Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения
Омской области «Сибирский профессиональный колледж» в селе Сосновское
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ дисциплины
ОП.06 Управление персоналом
для специальности
43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
2018
Одобрена цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин
протокол № ____ от «___» ______ 201__ г. |
|
Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностисреднего профессионального образования 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
|
Председатель ЦМК
____________ Н.А.Андрусенко
|
|
Заведующий учебной частью _______________ Н.Б. Троян
|
Методист ___________ Шпунтенко И.А.
Организация-разработчик: ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Разработчик: (Опаец Евгения Васильевна), преподаватель ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Рекомендована учебно-методическим советом ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» _________ 201_ г.
© Сибирский профессиональный колледж
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины
|
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
12 |
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Управление персоналом
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл общепрофессиональные дисциплины. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по специальности 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» с целью углубления подготовки, получения дополнительных умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентноспособности выпускника
1.2 Учебная дисциплина имеет междисциплинарные связи со следующими дисциплинами (междисциплинарными курсами):
«Сервисная деятельность», «Управление персоналом», «Маркетинг» и др.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Вариативная часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Код |
Наименование результата обучения |
Ув 1 |
Использовать современные технологии в менеджменте |
Ув 2 |
Организовывать работу подчиненных |
Ув 3 |
Мотивировать исполнителей на повышение качества труда |
Ув4 |
Принимать эффективные решения |
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Код |
Наименование результата обучения |
Зв 1 |
Функции и виды менеджмента |
Зв 2 |
Систему методов управления |
Зв 3 |
Процесс принятия и реализации управленческих решений |
Зв 4 |
Основы организации работы коллектива исполнителей |
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности: 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»и подготовке к формированию профессиональных компетенций :
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1 |
Организовывать быт и уют, комфортность проживания членов семьи в домашней среде |
ПК 1.2 |
Организовывать встречу, прием и размещение гостей, деловые и праздничные мероприятия. |
ПК 1.3 |
Организовывать регулярное питание членов семьи с учетом национальных традиций и правил этикета. |
ПК 1.4 |
Осуществлять экономное расходование средств на оплату услуг, закупку продуктов и необходимых товаров для нужд членов семьи. |
ПК 1.5 |
Организовывать эффективную работу и управлять обслуживающим персоналом, осуществляющим ведение домашнего хозяйства. |
ПК 2.1 |
Организовывать газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение жилых помещений. |
ПК 2.2 |
Организовывать проведение соответствующих аварийно-ремонтных и восстановительных работ. |
ПК 3.1 |
Организовывать уборку и санитарную очистку придомовых территорий. |
ПК 3.2 |
Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с озеленением придомовых территорий. |
ПК 3.3 |
Организовывать благоустройство и реконструкцию придомовых территорий. |
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины по очной форме обучения:
максимальной учебной нагрузки обучающегося __92____ часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___64__ часов;
самостоятельной работы обучающегося ___28___ часов.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения
Вид учебной деятельности |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
92 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
64 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
не предусмотрено |
практические занятия |
16 |
контрольные работы |
не предусмотрено |
курсовая работа (проект) |
не предусмотрено |
самостоятельная работа студента (всего) |
28 |
Итоговая аттестация в форме : |
ДФК |
2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем программы |
Тема и содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов. |
Объем часов |
Требования к знаниям, умениям |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||
Раздел 1 Общие основы управления персоналом |
22 |
|
||||||||||||
