ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 16 »
ст. Старопавловская
«Роль самообразования в реализации профессионального
стандарта педагога»
Подготовила
учитель – логопед
И.Н. Линец
2022 год.
Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки. Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога является –самообразование.
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовании напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др., об этом говорится в «Профессиональном стандарте педагога».
Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:
· 1.Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию,уроку, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
· 2.Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
· 3.Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
· 4.Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
· 5.Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
· 6.Интерес. Учиться просто интересно. Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Изучив стандарт педагога, можно проанализировать свою педагогическую деятельность.
«Стандарт» гласит:
· Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной образовательной программы ( Я разработала и реализовывала рабочие программы по курсу «Логопедические занятия» в 1-4 классах, сейчас разрабатываю программу для 5 класса)
· Планирование и проведение учебных занятий. (Я работаю с детьми 1,2,3,4,-х классов, что требует знаний по ФГОС, поэтому приходится изучать литературу по данной теме, сейчас прошёл электронное тестирование по теме «Реализация ФГОС ООО». )
· Формирование БУД (Уроки или занятия стараюсь строить в соответствии новым требованиям ФГОС, для формирования и личностных, регулятивных и коммуникативных БУД)
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения (Я участвую в методических семинарах и педсоветах школы, в прошлом году ездила на курсы повышения квалификации по теме: «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС»,
· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
(Мы ездим на семинары в другие оющеобразовательные учереждения ( Ставрополь, Юца , Незлобная) , и т.д где я набираюсь опыта по проведению уроков и занятий . Так же посещаю уроки у своих коллег и сам провожу открытые уроки или занятия на семинарах.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. (В конце каждого года можно составлять информационную карту, в ней сразу видно чего я добился за прошедший год)
· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики – http://www.fizkult-ura.ru/, fizkultura-na5.ru
· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
В этом учебном году я уже повысила свою квалификацию на курсах "Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС", . Собираюсь пройти аттестацию на высшую категорию.
Таким образом можно сказать, что профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение - это основные условия для формирования современного педагога.
В заключении отмечу, что современный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях.
Свое выступление хочу закончить словами Эзопа — «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда».
(Эзоп легендарный древнегреческий поэт- баснописец)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.