Элективный курс «Олимпиадные математические задачи» 9 класс
Программа составлена на основе анализа содержания школьных олимпиад различных уровней, а также содержания рабочей программы по математике в средней школе и учѐта индивидуальных особенностей учащихся.
В связи со спецификой, элективный курс проводится в лекционносеминарской форме.
Основными целями проведения данного элективного курса являются: расширение математических знаний учащихся, создание мотивации к углублѐнному изучению математики, знакомство их со всевозможными нестандартными приѐмами решения задач повышенного уровня сложности и задачами, нестандартно сформулированными, знакомство с дополнительной математической литературой, знакомство с понятиями, не входящими в обязательный школьный курс математики.
Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к математике, развитию логического и пространственного мышления, творческих навыков. В сочетании с активными методами обучения программа предусматривает выработку навыков самостоятельного творческого решения поставленных проблем, способствует развитию индивидуальных способностей учащихся.
Значительное место в данном элективном курсе уделяется самостоятельной математической и творческой деятельности учащихся: решению задач и примеров, проработке теоретического материала, чтению дополнительной литературы, знакомству с жизнью и научной деятельностью выдающихся математиков и т.д.
Программа является составной частью концепции эффективного обучения математике и предполагает ежегодную корректировку.
Программа элективного курса построена в соответствии с учѐтом специфических особенностей рабочей программы по математике в 9 классе.
Основными принципами построения программы являются: систематизация, обобщение, расширение и углубление знаний и умений, приобретение новых знаний через различные формы организации учебной деятельности, интеллектуальное развитие учащихся через приобщение к различным формам и методам творческой и исследовательской деятельности, реализация межпредметных связей. Основным приоритетом является метод познания.
Основными видами занятий являются лекции-семинары.
Основная цель лекции: формирование теоретических знаний (совместная работа преподавателя и учащихся по разрешению поставленной проблемы, структурное представление рассматриваемой темы, работа по заданным алгоритмам и составлению новых).
Цель практических занятий – освоение методов решения задач с помощью приобретѐнных теоретических знаний и нахождения оптимальных способов достижения конечной цели, разработка алгоритма решения отдельных нестандартных задач.
Цель решения нестандартных задач – интеллектуальное развитие учащихся, раскрытие индивидуальных особенностей учащихся, формирование личности будущего специалиста.
Освоение содержания данного элективного курса осуществляется в процессе математической деятельности учащихся, которая предполагает использование приѐмов и методов мышления: индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, классификации и систематизации, абстрагирования и аналогии.
Углублѐнное изучение математики предусматривает, прежде всего, более высокий уровень владения материалом, что отражено в изложенных ниже общих требованиях.
Учащиеся должны уметь:
• точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательстве теорем;
• правильно пользоваться математической терминологией и символикой;
• правильно проводить логические рассуждения, формулировать утверждение, обратное данному, его контрпозиции и отрицания, приводить примеры и контрпримеры;
• применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе решения задач;
• применять изученные алгоритмы для решения соответствующих задач;
• применять рациональные приѐмы вычислений и тождественных преобразований;
• использовать наиболее употребительные эвристические приѐмы.
Знать/понимать:
• существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических
задач;
• как математически определѐнные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
• каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Содержание
Понятие функционального уравнения. Примеры. Решение функциональных уравнений с использованием свойств функций, подстановок, а также разделения переменных.
Правила суммы и произведения. Основные понятия комбинаторики: перестановки, размещения, сочетания. Вывод соответствующих формул. Решение типовых и олимпиадных комбинаторных задач.
Основные факты, необходимые при решении уравнений в целых числах: свойства факториалов, свойства точных квадратов, формулы сокращѐнного умножения, малая теорема Ферма, Великая теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени с двумя неизвестными: определение, условие существования решений, формулы нахождения решений, три способа нахождения частного решения. Задача Пифагора: постановка, геометрическая интерпретация и нахождение общего решения. Отработка навыков решения диофантовых уравнений тремя способами. Решение уравнений в целых числах:
применение всевозможных изученных методов и их систематизация.
