Тема урока:
«Олимпийские игры в древности».
Цели: дать представление об истории возникновения и программе Олимпийских игр, лучших олимпиониках формировать умение работать с текстом учебника, выделяя главное; составлять рассказ.
Задачи урока: – 1) познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
2) формировать умение работать с атласом, контурной картой и текстом;
3) познакомить учащихся с причиной завершения античных Олимпийских игр;
4) выявить сходства и различия античных и современных Олимпийских игр.
План изучения нового материала:
1) Праздник, объединивший эллинов.
2) Подготовка к Олимпийским играм.
3) Пять незабываемых дней.
4) Легендарные рассказы о знаменитых атлетах.
1.Организационный момент.
2.Мотивационно - целевой этап.
Древнегреческий поэт Пиндар много лет назад написал: "Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее...."
- О каких соревнованиях говорит Пиндар?
- А что вам известно об Олимпийских играх?
Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами.
План урока:
1.История возникновения Олимпийских игр.
2.Пять незабываемых дней.
3.Легендарные атлеты.
3.Работа по теме урока.
Миф о возникновении Олимпийских игр.
Эта легенда гласит, что Олимпийские игры придумал и организовал сын Зевса – Геракл, который совершил двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из этих подвигов и начали проводить Олимпийские игры.
Известна очень интересная подробность этой легенды. Она заключается в том, что Геракл отмерил собственными стопами дистанцию для бега, которая составляла 600 стоп. Именно так появилась распространенная мера длины в Греции, которая называлась «стадии». От этого названия и возникло известное на сегодняшний день слово «стадион». Если переводить эту меру измерения в современные единицы, то получиться, что дистанция для бега составляла 192метра и 27 сантиметров. Легенда (миф) гласит, что долгое время спортсмены выявляли победителей только в данном виде состязаний, пока Геракл не ввел другие дисциплины. Одна из них – панкратион, достаточно суровый вид спорта, который соединяет в себе кулачный бой и борьбу.
Первые игры в Олимпии прошли в 884 г. до н.э., это были соревнования в беге на один стадий. Они родились из религиозного ритуала – с давних времен на празднествах в честь бога Зевса состязались в беге с факелами, и победитель зажигал огонь на алтаре. В Играх тогда участвовали только жители Элиды, а состязания в основном сводились к религиозной церемонии.
В 776 г. до н.э. Олимпийские игры стали общегреческими. Они были признаны официально – правителями всех городов-государств Древней Греции – и проводились регулярно раз в четыре года. Первым олимпийским чемпионом стал Кориоб – повар из города Элис. С игр 776 г. до н.э. был открыт счет древних Игр.
Программа древних Олимпийских игр.
На первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком беге на одну стадию, длина которой из-за разного шага отмеряющих судей была, как уже отмечалось, неодинакова - от 175 до 192,27 м. Именно от этого слова и произошло название "стадион". Самый большой стадий был именно в Олимпии, так как его, по преданию, отмерял сам Геракл. Этот вид бега более полвека был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов.
Олимпийские игры и в древности были важнейшим событием. На это время в Греции объявлялось перемирие для всех воюющих армий. Оно продолжалось три месяца и защищало участников Игр не только в процессе соревнований, но и при подготовке к ним. Олимпийский праздник включал религиозные церемонии, спортивные состязания, конкурсы искусств, выступления поэтов и философов.
К бегу на один стадий в 724 г. до н.э. добавился «двойной бег» на дистанцию 384 м. – один стадий туда и один обратно. Затем, в 720 г. до н.э., вошел бег на длинную дистанцию в 24 стадия. В 708 г. до н.э., на ХVIII олимпиаде, появилась борьба и пятиборье, состоящее из бега на один стадий, прыжков в длину, метания диска, метания копья и борьбы. Еще через пять олимпиад, в 688 г. до н.э., в программе появился кулачный бой. В 648 г. до н.э., появился самый жесткий ни зрелищный вид – панкратион (единоборство с использованием приемов кулачного боя и борьбы, в котором схватка велась до тех пор, пока один из противников не признавал свое поражение). В 680 г. до н.э. состоялись первые состязания в скачках.
Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. В период с VI до II в. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Женщины не только не участвовали в Олимпийских играх, но им даже запрещалось на них смотреть. Все желающие принять участие в Играх, за год от их открытия вносились в особые списки. Они давали клятву, что будут готовиться к предстоящим соревнованиям не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все потенциальные их участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор.
В 472 г. до н.э. состязания, проводившиеся в течение одного дня, сменились пятидневным праздником. Первый день был посвящен религиозным церемониям и празднику искусств. Олимпийские игры открывала торжественная процессия, направляющаяся к золотой статуе Зевса. На второй день соревновались в беге, на третий – в единоборствах. Четвертый день посвящался гонкам колесниц и пятиборью, и, наконец, на пятый проходили завершающие церемонии и награждение победителей. Чемпион Олимпийских игр получал венок из ветвей оливы, и ему воздвигали статую.
В 146 г. до н.э. Древняя Греция была завоевана Римом и вошла в состав Римской империи. Олимпийские игры продолжались, но теперь в них участвовали и римляне. Сами Игры все больше теряли религиозный смысл, превращаясь в демонстрацию могущества Рима. На них появились бои гладиаторов и поединки с дикими зверями.
Запрет проведения Олимпийских игр.
Появление христианской религии, выступавшей противником языческой веры, потеря греческим государством самостоятельности в 146 г. до н.э. окончательно привели к прекращению проведения древнегреческих Олимпийских игр. В 394 г. н.э. римский император Феодосии I издал эдикт о запрещении проведения Олимпийских игр.
Возрождение игр.
Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки:
Во-первых, первые Олимпийские игры, за исключением средневековья, никогда не забывались. Интерес к ним особенно возрос после опубликования книги археолога И.Виккельмана о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э.Куртисом в 1875 г.
Во-вторых, в этот период времени в разных странах уже складывались свои системы физического воспитания: немецкая, английская, французская, шведская, чешская, русская.
В-третьих, в 1960-1880г.г. начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения.
В-четвертых, с выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований.
4.Пять незабываемых дней.
1. Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.
2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.
3 - 4. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.
5. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?
В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.
Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.
4. Подведение итогов урока.Рефлексия.
5.Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.