Одной из форм, способствующих развитию талантов личности обучающегося являются предметные олимпиады. Для успешного решения олимпиадных задач необходим соответствующий тренинг, в результате которого учащиеся овладевают умениями "олимпиадного мышления", способностью в короткий срок наметить пути решения и выбрать оптимальный. Олимпиадная работа содержит 14 заданий, направленных на применение универсальных учебных действий. Критерии оценивания зависят от сложности задания. За выполнение каждого задания проставлены баллы, которые в конце проверки суммируются, и выставляется окончательный балл в работе учащегося.
Районная олимпиада учащихся 4х классов
Задания по технологии (теоретическая часть)
Дорогой друг! Вокруг тебя много разных людей. Но самые интересные – мастера
своего дела, те, кто делают работу лучше всех. Русская пословица гласит: «Работа учит
мастера». Покажи свои знания и умения, которые ты приобрёл на уроках технологии.
Внимательно читай каждое задание. Успехов тебе! У тебя всё получится!
I. Отметь Х правильный ответ
Бязь, крепжоржет, атлас, крепдешин, байка, вельвет – это ….
1. Нитки.
2. Фольга.
3. Ткань.
4. Бумага.
5. Вата.
II. Отметь Х лишнее
Какие способы соединения деталей из древесины ты знаешь?
1. шурупами;
2. проволокой;
3. клеем;
4. гвоздями;
5. нитками.
III. Соедини стрелочкой правильное определение:
Чеканка
а) намеченный рисунок, покрытый акварельными или
гуашевыми белилами;
б) рельефное изображение, выполненное на тонколистовом
металле (фольге);
в) вид художественной ковки чугуна;
IV. Допиши.
Ребята решили сделать шкатулку, вазу и заколку в подарок. Запиши рядом с
названием подарка наиболее подходящие материалы, которые можно использовать
при его изготовлении.
Шкатулка ___________________________________________________________
Ваза ______________________________________________________________
Заколка -
_____________________________________________________________
V. Установи соответствие между термином и подходящим по смыслу
определением. Занеси соответствие в таблицу.
Термин: Определение:
1. Ребро а) многоугольник2. Грань б) отрезок
3. Многогранник в) геометрическое тело
4. Развёртка г) плоская заготовка
5. Радиус д) точка
6. Центр круга е) расстояние
1
2
3
4
5
6
VI . Подбери к названиям швов рисунки (соедините стрелками)
1. Копировальный шов
2. Смёточный шов
3. Петельный шов
а)
б)
в)
VII. Исправь план работы по изготовлению обложки для проездного билета:
расставь номера действий по порядку.
Вырезать крышки из картона.
Вырезать остальные детали.
Разметить крышки на картоне.
Разметить остальные детали.
Оклеить крышки с наружной стороны бумагой.
Приклеить крышки к корешку.
Приклеить карман с внутренней стороны обложки.
Оформить изделие.
Заклеить обложку с внутренней стороны.
VIII. Подчеркни правильный ответ.
а) Укажи, какой из перечисленных материалов имеет все названные свойства:
гибкий, непрозрачный, гладкий:
писчая бумага; стекло; пластилин; поролонб) Из чего изготавливают этот материал? Подчеркни.
из древесины; из песка; из хлопка; из нефти
IX. Определи по исходному материалу, изделию или продукту профессию
мастера:
Материал
Хлопок
Хлопок
Стекло
Стекло
Изделие (продукт)
Нитки
Вата
Окно
Ваза
Профессия
X. Закончи предложение.
Способы разметки на древесине: по шаблону, по линейке (предложи свой способ)
__________________________________________________________________________ .
XI. Прочитай правила безопасной работы с фольгой и проволокой. Определи
ошибки. Отметь их Х.
а) С острыми металлическими заготовками работай только в рукавицах.
б) Работай только исправными инструментами.
в) Держи заготовку так, чтобы не поранить руку инструментами.
г) Храни инструменты в портфеле.
д) Передавай инструменты ручками к себе, клади их на стол ручками от себя.
е) Надёжно закрепляй заготовки в тиски.
ё) Работай только исправным напильником с ручкой.
ж) Проверь раками острые кромки заготовки.
XII. Отметь Х рисунок на котором разметка деталей выполнена верно:
.XIII. Отметь Х, о какой бумаге идёт речь.
Тонкая бумага, покрытая, слоем специальной краски, легко отстающей при нажиме.
калька
копировальная бумага
наждачная бумага
фотобумага
писчая бумага
чертёжнорисовальная бумага
XIV. Разгадай ребусы. Запиши слова . Зачеркните лишнее.
1 __________
2_________________
3___________________
4 ____________
5 __________________
6____________________
Задания олимпиады по технологии (практика)
4 класс
Ф.И.О. участника ________________________________________
Школа _________________________________________________
Практический тур
Время выполнения 30 минут
Дорогие ребята! Подарите приятный подарок ветеранам на День
Победы – объёмную открытку. Такая открытка – отличный
подарок на 9 мая.Вариант А Вариант Б
1. Выбрать вариант открытки (А или Б).
2. Выполнить изделие согласно технологической карте.