Решение олимпиадных задач, в которых необходимо определить выигрышную стратегию одного или двух игроков.
Решение олимпиадных планиметрических задач. Применение различных нестандартных приѐмов: удвоение медианы треугольника, продолжение сторон трапеции и т.д. Дополнительные формулы для площадей фигур. Теорема Чевы-
Менелая и еѐ использование.
Множество натуральных чисел. Принцип и метод математической индукции. Отработка навыков применения метода математической индукции при доказательстве различных утверждений.
Понятие возвратных уравнений. Примеры. Решение возвратных уравнений третьей и четвѐртой степени.
№ |
Кален. сроки |
Наименование тем и их краткое содержание |
Кол-во часов |
Вид занятия |
1. |
6.09.17 – 20.09.17 |
Функциональные уравнения |
3 |
|
|
|
Понятие функционального уравнения. Примеры. Решение функциональных уравнений с использованием свойств функций, подстановок, а также |
|
Лекциясеминар |
|
|
разделения переменных. |
|
|
2. |
27.09.17 – 18.10.17 |
Элементы комбинаторики |
4 |
|
|
|
Правила суммы и произведения. Основные понятия комбинаторики: перестановки, размещения, сочетания. Вывод соответствующих формул. Решение типовых и олимпиадных комбинаторных задач. |
|
Лекциясеминар |
3. |
25.10.17 – 20.12.17 |
Уравнения в целых числах |
8 |
|
|
|
Основные факты, необходимые при решении уравнений в целых числах: свойства факториалов, свойства точных квадратов, формулы сокращѐнного умножения, малая теорема Ферма, Великая теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени с двумя неизвестными: определение, условие существования решений, формулы нахождения решений, три способа нахождения частного решения. Задача Пифагора: постановка, геометрическая интерпретация и нахождение общего решения. Отработка навыков решения диофантовых уравнений тремя способами. Решение уравнений в целых числах: применение всевозможных изученных методов и их систематизация. |
|
Лекциясеминар
|
4. |
27.12.17 – 24.01.18 |
Выигрышные стратегии в играх |
4 |
|
|
|
Решение олимпиадных задач, в которых необходимо определить выигрышную стратегию одного или двух игроков. |
|
Лекциясеминар |
5. |
31.01.18 – 21.03.18 |
Планиметрические задачи |
8 |
|
|
|
Решение олимпиадных планиметрических задач. Применение различных нестандартных приѐмов: |
|
Лекциясеминар |
|
|
удвоение медианы треугольника, продолжение сторон трапеции и т.д. Дополнительные формулы для площадей фигур. Теорема Чевы-Менелая и еѐ использование. |
|
|
6. |
4.04.18 – 25.04.18 |
Метод математической индукции |
4 |
|
|
|
Множество натуральных чисел. Принцип и метод математической индукции. Отработка навыков применения метода математической индукции при доказательстве различных утверждений. |
|
Лекциясеминар |
7. |
2.05.18 – 30.05.18 |
Возвратные уравнения |
4 |
|
|
|
Понятие возвратных уравнений. Примеры. Решение возвратных уравнений третьей и четвѐртой степени. |
|
Лекциясеминар |
1. Алфутова Н.Б. Устинов А.В. Алгебра и теория чисел. Сборник задач для математических школ –М.: МЦНМО, 2009 – 336 с.
2. Бухштаб А.А. Теория чисел –М.: Просвещение, 1966 – 384 с.
3. Виноградов И.М. Основы теории чисел –СПб.: Лань, 2004 – 176 с.
4. Воробьёв Н.Н. Признаки делимости –М.: Наука, 1974 – 80 с., илл.
5. Гельфонд А.О. Решение уравнений в целых числах –М.: Наука, 1983 – 64 с., илл.
6. Калужнин Л.А. Основная теорема арифметики –М.: Наука, 1969 – 32 с., илл.
7. Оре О. Приглашение в теорию чисел –М.: Наука. Главная редакция физикоматематической литературы, 1980 – 128 с., илл.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.