Тема 1.1. Предмет, задача, содержание курса. История развития. |
Теоретические занятия |
4 |
||||||||||||
1. |
Предмет, цель и содержание курса управления персоналом. Место управления персоналом в системе современных наук. Принципы, методы и функции управления персоналом. Эволюция научных подходов к управлению персоналом (физиократический, рационалистический, технократический, гуманистический). |
2 |
Зв1,Зв2 |
|||||||||||
2. |
Теоретические основы управления персоналом . Персонал, как объект изучения. История развития управления персоналом. |
2 |
Зв1,Зв2 |
|||||||||||
Тема 1.2. Концепция управления персоналом предприятия. Система управления персоналом . |
Теоретические занятия |
4 |
|
|||||||||||
1. |
Концепция управления персоналом. Модели работника. Задачи управления персоналом. Основные концепции управления персоналом. |
2 |
Зв2,Зв3 |
|||||||||||
2. |
Кадровое планирование. Изменение методов воздействия на людей. Понятие кадровой службы. Система управления персоналом в Японии. Кадровое планирование, понятие и назначение. Процесс кадрового планирования. Оперативное, стратегическое и тактическое кадровое планирование. Определение потребности в персонале. Факторы, определяющие потребность в персонале. Планирование численности персонала. |
2 |
Зв1,Зв2 |
|||||||||||
Практические занятия |
4 |
|
||||||||||||
1. |
Практическая работа №1«Разработка стратегии» |
2 |
Ув2,Ув4 |
|||||||||||
2. |
Практическая работа №2Деловая игра «Отбор персонала». |
2 |
Ув2,Ув1 |
|||||||||||
Самостоятельная работа: Проработка конспектов, изучение информационно – справочной литературы. Ознакомление с технической литературой, выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Проектирование собственной организации. Рефераты по теме: Японская система управления организаций;Формирование эффективной системы мотивации персонала как фактор развития организации. Общая концепция стратегического управления. |
10 |
|
||||||||||||
Раздел 2 Система управления персоналом |
20 |
|
||||||||||||
Тема 2.1. Организация системы управления персоналом. Регламентация управления |
Теоретические занятия |
6 |
|
|||||||||||
1. |
Кадровые процессы в организации. Организационная структура управления персонала. Понятие кадровой политики. Кадровая политика. Виды и типы кадровой политики. Кадровая политика: понятие, виды. Характеристика видов кадровой политики. Кадровая работа как механизм реализации кадровой политики. Кадровые мероприятия
|
2 |
Зв1,Зв4 |
|||||||||||
2. |
Стратегии управления персоналом. Компетенция персонала. Назначение кадровых процессов в организации. Подсистемы работы с кадрами (формирование, использование, развитие кадров), их состав и взаимосвязь. Базовые кадровые процессы, их характеристика |
2 |
Зв1,Зв2,Зв3 |
|||||||||||
3. |
Понятие регламента предприятия. Регламентация управления. Положения о подразделениях. Должностные инструкции. Контракт |
2 |
Зв1 |
|||||||||||
Тема 2.2 Понятие найма, источники найма
|
Теоретические занятия |
4 |
|
|||||||||||
1. |
Политика найма. Организация процедур отбора, приема, увольнения. Общая схема найма персонала |
2 |
Зв1,Зв2 |
|||||||||||
2. |
Сущность и организация отбора персонала. Порядок найма и увольнения. Зарубежный опыт. |
2 |
Зв1,Зв2 |
|||||||||||
Самостоятельная работа: проработка конспектов, изучение информационно – справочной литературы, ознакомление с технической литературой, выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: разработка и выполнение стратегии. Темы рефератов: Процесс приема кадров на предприятии, Управление персоналом,
|
10 |
|
||||||||||||
Раздел 3 Организация и ее система управления |
26 |
|
||||||||||||
Тема 3.1 Организация как сложная система |
Теоретические занятия |
6 |
|
|||||||||||
1. |
Формы организаций Горизонтальные и вертикальные связи и разделение управленческих элементов. Основные понятия, её признаки и классификация организаций. |
2 |
Зв1,Зв2 |
|||||||||||
2. |
Управление сложной системой. Организация и ее формы. Система управления и ее элементы. |
2 |
Зв2,Зв3 |
|||||||||||
3. |
Некоммерческие предприятия. Законы организации. Организация вчера, сегодня, завтра. Управление персоналом в некоммерческих организациях |
2 |
Зв3,Зв4 |
|||||||||||
Тема 3.2 Управление составом персонала |
Теоретические занятия |
8 |
|
|||||||||||
1. |
Организация подбора персонала. Подбор персонала: понятие, назначение. Технология набора персонала. Методы подбора персонала, их характеристика. Поиск внутри организации. Подбор с помощью сотрудников. Объявления в СМИ. Государственные агентства занятости. Частные кадровые агентства. |
2 |
Зв2,Зв3,Зв4 |
|||||||||||
2. |
