из приведённого списка ситуации, иллюстрирующие гражданские правонарушения. а) Ученик прогулял уроки. б) Бригада строителей нарушила договорные сроки. в) Гражданин Н. не заплатил за проезд в трамвае. г) В городской газете была опубликована заведомо ложная информация о мэре города. д) Гражданин В., устанавливая забор на дачном участке, повредил плодовые деревья соседа. е) Фирма К. отказалась произвести ремонт по гарантии. 2.3. Выберите из перечисленного характерные черты искусства. а) скептицизм б) типизация действительности в) образность г) эмоциональность д) объективность е) доказательность 3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. 3.1. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. 3.2. Рента, процент, заработная плата, прибыль. 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. 4.1. Потребительский кооператив, публичное акционерное общество, товарищество на вере, производственный кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство. 4.2. Право на жизнь, право на неприкосновенность, право на судебную защиту и правосудие, право на объединение, право на свободное передвижение. 5. « ДА» или «НЕТ»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не согласны ‒ «НЕТ». Внесите свои ответы в таблицу в бланке работы. 1. С ростом доходов семьи растёт и сумма её сбережений. 2. Инфляция оказывает только негативное воздействие на экономику. 3. Образование во многом обеспечивает конкурентоспособность страны на международной арене. 4. В условиях мирового хозяйства нет необходимости развивать все отрасли экономики внутри страны. 5. Конфликт несёт в себе не только разрушительное, но и конструктивное начало. 6. Потребителем не может выступать юридическое лицо. 7. Любая форма отклоняющегося поведения делинквентна. 8. Государство через Центральный банк следит за рыночным равновесием на валютном рынке. 9. Налоги являются единственным источником средств для государственного бюджета. 10. Процесс становления и формирования человеческого общества называется антропогенезом. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6. Установите соответствие между социальными фактами и типами правоотношений. Ответы внесите в таблицу в бланке работы. СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ ТИП ПРАВООТНОШЕНИЙ А) Пожарная инспекция указала владельцам офисного здания на нарушения правил пожарной безопасности. Б) Гражданка N завещала принадлежащий ей земельный участок и расположенный на нём дом своему племяннику. 1) административные 2) семейные В) Депутат внёс предложения в законопроект. 3) трудовые Г) Руководитель фирмы издал приказ о награждении сотрудников фирмы за успешную работу над проектом. 4) конституционные 5) гражданские 7. Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации и тексты. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям и фрагментам текста. Заполните схему в бланке работы, указав общую для всех изображений обществоведческую категорию, а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций и порядковые номера фрагментов, которые относятся к названным Вами элементам. 1. Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии это был «Стандард ойл», в автомобильной промышленности – «Дженерал моторс». 2. Основной показатель этого вида рынка ‒ степень концентрации производства в руках нескольких фирм. Чем она выше, тем меньшая степень конкурентности характеризует отрасль. Простейшим показателем степени концентрации может служить индекс концентрации, отражающий процентное соотношение рыночных долей одной фирмы или группы фирм. Если значение индекса составит для четырёх фирм до 35%, то рынок считается слабо концентрированным, если до 70% ‒ средней концентрации, свыше 70% ‒ высококонцентрированным. Не забудьте перенести Ваши ответы в бланк работы. 3. На этом виде рынка ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определённого продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т. е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворён пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок. 4. Прежде всего обращает на себя внимание сам термин. Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, являющемся антиподами. C одной стороны, здесь имеется большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность. А Б В Г 8. Перед Вами цитата из книги Л. Кэролла. 1. Определите, к какому типу социальных норм относятся описанные в отрывке нормы. 