Олимпиада предполагает развитие у школьников интереса к углубленному изучению русского языка.Задания олимпиады соответствуют уровню знаний учащихся 4 классов, обеспечивают большую самостоятельность в выполнении работы.Задания включают вопросы по фонетике, лексике и фразеологии, словообразованию, морфологии и синтаксису.При подборе заданий учитывались возрастные и психологические особенности учащихся.
Олимпиада по русскому языку (4 класс)
1 задание: Расставь ударение в следующих словах:
Шофер, алфавит, красивее, положил, документ, километр, хозяева, звонит,
случай, средства.
2 задание: Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук
[с].
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
3 задание: Определите состав следующих слов:
Загорала, пришкольный, наладчик, зелень.
4 задание: Произношение какого слова не совпадает с написанием?
Бак, слон, пять, грустно, весь.
5 задание: Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный,
прямой будут употреблены в переносном значении.
6 задание: В каком слове есть только твердые согласные звуки?
Водит, верит, смех, велит, пашешь.
7 задание: В каком предложении неправильно определена грамматическая
основа предложения?
1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов)
2) Хмуро тянется непогожий день. 3) Дети с увлечением слушали рассказ
старого охотника.
8 задание: В каком примере неправильно названа буква?
1) Вечер вэ, е, ча, е, ер. 2) Поле пэ, о, эль, е. 3) Солнце эс, о, эль, эн, цэ,
е.
9 задание: какой частью речи могут быть слова жгут, пила, стих, покрой.10 задание: Каково значение и употребление выражения шаром покати?
Ответы к заданиям олимпиады
1. Шофёр, алфавит, красивее, положил, документ, километр, хозяева,
звонит, случай, средства.
2. Телефон. Звук [с] встречается в загадке 6 раз.
3. Загорала: заприставка, горкорень, а,лсуффиксы,а окончание,
загоралоснова; пришкольный: приприставка, школькорень, н
суффикс, ыйокончание, пришкольноснова; наладчик: на
приставка,ладкорень, чиксуффикс, нулевое окончание, наладчик
основа;зелень:зеленькорень, основа, нулевое окончание.
4. Грустно.
5. Например: прямой взгляд, барахатный голосок, седая даль.
6. Пашешь.
7. Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.
8. Вечер.
9. Имена существительные, могут быть формами глагола.
10. Шаром покати нет ничего, совершенно пусто. Это фразеологическое
сочетание употребляется в том случае, когда хотят сказать об
отсутствии чего бы то ни было.