Олимпиадные задания подобраны таким образом, что помогут проверить знания по теории литературы и знания художественных произведений, историко-литературные знания. Имеются задания , направленные на определение связи литературы и других видов искусства. Задание творческого характера предполагает написание сочинения на основе предложенного литературного текста.
Олимпиадные задания по литературе
Школьный этап 2016-2017 учебный год
8 класс
• I. Знание текстов художественных произведений.
•
• Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.
(максимальное количество баллов – 3 балла)
•
• 1.1 - Не смейся, не смейся, батьку!..
• - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?
• - Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу,
• поколочу!
•
• 1.2 - А где же ключик?
• - Здесь и ключ перед вашими очами.
• - Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?
• - Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.
•
• 1.3 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?
• - На плотине-то?..
• - Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое.
Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.
• - Ну, что такое случилось? Сказывай…
• - А вот что случилось.
• Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора.
(Максимальное количество баллов – 3 балла)
•
• 2.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы
произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя…
Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь,
но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.
•
• 2.2 Вам не видать таких сражений!..
• Носились знамена, как тени,
• В дыму огонь блестел.
• Звучал булат, картечь визжала,
• Рука бойцов колоть устала
• И ядрам пролетать мешала
• Гора кровавых тел.
•
• 2.3 И грянул бой…
• В огне, под градом раскаленным.
• Стеной живою отраженным,
• Над падшим строем свежий строй
• Штыки смыкает. Тяжкой тучей
• Отряды конницы летучей.
• Браздами, саблями звуча,
• Сшибаясь, рубятся с плеча.
• II. Историко-литературные задания.
•
• 1.О каких событиях русской истории идет речь в этих
произведениях? (Максимальное количество баллов – 3
балла)
• 1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»»
• 1.2 Лермонтов «Песня про…купца Калашникова»
• 1.3 Лермонтов «Бородино»
• 2. Назовите реальных исторических деятелей,
которые являются героями следующих произведений:
(Максимальное количество баллов – 5 баллов)
• Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед
рождеством», А.С. Пушкин «Полтава»
• III. Знание теории литературы.
•
• Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены: (максимальное количество баллов – 5 баллов)
•
• 1.1 Не сырой дуб к земле клонится,
• Не бумажные листочки расстилаются, -
• Расстилается сын перед батюшкой,
• Он и просит себе благословеньица:
• Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
• Дай ты мне свое благословеньице,
• Я поеду в славный стольный Киев-град,
• Помолиться чудотворцам киевским,
• Заложиться за князя Владимира,
• Послужить ему верой-правдою,
• Постоять за веру христианскую.
•
• 1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми
людьми воспринять престол метрополии Российской.
•
• 1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может
сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
•
• 1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить.
•
• 1.5 Спереди пятачок,
• сзади крючок,
• посередине спинка,
• на спинке щетинка.
•
•
•
•
•
•
•
•
• Перед вами термины, которые были собраны в три
группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это
группы, дайте название каждой группе слов, сделайте
исправления. (максимальное количество баллов – 6 баллов: 3
балла за каждую группу + 3 балла за название группы)
•
• а) дактиль а) сравнение а)
пословица
• б) рассказ б) ямб б) басня
• в) роман в) анапест в)
гипербола
• г) хорей г) метафора г) поэма
• д) эпитет д) олицетворение д) антитеза
•
•
• Какие средства художественной выразительности использованы в
отрывке: (максимальное количество баллов – 2 балла)
•
• Твой стих, как божий дух, носился над толпой
• И, отзыв мыслей благородных,
• Звучал, как колокол,на башне вечевой
• Во дни торжеств и бед народных.
• М.Ю.Лермонтов.
• 2) Тропами потаёнными, глухими,
• В лесные чащи сумерки идут.
• Засыпанные листьями сухими
• Леса молчат – осенней ночи ждут.
• И.Бунин
• 4. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…».
• (максимальное количество баллов – 1 балл)
•
искусства
•
• 1. Какой художник создал
• IV. Литература и другие виды
пейзаж, являющийся откликом на
произведение
• М.Ю. Лермонтова и названный
первой строкой стихотворения?
