Опережающее обучение в начальной школе
Оценка 4.9

Опережающее обучение в начальной школе

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
Междисциплинарный 10
1 кл—4 кл
17.01.2020
Опережающее обучение в начальной школе
Описание работы учителя начальных классов по опережающему обучению
Знанио -Опережающее обучение.docx

                                     Опережающее обучение

В современном мире очень актуальным становится вопрос  уровня развития устной, письменной  и математической речи младших школьников.  Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Успех обучения зависит  от того, что и как будет делать ученик, и как быстро он это усвоит.

        В класс  приходят дети с разной подготовкой, разным уровнем развития. Одни могут за короткий период обучения быстро  усвоить новый материал. Есть учащиеся, которым нужно много времени для усвоения знаний и приобретения навыков. С такими учениками необходимо дольше  и кропотливее  работать, дополнительно изыскивая  время, используя для этого наиболее рациональные методы, приёмы, способы работы. Хозяева «дорогого» времени на уроке – учитель и ученики. 
          Исходя из своего опыта многолетней работы, чтобы не терять высокий уровень отработки навыков и одновременно постоянно поддерживать активность детей, я использую приём, который можно назвать «опережающей  многолинейностью» - опережающее обучение.
           Результаты моих многолетних выпусков показали, что у детей будет

высокий процент успеваемости и качества усвоения  учебного материала, в том случае, если я начну работать над темой заранее. Хотелось бы отметить, что и более слабые ученики  смогли безболезненно усвоить сложные темы, так как работу над этой темой я начала намного раньше, чем планировалось.                       

            На уроках можно постепенно усложнять тему, знакомя детей с понятиями, приемлемыми их возрасту и немного опережая его. Опережающее обучение при изучении  важнейших тем - это работа на перспективу, которая даёт  не только глубокие знания, умения и навыки, но и резерв времени.

Понятие «опережающее обучение» давно и прочно вошло в педагогическую терминологию. Оно наполняется разным содержанием в зависимости от того, каким именно образом организовано обучение.

Теоретические предпосылки опережающего обучения, ориентированного на развитие человека в образовании, представлены в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Э. В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые, нетрадиционные технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.
          Мне представляется очень интересной технология перспективно-опережающего обучения, поскольку она позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению.

Сущность перспективно-опережающего обучения

Отечественная психология и педагогика исходят из сформулированного Л.С. Выготским положения о ведущей роли обучения по отношению к развитию: развитие происходит на основе овладения знаниями, способами деятельности, вхождения личности в контекст культуры. Согласно учению Л.С. Выготского обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие ребенка как основную цель.

Педагоги, способные видеть перспективу и конечный результат обучения, для уменьшения объективной трудности некоторых вопросов программы небольшие фрагменты новой темы вводят в процесс обучения с опережением.

Цель предварительного ознакомления с новым материалом в реализации одного из важнейших педагогических принципов – принципа преемственности и перспективности, так как успех в освоении новых знаний, умений и навыков в значительной степени зависит от того, насколько этот принцип реализуется в процессе обучения.

             По С.Н. Лысенковой, феномен такого обучения заключается в следующем: рассредоточенное усвоение наиболее сложного учебного материала, вводимого с опережением программы, обеспечивает его осознанное восприятие, прочное запоминание и ускоренное формирование навыка практического действия. Учитель, опережая программу, не испытывает недостатка времени, а в некоторых случаях получает даже его избыток, позволяющий дольше и всесторонне работать с каждой темой. Таким образом, «опережение – это не бездумная гонка за счет спрессовывания детского времени ценой отставания слабых, а результат хорошо продуманного, высокоорганизованного процесса обучения»

Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Школьники учатся старательнее, когда осознают перспективу дальнейшей работы.

Таким образом, одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий. Этому способствует технология опережающего обучения. Понемногу, из урока в урок, учитель начинает вводить материал будущих тем – на два месяца, на полгода вперед – и глубже. А дальше – по ступенькам опережения: есть перспектива – есть обобщение, есть обобщение – есть опережение, а опережение дает выход на связь между годами обучения – преемственность.

Дифференцированный опрос на уроке: каждого ученика можно спросить в то время, когда он освоит материал. Знающий, сильный ученик, отвечая, будет учить незнающего. К намеченной цели все придут вовремя. Время, когда надо проконтролировать знания, совпадает с тем сроком, который установлен для этой темы программой. Подходят к этому этапу дети, уже глубоко и всесторонне усвоив материал. Без спешки и напряжения, без непонимания и неясностей. Без страха перед контрольной работой.
            Следует отметить еще один момент. Если приучить детей думать вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. Следовательно, данная технология перспективно-опережающего обучения способствует развитию речи детей.
Метод опережения экономит не только школьные часы, но и домашнее время ученика – на чтение и досуг. А главное – у учителя и ученика хорошее настроение, потому что дела идут успешно. Учитель творчески подходит к сегодняшнему уровню знаний каждого ученика: успех нужен каждому ребенку для продвижения вперед, и учитель об этом должен помнить.
Постепенно, последовательно от самого простого (конкретного) к самому сложному, абстрактному и до выработки навыка - для этого нужно время! Оно нами найдено!

          Четко вырисовываются у нас основные этапы работы по трудной теме.

