Цель: закрепление и систематизация полученных математических знаний, умений и навыков у детей второй младшей группы.
Задачи: 1. Образовательные:
-закреплять умение различать и называть геометрические фигуры;
-закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов: один, много; слева, справа; счет до 5;
-закреплять понятия: длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, большой - маленький;
-закреплять умение различать и называть основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий;
-закреплять умение определять и правильно называть части суток.
2. Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительную активность, воображение, память;
-развивать мелкую моторику;
-развивать связную речь;
-расширять и активизировать словарь детей.
3. Воспитательные:
-воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи; -воспитывать интерес к математике.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных; загадывание загадок; беседы на тему «Дикие и домашние животные», «Кто, где живет?»; д/ и «Времена суток».
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: домик, дедушка, бабушка, колобок, волк, геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник; две елочки разной высоты; 1 большой гриб и много маленьких, птичка; картинки части суток; 2 дорожки разного цвета, разной длины и ширины, открывающаяся дверь из картона.
Раздаточные: геометрические фигуры на каждого ребёнка- круг, квадрат, треугольник.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, опрос.
Игровые: сюрпризный момент, игра с персонажами.
Наглядные: использование кукол, картинок, макетов деревьев, цветных дорожек и т. д. Место проведения: групповая комната (на ковре и за столами).
Словарная работа: укатился.
Индивидуальная работа: счет до 10, части суток.
Ход занятия: Воспитатель: Мы сегодня не одни
Сегодня гости к нам пришли. Чтобы вежливыми быть Надо здравствуй говорить.
Дети, давайте сейчас мы с вами поздороваемся с нашими гостями
Воспитатель: Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем красивый круг.
«Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся».
А теперь повернитесь к нашим гостям, и им тоже подарите улыбку. Молодцы! В: ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу… Кто это интересно? (в домике куклы-дед, бабка, которые плачут) В: Дед, бабка почему вы плачете?
В: Ребята, это дедушка с бабушкой из сказки «Колобок». Они говорят, что Колобок укатился и потерялся, просят нас с вами помочь им найти Колобка.
В: Ребята, поможем деду с бабой, мы же с вами хорошие, добрые детки? Только путь будет длинным, с множеством заданий. Готовы? Тогда в путь! А с весёлой музыкой нам будет легче в пути. Становитесь все за мной. (Под весёлую музыку дети шагают за воспитателем по залу). - А вот и первое препятствие. Смотрите, впереди две тропинки.
(Зелёная – длинная и широкая, жёлтая – короткая и узкая).
В: Ребята, скажите, тропинки одинаковые или разные. (Разные).
В: Какого цвета вот эта тропинка? (желтая)
В: А эта тропинка какого цвета? (зеленая)
В: А по длине они одинаковые? (нет)
В: как можно сравнить длину тропинок? (Приложить одну тропинку к другой). В: правильно, ребята. (воспитатель или ребенок прикладывает одну тропинку к другой) В: а какая тропинка длиннее?
Д: (Зелёная).
В: А какая короче? (Жёлтая).
В: А теперь давайте узнаем, какая тропинка узкая, а какая широкая? - наложить одну тропинку на другую.
В: Какая узкая, а какая широкая?
В: правильно, зелёная тропинка – широкая, а жёлтая тропинка – узкая.
В: Ребята, а по какой тропинке нам нужно пойти, чтобы быстрее найти колобка, по длинной, или по короткой? Правильно, по короткой. Пойдёмте скорее. (Дети вместе с воспитателем идут по короткой тропинке).
В: смотрите, тропинка привела нас в лес. А в лесу растут ёлки.
В: какого они цвета? (Зелёного).
В: они одинаковые по высоте, или разные?
В: Разные - высокие и низкие.
В: Ребята вот эта елочка какая, высокая или низкая?
В: А это елочка какая? (низкая)
В: Покажите, свою правую руку, а теперь посмотрите на елочки, какая елочка стоит справа, высокая или низкая? А слева?
В: посмотрите, ребята, а под ёлочками растут грибочки. (под высокой много, под низкой один)
В: под высокой елочкой сколько грибочков?
Д: Много.
В: А под низкой елочкой сколько грибочков? (Один грибочек)
В: Ребята посмотрите на эти грибочки (взять из-под елки два грибочка - большой и маленький)
В: А эти грибочки одинаковые? (нет) В: Этот грибочек какой? (большой).
