Олимпиадные задания для школьного тура олимпиады по литературе (8 класс)

  • Занимательные материалы
  • Контроль знаний
  • pptx
  • 03.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Олимпиадные задания подобраны таким образом, что помогут проверить знания по теории литературы и знания художественных произведений, историко-литературные знания. Имеются задания , направленные на определение связи литературы и других видов искусства. Задание творческого характера предполагает написание сочинения на основе предложенного литературного текста.
Иконка файла материала Олимпиадные задания по литературе.pptx
Олимпиадные задания по литературе Школьный этап 2016-2017 учебный год 8 класс
• I. Знание текстов художественных произведений. •   • Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора. (максимальное количество баллов – 3 балла) •   • 1.1 - Не смейся, не смейся, батьку!.. • - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться? • - Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, • поколочу! •   • 1.2 - А где же ключик? • - Здесь и ключ перед вашими очами. • - Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу? • - Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп. •   • 1.3 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось? • - На плотине-то?.. • - Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся. • - Ну, что такое случилось? Сказывай… • - А вот что случилось.
• Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла) •   • 2.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля. •   • 2.2 Вам не видать таких сражений!.. • Носились знамена, как тени, • В дыму огонь блестел. • Звучал булат, картечь визжала, • Рука бойцов колоть устала • И ядрам пролетать мешала • Гора кровавых тел. •   • 2.3 И грянул бой… • В огне, под градом раскаленным. • Стеной живою отраженным, • Над падшим строем свежий строй • Штыки смыкает. Тяжкой тучей • Отряды конницы летучей. • Браздами, саблями звуча, • Сшибаясь, рубятся с плеча.
• II. Историко-литературные задания. •   • 1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях? (Максимальное количество баллов – 3 балла) • 1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»» • 1.2 Лермонтов «Песня про…купца Калашникова» • 1.3 Лермонтов «Бородино» • 2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений: (Максимальное количество баллов – 5 баллов) • Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин «Полтава»
• III. Знание теории литературы. •   • Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены: (максимальное количество баллов – 5 баллов) •   • 1.1 Не сырой дуб к земле клонится, • Не бумажные листочки расстилаются, - • Расстилается сын перед батюшкой, • Он и просит себе благословеньица: • Ох ты гой еси, родимый милый батюшка! • Дай ты мне свое благословеньице, • Я поеду в славный стольный Киев-град, • Помолиться чудотворцам киевским, • Заложиться за князя Владимира, • Послужить ему верой-правдою, • Постоять за веру христианскую. •   • 1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской. •   • 1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. •   • 1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить. •   • 1.5 Спереди пятачок, • сзади крючок, • посередине спинка, • на спинке щетинка. •   •   •   •   •   •   •   •
• Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления. (максимальное количество баллов – 6 баллов: 3 балла за каждую группу + 3 балла за название группы) •   • а) дактиль а) сравнение а) пословица • б) рассказ б) ямб б) басня • в) роман в) анапест в) гипербола • г) хорей г) метафора г) поэма • д) эпитет д) олицетворение д) антитеза •   •
• Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке: (максимальное количество баллов – 2 балла) •   • Твой стих, как божий дух, носился над толпой • И, отзыв мыслей благородных, • Звучал, как колокол,на башне вечевой • Во дни торжеств и бед народных. • М.Ю.Лермонтов. • 2) Тропами потаёнными, глухими, • В лесные чащи сумерки идут. • Засыпанные листьями сухими • Леса молчат – осенней ночи ждут. • И.Бунин • 4. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…». • (максимальное количество баллов – 1 балл) •
искусства •   • 1. Какой художник создал • IV. Литература и другие виды пейзаж, являющийся откликом на произведение • М.Ю. Лермонтова и названный первой строкой стихотворения? (Максимальное количество баллов – 1 балл) •
• . Интерпретация художественного произведения. (максимальное количество баллов – 27 баллов) •   • Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст. •   • Чудный град порой сольётся • Из летучих облаков; • Но лишь ветр его коснётся, • Он исчезнет без следов; •   • Так мгновенные созданья • Поэтической мечты • Исчезают от дыханья • Посторонней суеты. • Е. Баратынский •   • О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения). • На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? На каком приёме оно построено? • О какой «посторонней суете» говорится в последней строке? • Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии? • Попробуйте одним словом определить, что «исчезает». • 6. Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль? • 7. Определите стихотворный размер. •   •   • Макс. кол-во баллов за задания I-V – 56 баллов. •
• Олимпиада по литературе • 8 класс • Ответы •   • I. Знание текстов художественных произведений. •   • (максимальное количество баллов – 3 балла) •   • 1.1 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» • 1.2 Н.С. Лесков. «Левша» • 1.3 И.С. Тургенев. «Бежин луг» •   • 2. (максимальное количество баллов – 3 балла) • 2.1 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» • 2.2 М.Ю. Лермонтов «Бородино» • 2.3 А.С. Пушкин. «Полтава» •
• II. Историко-литературные задания. •   • (максимальное количество баллов – 3 балла) • 1.1 Смерть князя Олега от коня своего • 1.2 Эпоха правления Ивана Грозного • 1.3 Бородинское сражение 1812 года • (максимальное количество баллов – 5 баллов) •   • Николай I, Александр I; Екатерина II; Петр I, Карл XII
• III. Знание теории литературы. •   • (максимальное количество баллов – 5 баллов) •   • 1.1 Былина • 1.2 Житие • 1.3 Басня • 1.4 Пословица • 1.5 Загадка •   •   •
• 2. (максимальное количество баллов – 6 баллов: 3 балла за каждую группу + 3 балла за название группы) •   • Жанры Размеры стихосложения Средства худ. выразительности • а) пословица а) ямб а) гипербола • б) рассказ б) хорей б) антитеза • в) басня в) анапест в) эпитет • г) поэма г) дактиль г) олицетворение • д) роман д) метафора • е) сравнение • 3. (максимальное количество баллов – 2 балла) •   • Сравнение. 2) Олицетворение. •
• 4. (максимальное количество баллов – 1 балл) •   • Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении. •   •   • IV. Литература и другие виды искусства •   • (максимальное количество баллов – 1 балл) •   • И. Шишкин «На Севере диком…»
• V. Интерпретация художественного произведения • (максимальное количество баллов – 27 баллов) •   •   • 1.Макс. количество – 4 балла. • 2.Макс. количество – 4 балла. • 3.Макс. количество – 2 балла. • 4.Макс. количество – 2 балла. • 5. Макс. количество – 1 балла. • 6. Макс. количество – 2балла. • 7. Макс. количество – 2 балла. •   •   •
• Композиция • Стройная композиция, логических ошибок нет • 5 • Макс. • 5б. • Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки • 4 • Есть композиционные и логические нарушения • 3 • Композиционные и логические нарушения значительны • 2 • Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна • 1 • Высказаны несвязные мысли • 0 • Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность • (ведется общий счет ошибок) • 1-2 ошибки • 5 • 5 • 3-4 ошибки • 4 • 5-6 ошибок • 3 • 7-8 ошибок • 2 • 9 ошибок • 1 • Более 9 ошибок • 0 •   •   •   • 10 • Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется… » построено на параллельных образах: образ «летучих облаков» , чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья "посторонней суеты", от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии. Стихотворение состоит из 8 строк. Строфа-восьмистишие (октава). Размер-четырехстопный хорей. Стопа-двухсложная с ударением на первом слоге. •   • Макс. кол-во баллов за задания I-V – 56 баллов. •   •