ОП.06 Управление персоналом для специальности 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»

  • docx
  • 13.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Управление персоналом СК- 304.docx

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения

Омской области «Сибирский профессиональный колледж» в селе Сосновское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины

 

ОП.06 Управление персоналом

для специальности

 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

Одобрена цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин

 

 

протокол № ____

от «___» ______ 201__ г.

 

Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностисреднего профессионального образования 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»

 

 

 

 

 

Председатель ЦМК

 

____________ Н.А.Андрусенко

 

 

Заведующий учебной частью

 _______________ Н.Б. Троян

 

 

 

 

Методист ___________ Шпунтенко И.А.

 

Ор­га­ни­за­ция-раз­ра­бот­чик: ФБПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж» СС

 

Раз­ра­бот­чик: (Опаец Евгения Васильевна), преподаватель ФБПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж» СС

 

 

 

 

 

Рекомендована учебно-методическим советом ФБПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж» СС для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» _________ 201_ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              © Сибирский профессиональный колледж


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

11

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

12

 

 

 


1  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 Управление персоналом

 

1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл общепрофессиональные дисциплины. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по специальности 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» с целью углубления подготовки, получения дополнительных умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентноспособности выпускника

 

 

1.2 Учебная дисциплина имеет междисциплинарные связи со следующими дисциплинами (междисциплинарными курсами):

«Сервисная деятельность», «Управление персоналом», «Маркетинг» и др.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Вариативная часть

 

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

Код

Наименование результата обучения

Ув 1

Использовать современные технологии в менеджменте

Ув 2

Организовывать работу подчиненных

Ув 3

Мотивировать исполнителей на повышение качества труда

Ув4

Принимать эффективные решения

 

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

Код

Наименование результата обучения

Зв 1

Функции и виды менеджмента

Зв 2

Систему методов управления

Зв 3

Процесс принятия и реализации управленческих решений

Зв 4

Основы организации работы коллектива исполнителей

 

                             

               Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности: 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»и подготовке к формированию профессиональных компетенций :

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Организовывать быт и уют, комфортность проживания членов семьи в домашней среде

ПК 1.2

Организовывать встречу, прием и размещение гостей, деловые и праздничные мероприятия.

ПК 1.3

Организовывать регулярное питание членов семьи с учетом национальных традиций и правил этикета.

ПК 1.4

Осуществлять экономное расходование средств на оплату услуг, закупку продуктов и необходимых товаров для нужд членов семьи.

ПК 1.5

Организовывать эффективную работу и управлять обслуживающим персоналом, осуществляющим ведение домашнего хозяйства.

ПК 2.1

Организовывать газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение жилых помещений.

ПК 2.2

Организовывать проведение соответствующих аварийно-ремонтных и восстановительных работ.

ПК 3.1

Организовывать уборку и санитарную очистку придомовых территорий.

ПК 3.2

Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с озеленением придомовых территорий.

ПК 3.3

Организовывать благоустройство и реконструкцию придомовых территорий.

 

 

В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК):

Код

Наименование результата обучения

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины по очной форме обучения:

максимальной учебной нагрузки обучающегося __92____ часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___64__ часов;

самостоятельной работы обучающегося ___28___ часов.


2 Структура и содержание учебной дисциплины

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения

 

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

92

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

 

лабораторные работы

не предусмотрено

практические занятия

16

контрольные работы

не предусмотрено

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

самостоятельная работа студента (всего)

28

Итоговая аттестация в форме :

ДФК

 

 


2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем программы

Тема и содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов.

Объем часов

Требования к знаниям, умениям

1

2

3

4

Раздел 1 Общие основы управления персоналом

22

 

Тема 1.1. Предмет, задача, содержание курса. История развития.

Теоретические занятия

4

1.

Предмет, цель и содержание курса управления персоналом.

Место управления персоналом в системе современных наук. Принципы, методы и функции управления персоналом. Эволюция научных подходов к управлению персоналом (физиократический, рационалистический, технократический, гуманистический).

2

Зв1,Зв2

  2.

Теоретические основы управления персоналом .

Персонал, как объект изучения. История развития управления персоналом.

2

Зв1,Зв2

Тема 1.2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом

.

Теоретические занятия

4

 

1.

Концепция управления персоналом. Модели работника. Задачи управления персоналом. Основные концепции управления персоналом.

2

Зв2,Зв3

  2.

Кадровое планирование.

Изменение методов воздействия на людей. Понятие кадровой службы. Система управления персоналом в Японии.

Кадровое планирование, понятие и назначение. Процесс кадрового планирования. Оперативное, стратегическое и тактическое кадровое планирование. Определение потребности в персонале.  Факторы, определяющие потребность в персонале. Планирование численности персонала.

2

Зв1,Зв2

Практические занятия

4

 

1.

Практическая работа №1«Разработка стратегии»

2

Ув2,Ув4

  2.

Практическая работа №2Деловая игра «Отбор персонала».

2

Ув2,Ув1

Самостоятельная работа:

Проработка конспектов, изучение информационно – справочной литературы. Ознакомление с технической литературой, выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Проектирование собственной организации.

