Опера "Снегурочка" Н.А. Р имского-Корсакова
Оценка 4.9

Опера "Снегурочка" Н.А. Р имского-Корсакова

Оценка 4.9
docx
30.03.2022
Опера "Снегурочка" Н.А. Р имского-Корсакова
Konspekt_uroka_po_muzyke.docx

Конспект урока по музыке

 

Тема: опера «Снегурочка» Н.А.Римского - Корсакова

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс:

УМК: Перспектива

Цель: создание условий для приобщения обучающихся к мелодическим картинам оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

Задачи:

образовательная: формирование у учащихся умения следить за развитием образа Снегурочки;

развивающая: развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитание духовности, нравственности, интереса к музыке, литературе, театру, любви к искусству.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представлений об образе снегурочки в опере Римского – Корсакова «Снегурочка».

Личностные: представление искусства как способа выражения мыслей и чувств; развитие способностей к художественно- образному восприятию произведений музыкального искусства и выражение своего отношения посредством оперы «Снегурочка» Римского- Корсакова.

Метапредметные: развитие умения сопереживать музыкальным образам , умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации о значимости образа Снегурочки для идеи оперы Римского- Корсакова «Снегурочка».

Оборудование: компьютер, экран, колонки.

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

 Мотивационный момент

2 мин

- Ребята, мы очень рады вас видеть. Рады тому, что снова можем с вами поработать. Сначала сядет первый ряд, потом третий и второй.

- Не забываем о том, как нужно правильно сидеть за партой. Проверьте готовность к уроку, на уроке у вас должны быть обязательно хорошее настроение и желание активно работать на уроке.

- Сейчас у нас урок музыки, а  это постоянное творческое общение между музыкой, учителем и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем. Музыка создает атмосферу увлеченности, заинтересованности.  И сегодняшний урок будет завоевывать ваши души.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

- И для этого мы попадем с вами  в весеннюю сказку, созданную руками 3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь.

- Приветствуют учителей.

 

 

- Настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные УУД- волевая саморегуляция.

Подготовка к основному этапу

4 мин

Чтобы узнать тему нашего урока, нужно узнать сказочного героя.

Ты погляди, диковина, какая, Боярышня!

Живая ли? Живая!

Вся в снежинках, лед искрится на ее ресницах.

В белой шубке, как принцесса, в теплых рукавицах…

Дозволь спросить: далеко ль держишь путь, и как зовут тебя и величают?

- Как вы думаете, о ком идет речь?

- Правильно. Героиней нашего урока сегодня будет Снегурочка.

- А какой вы себе ее представили? Опишите разными прилагательными.

- А сейчас обратите внимание на экран. Как можно изобразить Снегурочку? Что для этого использовал художник Виктор Михайлович Васнецов. (на слайде)

 http://900igr.net/up/datai/115487/0007-032-.jpg

- Ребята, а как еще можно изобразить ту же самую Снегурочку? При помощи чего? 

-Образ Снегурочки решил изобразить русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

(портрет на слайде)

https://366days.ru/media/article_images/414/QCE3AQN1urk.jpg

- Он написал музыку на сюжет сказки «Снегурочка» и получилась настоящая весенняя сказка-опера.

Сегодня мы познакомимся с образом Снегурочки в опере известного композитора Николая Андреевича Римского- Корсакова.

(тема появляется на слайде – опера «Снегурочка»)

- Ребята, а кто-нибудь может сказать, что такое опера? Как вы это понимаете?

(определение появляется на слайде)

- Прежде чем мы познакомимся с оперой «Снегурочка» давайте поговорил об его авторе. Послушаем о великом композиторе Николаи Андреевиче Римском-Корсакове.

С 3 лет бегал в зал открывал пианино и сочинял, все удивлялись, а он уже с 3 лет начал сочинять. С детства мечтал не о музыке, ребята, как не странно, а море, оно ему снилось. Он стал,  вы думаете, музыкантом?  Вы удивитесь, мы вас опять удивим, он стал морским офицером. Интересно, правда, мы говорим о композиторе, а он военно-морской офицер, представляете. Он душой был привязан к этой профессии. Бросил таки, оставил свою профессию и стал гениальным русским композитором.  Его называли музыкальным сказочником. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. 

 

 

 

 

 

 

 

- о Снегурочке.

 

- дети делятся своими рассуждениями.  

 

 

- кисти, краски, полотно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ее можно описать, т.е. при помощи слова,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опера – жанр музыкального искусства, в котором главные действующие лица поют.

Коммуникативные УУД- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

 

Познавательные УУД-

Открытие новых знаний.

мин

- Нам с вами хорошо известна русская народная сказка «Снегурочка». В 1873 году русский драматург Александр Николаевич Островский написал сказку «Снегурочка» (взяв за основу русскую народную сказку). А в 1881 году Н.А. Римский-Корсаков сочинил оперу «Снегурочка» (но уже взяв сюжет пьесы А.Н. Островского).