2. Дайте определение данному типу социальных норм. Проиллюстрируйте примером из текста его отличительную особенность. Назовите три любых других вида социальных норм. 3. Назовите две функции социальных норм. «Заговорить, что ли, с этой Мышью? Может, она мне чем-нибудь поможет? ‒ подумала Алиса. ‒ А уж говорить-то она, наверное, умеет ‒ что тут такого, сегодня и не то бывало! Заговорю с ней ‒ попытка не пытка». И она заговорила: ‒ О Мышь! (Вас, наверное, удивляет, почему Алиса заговорила так странно. Дело в том, что, не знаю, как вам, а ей никогда раньше не приходилось беседовать с мышами, и она даже не знала, как позвать (или назвать) Мышь, чтобы та не обиделась. К счастью, она вспомнила, что её брат как-то забыл на столе (случайно) старинную грамматику, и она (Алиса) заглянула туда (конечно, уж совершенно случайно) ‒ и представляете, там как раз было написано, как нужно вежливо звать мышь! Да, да! Прямо так и было написано: Именительный: кто? ‒ Мышь. Родительный: кого? ‒ Мыши. Дательный: кому? ‒ Мыши. А в конце: Звательный: ‒ О Мышь! Какие могли быть после этого сомнения?) ‒ О Мышь! ‒ сказала Алиса. ‒ Может быть, вы знаете, как отсюда выбраться? Я ужасно устала плавать в этом пруду, о Мышь! Мышь взглянула на неё с любопытством и даже, показалось Алисе, подмигнула ей одним глазком, но ничего не сказала. 9. Решите задачу. 14-летний Пётр Иванов принимал участие в съёмках рекламного ролика, за что ему было выплачено вознаграждение в сумме 50 тыс. руб. На эти деньги он приобрёл дорогой мобильный телефон. Родители Петра посчитали, что он неразумно потратил деньги, отнесли покупку в магазин и потребовали от директора принять её обратно. Правомерны ли действия родителей? Свой ответ обоснуйте, используя ссылки на действующее законодательство. 10. Решите логическую задачу. В коммерческом университете учатся честные студенты и хитрецы. Честные студенты всегда говорят правду и никогда не списывают на экзамене. Хитрецы всегда лгут и всегда списывают. На экзамене за студентами следит профессор. Если профессор строгий, то он вычисляет всех списывающих студентов и удаляет их с экзамена. Если профессор нестрогий, то он может выгнать списывающего студента, а может и пожалеть хитреца, сделав вид, что он не замечает списывание. На экзамене по экономике было четыре студента и один профессор, который в итоге выгнал с экзамена только одного студента. После экзамена студенты разговорились между собой: ‒ Профессор был строгий, – заметил первый студент. ‒ Вы все, втроём, списали экзамен, ‒ возразил ему второй студент. ‒ Только один из нас списал экзамен, ‒ ответил третий, а четвёртый студент сказал: ‒ Среди нас нет честных! Сколько было хитрецов среди студентов, сдававших экономику? Приведите свои рассуждения. 11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответы внесите в таблицу в бланке работы. Первоначально разделение труда было основано на половом и (А) критериях. В дальнейшем разделение труда в совокупности с действием других (Б) (имущественное (В) и др.) привело к возникновению различных социальных (Г). Постепенно сформировалось (Д) разделение труда, которое способствовало развитию мировых (Е) процессов. Общественное разделение труда ‒ это дифференциация в обществе различных социальных (Ж), выполняемых определёнными группами людей, и выделение в связи с этим различных сфер общества ( (З), сельское хозяйство, наука, искусство, армия и прочее). Техническое разделение труда ‒ расчленение труда на ряд частичных функций, операций в пределах (И), организации. (К) производства в пределах страны и между странами называют территориальным и международным разделением труда. Список терминов: 1. неравенство 2. возрастной 3.интеграционный 4. горизонтальный 5. фактор 6. слой 7. группа 8. расслоение 9. промышленность 10. процесс 11. функция 12. специализация 13. вертикальный 14. предприятие 15. глобальный 16. проблема 17. общество 18. международный А Б В Г Д Е Ж З И К 12. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Все исследователи справедливо указывают на то, что глобализация экономики ‒ достаточно противоречивый феномен. С одной стороны, её сущностные черты в целом способствуют повышению эффективности мирового хозяйства, экономическому и социальному прогрессу человечества. С другой стороны, формы проявления этих черт нередко ущемляют интересы широких слоёв населения во всём мире и целых стран, не входящих в известный «клуб» развитых государств «золотого миллиарда». Нынешняя модель глобализации экономики несёт в себе целый ряд негативных моментов, характеризуется острыми коллизиями и конфликтами между различными агентами (участниками) мирохозяйственных и иных международных отношений. К противоречивым и негативным сторонам указанной модели следует отнести прежде всего следующие её аспекты. Глобализация, к сожалению, стала питательной средой для резкого ускорения распространения трансграничной преступности. Быстрое перенесение экономических сбоев и финансовых кризисов из одних в другие регионы мира, а при сочетании ряда весомых негативных факторов ‒ придание им глобального характера. Процессы глобализации уменьшают экономический суверенитет как атрибут власти национальных государств внутри соответствующих стран и потенциал в области экономического регулирования национальных правительств, оказывающихся в растущей зависимости от «своих» и иностранных ТНК и их лобби. Иными словами, сложилось достаточно острое противоречие между глобализацией и национальным суверенитетом (особенно как раз в области экономики) многих государств. В условиях глобализации экономика на национальном уровне не может столь же эффективно, как прежде, использовать традиционный инструментарий макроэкономического регулирования… Глобализация, существенно ослабив традиционные национальные системы государственного регулирования экономики, в то же время не привела к созданию таких международных, а тем более наднациональных механизмов регулирования, которые полноценно восполняли бы возникший в результате этого пробел. 