Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Оценка 4.7

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
русский язык
3 кл—4 кл
14.05.2018
Олимпиада по русскому языку для учащихся  4 классов
Публикация является частью публикации:
ЗАДАНИЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 4 класс.docx
______________     Городская олимпиада по русскому языку Задания для учащихся 4 класса Задание 1. Определи, какое слово нужно употребить в каждом предложении. Выбери и  подчеркни  правильный вариант. 1. Ранней весной оживает природа, и у всех (радушное/радостное) настроение.  Последлительного путешествия друзья оказались в гостинице, где им оказали  (радушный/ радостный) приём. 2. Лену расстроило (обидное/обидчивое) замечание товарища. C (обидчивым/обидным) соседом трудно разговаривать. 3. Румяная клюква растёт на (болотистых/болотных) кочках.  Туристы долго шли по (болотистой/болотной) местности. Задание 2. Сколько имён прилагательных в пословице? Обоснуй свой выбор.  С миру по нитке – голому рубашка? Объяснение:  _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Задание 3. Правильно ли говорят и пишут: о ёлке, о яблоне, о юбилее, о Егоре и т.п.?.   Объясни. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Задание 4. Допиши пословицы: 1) ……………….крыльями, ……………дружбой.   _____________________________________________________________________________ 2) …………….корнями, …………..друзьями.    _____________________________________________________________________________ Задание 5. Сколько звуков [ц] в предложении:  Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск­Камчатский._____________________ Задание 6. Составь из данных слов словосочетание по схеме: прилагательное +  существительное. ИНЕЙ + ДОСКИ + НОЖ + Д = ? ___________________________________________ Задание 7. К данным словам напиши синонимы с шипящими на конце: ЕРУНДА­ ____________________________________ КОМАНДА ­ __________________________________ СИЛА ­ _______________________________________ ВРАНЬЁ ­ ________________________________________ ПРИЗЫВ ­ ________________________________________ Задание 8. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее   употребление.   Восстанови   фразы   из   басен   И.А.   Крылова,   напиши     названия произведений, взяты. «крылатые слова»   которых   эти   из       А вы, друзья, как ни садитесь……… _____________________________________________________________________________ ……….. да зуб неймёт. _____________________________________________________________________________ Когда в товарищах согласья нет…..    . _____________________________________________________________________________ Задание 9. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например,  роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: адрес ­ _________________________    волос ­  _______________________ майка ­__________________________ сосна ­  ____________________________ Задание 10.  Объясни, как ты понимаешь эти выражения. Белая ворона­ ______________________________________________________________ Отложить в долгий ящик­ ____________________________________________________ Перемывать косточки – ______________________________________________________ Задание 11.У какого слова значение определено неверно. Дайте правильное значение.   недоумение – сомнение, удивление               невежда – грубый, невоспитанный человек       изморозь – иней на ветках деревьев, на проводах    пороша – только что выпавший снег ________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Задание 12.  В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?  Отметь галочкой.  бархатный голос, пустая тарелка      пустая тарелка, бархатное платье    бархатное платье, пустая голова      пустая голова,   бархатный голос Задание 13. Прочитай отрывок из легенды о появлении озера Увильды на Южном Урале. 1) Там, где шумит голубая волна озера Увильды, где ветер гуляет по соснам и поет свою бесконечную песню, родилась эта легенда.2) В те поры спал наш Урал, как могучий богатырь. 3) Не будили его гудки паровозов, не дымили заводские трубы, не сверкали огни городов, трактора по полям не гуляли. 4) Не было в те времена озера Увильды – большой чаши с хрустальной и чистой водой. 5) Только речка в логу между гор пробивалась. 6) С косогоров бежали ручьи (…) тут же в земле прятались. Выполни задания: 1)   Какое   слово   нужно   вставить   в   предложение   №6   на   месте   круглых   скобок   с многоточием (…)? А) поэтому     Б) и      В) хотя      Г) но 2) В каком предложении есть синоним к слову овраг? А) 1     Б) 4      В) 5      Г) 6 3) Какой прием использует автор легенды, описывая ветер в предложении? А) сравнение    Б) олицетворение    В) эпитет Задание 14. Дан текст в транскрипции: [ут’иб’ап’ич’ал’ный’в’ит// галаватвай’абал’ит// йач’ихай’у/ йаахр’ип// штотакой’э// эта гр’ип// н’ирум’аный’гр’ипвл’ису/ апаганый’ гр’ипвнасу//]. Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ Задание 15. Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными  нормами. Балованный, бахчевой, безудержный, возрастной, зазвонит, изваяние, иконопись, исчерпать.  Задание 16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется букваИ?  ц..нк, ц..ганочка  дикц..я, ц..ркуль  ц..кнуть, падчериц..н  нарц..сс, огурц.. Задание 17. Подбери синонимы к словам:               зодчий ­ ____________________________________________________________        кладезь ­ ___________________________________________________________        вопить ­ ___________________________________________________________        Задание 18.  Объясните фразеологический оборот:        У него ветер в голове....______________________________________________________        Как ветром сдуло....._________________________________________________________       Бросать слова на ветер....._____________________________________________________       Искать ветра в поле....________________________________________________________       Задание 19.  Что выражает топорная работа? Выбери и отметь галочкой.        ремесло плотника;         работа, выполненная только с помощью одного топора;         работа, которую нельзя выполнить без помощи топора;        грубо, неумело выполненная работа;         изящная, тонкая работа.       Задание 20. Подбери имена прилагательные, которые характеризуют свойства      человеческого характера, выраженные пословицей.         Язык без костей: что хочет, то и лопочет.   ____________________________________________             Ел, да устал, спал, да  намаялся.____________________________________________________       Задание 21. Расшифруйте данные пословицы.       ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ.         _________________________________________________________________________________ _              ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.                                 _________________________________________________________________________________ ___ Задания 22.  Найди ряд слов, в котором есть только однокоренные (родственные) слова и         нет форм слова.        Ключ, ключики, ключи, ключа.         Речник, река, речка, речной.         Перелёт, перелётный, перелётная, перелёты.        Берёза, берёзы, берёзу, берёз КЛЮЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК,4 КЛАСС Задание 1. (6 б. ­  по 2 б.) Определи, какое слово нужно употребить в каждом предложении.  Выбери правильный вариант. Ответ: 1. Ранней весной оживает природа, и у всех радостное настроение. После длительного путешествия друзья оказались в гостинице, где им оказали радушный прием. 2. Лену расстроило обидное замечание товарища. С обидчивым соседом трудно разговаривать. 3. Румяная клюква растет на болотных кочках. Туристы долго шли по болотистой местности. Задание 2. (2б.)  Сколько имён прилагательных в пословице? Обоснуй свой выбор.  Ответ:в этой пословице прилагательных нет. Слово «голому» – имя существительное (субстантивированное),   образованное   путём   перехода   одной   части   речи   в   другую (прилагательного в существительное). Голый – не имеющий на себе одежды, покров, нагой. С миру (Р. п.) – существительное; по нитке (Д. п.) – существительное; голому (Д. п.) – существительное; рубашка (И. п.) – существительное. Задание 3. (3б.)Правильно ли говорят и пишут: о ёлке, о яблоне, о юбилее, о Егоре и т.п.?.   Объясни. Ответ:   Верно,   потому   что   предлог   «о»   употребляется   перед   существительными,   которые начинаются  с букв е, ё, ю, я, так как они передают два звука: е – [й’э], ё – [й’о], ю – [й’у], я – [й’а]. Таким образом, в этих словах первым мы слышим согласный звук [й’]: о ёлке, о яблоне, о юбилее, о Егоре. Задание 4. (по 2 б. за верный вариант)Допиши пословицы: 1) Птица сильна крыльями, а человек дружбой. 2)Дерево живёт корнями, а человек друзьями. Задание 5. (2б.) Сколько звуков [ц] в предложении:  Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск­Камчатский. Ответ: В этом предложении 3 звука [ц]. Задание 6. (5б.)  Составь из данных слов словосочетание по схеме: прилагательное + существительное. ИНЕЙ + ДОСКИ + НОЖ + Д = ? ___________________________________________ Ответ: ОСЕННИЙ ДОЖДИК. Задание 7. (5б.)  К данным словам напиши синонимы с шипящими на конце: Ответ: ЕРУНДА – блажь  КОМАНДА – экипаж СИЛА – мощь ВРАНЬЁ – ложь ПРИЗЫВ – клич Задание 8. (6б. ­ по 1б. за восстановленную фразу + по 1б. за название)  «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее  употребление. Восстанови фразы из басен И.А. Крылова, напиши  названия произведений,  из которых эти «крылатые слова» взяты. Ответ: А вы, друзья, как ни садитесь, …всё в музыканты не годитесь.    «Квартет» …да зуб неймёт.   Хоть видит око, да зуб неймёт.                               «Лисица и виноград» Когда в товарищах согласья нет,на лад их дело не пойдет.               «Лебедь, щука и рак» Задание 9. (2б., по 0.5б.)  