Методы отбора кандидатов. Отбор персонала, понятие. Цели отбора персонала в организацию. Первичный отбор кандидатов. Инструменты отбора (анализ анкетных данных, тестирование, экспертиза подчерка). Собеседование как инструмент отбора. Виды и типы собеседований (ситуационное и структурированное). Техника проведение собеседования. |
2 |
З2,З3,У4 |
|||||||||||
3. |
Внутрифирменное перемещение и увольнение сотрудников. Внутрифирменное перемещение сотрудников, назначение. Основные виды перемещения сотрудников внутри организации. Повышение в должности. Понижение в должности. Горизонтальное перемещение. Увольнение сотрудников. Основные ситуации, связанные с увольнением сотрудников. Сокращение штата. |
2 |
Зв2,Зв3,Зв4 |
|||||||||||
4. |
Учёт персонала и трудовые отношения в организации. Трудовой Кодекс РФ как правовая основа регулирования трудовых отношений. Трудовой кодекс и практика работы с персоналом. Трудовой Кодекс РФ, назначение. Основные положения Трудового Кодекса РФ. Трудовой договор, понятие, содержание и стороны. Порядок заключения трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора. |
2 |
Зв1,Зв2 |
|||||||||||
Практические занятия |
4 |
|
||||||||||||
1. |
Практическая работа №3 Составление структуры организации. |
2 |
Ув2,Ув4 |
|||||||||||
2. |
Практическая работа№4 Разработка договора, контракта о приеме на работу. |
2 |
Ув2,Ув1,Ув4 |
|||||||||||
Самостоятельная работа Выполнить сообщение по теме:Роль, функции и задачи управления персоналом в современной организации Выполнить презентацию по теме: Инфраструктура управления Выполнить реферат по теме: Понятие организационной структуры Выполнить презентацию по теме: Формирование эффективной системы управления персонала как фактор развития организации. |
4 |
|
||||||||||||
Раздел 4 Руководство организацией как социальной системой |
20 |
|
||||||||||||
Тема 4.1 Лидерство, руководство, власть |
Теоретические занятия |
6 |
|
|||||||||||
1. |
Стиль руководства. Подход к проблеме лидерства. Значимость качеств руководителя. Основные типы руководителей. |
2 |
Зв2 |
|||||||||||
2. |
Природа конфликта в организации. Причины возникновения конфликта. Виды конфликтов.Конфликт и способы его преодоления. Конфликт: понятие. Причины конфликтов. Виды конфликтов. Последствия конфликтов. Способы разрешения конфликтных ситуаций. |
2 |
Зв4 |
|||||||||||
3. |
Адаптация новых сотрудников. Адаптация на рабочем месте. Классификация видов адаптации. Введение в курс дела новых сотрудников. Наставничество. |
|
Зв1,Зв3 |
|||||||||||
Практические занятия |
4 |
|
||||||||||||
1. |
Практическая работа №5Конфликты и их разрешение |
2 |
Ув4 |
|||||||||||
2. |
Практическая работа №6 Проектирование организации |
2 |
Ув1,Ув2 |
|||||||||||
Тема 4.2 Работа с персоналом. Кадровая политика.Обучение и развитие персонала |
Теоретические занятия |
8 |
|
|||||||||||
1. |
Эффективность обучения персонала. Планирование карьеры.Цели корпоративного обучения. Выявление потребности в обучении. Методы выявления потребности в обучении. Организация корпоративного обучения. Формы организации корпоративного обучения, их характеристика. Эффективность обучения персонала. Управление продвижением по службе. |
2 |
Зв2,Зв3 |
|||||||||||
2. |
Оценка персонала. Аттестация персонала.Оценка персонала: понятие, основные цели. Основные направления оценки персонала. Основные инструменты оценки персонала и их применение. Аттестация персонала. Технология аттестации персонала. |
|
Зв2,Зв3 |
|||||||||||
3. |
Управление мотивацией персонала. Система мотивации персонала в организации и её эффективность. Понятие мотивации. Современные теории мотивации. Система оплаты труда. Система льгот и компенсационных выплат. Нематериальные методы стимулирования работников |
|
Зв1,Зв4 |
|||||||||||
4. |
Организационная культура. Типы организационной культуры и методы ее формирования. Методы поддержания и изменения орг. культуры.Организационная культура. Управление организационной культурой как часть системы управления персоналом. Корпоративные мероприятия
|
2 |
Зв3,Зв4 |
|||||||||||
Практические занятия |
4 |
|
||||||||||||
1. |
Практическая работа №7 Составление резюме, автобиографии |
2 |
Ув4 |
|||||||||||
2. |
Практическая работа №8 Этика делового общения |
2 |
Ув2,Ув4 |
|||||||||||
|
|
Итоговое занятие |
2 |
|
||||||||||
|
Самостоятельная работа Проработка конспектов, изучение информационно – справочной литературы. Ознакомление с технической литературой, выполнение индивидуальных практических заданий, подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Выполнить презентацию по теме: Планирование и развитие карьеры в современной организации.Аттестация персонала. |
4 |
|
|||||||||||
Всего |
92 |
|
||||||||||||
3 условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально- экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места, по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран.
