Тема: Операции над числами в естественной и нормальной формах
Цель:
- закрепление знаний о способах выполнения арифметических операций в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- формирование практических навыков по выполнению арифметических операций в различных системах счисления.
Время выполнения: 2 часа.
Теоретические сведения
Арифметические операции во всех позиционных системах счисления выполняются по одним и тем же правилам.
Сложение. Рассмотрим сложение в двоичной системе счисления. В его основе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел:
0+0=0
0+1=1
1+0=1
1+1=10
При сложении двух единиц происходит перевыполнение разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда значение числа в нем становится равным или большим основания. Для двоичной системы счисления, это число равно двум. Сложение многоразрядных двоичных чисел происходит с учетом возможных переносов из младших разрядов в старшие.
Вычитание. Рассмотрим вычитание двоичных чисел. В его основе лежит таблица вычитания одноразрядных двоичных чисел. При вычитании из меньшего числа (0) большего (1) производится заем из старшего разряда. Вычитание многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с таблицей вычитания с учетом возможных займов в старших разрядах.
0-0=0
0-1=10 (с займом)
1-0=1
1-1=0
Умножение. В основе умножения лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел.
Деление. Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной системе счисления.
Арифметические операции в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Аналогично, можно выполнить арифметические действия в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Необходимо только понять, что перенос в следующий разряд при сложении и заем из старшего разряда при вычитании определяется величиной основания системы счисления. Для проведения арифметических операций над числами, представленными в различных системах счисления, необходимо предварительно перевести их в одну систему.
Пример 1. Сложим двоичные числа 1102 и 112. При сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда значение числа в нем становится равным или больше основания. Для двоичной системы счисления, это число равно двум.
Пример 2. В качестве примера произведем вычитание двоичных чисел 1102 и 112. При Вычитании из меньшего числа (0) большего (1) производится заем из старшего разряда.
Пример 3. При выполнении арифметических действий в других системах счисления необходимо помнить, что перенос в следующий разряд при сложении при сложении и заем из старшего разряда при вычитании определяется величиной основания системы счисления. Вычитание многоразрядных двоичных чисел происходит с учетом возможных займов старших разрядах. Сложение многоразрядных двоичных чисел происходит с учетом возможных переносов из младших разрядов в старшие.
Умножение в восьмеричной Сложение в восьмеричной
системе счисления системе счисления
Сложение в шестнадцатеричной системе счисления
Умножение в шестнадцатеричной системе счисления
Пример 4. Выполните умножение двоичных чисел 1102 и 112. Умножение многоразрядных двоичных чисел происходит по обычной схеме, применяемой в десятичной системе счисления с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя.
Пример 5. Выполните деление двоичных чисел 1010001012 и 11012. Для деления в двоичной системе счисления нужно уметь сравнивать числа (определять, какое больше) и хорошо вычитать.
Пример 6. Выполните деление двоичных чисел 10012 и 112 с точностью до 3 знаков после запятой.
Задания к практической работе
Задание 1. Сложите числа:
1) а)111110011012+11111112 б) 560378+555728;
2) а)1010101112+1111102 б) 5BE116+70EF316;
3) а)11111012+10100112 б) 5368+56738;
4) а)1112+1010112 б) EB516+7CB16;
5) а) 110111+1110 б) 1FC16 + 1D116;
6) а) 110111+10111 б) AB16 + EF16;
7) а) 1111001+1011101 б) 1658 + 378;
8) а) 1110001+10001 б) F9E16 + 2А3016.
Задание 2. Выполните вычитание:
1) а) 101002 - 1112 б) 208 - 158;
2) а) 10112 - 10012 б) 5678 – 2018;
3) а) 100102 – 11112 б) ABC16 – 567816;
4) а) 1110112 – 100012 б) 2A3016 – F9E16;
5) а) 101012 - 112 б) 76318 – 4568;
6) а) 1011111011012 - 011110012 б) BEDA16 – ВАС16;
7) а) 1111111010102 – 011101012 б) 73258 – 3468;
8) а) 111101012 – 1010112 б) FA9C16 – B7A16.
Задание 3. Выполните умножение:
1) а) 1001112* 10001112 б) 11708 * 468;
2) а) 61A16 * 40D16 б) 1000012*10010102;
3) а) 1728*158 б) 54316*9616;
4) а) 10110102*10000102 б) 6328*1418;
5) а) 2A716*18816 б) 10111002*11001002;
6) а) 3478*1258 б) 10A16*3516;
7) а) 11011002*10100112 б) 5168*448;
8) а) 61816*4816 б) 10000002*1101102.
Задание 4. Выполните деление:
1) а) 1100110002:100012 б) 24108:278;
2) а) D4A16:1B16 б) 100101001002:11002;
3) а) 27608:238; б) 4AC16:1716;
4) а) 1110101102:10102; б) 41208:238;
5) а) 4F816:1816; б) 10001010002:11002;
6) а) 51018:318 б) D7A16:1E16;
7) а) 110001000002:100002 б) 30748:258;
8) а) 6D516:2116 б) 100011100112:100012.
Контрольные вопросы и здания:
1. Дать определение системы счисления. Назвать и охарактеризовать свойства системы счисления.
2. Что называется основанием системы счисления?
3. Чему равны веса разрядов слева от точки, разделяющей целую и дробную часть, в двоичной системе счисления (восьмеричной, шестнадцатеричной)?
4. Чему равны веса разрядов справа от точки, разделяющей целую и дробную часть, в двоичной системе счисления (восьмеричной, шестнадцатеричной)?
5. Расскажите об алгоритме выполнения сложения в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
6. Расскажите об алгоритме выполнения вычитания в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
7. Переведите числа из десятичной системы счисления в другие (двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную) и выполнить арифметические операции (сложение, вычитание и умножение в указанных системах счисления): 24710, 12310.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.