______________ Городская олимпиада по русскому языку
Задания для учащихся 3 класса
Задание 1. Расшифруй слова, изменив порядок букв. Какое слово лишнее и почему?
РУКСАБ _______________________УГЕНРУК_______________________
ТЕРАНПА______________________ ПАТАКУС______________________
Лишнее слово______________
Объяснение:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 2. В каком предложении есть синонимы? Подчеркни их.
Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.
Сова спит днём, а охотится ночью.
В поэтической речи глаза часто называют очами.
Эскалаторы движутся вверх и вниз.
Задание 3. Запиши слово, объединяющее слова, стоящие за скобками (число чёрточек
равно числу букв).
1. Зевака( ) птица.
2. Животное ( ) безбилетник.
Задание 4. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова
Козловского? Раскрой скобки и запиши свой вариант.
Вилка однажды споткнулась (о) крошку___________________________,
Падая, стукнулась вилка (об) ложку______________________________.
Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку______________________________,
Брызги на книжную сели (об) ложку_________________________________.
Задание 5. Допиши пословицы:
1)……день ………, ……….делать ……… .
_____________________________________________________________________________
2) Не спеши ………, торопись……... _____________________________________________________________________________
Задание 6. Во всех строчках написаны названия рыб и птиц, которые обитают на
Южном Урале. Выберите ту строку, где в названиях последний звук предыдущего
слова является первым звуком слова следующего:
А) карппескарьрипус
Б) гуменниккрасавкаокунь
В) зимняккукшаоляпка
Г) налимморянкаястреб
Задание 7. Подчеркни пары слов, являющиеся однокоренными.
□
□
□
□
□
смешитьсмешать
парныйпаровой
лев львиный
носатыйносильщик
слеза – слезинка
Задание 8. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.
Запиши получившиеся слова.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
_____________________________________________________________________________
Задание 9. Найди и отметь (подчеркни) лишнее слово по фонетическому признаку.
Объясни свой выбор.
Гриб, зуб, таз, плод, год, сон, миг, уж, рог.
Объяснение:__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_
Задание 10. Найди и выпиши спрятанные шесть слов (нарицательные
существительные в им. п.). Искать можно по вертикали и по горизонтали. Какое из
них будет лишним и почему? (может быть несколько вариантов).
О К О Н Ч А Н И Е У
Д Х Д В Л Ж Щ О И Д
П Р И С Т А В К А А
И В Ф У В И Л О Ё Р
Ю Ё З Ф Ю Ё З
Р Ф Е
Х Ъ М Ф Я Л Ъ Е Т Н
И В З И Ю Д Ю Н Ё И
М Т Я К Я З М Ь Т Е
Ю Ъ Х С Ё В Я М Р
З
Л О С Н О В А Ж Ф Д Ответ:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 11. На перемене было очень шумно: Ваня бегал за Сашей, Таня с Ирой
спорили, какая кукла лучше, а Маша решила изобразить, как поёт петух. Но тут в класс
зашёл директор...
Выбери устойчивое выражение, которое подойдёт для этой ситуации?
(cid:130) хоть шаром покати
(cid:130) хождение по мукам
(cid:130) гром среди ясного неба
(cid:130) положить в долгий ящик
Задание 12. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
(cid:130) мать (cid:130) беречь (cid:130) вернешься
(cid:130) ясли (cid:130) боюсь.
Задание 13. Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе
Салтане…»)
…Идут витязи четами, ____________________________________________________
И, блистая сединами, ____________________________________________________
Дядька впереди идет
И ко граду их ведёт. ____________________________________________________
Задание 14. Найди способ составления слов. Запиши составленные слова.
Т М Л О С Ё А
7 3 5 4 1 6 2 ___________________________
Р А О В К О Р К С И А К
3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1 _____________________________
О К Б О К Л О О Р С К О А
4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6 _____________________________
Задание 15. Найдите и исправьте ошибку в выборе слов:
Миша одел шапку и вышел. ___________________________________________________ Задание 16. Поставь в словах ударение в соответствии с современными
литературными нормами.
