Конспект урока по музыке
Тема: опера «Снегурочка» Н.А.Римского - Корсакова
Класс: 3
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 3Б
УМК: Перспектива
Цель: создание условий для приобщения обучающихся к мелодическим картинам оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
Задачи:
образовательная: формирование у учащихся умения следить за развитием образа Снегурочки;
развивающая: развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;
воспитательная: воспитание духовности, нравственности, интереса к музыке, литературе, театру, любви к искусству.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представлений об образе снегурочки в опере Римского – Корсакова «Снегурочка».
Личностные: представление искусства как способа выражения мыслей и чувств; развитие способностей к художественно- образному восприятию произведений музыкального искусства и выражение своего отношения посредством оперы «Снегурочка» Римского- Корсакова.
Метапредметные: развитие умения сопереживать музыкальным образам , умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации о значимости образа Снегурочки для идеи оперы Римского- Корсакова «Снегурочка».
Оборудование: компьютер, экран, колонки.
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент Мотивационный момент |
2 мин |
- Ребята, мы очень рады вас видеть. Рады тому, что снова можем с вами поработать. Сначала сядет первый ряд, потом третий и второй. - Не забываем о том, как нужно правильно сидеть за партой. Проверьте готовность к уроку, на уроке у вас должны быть обязательно хорошее настроение и желание активно работать на уроке. - Сейчас у нас урок музыки, а это постоянное творческое общение между музыкой, учителем и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем. Музыка создает атмосферу увлеченности, заинтересованности. И сегодняшний урок будет завоевывать ваши души. Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. - И для этого мы попадем с вами в весеннюю сказку, созданную руками 3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь. |
- Приветствуют учителей.
- Настраиваются на работу на уроке. |
Регулятивные УУД- волевая саморегуляция. |
Подготовка к основному этапу |
4 мин |
Чтобы узнать тему нашего урока, нужно узнать сказочного героя. Ты погляди, диковина, какая, Боярышня! Живая ли? Живая! Вся в снежинках, лед искрится на ее ресницах. В белой шубке, как принцесса, в теплых рукавицах… Дозволь спросить: далеко ль держишь путь, и как зовут тебя и величают? - Как вы думаете, о ком идет речь? - Правильно. Героиней нашего урока сегодня будет Снегурочка. - А какой вы себе ее представили? Опишите разными прилагательными. - А сейчас обратите внимание на экран. Как можно изобразить Снегурочку? Что для этого использовал художник Виктор Михайлович Васнецов. (на слайде)
- Ребята, а как еще можно изобразить ту же самую Снегурочку? При помощи чего? -Образ Снегурочки решил изобразить русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. (портрет на слайде) - Он написал музыку на сюжет сказки «Снегурочка» и получилась настоящая весенняя сказка-опера. Сегодня мы познакомимся с образом Снегурочки в опере известного композитора Николая Андреевича Римского- Корсакова. (тема появляется на слайде – опера «Снегурочка») - Ребята, а кто-нибудь может сказать, что такое опера? Как вы это понимаете? (определение появляется на слайде) - Прежде чем мы познакомимся с оперой «Снегурочка» давайте поговорил об его авторе. Послушаем о великом композиторе Николаи Андреевиче Римском-Корсакове. С 3 лет бегал в зал открывал пианино и сочинял, все удивлялись, а он уже с 3 лет начал сочинять. С детства мечтал не о музыке, ребята, как не странно, а море, оно ему снилось. Он стал, вы думаете, музыкантом? Вы удивитесь, мы вас опять удивим, он стал морским офицером. Интересно, правда, мы говорим о композиторе, а он военно-морской офицер, представляете. Он душой был привязан к этой профессии. Бросил таки, оставил свою профессию и стал гениальным русским композитором. Его называли музыкальным сказочником. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. |
- о Снегурочке.
- дети делятся своими рассуждениями.
- кисти, краски, полотно
- ее можно описать, т.е. при помощи слова,
Опера – жанр музыкального искусства, в котором главные действующие лица поют. |
Коммуникативные УУД- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.