Критерии оценки выполнения практической работы
№ п/п
Критерии оценки
Максимальное
кол-во баллов
Оценка
участника
Соблюдение правил техники
безопасности
Культура труда (организация
рабочего места)
Качество выполнения работы:
1
2
3
4
деталей
качество разметки
качество вырезанных
качество работы с клеем
правильность приемов
работы ножницами
Дизайнерское
(сложность, цветовое решение)
ИТОГО
оформления
3
2
5
5
5
5
5
30
Технологическая карта
Описание работы
Рисунок1. Согните лист цветной
бумаги пополам
2. Согните каждую сторону
ещё раз
3. Получилась
фигурка,
показанная на рисунке
4. Сделайте два надреза
5. Согните и разогните
обратно уголки так, как
показано на рисунке
6. Вогните уголки внутрь по
получившимся изгибам7. Первая часть открытки
готова
8. Согните второй лист
цветной бумаги пополам
9. Приклейте
открытки к обложке
заготовку
10.Открытка почти готова
11.Вырежьте из зелёной
бумаги стебли и листки
для гвоздик, а из красной
бумаги цветки(вариант А)
или вырежьте из красной
бумаги цветки
(если
выбрали вариант Б)
Вариант А
Вариант Б12.Теперь
сделаем
георгиевскую ленточку.
Для этого приклейте на
широкую чёрную полоску
две оранжевые узкие
полоски
13.Получившуюся
георгиевскую ленточку
подрежьте с краёв так,
как показано на рисунке и
согните её по середине
14.Наклейте георгиевские
ленточки, а затем стебли
Цветки и
гвоздик.
листочки наклейте на
стебли.
Добавьте
поздравительную надпись
и открытка готова
оформление
2. Заверши
открытки,
дополнив
композицию с учетом
выбранного варианта (А
или Б)
Задания по технологии (ключ)
Дорогой друг! Вокруг тебя много разных людей. Но самые интересные – мастера своего
дела, те, кто делают работу лучше всех. Русская пословица гласит: «Работа учит мастера».
Покажи свои знания и умения, которые ты приобрёл на уроках технологии. Внимательно читай
каждое задание. Успехов тебе! У тебя всё получится!
I. Отметь Х правильный ответ
Бязь, крепжоржет, атлас, крепдешин, байка, вельвет – это ….
6. Нитки.
7. Фольга.
8. Ткань. Х
9. Бумага.
10. Вата.II. Отметь Х лишнее
Какие способы соединения деталей из древесины ты знаешь?
1. шурупами;
2. проволокой;
3. клеем;
4. гвоздями;
5. нитками. Х
III. Соедини стрелочкой правильное определение:
Чеканка
а) намеченный рисунок, покрытый акварельными или
гуашевыми белилами;
б) рельефное изображение, выполненное на тонколистовом
металле (фольге);
в) вид художественной ковки чугуна;
IV. Допиши.
Ребята решили сделать шкатулку, вазу и заколку в подарок. Запиши рядом с
названием подарка наиболее подходящие материалы, которые можно использовать при его
изготовлении.
Шкатулка старые открытки, картон, древесина, бросовый материал
Ваза глина, бумага(папьемаше),бросовый материал(вторсырьё)
Заколка - проволока, кожа, бельевая верёвка
V. Установи соответствие между термином и подходящим по смыслу определением.
Занеси соответствие в таблицу.
Термин: Определение:
1. Ребро а) многоугольник
2. Грань б) отрезок
3. Многогранник в) геометрическое тело
4. Развёртка г) плоская заготовка
5. Радиус д) точка
6. Центр круга е) расстояние
1
б
2
а
3
в
4
г
5
е
6
д
VI . Подбери к названиям швов рисунки (соедините стрелками)3. Копировальный шов
4. Смёточный шов
3. Петельный шов
а)
б)
в)
VII. Исправь план работы по изготовлению обложки для проездного билета:
расставь номера действий по порядку.
2
4
1
3
6
5
8
9
7
Вырезать крышки из картона.
Вырезать остальные детали.
Разметить крышки на картоне.
Разметить остальные детали.
Оклеить крышки с наружной стороны бумагой.
Приклеить крышки к корешку.
Приклеить карман с внутренней стороны обложки.
Оформить изделие.
Заклеить обложку с внутренней стороны.
VIII. Подчеркни правильный ответ.
а) Укажи, какой из перечисленных материалов имеет все названные свойства: гибкий,
непрозрачный, гладкий:
писчая бумага; стекло; пластилин; поролон
б) Из чего изготавливают этот материал? Подчеркни.
из древесины; из песка; из хлопка; из нефтиIX. Определи по исходному материалу, изделию или продукту профессию мастера:
Материал
Профессия
Изделие
(продукт)
Нитки
Вата
Окно
Ваза
Хлопок
Хлопок
Стекло
Стекло
портной
медицинский
работник
стекольщик
стеклодув
X. Закончи предложение.
Способы разметки на древесине: по шаблону, по линейке (предложи свой способ) циркулем.
XI. Прочитай правила безопасной работы с фольгой и проволокой. Определи ошибки.
Отметь их Х.
а) С острыми металлическими заготовками работай только в рукавицах.
б) Работай только исправными инструментами.
в) Держи заготовку так, чтобы не поранить руку инструментами.
г) Храни инструменты в портфеле. Х
д) Передавай инструменты ручками к себе, клади их на стол ручками от себя. Х
е) Надёжно закрепляй заготовки в тиски.
ё) Работай только исправным напильником с ручкой.
ж) Проверь раками острые кромки заготовки. Х
XII. Отметь Х рисунок на котором разметка деталей выполнена верно:
XIII. Отметь Х . О какой бумаге идёт речь?
Тонкая бумага, покрытая, слоем специальной краски, легко отстающей при нажиме.
.
калька
копировальная бумага х
наждачная бумага
фотобумагаписчая бумага
чертёжнорисовальная бумага