1. На основании чего автор приходит к выводу, что глобализация является противоречивым явлением? Приведите два аргумента в подтверждение позитивной роли этого процесса. 2. Какие негативные аспекты глобализации называет автор? Назовите четыре аспекта. 3. Приведите два примера негативного проявления глобализации, не названные в тексте. 4. Назовите две любые причины глобализации. 5. Назовите по одному проявлению глобализации в двух любых других сферах жизни общества. 6. Используя текст и обществоведческие знания, предположите, в чём причина того, что наднациональные экономические организации не способны полноценно использовать макроэкономический инструментарий регулирования экономики. Назовите две причины. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий Ответ: 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. а б а г По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание – 4 балла. 2. 2.1. 2.2. 2.3. аге бде бвг 2 балла за каждый полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание – 6 баллов. 3. 3.1. Основные чувства человека. 1 балл за верный ответ. 3.2. Факторные доходы. 1 балл за верный ответ. Максимум за задание – 2 балла. 4.1. Формы организации предпринимательской деятельности. Лишнее – потребительский кооператив. 2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). 4.2. Личные (гражданские) права человека. Лишнее – право на объединение. 2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). Максимум за задание – 4 балла. 5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 да да да нет да По 1 баллу за каждую верную позицию. Максимум за задание – 10 баллов. 6. А Б В Г 1 5 4 3 По 1 баллу за каждую верную позицию. Максимум за задание – 4 балла. нет нет нет нет да 7. 2 балла за верное указание общей категории. Если не указан элемент верхнего уровня (виды конкуренции (типы рынков, типы рыночных структур, типы конкурентных рынков)) – 0 баллов за всю схему. По 1 баллу за каждый верный элемент схемы второго и третьего уровня. Если вид конкуренции указан неверно или не указан, соотнесения не оцениваются. Если не указан или указан неверно элемент второго уровня (совершенная, несовершенная), то не оцениваются наименования конкретных видов, отнесённых к нему, и остальные соответствующие соотнесения. Максимум за задание – 15 баллов. Виды конкуренции (типы рынков, типы рыночных структур, типы конкурентных рынков) Несовершенная конкуренция Совершенная конкуренция А3 Монополия В1 Олигополия Г2 Монополистическая конкуренция Б4 8. 1. Назван вид социальных норм – этикет (2 балла). 2. Дано определение: этикет – установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращении и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах, внешнем облике человека (определение может быть дано в другой, близкой по смыслу формулировке). Приведён пример: Алиса прочитала в книге, которую оставил её брат, как вежливо звать мышь, чтобы та не обиделась. Приведены другие виды социальных норм, например: правовые нормы, корпоративные нормы (могут быть названы другие нормы). По 2 балла за каждый верно названный элемент задания. Всего 10 баллов. 3. Названы функции: регулятивная; оценочная. (Могут быть названы другие функции.) По 2 балла за каждую названную функцию. Всего 4 балла. Максимум за задание – 16 баллов. 9. Действия родителей неправомерны. В соответствии с Гражданским кодексом несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя, распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами. 3 балла за указание неправомерности действий родителей, формулирование сущности правовой нормы, ссылку на Гражданский кодекс. 2 балла за указание неправомерности действий родителей, формулирование сущности правовой нормы, если нормативный акт не указан или указан неверно. 1 балл за указание неправомерности действий родителей, если указан Гражданский кодекс, но не сформулирована сущность правовой нормы. ИЛИ Ответ на вопрос в явном виде не дан, но очевиден из указанного нормативного акта и характеристики правовой нормы. 0 баллов, если указана только неправомерность действия родителей. Максимум за задание – 3 балла. 10. Решение: 1. Предположим, что профессор был строгий. Тогда среди студентов ровно один лжец (иначе бы профессор выгнал больше одного студента). Но тогда и второй, и четвёртый студент лгут. Получается противоречие, значит, профессор был нестрогий. 2. Так как профессор нестрогий, первый студент точно хитрец, так как он соврал. 