школьный этап
Всероссийской олимпиады школьников
по Искусству (мировой художественной культуре)
2020/2021 учебного года
10 класс 100 баллов
Задание 1. (3 балла)
Перед вами знаменитая картина русского художника. Назовите картину, ее автора. Определите деталь, которой не достает в картине? Поясните местонахождение недостающего элемента
Название картины |
Автор |
Недостающий элемент |
|
|
|
Задание 2. 18 баллов (12 баллов +6 баллов за доп.информацию)
Рассмотрите данные исторические объекты. Напишите названия этих объектов, место их нахождения. С какими событиями и/или личностью связано их строительство?
1. 2. 3.
Название объекта |
Место нахождения |
Историческая личность |
Событие |
Дополнительная информация |
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
Задание 3. 5 баллов (2 балла +3балла за доп.информацию)
Определи картину по описанию. Даны три текста об одной и той же картине, дополняющие друг друга. Назовите картину и ее автора.
А). Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Его земную красоту
А Он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред Собой.
А.Толстой
Б). «На Её лице ничего не выражено, то есть на нем нет выражения понятного, имеющего определенное имя; но в нем находишь в каком-то таинственном соединении все: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мирное, постоянное, не могущее уже возмутить ясности душевной. В Её глазах нет блистания…, но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота; в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремленный, но как будто видящий необъятное.»
В). «Первое, на что следует обратить внимание, – это темно-изумрудная завеса в верхней части картины. С одной стороны, она является знаком особого благоговения и отсылает к древнему обычаю, в соответствии с которым особо чтимые церковные образы завешивали, а открывали для поклонения только в торжественных случаях. С другой стороны, завеса – это также граница двух миров, небесного и земного, которые на картине чудесным образом соприкасаются. Зрителю, находящемуся в земном пространстве, открывается видение божественного мира. Дева Мария, едва касаясь стопами облаков, выходит навстречу зрителю. Она держит свое Дитя, крепко прижимая его к себе, не желая его отпускать, но в то же время – отдавая его миру, ведь он – не только ее сын, он Сын Человеческий, Спаситель мира. В выражении лица Мадонны – страх, испуг, невыразимая грусть и одновременно – смирение, покорность.»
Ответ: название: автор:
Дополнительная информация :
Задание 4. Соотнесите объекты
А). Памятники архитектуры соотнесите с их местом расположения. (5б.)
1) Собор Василия Блаженного |
2) Оперный театр «на воде» |
3) Пирамида Хеопса |
4) Храм Покрова на Нерли |
5) Статуя свободы. |
а) Франция |
б) Австралия |
в) Россия |
г) США |
д) Египет |
Ответ: 1)____, 2)____, 3)____, 4)____,5)_____
Б). Соотнесите стили и архитектурные памятники. (5б.)
1) Афинский Акрополь |
2) Эфелева башня |
3) Екатерининский дворец в царском селе |
4) Здание ярославского вокзала |
5) Кельнский собор в Германии |
а) Готика |
б) Античный |
в) Модерн |
г) Конструктивизм |
д) Барокко |
Ответ: 1)____, 2)____, 3)____, 4)____, 5)____
Задание 5. Объясните термины 12 баллов (6 баллов +по 2 балла за пояснение)
Даны 12 терминов, связанных с искусством. 1. Объедините термины в группы. 2. Дайте определение каждой группе.
Поэма, натюрморт, опера, симфония, ода, сонет, пейзаж, романс, эпиграмма, оратория, портрет, марина
№ |
Ряд |
Определение |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
Задание 6. 12 баллов (9 баллов + по 1 баллу за доп.информацию)
Узнай полотно по описанию. Среди изобразительного ряда определи данные изображения. Ответ запиши в таблицу
А). «Девушка, уставшая от поисков потерявшегося братца, в сиротливой позе сидит на большом камне, у мрачного пруда. Тревожные мысли не покидают девушку, даже сама природа грустит вместе с ней»
Б). «Взгляду зрителя
предстает грустная сцена: по заснеженной дороге медленно двигаются небольшие
старенькие сани, на которых едва помещаются простой деревянный гроб и двое
детей — мальчик и девочка. Места так мало, что вдова вынуждена сесть на край
гроба, чтобы править тощей усталой лошадью, медленно волокущей сани по
заснеженной дороге».
В). «Это портрет обаятельной, властной и недоступной красавицы, сидящей в открытом экипаже. Дама, с несколько надменным прищуром красивых глаз, смотрит на зрителя. Её наряд — шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность.»
Ответ:
|
№ картины |
Название картины |
Автор картины |
А
|
|
|
|
Б
|
|
|
|
В
|
|
|
|
1 2 3
4 5 6 7
8 9 10
Задание 7. 10 баллов (по 1 баллу –название картины, автор, определение фрагмента; +4 балла описание композиции)
Определите художественное полотно по фрагменту.
Название картины |
Автор картины |
Что изображено на картине (композиция) |
Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент? |
|
|
|
|
Задание 8. (30 баллов)
Рассмотрите картину Б.М. Неменского (1993), анализируя, опишите её и оформите свои рассуждения в виде литературного текста. Примерные вопросы для описания и анализа художественного произведения:
· Что я чувствую?
· Какое впечатление производит произведение искусства? Какое ощущение может испытывать зритель? Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, использование определенных форм, цветов.
· Что я знаю?
· Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые предметы? Вывод о жанре произведения.
· Что я вижу?
· Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)? Как в произведении сопоставляются цвета (цветовая композиция)?
· Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют? Носит ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы?
· Назовите главного героя произведения.
· Выделите главное из того, что вы видите. Объясните, почему именно это кажется вам главным?
· Какими средствами это выделил художник
· Что хотел сказать художник?
· Каково название произведения? Как оно соотносится с сюжетом и символикой? Что, по-вашему, хотел передать людям автор произведения? Одинаковы ли ваше первое впечатление от произведения и полученные выводы?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.