(на слайде появляются даты)

 

- (опера включается) И вот, давайте представим, что мы находимся не в классе, а в музыкальном театре, где мы с вами зрители оперы «Снегурочка». Включите свое воображение и представьте, что мы зашли в потрясающий зал, где для начала проверяют билеты. У всех на краю парты лежат билеты, возьмите их в руки. И так, начинаем.

                                        

Вступление к опере «Снегурочка»

«Начало весны. За рекой берендеев посад, столица царя Берендея.

Леший сидит на сухом пне. 1:07 – 1:34

 

Леший возвещает о приходе Весны-Красны. 1:35 – 1: 50

 

Прилетает Весна с журавлями. 3:06 – 3:46

 

Но не уходит зима. 8:20 – 8:35

 

Виновата в этом сама Весна. Пятнадцать лет прошло с тех пор, как родилась у неё и Деда-Мороза дочь Снегурочка…

Легко живётся Снегурочке в лесу. Правда, скучно, хочется и мир посмотреть.

(я не знаю, правильно ли нашла эту арию, просто я слов не понимаю)

Снегурочка поет арию «С подружками по ягоду ходить».

- но сначала ответьте на вопрос «Что такое ария?»

http://900igr.net/up/datas/124353/009.jpg

15:53 – 17: 05

- О чем поет девушка?

- Какое настроение передано в музыке?

- Какую Снегурочку нам рисует музыка?

 

Мороз отпускает Снегурочку и приказывает Лешему беречь ее от лучей Ярилы-солнца, а сам уходит. Наступило время Весны.

24:28 - 25:19

 

 

 

 

 

Снегурочку давно манили люди, людские песни, которые пел молодой пастух Лель. Она не понимала, но хотела понять, что движет людьми.

- Давайте послушаем одну из песен Леля, которая называется «Туча со громом сговоривалась».

- И так, ребята, как вам показалось, какое настроение передано в музыке?

- Какого роль Леля в судьбе Снегурочки?

 

Вот это можно переделать, потому что много лишнего.Можно показать им сцены встречи Снегурочки с весной и в конце, где она умирает. и все.

 Но Снегурочка оказалась невольной виновницей того, что в Берендеевом царстве лето холодное, а зима длинная.

Получается, что с одной стороны Снегурочка привлекает, а с другой отталкивает.

 

- Ребята, а как вы думаете, Снегурочка понимает, что она не такая как все?

Весна-Красна подарила Снегурочке венок, который рождает в ее сердце прекрасное человеческое чувства любовь. Мир в глазах Снегурочки преображается! Давайте послушаем, что она говорит:

Ах, мама, что теперь со мной!

Какой красой зеленый лес оделся!

Березами и озерами нельзя налюбоваться

Вода манит, кусты зовут меня,

Пол сень свою; а небо, мама, небо!

Разлив зари зыбучими волнами

Колышется….

 

- Изменился внутренний мир Снегурочки?

- Чем наделила ее Мать-Весна?

Снегурочка все это видела изо дня в день, а влюбленный человек все видит по-другому.

- Но какая опасность подстерегала Снегурочку в ее новом состоянии души?   

 

И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять.

 (звучит сцена таяния)

- Чем можно объяснит поступок Матери Весны? Ведь венок любви – гибель для Снегурочки?

 

- Какие чувства переживает Снегурочка в момент таяния?

- Должен  ли измениться ее музыкальный портрет? Каким образом?

- Совершенно верно. Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, душа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- о том, чтобы ее отпустили.

- грустное, печальное.

- зимняя, волшебная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- да, изменился

- Мать-Весна наделила Снегурочку ее силой любви, и она начала видеть все по-другому.

 

- Снегурочка могла растаять.

 

 

 

 

 

-Весна поняла желание Снегурочки хотя бы на мгновение стать человеком, увидеть красоту мира, полюбить искренне.

- печаль, она прощается.

- да, от нее не осталось и следа.

 

Рефлексия

 мин

- На уроке мы соприкоснулись с жанром оперы, где наиболее полно можно раскрыть художественный образ Снегурочки. Мудрость А.Н. Островского и Н. А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на Земле больше – светлого или темного.

- И так, наш урок подходит к концу, давайте еще раз вспомним некоторые детали.

- С каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились?

-Кто его написал?

- Что такое опера?

- Что на уроке больше всего вам запомнилось?

 

 

 

 

 


 

Конспект урока по музыке

Конспект урока по музыке

Организационный момент Мотивационный момент 2 мин -

Организационный момент Мотивационный момент 2 мин -

При помощи чего? -Образ Снегурочки решил изобразить русский композитор

При помощи чего? -Образ Снегурочки решил изобразить русский композитор

Снегурочка». Включите свое воображение и представьте, что мы зашли в потрясающий зал, где для начала проверяют билеты

Снегурочка». Включите свое воображение и представьте, что мы зашли в потрясающий зал, где для начала проверяют билеты

Снегурочку давно манили люди, людские песни, которые пел молодой пастух

Снегурочку давно манили люди, людские песни, которые пел молодой пастух

Должен ли измениться ее музыкальный портрет?

Должен ли измениться ее музыкальный портрет?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2022