Департамент образования
Ямало-Ненецкого автономного округа
государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Новоуренгойский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА |
|
УТВЕРЖДЕНА |
на заседании предметной (цикловой) комиссии технических дисциплин |
|
на заседании научно-методического совета |
Председатель П(Ц)К |
|
Председатель НМС |
_______________ |
|
_______________ |
|
|
Зам. директора по УР |
|
|
_______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине ОП 03 Материаловедение
(наименование дисциплины)
для специальности 23.01.03 Автомеханик
(код и название специальности)
форма обучения очная
Всего учебных занятий, |
|
63 |
(в академических часах) |
|
|
в том числе: |
|
|
аудиторных, из них: |
|
42 |
теорий |
|
30 |
практических |
|
12 |
самостоятельных |
|
21 |
Отчетность |
|
|
Дифференцированный зачет |
|
I семестр |
Новый Уренгой
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана по профессии среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж»
Разработчики: Симакова Анна Алексеевна, мастер производственного обучения, преподаватель спец.дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов ГБПОУ ЯНАО «НУРМК», первая квалификационная категория
_____________ Симакова А.А.
(подпись) (Фамилия И.О.)
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик». Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями СПО, в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Материаловедение» входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
ü выбирать материалы для профессиональной деятельности;
ü определять основные свойства материалов по маркам.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать/понимать:
ü основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
ü физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.
Преподаватель материаловедения должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Преподаватель материаловедения должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий "B" и "C".
ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.
ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка (всего) обучающегося - 63 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 42 часов.
самостоятельной работы обучающегося – 21 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
42 |
в том числе: |
|
Теоретические занятия |
30 |
Лабораторные работы |
|
Практические занятия |
12 |
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
21 |
Итоговая аттестация экзамен |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Введение. Классификация материалов по признакам их происхождения, способам обработки и назначению. Требования к качеству материалов. Допустимые отклонения размеров. Государственные стандарты. Требования ГОСТ ов. |
2 |
1 |
|
|
|
Тема 1. "Металлы" |
Содержание учебного материала Классификация и свойства металлов. Виды деформации металлов. Методы исследования металлов. |
4 |
2 |
|
||
Лабораторно-практическая работа № 1: «Определение твердости металлов и сплавов» |
2 |
2 |
|
|
||
Самостоятельная работа №1, №2: "Строение металлов " "Технологические свойства материалов" |
4 |
2 |
|
|
||
Тема 2. "Углеродистые сплавы" |
Содержание учебного материала Классификация и характеристика чугунов и сталей Конструкционные и специальные стали, применение, свойства |
6 |
2 |
|
||
Лабораторно-практическая работа № 2, № 3, № 4: «Структура, свойства и применение чугунов» «Структура, свойства и применение сталей» «Термическая обработка сталей» |
6 |
2 |
|
|||
Самостоятельная работа № 3: "Инструментальные стали". "Применение стали на транспорте" |
4 |
2 |
|
|
||
Тема 3."Цветные металлы и сплавы" |
Содержание учебного материала Классификация и характеристика цветных металлов |
4 |
2 |
|
||
Самостоятельная работа № 4: "Применение цветных металлов в т.ч. на транспорте", " Баббиты" |
4 |
2 |
|
|
||
Тема 4. "Защита металлов от коррозии" |
Содержание учебного материала Виды и защита металлов от коррозии |
2 |
2 |
|
||
Самостоятельная работа № 5: "Защита металлов от коррозии " |
2 |
2 |
|
|||
Тема 5. "Полупроводниковые материалы" |
Содержание учебного материала Полупроводниковые материалы, их классификация, зависимость свойств от примесей |
2 |
2 |
|
||
Самостоятельная работа № 6: |
2 |
2 |
|
|||
Тема 6. "Диэлектрические материалы" |
Содержание учебного материала Полимерные материалы и пластмасса Лакокрасочные и клеящие материалы. Электротехническое стекло |
6 |
2 |
|
||
|
|
|||||
Лабораторно-практическая работа №5: «Виды, назначения, характеристики и область применения лаков и эмалей, пластмасс, электротехнического стекла» |
2 |
2 |
|
|||
Самостоятельная работа № 7: "Применение полимерных материалов ", "Применение пластических масс " |
3 |
2 |
|
|||
Тема 7. "Смазочные материалы" |
Содержание учебного материала Классификация и применение смазочных материалов |
4 |
2 |
|||
Самостоятельная работа № 8: "Свойства смазочных материалов" |
2 |
2 |
|
|||
|
Контрольная работа по пройденному материалу |
2 |
2 |
|
||
|
Всего теоретических практических самостоятельных |
63 30 12 21 |
|
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общепрофессиональных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска, УМК по дисциплине (учебники, учебно-методические рекомендации), учебные пособия по дисциплине, комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»; объемные модели металлической кристаллической решетки;
Технические средства обучения: мультимедийное проекционное оборудование, интерактивная доска.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники (не старше 2009 г.)
1. Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко, Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях, Москва: Высшая школа,2010;
2. Н.И. Гарбусева, С.В. Суматохин, Программы для общеобразовательных учреждений: Химия, Москва: Дрофа, 2011.
3. Е. М. Муравьев, Слесарное дело, Москва: Просвещение, 2010.
4. А.М. Адаскин, В.М. Зуев, Материаловедение, Москва: Издательский центр «Академия», 2010;
5. Е.Н.Соколова, Материаловедение( металлообработка), Москва: Издательский центр «Академия», 2011.
Интернет-ресурсы:
1.Материаловедение для автомехаников - Ю. Т. Чумаченко, Г. В. Чумаченко, А. И. Герасименко Феникс, 2010 г.
Режим доступа: biblion.ru;
2.Материаловедение: лабораторный практикум / С. Я. Алибеков, Е. В. Алибекова, Н. Г. Крашенинникова, Г. П. Фетисов. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2011г.
Режим доступа: volgatech.net.
3. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка)
В. Н. Заплатин, Ю. И. Сапожников, А. В. Дубов, Академия,2010г.
Режим доступа: bookfi.org
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Уметь: |
|
выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы |
практические занятия, лабораторные работы |
проводить первичную обработку материалов с разными свойствами |
лабораторные работы |
пользоваться стандартами и другой нормативной документацией |
практические занятия, домашние работы |
определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими |
практические занятия |
анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов |
практические занятия, лабораторные работы |
использовать механическое оборудование, измерительное и испытательное оборудование |
практические занятия, лабораторные работы |
знать/понимать: |
|
основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании |
практические занятия, контрольная работа, домашняя работа |
основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами; основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок |
контрольная работа, домашняя работа |
основы метрологии: понятие, термины, показатели измерительных приборов; назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения |
практические занятия, контрольная работа, домашняя работа |
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж» мастер производственного обучения, преподаватель спец. дисциплин: Симакова Анна Алексеевна, первая квалификационная категория.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.