Первый этап - перспективная подготовка: медленное, последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы только при комментированном управлении.

Второй этап - работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Домашнее задание дается по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе создается опережение, так как в перспективный период многие задания из учебника уже выполнены.

Третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык беглого действия. На этом этапе выдвигается новая перспектива.

           Что же дает опережение?

1. Домашние задания все дети выполняют быстро и самостоятельно.

2. Каждый ученик работает успешно, на уровне максимальных возможностей, и все продвигаются вперед в своих знаниях и умениях. Развиваются взаимопомощь и сотрудничество, внимание друг к другу, мышление, речь, самоконтроль и самооценка.

3. Знания и умения учеников (это показывают и результаты контрольных работ) - хорошие и отличные. Создаются условия для бесконфликтного обучения, реального сотрудничества с родителями ребят в их воспитании и развитии.

             И главное, нет напряжения, перегрузки в работе учителя и учащихся, спешки и нервозности. Есть время для углубленной работы с каждым учеником. Все действия выполняются детьми осмысленно, обоснованно. "Доказываю, вспоминаю правило, проверяю",- звучит голос ведущего ученика. 

          Мы работаем спокойно, не спеша и не торопясь, так как создавшийся в результате опережения резерв времени позволяет быть уверенным: любые затруднения мы сможем преодолеть, неоднократно, если нужно, обратиться к сложному материалу и проштудировать его.

         Наши ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной им схеме-опоре, выполняя практическое задание (решение задачи, примера, уравнения). Таких схем-опор не так уж много. Всё хорошо в меру!

Схемы-опоры обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их на схемах. Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают - усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А еще через две недели и схема снимается, она больше не нужна.

Комментированное управление - тоже движущая сила урока, когда каждый вовлекается в дело. Допустим, комментирует сильный ученик - все стремятся успеть за ним, мобилизуя свои силы. А если комментирует слабый, он тоже старается изо всех сил - ответственность: ведь он ведет целый класс, и товарищи идут за ним.

            В заключение мне хотелось бы сказать, что опережение программы - явление закономерное. Оно сложилось на основе прочного усвоения учебного материала, способствует свободному обучению с перспективным изучением трудных тем, которые благодаря этому перестали быть трудными для детей. Решена главная задача: учить доступно, следовательно, интересно, результативно. Детям легко учиться, потому что они могут работать, преодолевать трудности, заботясь о товарищах, помогая друг другу на пути познания.

          Воспитать гражданина-труженика... Это одна из важнейших задач, поставленных перед современной школой. Прочные знания - это результат упорного, настойчивого труда. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться считаю создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т. е. осознание смысла и результата своих усилий. Ведь, как писал В. А. Сухомлинский, "напрасный, безрезультативный труд для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы имеем дело с детьми".

        Организуя урок, работая с детьми, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. В чем вижу особую действенность этого "средства обучения"?

         Первостепенное условие становления личности человека - успех в труде. Успех в труде - это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.  Для школы это особенно важно. Ребенок, если его усилия не венчаются успехом, начинает терять веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться: зачем, мол, все равно ничего не получится. Опытные педагоги хорошо знают это. Они никогда не злоупотребляют попреками, замечаниями, двойками. Напротив, стараются поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперед. Успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, учителем и родителями, а значит, единства действий и воспитательных усилий школы и семьи. Без такого контакта, душевной близости, взаимного понимания толка не добиться.

            Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением, удовольствием, помогая друг другу, если идут домой довольные проведенным учебным днем и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один из результатов, показателей успешности и учительского труда. Нам, учителям, не следует забывать слова В. А. Сухомлинского: "Успех в труде - это гордость человека, достигшего успеха. Без гордости за свой труд нет настоящего человека". Бороться за успех в учении - значит учить детей учиться, помогать каждому ученику поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда. Как важно интерес к школе, с которым приходит ребенок в 1 класс, разжечь в неугасимый огонь познания! А для того чтобы поддерживать учебную активность всех на уроке, нужно хорошо знать своих учеников, быть внимательным к ним, вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить работоспособность. И еще. Нужно обязательно помогать им в процессе познания: так управлять их учением, чтобы дети постепенно овладели саморегуляцией своей деятельности, своего учебного труда. Именно на это направлены все элементы нашей методической системы.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Опережающее обучение В современном мире очень актуальным становится вопрос уровня развития устной, письменной и математической речи младших школьников

Опережающее обучение В современном мире очень актуальным становится вопрос уровня развития устной, письменной и математической речи младших школьников

Согласно учению Л.С. Выготского обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы…

Согласно учению Л.С. Выготского обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы…

Подходят к этому этапу дети, уже глубоко и всесторонне усвоив материал

Подходят к этому этапу дети, уже глубоко и всесторонне усвоив материал

Мы работаем спокойно, не спеша и не торопясь, так как создавшийся в результате опережения резерв времени позволяет быть уверенным: любые затруднения мы сможем преодолеть, неоднократно,…

Мы работаем спокойно, не спеша и не торопясь, так как создавшийся в результате опережения резерв времени позволяет быть уверенным: любые затруднения мы сможем преодолеть, неоднократно,…

Опытные педагоги хорошо знают это

Опытные педагоги хорошо знают это
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020