Балованный, баржа, зазвонить, иконопись, ломота, документ, квартал, договор.
Задание 17. Замените глаголом следующие выражения:
Попасть в просак ____________________________________________________
Раскинуть умом _____________________________________________________
Задание 18. Укажите вариант, в котором представленная пара слов не является
антонимами.
а) робкий – смелый б) молчаливый – неразговорчивый
в) благородный – подлый г) горячий – холодный
Задание 19. Однажды Незнайка составил 12 слов из слова «команда». Какие из них он
включил в список неправильно?
Кот, дама, мак, карман, дамка, ад, мандат, дно, ода, мода, дан, анаконда.
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 20. Расшифруйте данные пословицы.
УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ. ______________________________________________
НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН. ___________________________________________________
Задание 21. Найди предложение, в котором правильно обозначены подлежащее и
сказуемое.
Отметь номер этого предложения.
Солнце сияло ослепительно.
С полей то и дело взлетали жаворонки.
Птицы со звонкими трелями летели в голубое небо.
Я люблю жаркое лето.
Задание 22. Подбери к словам буквы, с помощью которых можно записать парные по
звонкости – глухости согласные звуки в конце слова.
1. са[т] А) Т или Д
1
2
3 2. ко[т] Б) Т
3. сала[т] В) Д
Задание 23. Найди и отметь все словосочетания.
£ стройная берёзка
£ через реку
£ шёл дождь
£ уезжали в июле
КЛЮЧИ
Задания для учащихся 3 класса
Задание 1. (по 0.5 за слово +1б. за объяснение: итого 3 б.)
Расшифруй слова, изменив порядок букв. Какое слово лишнее и почему?
Ответ:
1. Барсук, кенгуру, пантера, капуста.
В этом задании лишнее слово капуста. Потому, что капуста это растение. А другие слова
относятся к группе животных.
Задание 2. (1 б.) В каком предложении есть синонимы? Подчеркни их.
Ответ:
В) В поэтической речи глаза часто называют очами
Задание 3. (2б.)
Запиши слово, объединяющее слова, стоящие за скобками (число чёрточек равно
числу букв).
Ответ:
ЗЕВАКА (ВОРОНА) ПТИЦА
ЖИВОТНОЕ (ЗАЯЦ) БЕЗБИЛЕТНИК
Задание 4. (2б.)
Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?
Раскрой скобки.
Ответ:
Вилка однажды споткнулась о крошку,
Падая, стукнулась вилка об ложку.
Ложка, взлетев, угодила в о крошку,
Брызги на книжную сели об ложку.
Задание 5. (2б.) Допиши пословицы:
Ответ:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не спеши языком, торопись делом.
Задание 6. (2 б.) Ответ: зимняк – кукшаоляпка
Задание 7. (2б.) Подчеркни пары слов, являющиеся однокоренными.
Ответ: лев – львиный, слеза – слезинка
Задание 8. (по 0.5 б. за слово) Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем
"лишний" слог. Запиши получившиеся слова.
Ответ: сахар, варенье, орехи, баранки.
Задание 9. (1б. +1 б. за объяснение) Найди и отметь (подчеркни) лишнее слово по
фонетическому признаку. Объясни свой выбор
Ответ: Все эти слова оканчиваются на парный согласный, за исключением слова сон,
поэтому оно и будет лишним.
2) Здесь лишнее слово «сон», так как во всех словах происходит оглушение (замена
звонкого парного согласного на глухой парный) конечного согласного звука. В слове «сон»
конечный согласный является звонким непарным, а значит, его замена на глухой
невозможна.
Задание 10. (6 б. – по 1 б. за каждое слово) Найди и выпиши спрятанные шесть слов
(нарицательные существительные в Им. п.). Искать можно по вертикали и по
горизонтали. Какое из них будет лишним и почему? (может быть несколько
вариантов).
