ЗАДАНИЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 4 класс.docx
______________ Городская олимпиада по русскому языку
Задания для учащихся 4 класса
Задание 1. Определи, какое слово нужно употребить в каждом предложении. Выбери и
подчеркни правильный вариант.
1. Ранней весной оживает природа, и у всех (радушное/радостное) настроение.
Последлительного путешествия друзья оказались в гостинице, где им оказали (радушный/
радостный) приём.
2. Лену расстроило (обидное/обидчивое) замечание товарища.
C (обидчивым/обидным) соседом трудно разговаривать.
3. Румяная клюква растёт на (болотистых/болотных) кочках.
Туристы долго шли по (болотистой/болотной) местности.
Задание 2. Сколько имён прилагательных в пословице? Обоснуй свой выбор.
С миру по нитке – голому рубашка?
Объяснение:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Задание 3. Правильно ли говорят и пишут: о ёлке, о яблоне, о юбилее, о Егоре и т.п.?.
Объясни.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Задание 4. Допиши пословицы:
1) ……………….крыльями, ……………дружбой.
_____________________________________________________________________________
2) …………….корнями, …………..друзьями.
_____________________________________________________________________________
Задание 5. Сколько звуков [ц] в предложении:
Путешественницы скоро отправятся в ПетропавловскКамчатский._____________________
Задание 6. Составь из данных слов словосочетание по схеме: прилагательное +
существительное.
ИНЕЙ + ДОСКИ + НОЖ + Д = ? ___________________________________________ Задание 7. К данным словам напиши синонимы с шипящими на конце:
ЕРУНДА ____________________________________
КОМАНДА __________________________________
СИЛА _______________________________________
ВРАНЬЁ ________________________________________
ПРИЗЫВ ________________________________________
Задание 8. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в
общее употребление. Восстанови фразы из басен И.А. Крылова, напиши названия
произведений,
взяты.
«крылатые
слова»
которых
эти
из
А вы, друзья, как ни садитесь………
_____________________________________________________________________________
……….. да зуб неймёт.
_____________________________________________________________________________
Когда в товарищах согласья нет….. .
_____________________________________________________________________________
Задание 9. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например,
роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому:
адрес _________________________ волос _______________________
майка __________________________ сосна ____________________________
Задание 10. Объясни, как ты понимаешь эти выражения.
Белая ворона ______________________________________________________________
Отложить в долгий ящик ____________________________________________________
Перемывать косточки – ______________________________________________________
Задание 11.У какого слова значение определено неверно. Дайте правильное значение.
недоумение – сомнение, удивление
невежда – грубый, невоспитанный человек
изморозь – иней на ветках деревьев, на проводах
пороша – только что выпавший снег
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Задание 12. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?
Отметь галочкой. бархатный голос, пустая тарелка пустая тарелка, бархатное платье
бархатное платье, пустая голова пустая голова, бархатный голос
Задание 13. Прочитай отрывок из легенды о появлении озера Увильды на Южном Урале.
1) Там, где шумит голубая волна озера Увильды, где ветер гуляет по соснам и поет свою
бесконечную песню, родилась эта легенда.2) В те поры спал наш Урал, как могучий богатырь.
3) Не будили его гудки паровозов, не дымили заводские трубы, не сверкали огни городов,
трактора по полям не гуляли. 4) Не было в те времена озера Увильды – большой чаши с
хрустальной и чистой водой. 5) Только речка в логу между гор пробивалась. 6) С косогоров
бежали ручьи (…) тут же в земле прятались.
Выполни задания:
1) Какое слово нужно вставить в предложение №6 на месте круглых скобок с
многоточием (…)?
А) поэтому Б) и В) хотя Г) но
2) В каком предложении есть синоним к слову овраг?
А) 1 Б) 4 В) 5 Г) 6
3) Какой прием использует автор легенды, описывая ветер в предложении?
А) сравнение Б) олицетворение В) эпитет
Задание 14. Дан текст в транскрипции:
[ут’иб’ап’ич’ал’ный’в’ит// галаватвай’абал’ит// йач’ихай’у/ йаахр’ип// штотакой’э// эта гр’ип//
н’ирум’аный’гр’ипвл’ису/ апаганый’ гр’ипвнасу//].
Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 15. Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными
нормами.
Балованный, бахчевой, безудержный, возрастной, зазвонит, изваяние, иконопись, исчерпать.
