Светлана Николаевна Назаренко,
Учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория,
МБОУ СОШ № 4,г. Радужный , Ханты-Мансийский автономный округ- Югра,РФ
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по истории
г. Радужный
2019-2020 учебный год
7 класс
Инструкция по выполнению работы
Уважаемый участник! Тебе предлагаются задания школьного этапа олимпиады по истории. Работа состоит из 9 заданий. На выполнение всех заданий отводится 1 час (60 минут). Максимальное количество баллов за олимпиадную работу – 100.
Внимательно прочитай каждое задание. Отвечай только после того, как ты понял вопрос и проанализировал все варианты ответа. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у тебя затруднение, пропусти его и постарайся выполнить те, в ответах на которые ты уверен. К пропущенным заданиям ты сможешь вернуться, если у тебя останется время.
Желаем успеха!
Задание 1. Выберите верный ответ и запишите его в таблицу (по 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16).
1. Толчком к Великому переселению народов послужило вторжение из глубин Азии кочевников:
А) вандалов; Б) франков; В) остготов; Г) гуннов.
2. На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне:
А) на верхней; В) не входили в феодальную лестницу;
Б) на самой нижней; Г) в середине лестницы.
3. Средневековые цеха - это союз:
А) ремесленников; Б) торговцев; В) феодалов; Г) зависимых крестьян.
4. Основателем Древнерусского государства летописи называют:
А) Олега; Б) Рюрика; В) Игоря; Г) Святослава.
5. Древнейшей русской летописью, дошедшей до нас, является:
А) «Слово о законе и благодати»; В) « Повесть временных лет»;
Б) «Слово о полку Игореве»; Г) «Чтение о житии и погублении».
6. Значение Куликовской битвы состояло в том, что она способствовала:
А) падению Ордынского ига; В) разгрому главных сил Орды;
Б) объединению Русских земель; Г) распаду Орды.
7. Вотчина – это:
А) земля, выдаваемая боярам в награду за верную службу;
Б) земля, которая могла помочь боярам обеспечить себя всем необходимым для несения военной службы;
В) земля, передаваемая по наследству;
Г) земля, на которой осуществлялся надзор за крестьянами.
8. Первым русским царём был:
А) Иван IV; Б) Василий III; В) Михаил Романов; Г) Иван III.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Установите соответствие в заданиях (по 1 баллу за каждое правильное соответствие). Максимальный балл – 10 баллов.
А) Соотнесите понятия и их значения. Ответы впишите в таблицу (6 баллов).
1) средние века А. место пребывания монахов;
2) монастырь Б. эпоха в истории человечества с V по XV века;
3) халиф В. роспись, выполненная на стене по сырой штукатурке;
4) бриты Г. система власти католической церкви;
5) фреска Д. глава государства у арабов;
6) папство Е. кельтские племена, населявшие Британию.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Б) Соотнесите даты и события. Ответы впишите в таблицу (4 балла).
1) падение Западной Римской империи; А. 630 г.
2) образование арабского халифата; Б. 863 г.
3) создание Кириллом и Мефодием славянской письменности; В. 800 г.
4) провозглашение Карла I императором франков; Г. 476 г
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Задание 3. Прочтите приведённые ниже утверждения. Заполните таблицу, указав, согласны ли вы с ними или не согласны (по 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 20).
1) Начало эпохи Средневековья связано с падением Западной Римской империи.
2) Государство Древняя Русь образовалось в VIII веке.
3) Восточные славяне исповедовали язычество.
4) В результате поездки в Царьград Ольга приняла единоличное крещение.
5) На Руси в XIII – XIV веках баскаками называли сборщиков дани.
6) Хазарский каганат был разгромлен монгольскими ордами.
7) Древний Новгород по форме правления был боярской республикой.
8) Устав Владимира Мономаха – это часть древнерусского свода законов.
9) Александр Невский и Дмитрий Донской получили свои прозвища от географических названий.
10) Ярослав Мудрый укрепил древнерусское государство посредством только внутренней политики.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. Расположите события в хронологической последовательности (по 2 балла за каждое правильное положение, всего – 8 баллов).
А) Судебник Ивана III; В) стояние на реке Угре;
Б) первый Земский собор; Г) венчание Ивана IV на царство.
Задание 5. Заполните пропуски в тексте (по 2 балла за каждое правильное положение, всего – 6 балла).
Иван III провозгласил себя______________ , подчеркивая тем самым, что он держит землю сам, не подчиняясь власти ордынских ханов. На торжественных приемах он восседал на греческом троне, подаренном Палеологами. Иван III стал появляться с символами власти - _______________ и _____________ .
Задание 6. Какое из перечисленных понятий (имён, дат, событий) является лишним в данном ряду? Лишнее слово (словосочетание) напишите и объясните причину исключения (за правильное указание лишнего слова – по 1 баллу, за правильное объяснение - по 2 балла, всего – 9 баллов).
1) отмена кормлений, присоединение Казани, создание стрелецкого войска, введение опричнины, присоединение Пскова, принятие Судебника;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Васко да Гама, Марко Поло, Америго Веспуччи, Галилео Галилей, Христофор Колумб, Фернан Магеллан;
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3) хазары, печенеги, весь, половцы, франки, чудь, волжские булгары;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Расшифруйте шараду (5 балла за верное решение).
Первое - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой,
второе - русское национальное блюдо,
третье - предлог,
целое слово - одна из феодальных повинностей.
Ответ:___________________________________________________________________
Задание 8. Подпишите название архитектурных памятников, изображенных на иллюстрациях, и укажите город, где они находятся, а также при каком правителе были построены (за правильное указание названия архитектурного памятника по 2 балла, за правильное указание города и имя правителя по 1 баллу, всего – 16 баллов).
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
Ответ:
Номер иллюстрации |
Архитектурный памятник |
Место нахождения |
правитель |
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
4
|
|
|
|
Задание 9. На памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде изображена женщина, вошедшая в историю как Марфа-Посадница. Дайте ответ на вопросы задания (Максимальный балл - 10).
Укажите, с каким важным событием в истории Московского государства связана эта женщина.
_____________________________________________________________________________
Назовите век, когда произошло это событие, и правившего в это время великого князя.
_____________________________________________________________________________
Объясните, почему скульптор изобразил разбитый колокол у ног Марфы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальный балл – 100.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.