3. Четвёртый студент тоже точно хитрец, так как иначе он не мог бы сказать, что среди студентов нет честных (парадокс лжеца). 4. Получается, что третий студент тоже соврал, так как сказал, что только один из студентов списал экзамен. 5. Первый, второй и четвёртый студенты – лжецы. Получается, что второй студент сказал правду, а значит, он честный. Ответ: 3 хитреца. 3 балла за верный ответ. 4 балла за полное (в котором содержатся все положения) рассуждение. 2 балла, если содержатся не все положения или имеются ошибочные положения. Порядок, в котором приведены рассуждения, не оценивается. Максимум за задание – 7 баллов. 11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответы внесите в таблицу в бланке работы. Первоначально разделение труда было основано на половом и (А) критериях. В дальнейшем разделение труда в совокупности с действием других (Б) (имущественное (В) и др.) привело к возникновению различных социальных (Г). Постепенно сформировалось (Д) разделение труда, которое способствовало развитию мировых (Е) процессов. Общественное разделение труда ‒ это дифференциация в обществе различных социальных (Ж), выполняемых определёнными группами людей, и выделение в связи с этим различных сфер общества ((З), сельское хозяйство, наука, искусство, армия и прочее). Техническое разделение труда ‒ расчленение труда на ряд частичных функций, операций в пределах (И), организации. (К) производства в пределах страны и между странами называют территориальным и международным разделением труда. Список терминов: 1. неравенство 2. возрастной 3.интеграционный 4. горизонтальный 5. фактор 6. слой 7. группа 8. расслоение 9. промышленность 10. процесс 11. функция 12. специализация 13. вертикальный 14. предприятие 15. глобальный 16. проблема 17. общество 18. международный Ответ: А Б В Г Д Е Ж З И К 5 9 14 1 7 18 3 11 12 2 1 балл за каждую верную позицию. Максимум за задание – 10 баллов. 12. Ответ: 1. Автор указывает, что, с одной стороны, сущностные черты глобализации в целом способствуют повышению эффективности мирового хозяйства, экономическому и социальному прогрессу человечества. С другой стороны, формы проявления этих черт нередко ущемляют интересы широких слоёв населения во всем мире и целых стран, не входящих в известный «клуб» развитых государств «золотого миллиарда». 2 балла за полный ответ. 1 балл за ответ, содержащий неточности, не приведшие к искажению смысла. Могут быть приведены следующие аргументы. 1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В её условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения. 2. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что может привести к сокращению издержек и снижению цен, а следовательно, к устойчивому экономическому росту. 3. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. По 2 балла за каждый приведённый аргумент. (Могут быть приведены иные аргументы, а также аргументы из иных сфер общественной жизни.) Всего 6 баллов. 2. Глобализация способствует распространению транграничной преступности. Из-за глобализации экономические кризисы быстро приобретают общемировой характер. Процессы глобализации уменьшают экономический суверенитет власти национальных государств. Государства в условиях глобализации не могут использовать прежний инструментарий макроэкономического регулирования. По 2 балла за каждый названный аспект. Всего 8 баллов. 3. Могут быть приведены следующие последствия: распространения рынков нелегального оружия; расширение оборота наркотиков; увеличение потоков нелегальной миграции. Могут быть приведены другие проявления и последствия. По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 4 балла. 4. Могут быть названы следующие причины глобализации: углубление международного разделения труда, научно-технический прогресс в области транспорта и средств связи, либерализация торговли, которая усилила движение капитала и других факторов производства. Могут быть названы другие причины. По 2 балла за каждую верно указанную причину. Всего 4 балла. 5. Могут быть названы следующие проявления: в духовной сфере ‒ формирование глобализованных однородных средств массовой информации, искусства, попкультуры; в политической сфере – формирование новых, наднациональных политических структур (например, ЕС). Могут быть названы иные проявления. По 2 балла за каждое верно названное проявление. Всего 4 балла. 6. Могут быть названы следующие причины. Зависимость данных организаций от ТНК и их лобби. Доминирование в организациях узкого круга стран, которым выгодна экономическая глобализация. Входящие в данные организации страны не способны договориться о единых мерах регулирования. Могут быть названы иные причины. По 2 балла за каждую верно указанную причину. Всего 4 балла. Максимум за задание – 30 баллов.

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )

Олимпиада по обществознанию 8 класс ( школьный этап )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018