Познавательные УУД- |
Открытие новых знаний. |
мин |
- Нам с вами хорошо известна русская народная сказка «Снегурочка». В 1873 году русский драматург Александр Николаевич Островский написал сказку «Снегурочка» (взяв за основу русскую народную сказку). А в 1881 году Н.А. Римский-Корсаков сочинил оперу «Снегурочка» (но уже взяв сюжет пьесы А.Н. Островского). (на слайде появляются даты)
- (опера включается) И вот, давайте представим, что мы находимся не в классе, а в музыкальном театре, где мы с вами зрители оперы «Снегурочка». Включите свое воображение и представьте, что мы зашли в потрясающий зал, где для начала проверяют билеты. У всех на краю парты лежат билеты, возьмите их в руки. И так, начинаем.
Вступление к опере «Снегурочка» «Начало весны. За рекой берендеев посад, столица царя Берендея. Леший сидит на сухом пне. 1:07 – 1:34
Леший возвещает о приходе Весны-Красны. 1:35 – 1: 50
Прилетает Весна с журавлями. 3:06 – 3:46
Но не уходит зима. 8:20 – 8:35
Виновата в этом сама Весна. Пятнадцать лет прошло с тех пор, как родилась у неё и Деда-Мороза дочь Снегурочка… Легко живётся Снегурочке в лесу. Правда, скучно, хочется и мир посмотреть. (я не знаю, правильно ли нашла эту арию, просто я слов не понимаю) Снегурочка поет арию «С подружками по ягоду ходить». - но сначала ответьте на вопрос «Что такое ария?» 15:53 – 17: 05 - О чем поет девушка? - Какое настроение передано в музыке? - Какую Снегурочку нам рисует музыка?
Мороз отпускает Снегурочку и приказывает Лешему беречь ее от лучей Ярилы-солнца, а сам уходит. Наступило время Весны. 24:28 - 25:19
Снегурочку давно манили люди, людские песни, которые пел молодой пастух Лель. Она не понимала, но хотела понять, что движет людьми. - Давайте послушаем одну из песен Леля, которая называется «Туча со громом сговоривалась». - И так, ребята, как вам показалось, какое настроение передано в музыке? - Какого роль Леля в судьбе Снегурочки?
Вот это можно переделать, потому что много лишнего.Можно показать им сцены встречи Снегурочки с весной и в конце, где она умирает. и все. Но Снегурочка оказалась невольной виновницей того, что в Берендеевом царстве лето холодное, а зима длинная. Получается, что с одной стороны Снегурочка привлекает, а с другой отталкивает.
- Ребята, а как вы думаете, Снегурочка понимает, что она не такая как все? Весна-Красна подарила Снегурочке венок, который рождает в ее сердце прекрасное человеческое чувства любовь. Мир в глазах Снегурочки преображается! Давайте послушаем, что она говорит: Ах, мама, что теперь со мной! Какой красой зеленый лес оделся! Березами и озерами нельзя налюбоваться Вода манит, кусты зовут меня, Пол сень свою; а небо, мама, небо! Разлив зари зыбучими волнами Колышется….
- Изменился внутренний мир Снегурочки? - Чем наделила ее Мать-Весна? Снегурочка все это видела изо дня в день, а влюбленный человек все видит по-другому. - Но какая опасность подстерегала Снегурочку в ее новом состоянии души?
И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять. (звучит сцена таяния) - Чем можно объяснит поступок Матери Весны? Ведь венок любви – гибель для Снегурочки?
- Какие чувства переживает Снегурочка в момент таяния? - Должен ли измениться ее музыкальный портрет? Каким образом? - Совершенно верно. Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, душа. |
- о том, чтобы ее отпустили. - грустное, печальное. - зимняя, волшебная.
- да, изменился - Мать-Весна наделила Снегурочку ее силой любви, и она начала видеть все по-другому.
- Снегурочка могла растаять.
-Весна поняла желание Снегурочки хотя бы на мгновение стать человеком, увидеть красоту мира, полюбить искренне. - печаль, она прощается. - да, от нее не осталось и следа. |
|
Рефлексия |
мин |
- На уроке мы соприкоснулись с жанром оперы, где наиболее полно можно раскрыть художественный образ Снегурочки. Мудрость А.Н. Островского и Н. А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на Земле больше – светлого или темного. - И так, наш урок подходит к концу, давайте еще раз вспомним некоторые детали. - С каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились? -Кто его написал? - Что такое опера? - Что на уроке больше всего вам запомнилось? |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.