(Максимальное количество баллов
– 1 балл)
•
• . Интерпретация художественного произведения. (максимальное количество баллов – 27 баллов)
•
• Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в
любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.
•
• Чудный град порой сольётся
• Из летучих облаков;
• Но лишь ветр его коснётся,
• Он исчезнет без следов;
•
• Так мгновенные созданья
• Поэтической мечты
• Исчезают от дыханья
• Посторонней суеты.
• Е. Баратынский
•
• О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения).
• На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? На каком приёме оно построено?
• О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?
• Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии?
• Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».
• 6. Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль?
• 7. Определите стихотворный размер.
•
•
• Макс. кол-во баллов за задания I-V – 56 баллов.
•
• Олимпиада по литературе
• 8 класс
• Ответы
•
• I. Знание текстов художественных произведений.
•
• (максимальное количество баллов – 3 балла)
•
• 1.1 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»
• 1.2 Н.С. Лесков. «Левша»
• 1.3 И.С. Тургенев. «Бежин луг»
•
• 2. (максимальное количество баллов – 3 балла)
• 2.1 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»
• 2.2 М.Ю. Лермонтов «Бородино»
• 2.3 А.С. Пушкин. «Полтава»
•
• II. Историко-литературные задания.
•
• (максимальное количество баллов – 3 балла)
• 1.1 Смерть князя Олега от коня своего
• 1.2 Эпоха правления Ивана Грозного
• 1.3 Бородинское сражение 1812 года
• (максимальное количество баллов – 5 баллов)
•
• Николай I, Александр I; Екатерина II;
Петр I, Карл XII
• III. Знание теории литературы.
•
• (максимальное количество баллов – 5 баллов)
•
• 1.1 Былина
• 1.2 Житие
• 1.3 Басня
• 1.4 Пословица
• 1.5 Загадка
•
•
•
• 2. (максимальное количество баллов – 6 баллов: 3 балла за каждую
группу + 3 балла за название группы)
•
• Жанры Размеры стихосложения Средства худ.
выразительности
• а) пословица а) ямб а) гипербола
• б) рассказ б) хорей б) антитеза
• в) басня в) анапест в) эпитет
• г) поэма г) дактиль г) олицетворение
• д) роман д) метафора
• е) сравнение
• 3. (максимальное количество баллов – 2 балла)
•
• Сравнение. 2) Олицетворение.
•
• 4. (максимальное количество баллов – 1 балл)
•
• Гипербола – это средство художественного
изображения, основанное на чрезмерном
преувеличении.
•
•
• IV. Литература и другие виды искусства
•
• (максимальное количество баллов – 1 балл)
•
• И. Шишкин «На Севере диком…»
• V. Интерпретация художественного произведения
• (максимальное количество баллов – 27 баллов)
•
•
• 1.Макс. количество – 4 балла.
• 2.Макс. количество – 4 балла.
• 3.Макс. количество – 2 балла.
• 4.Макс. количество – 2 балла.
• 5. Макс. количество – 1 балла.
• 6. Макс. количество – 2балла.
• 7. Макс. количество – 2 балла.
•
•
•
• Композиция
• Стройная композиция, логических ошибок нет
• 5
• Макс.
• 5б.
• Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки
• 4
• Есть композиционные и логические нарушения
• 3
• Композиционные и логические нарушения значительны
• 2
• Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна
• 1
• Высказаны несвязные мысли
• 0
• Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность
• (ведется общий счет ошибок)
• 1-2 ошибки
• 5
• 5
• 3-4 ошибки
• 4
• 5-6 ошибок
• 3
• 7-8 ошибок
• 2
• 9 ошибок
• 1
• Более 9 ошибок
• 0
•
•
•
• 10
• Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется… » построено на параллельных образах: образ «летучих облаков» , чудесный, но хрупкий и нежный,
сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья "посторонней суеты", от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом
месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту
средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии.
Стихотворение состоит из 8 строк. Строфа-восьмистишие (октава). Размер-четырехстопный хорей. Стопа-двухсложная с ударением на первом слоге.
•
• Макс. кол-во баллов за задания I-V – 56 баллов.
•
•