Практическое
занятие № 1
Оперирование
системой основных знаний при контроле размеров детали
Цель занятия - освоить приёмы чтения размеров и умение определять годность действительных размеров.
Выполнив данную практическую работу, Вы закрепите основные знания при контроле размеров детали: номинальный размер, верхнее предельное отклонение, нижнее предельное отклонение, наибольший предельный размер, наименьший предельный размер, допуск, графическое изображение поля допуска и закрепите умение делать заключение о годности детали.
Основные термины и определения:
Линейный размер - числовое
значение линейной величины (диаметра или длины) в выбранных единицах измерения.
Номинальный размер - размер, относительно которого определяются
предельные размеры и который служит началом отсчёта отклонений.
Действительный размер - размер, установленный в результате измерения
с допустимой погрешностью.
Предельные размеры - два предельно допустимых размера, между
которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер.
Наибольший и наименьший предельные размеры - соответственно больший
и меньший из двух предельных размеров.
Предельное отклонение - алгебраическая разность между предельным и
номинальным размерами.
Верхнее отклонение - алгебраическая разность между наибольшим
предельным и номинальным размерами.
Нижнее отклонение - алгебраическая разность между наименьшим
предельным и номинальным размерами.
Допуск - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами
или абсолютная величина алгебраической разности между верхним и нижним
отклонениями.
Поле допуска - это поле, ограниченное верхним и нижним предельными
отклонениями относительно номинального размера - нулевой линии.
Условие годности действительного размера - размер, установленный
измерением, будет годным, если он окажется не больше наибольшего предельного
размера и не меньше наименьшего предельного размера или равен им.
Указания к работе:
1. Проанализируйте задание.
2. Обобщив полученные знания по пройденному материалу, сделайте нужные расчёты и заполните таблицу.
3. Ответьте на контрольные вопросы.
4. Подготовка и сдача практической работы.
Исходные данные:
Вариант |
Размер на чертеже, мм |
Действительные размеры, мм |
1 |
; ; ; 13 ± 0,4; ; |
9,7;
9,9; 10,8; |
2 |
; ; ; 13 ± 0,2; ; |
9,9;
10,1; 10,7; |
3 |
; ; ; 11 ± 0,5; ; |
9,8;
10,8; 11,2; |
4 |
; ; ; 10 ± 0,3; ; |
9,8;
10,1; 11,1; |
Заполните таблицу
|
Исходные данные |
||||||
Размер на чертеже, мм |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||
I. Анализ размеров чертежа |
Номинальный размер, мм |
|
|
|
|
|
|
Верхнее предельное отклонение, мм |
|
|
|
|
|
|
|
Нижнее предельное отклонение, мм |
|
|
|
|
|
|
|
Наибольший предельный размер, мм |
|
|
|
|
|
|
|
Наименьший предельный размер, мм |
|
|
|
|
|
|
|
Допуск размера, мм |
|
|
|
|
|
|
|
Графическое изображение поля допуска |
|
|
|
|
|
|
|
II. Заключение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы:
1. В чём разница между номинальным и действительным размерами?
2. Как связаны между собой предельный размер, номинальный размер и предельное
отклонение?
3. Как связаны между собой предельные размеры и допуск?
4. Как связаны между собой предельные отклонения и допуск?
5. В чём различие между понятиями "допуск" и "поле
допуска"?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.