Задание 16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется букваИ?
ц..нк, ц..ганочка
дикц..я, ц..ркуль ц..кнуть, падчериц..н
нарц..сс, огурц..
Задание 17. Подбери синонимы к словам:
зодчий ____________________________________________________________
кладезь ___________________________________________________________
вопить ___________________________________________________________
Задание 18. Объясните фразеологический оборот:
У него ветер в голове....______________________________________________________
Как ветром сдуло....._________________________________________________________
Бросать слова на ветер....._____________________________________________________
Искать ветра в поле....________________________________________________________
Задание 19. Что выражает топорная работа? Выбери и отметь галочкой.
ремесло плотника;
работа, выполненная только с помощью одного топора;
работа, которую нельзя выполнить без помощи топора;
грубо, неумело выполненная работа;
изящная, тонкая работа.
Задание 20. Подбери имена прилагательные, которые характеризуют свойства
человеческого характера, выраженные пословицей.
Язык без костей: что хочет, то и лопочет.
____________________________________________
Ел, да устал, спал, да
намаялся.____________________________________________________
Задание 21. Расшифруйте данные пословицы.
ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ.
_________________________________________________________________________________
_
ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.
_________________________________________________________________________________
___ Задания 22. Найди ряд слов, в котором есть только однокоренные (родственные)
слова и
нет форм слова.
Ключ, ключики, ключи, ключа.
Речник, река, речка, речной.
Перелёт, перелётный, перелётная, перелёты.
Берёза, берёзы, берёзу, берёз КЛЮЧИ
РУССКИЙ ЯЗЫК,4 КЛАСС
Задание 1. (6 б. по 2 б.) Определи, какое слово нужно употребить в каждом предложении.
Выбери правильный вариант.
Ответ:
1. Ранней весной оживает природа, и у всех радостное настроение. После длительного
путешествия друзья оказались в гостинице, где им оказали радушный прием.
2. Лену расстроило обидное замечание товарища. С обидчивым соседом трудно разговаривать.
3. Румяная клюква растет на болотных кочках. Туристы долго шли по болотистой местности.
Задание 2. (2б.)
Сколько имён прилагательных в пословице? Обоснуй свой выбор.
Ответ:в этой пословице прилагательных нет. Слово «голому» – имя существительное
(субстантивированное), образованное путём перехода одной части речи в другую
(прилагательного в существительное).
Голый – не имеющий на себе одежды, покров, нагой.
С миру (Р. п.) – существительное;
по нитке (Д. п.) – существительное;
голому (Д. п.) – существительное;
рубашка (И. п.) – существительное.
Задание 3. (3б.)Правильно ли говорят и пишут: о ёлке, о яблоне, о юбилее, о Егоре и т.п.?.
Объясни.
Ответ: Верно, потому что предлог «о» употребляется перед существительными, которые
начинаются с букв е, ё, ю, я, так как они передают два звука: е – [й’э], ё – [й’о], ю – [й’у], я –
[й’а]. Таким образом, в этих словах первым мы слышим согласный звук [й’]: о ёлке, о яблоне, о
юбилее, о Егоре.
Задание 4. (по 2 б. за верный вариант)Допиши пословицы:
1) Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
2)Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Задание 5. (2б.) Сколько звуков [ц] в предложении:
Путешественницы скоро отправятся в ПетропавловскКамчатский.
Ответ: В этом предложении 3 звука [ц].
Задание 6. (5б.)
Составь из данных слов словосочетание по схеме: прилагательное + существительное.
ИНЕЙ + ДОСКИ + НОЖ + Д = ? ___________________________________________
Ответ: ОСЕННИЙ ДОЖДИК.
Задание 7. (5б.)
К данным словам напиши синонимы с шипящими на конце:
Ответ:
ЕРУНДА – блажь
КОМАНДА – экипаж
СИЛА – мощь ВРАНЬЁ – ложь
ПРИЗЫВ – клич
Задание 8. (6б. по 1б. за восстановленную фразу + по 1б. за название)
«Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее
употребление. Восстанови фразы из басен И.А. Крылова, напиши названия произведений,
из которых эти «крылатые слова» взяты.
Ответ:
А вы, друзья, как ни садитесь, …всё в музыканты не годитесь. «Квартет»
…да зуб неймёт. Хоть видит око, да зуб неймёт. «Лисица и виноград»
Когда в товарищах согласья нет,на лад их дело не пойдет. «Лебедь, щука и рак»
Задание 9. (2б., по 0.5б.)