Анаграмма   —   перестановка   букв   в   слове,   создающая   новое   слово   (например,   роман   — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: Ответ: среда, слово, кайма, насос Задание 10.  (3б.)  Объясни, как ты понимаешь эти выражения. Ответ:  Белая ворона­ человек, резко отличающийся от окружающих; не такой, как все.  Отложить   в   долгий   ящик  ­  переносить   выполнение чего­либо   на   неопределенно   длительное время, надолго задерживать решение какого­либо вопроса.  Перемывать косточки ­ сплетничать, злословить, судачить о ком­либо Задание 11.(2 б.) У какого слова значение определено неверно. Дайте правильное значение.  1) недоумение – сомнение, удивление              2) невежда – грубый, невоспитанный человек      3) изморозь – иней на ветках деревьев, на проводах   4) пороша – только что выпавший снег Ответ: №2 невежда – грубый, невоспитанный человек      Задание 12. (2б.)  В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении? 4) пустая голова,   бархатный голос Задание 13.(6б. ­ по 2 б. за каждый верный вариант) Прочитай отрывок из легенды о  появлении озера Увильды на Южном Урале. Выполни задания: 1) Какое слово нужно вставить в предложение №6 на месте круглых скобок с многоточием  (…)? А) поэтому     Б) и      В) хотя      Г) но Ответ:  Б) и       2) В каком предложении есть синоним к слову овраг? А) 1     Б) 4      В) 5      Г) 6 Ответ: В) 5 3) Какой прием использует автор легенды, описывая ветер в предложении? А) сравнение    Б) олицетворение    В) эпитет Ответ:Б) олицетворение Задание   14.   (Отсутствие   орфографических   ошибок­3б.,   верно   указаны   границы предложений – 3 б., отсутствие пунктуационных ошибок – 3б.).  Дан текст в транскрипции: Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации. Ответ: У тебя печальный вид. Голова твоя  болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу. Задание 15. (4 б. ­ по 0,5 б.) Поставь в словах ударение в соответствии с современными  литературными нормами. Ответ:Бало! ванный, бахчево! йбезу! держный, возрастно! й, зазвони! т,извая! ние,  и! конопись, исче! рпать. Задание 16. (1б.)  В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? Ответ: дикц..я, ц..ркуль Задание 17. (по 1б. за каждый верный вариант) Подбери синонимы к словам: Ответ: зодчий ­ архитектор, главный строитель, проектировщик повеление — команда, приказ,  приказание, распоряжение. кладезь ­ много; средоточие, колодец, золотой фонд, сокровищница вопить ­ выть, голосить, реветь, причитать2. кричать, орать, реветь, горланить, горлопанить Задание 18.  (по 1 б.)Объясните фразеологический оборот: Ответ: У него ветер в голове....–беспечная и легкомысленная персона, которая никогда не задумывается  над поступками и последствиями своих деяний. Как ветром сдуло.....       ­  значит быстро уйти, убежать. Стоит, как вкопанный.   Значит стоит не  шевелясь, не двигаясь, опешив от чего­то. Бросать слова на ветер..... ­ значит  безответственно, необдуманно, не придавая значения своим  словам.  Искать ветра в поле....    ­ значит заниматься бесполезными поисками чего­л. Задание 19.  (1б.) Что выражает топорная работа? Выбери и отметь галочкой. ремесло плотника;  работа, выполненная только с помощью одного топора;  работа, которую нельзя выполнить без помощи топора; грубо, неумело выполненная работа;  изящная, тонкая работа. Ответ: грубо, неумело выполненная работа;  Задание 20.    (2 б.) Подбери имена прилагательные, которые характеризуют свойства  человеческого характера, выраженные пословицей.  Ответ: Язык без костей: что хочет, то и лопочет. Болтливый Ел да устал, спал да намаялся. Ленивый Задание21. (по 3 б.за каждый верный вариант) Расшифруйте данные пословицы. ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ. Не все то золото, что блестит. ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА. Не боги горшки обжигают.      Задания 22. Найди ряд слов, в котором есть только однокоренные (родственные) слова и  нет форм слова.  £ Речник, река, речка, речной. Используемая литература: 1. Олимпиада по русскому языку 4 класс http://www.5egena5.ru/4klass.html 2. Задания для проверки олимпиад по русскому языку. 4­й класс  http://открытыйурок.рф/статьи/636396/ 3. Познание и творчество. Архив. http://future4you.ru/index.php?Itemid=160

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся  4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся  4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся  4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся  4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся  4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся  4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся  4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся  4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся  4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Олимпиада по русскому языку для учащихся  4 классов
Скачать файл