3.2 Образовательные технологии
При реализации программы учебной дисциплины наименование УД применяются активные и интерактивные форм проведения занятий: интерактивная учебная лекция, обсуждение в группах, публичная презентация проекта, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), тренинги, круглый стол, выполнение индивидуальных и групповых проектов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.
3.3 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1999. – 624 с.
2. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 336 с.
3. Управление персоналом: [Электронный ресурс]: [электронный учебник].
Дополнительные источники:
1. Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.
2. Набиев Р.А.Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2008. – 144 с.
3. Пугачёв В.П. руководство персоналом: Практикум: Учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 316 с.
4. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие/ под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 365 с.
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
4.1 Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, тестирования, выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований и д.р.
Планируемые результаты освоения дисциплины |
Основные показатели оценки планируемых результатов |
Формы промежуточной аттестации и методы контроля |
Ув1 Использовать современные технологии в менеджменте |
Ув1.1 перечисляет основные этапы развития менеджмента; |
Тестирование, защита рефератов |
Ув1.2 называет основные школы управления; |
||
Ув1.3 описывает современные теории и методологии в менеджменте;
|
||
Ув2 Организовывать работу подчиненных |
Ув2.1 перечисляет и объясняет методы планирования; |
Наблюдение за выполнением практического задания. ДФК |
Ув2.2 знает этапы проведения SWOT- анализа; |
||
Ув2.3 умеет на основе SWOT- анализа разработать элементы стратегического плана для организации |
||
Ув3 Мотивировать исполнителей на повышение качества труда |
Ув3.1 объясняет роль мотивации в системе управления; |
Проверка тематических докладов ДФК |
Ув3.2 применяет элементы мотивации на практике;
|
||
Ув3.3 приводит примеры эффективных и не эффективных способов стимулирования |
||
Ув4 Принимать эффективные решения |
Ув4.1. перечисляет и описывает виды управленческих решений; |
Тестирование Подготовка и выступление с докладом, сообщением ДФК |
Ув4.2 оценивает факторы, влияющие на эффективность принятия решения. |
||
Зв1 Функции и виды менеджмента |
Зв1.1 перечисляет основные этапы развития менеджмента; |
Наблюдение за выполнением практического задания ДФК |
Зв1.2 называет основные школы управления; |
||
Зв1.3 описывает современные теории и методологии в менеджменте;
|
||
Зв2 Систему методов управления |
Зв2.1 перечисляет и описывает виды управленческих решений; |
Защита отчетов по практическим и лабораторным работам
|
Зв2.2 разбирается в стилях управления |
||
Зв3 Процесс принятия и реализации управленческих решений |
Зв3.1 оценивает факторы влияющие на эффективности принятия решения. З3.2 строит организационную структуру |
Защита реферата. Оценка выполнения практического задания |
Зв4 Основы организации работы коллектива исполнителей |
Зв4.1 различает и оценивает основные типы организационных структур;
|
Тестирование ДФК |
Зв4.2 перечисляет принципы построения орг.структур;
|
||
Зв4.3 проводит анализ структуры предложенной организации. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.