Рефераты по теме: Японская система управления организаций;Формирование эффективной системы мотивации персонала как фактор развития организации. Общая концепция стратегического управления.

10

 

Раздел 2 Система управления персоналом

20

 

Тема 2.1. Организация системы управления персоналом. Регламентация управления

Теоретические занятия

6

 

1.

Кадровые процессы в организации.

Организационная структура управления персонала. Понятие кадровой политики. Кадровая политика. Виды и типы кадровой политики.

Кадровая политика: понятие, виды. Характеристика видов кадровой политики. Кадровая работа как механизм реализации кадровой политики. Кадровые мероприятия

 

2

Зв1,Зв4

2.

Стратегии управления персоналом.

Компетенция персонала. Назначение кадровых процессов в организации. Подсистемы работы с кадрами (формирование, использование, развитие кадров), их состав и взаимосвязь. Базовые кадровые процессы, их характеристика

2

Зв1,Зв2,Зв3

3.

Понятие регламента предприятия.

Регламентация управления. Положения о подразделениях. Должностные инструкции. Контракт

2

Зв1

Тема 2.2 Понятие найма, источники найма

 

Теоретические занятия

4

 

1.

Политика найма.

Организация процедур отбора, приема, увольнения. Общая схема найма персонала

2

Зв1,Зв2

2.

Сущность и организация отбора персонала.

Порядок найма и увольнения. Зарубежный опыт.

2

Зв1,Зв2

Самостоятельная работа: проработка конспектов, изучение информационно – справочной литературы, ознакомление с технической литературой, выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: разработка и выполнение стратегии. Темы рефератов: Процесс приема кадров на предприятии, Управление персоналом,

 

10

 

Раздел 3 Организация и ее система управления

26

 

Тема 3.1 Организация как сложная система

Теоретические занятия

6

 

1.

Формы организаций

Горизонтальные и вертикальные связи и разделение управленческих элементов.

Основные понятия, её признаки и классификация организаций.

2

Зв1,Зв2

2.

Управление сложной системой.

Организация и ее формы. Система управления и ее элементы.

2

Зв2,Зв3

3.

Некоммерческие предприятия.

Законы организации. Организация вчера, сегодня, завтра.  Управление персоналом в некоммерческих организациях

2

Зв3,Зв4

Тема 3.2

Управление составом персонала

Теоретические занятия

8

 

1.

Организация подбора персонала.

Подбор персонала: понятие, назначение. Технология набора персонала. Методы подбора персонала, их характеристика. Поиск внутри организации. Подбор с помощью сотрудников. Объявления в СМИ. Государственные агентства занятости. Частные кадровые агентства.

2

Зв2,Зв3,Зв4

2.

Методы отбора кандидатов.

Отбор персонала, понятие. Цели отбора персонала в организацию. Первичный отбор кандидатов. Инструменты отбора (анализ анкетных данных, тестирование, экспертиза подчерка). Собеседование как инструмент отбора. Виды и типы собеседований (ситуационное и структурированное). Техника проведение собеседования.

2

З2,З3,У4

3.

Внутрифирменное перемещение и увольнение сотрудников.

Внутрифирменное перемещение сотрудников, назначение. Основные виды перемещения сотрудников внутри организации. Повышение в должности. Понижение в должности. Горизонтальное перемещение. Увольнение сотрудников. Основные ситуации, связанные с увольнением сотрудников. Сокращение штата.

2

Зв2,Зв3,Зв4

4.

Учёт персонала и трудовые отношения в организации.

Трудовой Кодекс РФ как правовая основа регулирования трудовых отношений.

Трудовой кодекс и практика работы с персоналом.

Трудовой Кодекс РФ, назначение. Основные положения Трудового Кодекса РФ. Трудовой договор, понятие, содержание и стороны. Порядок заключения трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора.

2

Зв1,Зв2

Практические занятия

4

 

1.

Практическая работа №3 Составление структуры организации.

2

Ув2,Ув4

2.

Практическая работа№4 Разработка договора, контракта о приеме на работу.

2

Ув2,Ув1,Ув4

Самостоятельная работа

Выполнить сообщение по теме:Роль, функции и задачи управления персоналом в современной организации

Выполнить презентацию по теме: Инфраструктура управления

Выполнить реферат по теме: Понятие организационной структуры

Выполнить презентацию по теме: Формирование эффективной системы управления персонала как фактор развития организации.

4

 

Раздел 4 Руководство организацией как социальной системой

20

 

Тема 4.1

Лидерство, руководство, власть

Теоретические занятия

6

 

1.

Стиль руководства.

Подход к проблеме лидерства. Значимость качеств руководителя. Основные типы руководителей.

2

Зв2

2.

Природа конфликта в организации.

Причины возникновения конфликта. Виды конфликтов.Конфликт и способы его преодоления. Конфликт: понятие. Причины конфликтов. Виды конфликтов. Последствия конфликтов. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

2

Зв4

3.

Адаптация новых сотрудников.

Адаптация на рабочем месте. Классификация видов адаптации. Введение в курс дела новых сотрудников. Наставничество.