В: А этот грибочек? (маленький).
В: Дима — это какой грибочек? (большой).
В: Вероника, а это какой грибочек? (маленький…)
В: А кто это сидит на елочке? Птичка
В: где они летают, вверху или внизу? Вверху!
В: А что внизу растет? (грибы).
В: Миша, где летает птичка?
В: Егор, где растут грибы?
Воспитатель: А когда ветер дует, что происходит с елочками? (качаются) А давайте мы тоже покачаемся как деревья и чуть отдохнем. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо (руками к лицу)
Закачалось деревцо (качаемся, руки вверху)
Ветер тише, тише, тише (немного присесть)
Деревцо все выше, выше (потянуться вверх на носочках) (Слова сопровождаются движениями).
После физминутки сделать вдох носом и выдох ртом – 3 раза.
В: Молодцы! Мы справились с этим препятствием, пошли дальше пока колобка не нашла лисичка.
В: Кто нас ждет на этой поляне?
На стуле сидит волк:
Волк: - Я серый волк, зубами щелк Колобка не пропущу, Его сразу проглочу.
Воспитатель: нет, серый волк, не надо есть колобка.
Волк: хорошо, я не буду есть колобка, но вы тогда помогите мне. Я поспорил со своими друзьями. Я им сказал, что ночью – мы гуляем и играем, вечером – идем в детский сад, днем – ужинаем, а утром – спим.
Воспитатель: Ребята, скажите, волк правильно сказал своим друзьям?
Д: нет!
В: Давайте поможем волку, расскажем ему, что мы делаем и когда?
Показ картинок, игра «Что бывает и когда».
-Когда мы встаем, умываемся, одеваемся и идем в детский сад? – Утром
-Когда мы в садике обедаем? – Днем
-Когда вас забирают из садика домой мама с папой? – Вечером
-Спать мы когда ложимся? – Ночью
В: Молодцы, ребята, правильно отвечали!
В: Серый волк, теперь ты хорошо все запомнил? Больше не ошибайся.
Волк: хорошо, ребята, спасибо вам большое, вы мне очень помогли.
В: А теперь нам пора из леса выходить, продолжать искать колобка, проходите и садитесь, за стол.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, там какая - то дверь, может там колобок. Но на двери висит замок. И чтобы открыть ее, нам надо справиться со следующим заданием.
Дети подходят к столу (работа с геометрическими фигурами)
В: Ребята, посмотрите, нам нужно быстрее его выполнить, чтобы успеть вернуть колобка в свою сказку. Ребята, это - геометрические фигуры. Я буду вам показывать какую – либо геометрическую фигуру, а вы будете рассказывать, как она называется, какой у неё цвет. (Воспитатель поочерёдно показывает детям фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и помогает их обследовать). - А теперь другое задание - Найдите у себя на тарелочке квадраты и покажите их мне. (Дети находят у себя квадраты и т.д). Квадрат катится или нет? Что мешают? Сколько у квадрата уголочков, давайте посчитаем (4) т.д. А круг катится или нет? Почему? Вот, мы поэтому говорим, что колобок укатился, потому что он катится.
В: Вы молодцы, ребята, хорошо справились и с этим заданием, но замок не открывается. Ну, ка приготовьте свои пальчики, мы сейчас откроем ее.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери весит замок, Кто его открыть бы смог. Покрутили, постучали, Потянули и открыли.
Воспитатель: вот, ребята, дверь открылась, а там, кто? (Колобок)
Здравствуй, милый колобок, вот и дома ты, дружок! Ребята, давайте быстренько отнесем колобка к бабушке и дедушке, а то они очень расстроены.
В: Дедушка, Бабушка, а вот и ваш колобок!
Дед и бабка: спасибо вам ребята, вот вам вкусные конфеты за то, что вы так хорошо справились сегодня со всеми заданиями и вернули нам Колобка.
В: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? В: Что вам больше всего понравилось?
Список использованной литературы
• 1. Белоус Т.К. и др. Организация работы по математике в малокомплектном детском саду // Дошк. воспитание, 1999, № 10.
• 2. Веракса Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
• 3. Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
• 4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение, 1983.
• 5. Годинай Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1988.
• 6. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях.
М.: Просвещение, 1987.
• 7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1998.
• 8. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение, 1991.
• 9. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1992.
• 10. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. М.: 1996.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.