рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Электротехника
Тарко-Сале, 2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Организация-разработчик: ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж»
Разработчики:
Дрыга Владислав Александрович - преподаватель дисциплин общепрофессионального
(Ф И О., ученая степень, звание, должность)
и профессионального циклов
Рассмотрена на заседании М(Ц)К № ___ от ___________ 2017 г.
Согласовано МС протокол № ___ от ___________ 2017 г.
Утверждено заместителем директора по УПР ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж»
__________________ М. А. Алымова
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· выполнять по заданным условиям расчёты несложных электрических цепей постоянного и переменного тока, магнитных цепей,
· собирать несложные электрические цепи по заданным принципиальным схемам;
· находить неисправности в электрических цепях;
· выбирать и пользоваться аппаратурой и контрольно-измерительными приборами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· основные электрические и магнитные явления, их физическую сущность и возможность практического использования;
· физические законы, на которых основана электротехника и вытекающие из этих законов следствия;
· правила и методы расчёта различных электрических цепей;
· наиболее употребительные термины и определения теоретической электротехники;
· условные графические обозначения элементов электрических цепей, применяемых в электрических расчётных схемах;
· единицы измерения и буквенные обозначения электрических и магнитных величин.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
72 |
в том числе: |
|
практические занятия |
36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
36 |
в том числе: |
|
Проработка конспекта лекций; Решение вариативных задач; Ответы на контрольные вопросы; |
20 11 5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Линейные электрические цепи постоянного тока |
34 |
|
||
Тема 1.1. Физические процессы в электрических цепях |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
2 |
Электропроводность веществ |
1 |
2 |
|
3 |
Понятие об электрическом токе |
1 |
2 |
|
4 |
Потребитель электрической энергии. Закон Джоуля-Ленца. Мощность потребителя |
1 |
2 |
|
5 |
Закон Ома для участка и всей цепи. |
1 |
2 |
|
6 |
Законы Кирхгофа |
1 |
2 |
|
Практические занятия: «Техника безопасности. Работа с измерительными приборами. Составление схем по описанию.»; «Исследование цепи с двумя источниками. Режим генератора и потребителя»; «Исследование режимов работы электрической цепи постоянного тока»; «Измерение потери напряжения в проводах. Определение сопротивления проводов»; «Анализ первого и второго законов Кирхгофа» |
10 |
|
||
2 |
||||
2 |
||||
2 |
||||
2 |
||||
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы; Решение вариативных задач |
4 |
|||
Тема 1.2. Расчет простых электрических цепей |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
Неразветвленная цепь постоянного тока |
1 |
2 |
|
2 |
Разветвленная цепь постоянного тока |
1 |
2 |
|
3 |
Расчет электрических цепей при произвольном соединение элементов и одном источнике |
1 |
2 |
|
4 |
Соединение резисторов «звездой» и «треугольником» |
1 |
2 |
|
Практические занятия: «Расчет цепей постоянного тока с одним источником» «Расчет цепей с последовательным, параллельным и смешенном соединением резисторов»; «Снятие потенциалов различных точек цепи и построение потенциальной диаграммы» |
6 |
|
||
2 |
||||
2 |
||||
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы; Решение вариативных задач |
5 |
|||
Тема 1.3. Некоторые методы расчета сложных электрических цепей |
Содержание учебного материала |
5 |
||
1 |
Метод наложения |
1 |
2 |
|
2 |
Метод узловых и контурных уравнений |
1 |
2 |
|
3 |
Метод контурных токов |
1 |
2 |
|
4 |
Метод узлового напряжения при расчете цепей с двумя узлами |
1 |
2 |
|
5 |
Метод эквивалентного генератора |
1 |
1 |
|
Практические занятия: «Расчет сложных цепей постоянного тока» «Расчет сложных электрических цепей» |
3 |
|
||
1 |
||||
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на контрольные вопросы; Решение вариативных задач |
4 |
|||
Раздел 2. Электрическое и магнитное поле |
14 |
|||
Тема 2.1. Электрическое поле в вакууме |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Электростатическое поле. Закон Кулона |
1 |
2 |
|
2 |
Напряженность электрического поля. Электрический потенциал |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы |
2 |
|
||
Тема 2.2. Расчет электростатических цепей |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Конденсатор. Емкость конденсатора |
1 |
2 |
|
2 |
Расчет электростатических цепей |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы |
3 |
|
||
Тема 2.3. Понятие магнитного поля |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
Характеристики и параметры магнитного поля (напряженность, магнитное напряжение, намагничивающая сила, магнитная индукция, магнитный поток) |
1 |
2 |
|
2 |
Магнитная постоянная |
1 |
2 |