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман —
норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому:
Ответ: среда, слово, кайма, насос
Задание 10. (3б.)
Объясни, как ты понимаешь эти выражения.
Ответ:
Белая ворона человек, резко отличающийся от окружающих; не такой, как все.
Отложить в долгий ящик переносить выполнение чеголибо на неопределенно длительное
время, надолго задерживать решение какоголибо вопроса.
Перемывать косточки сплетничать, злословить, судачить о комлибо
Задание 11.(2 б.)
У какого слова значение определено неверно. Дайте правильное значение.
1) недоумение – сомнение, удивление
2) невежда – грубый, невоспитанный человек
3) изморозь – иней на ветках деревьев, на проводах
4) пороша – только что выпавший снег
Ответ: №2 невежда – грубый, невоспитанный человек
Задание 12. (2б.)
В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?
4) пустая голова, бархатный голос
Задание 13.(6б. по 2 б. за каждый верный вариант) Прочитай отрывок из легенды о
появлении озера Увильды на Южном Урале.
Выполни задания:
1) Какое слово нужно вставить в предложение №6 на месте круглых скобок с многоточием
(…)?
А) поэтому Б) и В) хотя Г) но
Ответ: Б) и
2) В каком предложении есть синоним к слову овраг?
А) 1 Б) 4 В) 5 Г) 6
Ответ: В) 5
3) Какой прием использует автор легенды, описывая ветер в предложении?
А) сравнение Б) олицетворение В) эпитет
Ответ:Б) олицетворение Задание 14. (Отсутствие орфографических ошибок3б., верно указаны границы
предложений – 3 б., отсутствие пунктуационных ошибок – 3б.).
Дан текст в транскрипции:
Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.
Ответ: У тебя печальный вид. Голова твоя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не
румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.
Задание 15. (4 б. по 0,5 б.) Поставь в словах ударение в соответствии с современными
литературными нормами.
Ответ:Бало! ванный, бахчево! йбезу! держный, возрастно! й, зазвони! т,извая! ние,
и! конопись, исче! рпать.
Задание 16. (1б.)
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
Ответ: дикц..я, ц..ркуль
Задание 17. (по 1б. за каждый верный вариант)
Подбери синонимы к словам:
Ответ:
зодчий архитектор, главный строитель, проектировщик повеление — команда, приказ,
приказание, распоряжение.
кладезь много; средоточие, колодец, золотой фонд, сокровищница
вопить выть, голосить, реветь, причитать2. кричать, орать, реветь, горланить, горлопанить
Задание 18. (по 1 б.)Объясните фразеологический оборот:
Ответ:
У него ветер в голове....–беспечная и легкомысленная персона, которая никогда не задумывается
над поступками и последствиями своих деяний.
Как ветром сдуло..... значит быстро уйти, убежать. Стоит, как вкопанный. Значит стоит не
шевелясь, не двигаясь, опешив от чегото.
Бросать слова на ветер..... значит безответственно, необдуманно, не придавая значения своим
словам.
Искать ветра в поле.... значит заниматься бесполезными поисками чегол.
Задание 19. (1б.) Что выражает топорная работа? Выбери и отметь галочкой.
ремесло плотника;
работа, выполненная только с помощью одного топора;
работа, которую нельзя выполнить без помощи топора;
грубо, неумело выполненная работа;
изящная, тонкая работа.
Ответ: грубо, неумело выполненная работа;
Задание 20. (2 б.) Подбери имена прилагательные, которые характеризуют свойства
человеческого характера, выраженные пословицей.
Ответ:
Язык без костей: что хочет, то и лопочет. Болтливый
Ел да устал, спал да намаялся. Ленивый Задание21. (по 3 б.за каждый верный вариант)
Расшифруйте данные пословицы.
ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ. Не все то золото, что блестит.
ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА. Не боги горшки обжигают.
Задания 22. Найди ряд слов, в котором есть только однокоренные (родственные) слова и
нет форм слова.
£ Речник, река, речка, речной. Используемая литература:
1. Олимпиада по русскому языку 4 класс http://www.5egena5.ru/4klass.html
2. Задания для проверки олимпиад по русскому языку. 4й класс
http://открытыйурок.рф/статьи/636396/
3. Познание и творчество. Архив. http://future4you.ru/index.php?Itemid=160
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.