ООД по восприятию художественной литературы и фольклора для детей старшего дошкольного возраста: пересказ Л. Тостого «Косточка» (рассматривание портрета, знакомство с биографией)
Цель: Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.
Задачи: Продолжать знакомить с творчеством Л. Толстого. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту. Формировать навыки словообразования, учить образовывать прилагательные в существительные мужского и среднего рода. Развивать умение, пересказывать, опираясь на модели и личный опыт. Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, корзина с фруктами ( муляжи ), книги Л. Н. Толстого
Ход
Организационный момент. Приветствие.
Загадывание загадки о семье.
«Это слово каждый знает, ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я». Что получится? (Семья)
Воспитатель: Ребята, а что такое семья?
Дети: Семья – это когда в доме живут все дружно. Это самое дорогое, что есть у человека, где любят и заботятся друг о друге.
Воспитатель: В семье живут родные люди разного возраста. Самые старшие в семье – это дедушка и бабушка. Моложе дедушки и бабушки – это мама и папа младшие в семье – это дети. Все члены проживают в одном доме. Как можно назвать такую семью? (дружная семья) А еще какая может быть семья? (трудолюбивая, заботливая, спортивная, музыкальная, веселая, богатая, любимая).
Проговаривание чистоговорок.
Бы, бы, бы, -чистит бабушка грибы.
Мы, мы, мы ,-помогаем маме мы.
Аф, аф, аф, -папа чинит шкаф.
Ва, ва, ва,- с папой пилим мы дрова.
Ок,ок, ок, у мамочки сынок.
Сы.
сы, сы, - есть у дедушки усы
За.за, за,- у мамы добрые глаза.
Ра, ра, ра, - у нас с братом дел гора.
Я, я, я, - это вся моя семья.
Воспитатель: А сейчас ребята давайте с вами подойдём к нашей библиотеке. Посмотрите сколько у нас красивых красочных книг. Все эти книги написал Л.Н.Толстой. А теперь ребята обратите внимание на портрет.
Воспитатель: Ребята, кто это?
Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Он писал большие книги для взрослых и маленькие рассказы для детей. У него была своя школа для сельских ребят, вот для них он и писал свои рассказы. Сегодня я хочу познакомить вас с одним его произведением, которое называется «Косточка»
Чтение рассказа «Косточка»
Воспитатель: Понравился вам рассказ? (Да.)
Как называется рассказ? ( Рассказ называется «Косточка»)
Кто автор этого рассказа (Автор этого рассказа Л. Н. Толстой)
Кто главный герой рассказа? (Главный герой рассказа мальчик Ваня)
Ребята, расскажите, где увидел Ваня сливы, и что ему захотелось? (Сливы лежали на тарелке, он нюхал их и хотел съесть, потому что никогда их не ел).
Почему он сразу не взял их? (Мама не разрешала брать ничего без спроса)
Ваня был послушным, как вы думаете? (Да, поэтому он и не брал сливы)
Что же случилось с Ваней? (Он не удержался, схватил одну сливу и съел)
А как мама узнала, что одной сливы нет? (Она их сосчитала)
Что спросил отец за столом? (Дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Дети сказали - нет и Ваня тоже, и покраснел)
А почему? (Ему было стыдно, что он обманывает всех)
Расскажите, что сказал отец детям? (1-2 человека рассказывают).
Как Ваня себя выдал? (Он испугался, что умрет)
Почему Ваня заплакал? (Он понял, что обманывать нельзя, ему было стыдно)
А почему все засмеялись? (Им было его жалко, они любили Ваню)
А как бы вы поступили на месте Вани? (Я бы подождал когда мама сама даст слив).
Дидактическая игра «Скажи по - другому»
Приглашаю поиграть в одну игру. У меня есть волшебный кубик с трудными словами, которые встречаются в рассказе. Сейчас мы будем переворачивать куб и объяснять значение слов.
Горница (светлая красивая комната), сочла (посчитала),побледнел(стал белым от испуга),покраснел как рак( от стыда стал красного цвета)
Воспитатель: Я вижу, вы ребята хорошо внимательно слушали. Давайте теперь отдохнем.
Физминутка
1,2,3.4. Кто живет у нас в квартире (хлопать в ладоши)
1.2,3,4,5.Всех могу пересчитать, (шагать на месте)
Папа, мама, брат, сестра (повороты по кругу)
Кошка Мурка два котенка (приседания)
Мой сверчок, щегол и я – (хлопки над головой)
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Мы немножко отдохнули , а теперь послушайте рассказ еще раз и постарайтесь его хорошо запомнить, потому что будем пересказывать. Посмотрите на доску, на ней вы видите картинки, которые помогут вам во время рассказа.
Пересказ рассказа «Косточка» детьми.
Воспитатель: Молодцы ребята. Как называется рассказ, который вы сегодня пересказали? Кто автор рассказа? Что вы бы пожелали своей семье?
Как хорошо когда у человека есть дружная семья. А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.