|
3 |
Магнитные свойства вещества |
1 |
2 |
|
4 |
Магнитный гистерезис |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы |
2 |
|
||
Тема 2.4. Электромагнитная индукция |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
Закон Ампера. Сила Лоренца |
1 |
2 |
|
2 |
Принцип действия генератора и электродвигателя |
1 |
2 |
|
3 |
Индуктивность. ЭДС самоиндукции |
1 |
2 |
|
5 |
Вихревые токи и борьба с ними |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы |
4 |
|
||
Тема 2.5. Энергия электрического и магнитного поля |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1 |
Энергия электрического поля. Выражение энергии через характеристики конденсатора |
1 |
1 |
|
2 |
Энергия магнитного поля. Выражение энергии через характеристики катушки с током |
1 |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на контрольные вопросы; Решение вариативных задач |
3 |
|
||
Раздел 3. Электрические цепи переменного тока |
22 |
|||
Тема 3.1. Начальные сведения о переменном токе |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Понятие переменного электрического тока |
1 |
2 |
|
2 |
Получение синусоидального тока |
1 |
2 |
|
Практические занятия: «Исследование RLC цепей»; «Последовательное соединение RLC. Резонанс напряжений»; «Параллельное соединение LC. Резонанс токов»; «Улучшение коэффициента мощности» «Анализ цепей переменного тока»; «Расчет цепей переменного тока с помощью векторных диаграмм» |
12 |
|
||
2 |
||||
2 |
||||
2 |
||||
2 |
||||
2 |
||||
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы |
4 |
|||
Тема 3.2. Расчет цепей переменного тока с помощью комплексных чисел |
Содержание учебного материала |
5 |
||
1 |
Три формы представления комплексного числа. Переход от одной формы в другую |
1 |
2 |
|
2 |
Синусоидальный ток и напряжение в комплексной форме |
1 |
2 |
|
3 |
Сопротивление, проводимость, мощность в комплексной форме |
2 |
2 |
|
4 |
Основные законы электротехники в комплексной форме |
1 |
2 |
|
Практические занятия: «Расчет цепей переменного тока с помощью комплексных чисел» |
5 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта лекций; Ответы на контрольные вопросы; Решение вариативных задач |
5 |
|||
Дифференцированный зачет |
2 |
|||
Всего: |
108 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета электротехники; лаборатории электротехники.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор и электронная панель или электронная доска.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: лабораторные установки и макетные стенды по курсу «Электротехника», компьютеры с лицензионным программным обеспечением (операционная система, пакет офисных программ и программа Multisim).
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
· Ф.В. «Теоретические основы электротехники»: учебник для сред. проф. образования – М.: Высшая школа, 2014
· В.С. Попов «Теоретические основы электротехники»: учеб. для сред. проф. образования – М.: Энергия, 2014
· М.Ю. Зайчик «Сборник задач и упражнений по теоретической электротехнике»: учеб. пособие для студ. Сред. проф. образования. – М.: Энергоатомиздат, 2015
Дополнительные источники:
· Панфилов Д.И. и др. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях т.1. – М.: Академия, 2014.
· Панфилов Д.И. и др. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях т.2. – М.: Академия, 2014.
· Ярочкина Г.В., Володарская А.А. Электротехника. Рабочая тетрадь. – М.: Академия, 2014.
· http://www.chipdip.ru/video.aspx «Видео: Чип и Дип – Электронные компоненты и приборы»
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
выполнять по заданным условиям расчёты несложных электрических цепей постоянного и переменного тока, магнитных цепей |
Оценка результатов выполнения практических работ |
собирать несложные электрические цепи по заданным принципиальным схемам |
Оценка результатов выполнения практических работ |
находить неисправности в электрических цепях |
Оценка результатов выполнения практических работ |
выбирать и пользоваться аппаратурой и контрольно-измерительными приборами |
Оценка результатов выполнения практических работ |
Знания: |
|
основные электрические и магнитные явления, их физическую сущность и возможность практического использования; |
Оценка результатов выполнения домашних работ к темам
|
физические законы, на которых основана электротехника и вытекающие из этих законов следствия; |
Оценка результатов выполнения домашних работ к темам
|
правила и методы расчёта различных электрических цепей; |
Оценка результатов выполнения домашних работ к темам
|
наиболее употребительные термины и определения теоретической электротехники; |
Оценка результатов выполнения домашних работ к темам;
|
условные графические обозначения элементов электрических цепей, применяемых в электрических расчётных схемах; |
Оценка результатов выполнения домашних работ к темам;
|
единицы измерения и буквенные обозначения электрических и магнитных величин. |
Оценка результатов выполнения домашних работ к темам;
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.