Ответ: В таблице спрятаны существительные: окончание, приставка, суффикс,
корень, ударение, основа.
О К О Н Ч А Н И Е У
Д Х Д В Л Ж Щ О И Д
П Р И С Т А В К А А
И В Ф У В И Л О Ё Р
Ю Ё З Ф Ю Ё З
Р Ф Е
Х Ъ М Ф Я Л Ъ Е Т Н
И В З И Ю Д Ю Н Ё И
М Т Я К Я З М Ь Т Е
Ю Ъ Х С Ё В Я М Р
З
Л О С Н О В А Ж Ф Д
Задание 11.(2б.) На перемене было очень шумно: Ваня бегал за Сашей, Таня с Ирой
спорили, какая кукла лучше, а Маша решила изобразить, как поёт петух. Но тут в класс
зашёл директор...
Выбери устойчивое выражение, которое подойдёт для этой ситуации?
Ответ: гром среди ясного неба.
Задание 12. (1б.) В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Ответ: боюсь Задание 13. (4 б. по 1 б. за каждое слово)Объясните значение выделенных слов
(отрывок из «Сказки о царе Салтане…»)
Ответ: витязи – воины; четами – парами; сединами – седыми волосами; ко граду – к городу.
Задание 14. (5 б. по 1 б. за вариант)
Найди способ составления слов. Запиши составленные слова.
Ответ: Нужно расставить цифры под каждой буквой и составить слова:
Т М Л О С Ё А
7 3 5 4 1 6 2 –самолёт
Р А О В К О Р К С И А К
3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1 корова, краски
О К Б О К Л О О Р С К О А
4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6 – колобок,сорока
Задание 15. (1 б.) Найдите и исправьте ошибку в выборе слов:
Ответ:
Миша надел шапку и вышел.
Задание 16. (4б., по 0.5б.) Поставь в словах ударение в соответствии с современными
литературными нормами.
ʹ
ʹ
Ответ: Бало ванный, ба ржа, зазвони ть, и конопись, ломо та, докуме нт, догово р,
краси'вее.
Задание 17. (2б.) Замените глаголом следующие выражения:
ʹ
ʹ
ʹ
ʹ
ʹ
Ответ:
Попасть в просак– оплошать, оказаться в неприятном, неловком для себя положении
Раскинуть умом – подумать, поразмыслить, поразмышлять.
Задание 18.(1 б.)Укажите вариант, в котором представленная пара слов не является
антонимами.
Ответ:б) молчаливый – неразговорчивый
Задание 19.(2 б. по 0,5б.) Однажды Незнайка составил 12 слов из слова «команда».
Какие из них он включил в список неправильно?
Кот, дама, мак, карман, дамка, ад, мандат, дно, ода, мода, дан, анаконда.
Ответ: лишние слова: карман, мандат, анаконда, кот.
Задание 20. (по 2 б. за каждый верный вариант) Расшифруйте данные пословицы.
УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ.
НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.
Ответ:
Делу время, а потехе час.
Один в поле не воин. Задание 21. (2б.) Найди предложение, в котором правильно обозначены подлежащее и
сказуемое.
Отметь номер этого предложения.
£ С полей то и дело взлетали жаворонки.
Задание 22. (2б.) Подбери к словам буквы, с помощью которых можно записать
парные по звонкости – глухости согласные звуки в конце слова.
Ответ: 1) сад (1В) 2), кот или код (2А) 3)салат (3Б)
Задание 23. (2б.) Найди и отметь все словосочетания. Ответ: стройная березка, уезжали в июле
Используемая литература:
1 Олимпиада по русскому языку 3 класс http://www.5egena5.ru/3klass.html
2 Задания для проверки олимпиад по русскому языку. 3й класс
http://открытыйурок.рф/статьи/636396/
3 Познание и творчество. Архив. http://future4you.ru/index.php?Itemid=160
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.