Урок по курсу «Социокультурные истоки» по теме:
«Талант как социокультурный феномен»
Гнатюк Наталья Александровна
учитель изобразительного искусства
МБОУ №СОШ №2»
г.Югорск ХМАО-Югра
Возраст: 8 класс
Цель урока:
Задачи:
-Расширить представления учащихся по
изучаемой теме, выделяя понятие «талант» и способы его развития
-Продолжить формирование навыков поиска и извлечения информации по заданной теме.
-Совершенствовать умения развернуто обосновывать свою точку зрения, подкрепляя самостоятельно подобранными примерами.
-Способствовать формированию личностного отношения к культуре и ее истокам.
-Формировать критическое мышление, эмоциональную память;
Тип урока: обобщение
Ход урока.
1. Организационный момент.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(Возможен вопрос от учеников о Гитлере. Почему он стоит в одном ряду с этими великими личностями?) этот вопрос оставим на конец урока
Таким образом, определяем тему уроку………ТАЛАНТ………….
Задачи:
1. Что такое талант
2. Какие виды таланта бывают
3. Что может помочь в развитии таланта?
4. Две стороны таланта (т.е. последствия этого процесса, включая нравственную составляющую)
Начинается песня (первые две строчки) Л.Вайкуле «Скрипач». (Кто нам дарит талант? Мы его не ценим…)
Учитель: Обращаясь к словам песни, так кто же нам дарит талант?
У нас на Руси говорят, что талант – это Дар Божий, который не купишь за деньги. Это подарок от Бога. И если человек, получив этот дар, не развивает его, пренебрегает своим совершенствованием – это, по закону Божиему, является грехом.
Развитие, реализация, пользование своего таланта на благо общества – это добродетель
Притча о таланте (раб, получивший талант и закопавший его в землю): Один господин, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился………..
Учитель: Предположите концовку данного события, когда вернулся Господин
Почему Господь не дает людям равное количество талантов?
Итак, Талант - это слово греческого происхождения, буквально обозначающее весы, груз. Талантом называлась крупнейшая денежно-расчетная единица. В современное время Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов
Притча «Богиня Искусства»
Богиня Искусства: «Цель искусства — заставлять биться быстрее человеческое сердце».
Именно так заставляет биться наши сердца музыка знаменитого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. (Звучит фрагмент из оперы «Князь Игорь» -Улетай на крыльях ветра)
Да, этого человека мы знаем как композитора, автора величайшей оперы «Князь Игорь». Предлагаю маленький фрагмент, который называется «Улетай на крыльях ветра»
Талант — товар «штучный» и не любящий обобщения.
Такие люди рождаются раз в сотню лет – можно с уверенностью сказать об Александре Порфирьевиче Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.
Суриков Василий Иванович
• На экране знаменитая картина исторического жанра «Покорение Сибири Ермаком», которая была представлена на суд зрителю в 1895 году. Художник рассказывает об очень важном этапе в истории нашей страны – присоединение огромного богатого ханства Сибирского к России во времена правления Ивана Грозного.
Вопрос к ученикам: найдите на картине Ермака. Почему вы так решили? (Ермак в центре картины, чем подчеркивается его роль вождя, атамана, полководца. Он стоит под знаменем (знаменем Спасом-нерукотворного и знаменем Георгия Победоносца). Чувствуется, как его воля цементирует атакующее войско. Все воины сплотились вокруг него и готовы сложить головы, отдать жизнь свою.). Масштабное батальное полотно стало заметным событием на 23-й выставке Товарищества передвижников, было приобретено императором Николаем II и в 1897 году передано Русскому музею, где экспонируется по настоящее время.
За время учебы с 1869 по 1875 год за свои работы Суриков получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». ТАЛАНТИЩЕ!!!
Паганини неустанно совершенствовался в исполнении, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлечённая внешними эффектами и невероятными приёмами игры, которые демонстрировал Паганини. Он был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью
(Каприс №24 для скрипки соло, соч. 1)
4. Творческая самостоятельная работа.
Майн-карта «талант». Учащимся предлагается вывести составляющие таланта. Как разглядеть в себе талант и «не закопать его в землю» ? Каковы последствия таланта (положительная сторона таланта и отрицательная). Работа в группах
Визуальный ряд (со сл.2). Негативная сторона таланта, как явления безнравственного, разрушающего. Вопрос о Гитлере
Как один талант изобличает другой.
Картина «Герника» Пабло Пикассо — страшное обвинение фашизму. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы доброй воли.
5. Итог урока. Прием «Незаконченная фраза» Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.