 

Зв1,Зв3

Практические занятия

4

 

1.

Практическая работа №5Конфликты и их разрешение

2

Ув4

2.

Практическая работа №6 Проектирование организации

2

Ув1,Ув2

Тема 4.2

Работа с персоналом.

Кадровая политика.Обучение и развитие персонала

Теоретические занятия

8

 

1.

Эффективность обучения персонала.

Планирование карьеры.Цели корпоративного обучения. Выявление потребности в обучении. Методы выявления потребности в обучении. Организация корпоративного обучения. Формы организации корпоративного обучения, их характеристика. Эффективность обучения персонала. Управление продвижением по службе.

2

Зв2,Зв3

2.

Оценка персонала.

 Аттестация персонала.Оценка персонала: понятие, основные цели. Основные направления оценки персонала. Основные инструменты оценки персонала и их применение. Аттестация персонала. Технология аттестации персонала.

 

Зв2,Зв3

3.

Управление мотивацией персонала.

Система мотивации персонала в организации и её эффективность.

Понятие мотивации. Современные теории мотивации. Система оплаты труда. Система льгот и компенсационных выплат. Нематериальные методы стимулирования работников

 

Зв1,Зв4

4.

Организационная культура.

Типы организационной культуры и методы ее формирования. Методы поддержания и изменения орг. культуры.Организационная культура.

Управление организационной культурой как часть системы управления персоналом. Корпоративные мероприятия

 

2

Зв3,Зв4

Практические занятия

4

 

1.

Практическая работа №7 Составление резюме, автобиографии

2

Ув4

2.

Практическая работа №8 Этика делового общения

2

Ув2,Ув4

 

 

Итоговое занятие

2

 

 

Самостоятельная работа

Проработка конспектов, изучение информационно – справочной литературы. Ознакомление с технической литературой, выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Выполнить презентацию по теме: Планирование и развитие карьеры в современной организации.Аттестация персонала.

4

 

Всего

92

 

                                             


3 условия реализации программы дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально- экономических дисциплин».

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места, по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- раздаточный материал.

 

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- экран.

 

 

3.2 Образовательные технологии

При реализации программы учебной дисциплины наименование УД применяются активные и интерактивные форм проведения занятий: интерактивная учебная лекция, обсуждение в группах, публичная презентация проекта, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), тренинги, круглый стол, выполнение индивидуальных и групповых проектов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.

 

3.3 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.     Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1999. – 624 с.

2.     Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 336 с.

3.     Управление персоналом: [Электронный ресурс]: [электронный учебник].

 

Дополнительные источники:

1.     Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.

2.     Набиев Р.А.Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2008. – 144 с.

3.     Пугачёв В.П. руководство персоналом: Практикум: Учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 316 с.

4.     Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие/ под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 365 с.

 

4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

4.1 Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, тестирования, выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований и д.р.

 

 

Планируемые результаты освоения дисциплины

Основные показатели оценки планируемых результатов

Формы промежуточной аттестации и методы контроля

Ув1 Использовать современные технологии в менеджменте

Ув1.1 перечисляет основные этапы развития менеджмента;

Тестирование, защита рефератов

Ув1.2 называет основные школы управления;

Ув1.3 описывает современные теории

и методологии в менеджменте;

 

Ув2 Организовывать работу подчиненных

Ув2.1 перечисляет и объясняет методы планирования;

Наблюдение за выполнением практического задания.

ДФК

Ув2.2 знает этапы проведения SWOT- анализа;

Ув2.3 умеет на основе SWOT- анализа разработать элементы стратегического плана для организации

Ув3 Мотивировать исполнителей на повышение качества труда

Ув3.1 объясняет роль мотивации в системе управления;

Проверка тематических докладов

ДФК

Ув3.2 применяет элементы мотивации на практике;

 

Ув3.3 приводит примеры эффективных и не эффективных способов стимулирования

Ув4 Принимать эффективные решения

Ув4.1. перечисляет и описывает виды управленческих решений;

Тестирование

Подготовка и выступление с докладом, сообщением

ДФК

Ув4.2 оценивает факторы, влияющие на эффективность принятия решения.

Зв1 Функции и виды менеджмента

Зв1.1 перечисляет основные этапы развития менеджмента;

Наблюдение за выполнением практического задания

ДФК

Зв1.2 называет основные школы управления;

Зв1.3 описывает современные теории и методологии в менеджменте;

 

Зв2 Систему методов управления

Зв2.1 перечисляет и описывает виды управленческих решений;

Защита отчетов по практическим и лабораторным работам

 

Зв2.2 разбирается в стилях управления

Зв3 Процесс принятия и реализации управленческих решений

Зв3.1 оценивает факторы влияющие на эффективности принятия решения.

З3.2 строит организационную структуру

Защита реферата.

Оценка выполнения практического задания

Зв4 Основы организации работы коллектива исполнителей

Зв4.1 различает и оценивает основные типы организационных структур;

 

Тестирование

ДФК

Зв4.2 перечисляет принципы построения орг.структур;

 

Зв4.3 проводит анализ структуры предложенной организации.

 


 

Скачано с www.znanio.ru