"Описание инклюзивной предметно-развивающей среды при обучении учащегося с РАС"

  • docx
  • 06.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Описание инклюзивной предметно-развивающей среды при обучении учащегося с РАС).docx

 

Инклюзивное обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями

Описание инклюзивной предметно-развивающей среды при обучении учащегося с РАС

 

                 

 

С 1 сентября 2016 года Федеральный государственный образовательный стандарт образования отвечает новым социальным запросам, предлагая детям с ограниченными возможностями здоровья стать активными участниками образовательного процесса.

Каждый ребенок, независимо от диагноза, того или иного нарушения развития, имеет право обучаться в общеобразовательной школе.

В соответствии с этим меняется и позиция школы в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

 

На сегодняшний день мы убедились, что на смену классической форме школьного образования пришли новые формы.  Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Рассмотрим, что представляет из себя инклюзивное образование для детей с аутистическим спектром в России.

 

Структурирование среды при обучении детей с РАС предполагает четкую пространственно-временную организацию процесса, зонирование помещения, в котором обучаются дети, то есть учебного класса. Остановимся на наиболее важных моментах структурирования класса.

 

1.    Надпись на двери в класс

 Дверь в класс — первое, что видит ученик, когда к нему подходит. Очень важно, чтобы на ней была информация, которая поможет ученику осознать свою принадлежность именно к этому помещению, так как в нем он будет проводить большую часть школьного времени. На двери необходимо расположить табличку с надписью «это мой класс», чтобы читали ученики каждый раз, когда в него заходили. Кроме того, для осознания детьми номера и буквы своего класса необходимо сделать на двери крупную табличку (например, «2А класс»)

 

 

2.    Зонирование пространства

Пространство класса должно быть разделено на несколько зон:

Учебная зона — парты, стоящие полукругом напротив доски. Такое расположение парт считают наиболее удачным. Но здесь есть ограничения, связанные с числом учеников в классе (их должно быть не более 6—7) и с размером помещения. Расположение парт полукругом позволяет всем ученикам оказаться в первом ряду и хорошо видеть доску и учителя. Учитель, со своей стороны, может контролировать каждого ученика и при необходимости быстро оказать индивидуальную помощь. При этом тьюторы могут свободно перемещаться за спинами детей, не мешая им; — «Круг» — стулья, стоящие по кругу. Количество стульев должно соответствовать количеству учеников вместе с учителем. Работа в кругу осуществляется в нескольких направлениях. Во-первых, это некоторый ритуал, который повторяется в начале каждого урока и позволяет ученикам настроиться на учебную деятельность. Постепенно у детей формируется определенный стереотип, и для них просьба учителя сесть в круг означает начало урока. Таймер, который заводит учитель, является дополнительной визуальной опорой. Во-вторых, в кругу можно проводить с учениками беседу по теме урока. В ходе такой беседы учителю очень удобно донести информацию до каждого ученика: заглянуть в глаза, потрогать дидактический материал, задать вопрос, повторить ответ индивидуально с каждым учеником и хором;

Игровая зона. Эта зона может быть организована в глубине класса за партами. В  зоне  организовывают игровую деятельность для сенсорной разгрузки учащихся на перемене. Игровую комнату оборудовают специальным напольным и настенным покрытием, матами, мягкими модулями. Кроме того, должна присутствовать  магнитная маркерная доска, которая, помимо рисования, предназначается и для просмотра диафильмов.

В самом классе должно быть  организовано специальное место, где каждый ученик может найти себе занятие во время перемены, — стеллаж с несколькими полками. На каждой полке располагаются определенные материалы для разных занятий: книги, пластилин, паззлы, конструктор, игрушки, карандаши и листы бумаги. Каждая полка должна быть подписана соответственно тому материалу, который на ней находится:       «я буду читать», «я буду лепить», «я буду собирать паззлы», «я буду играть», «я буду рисовать», «я буду играть в лото». Содержание занятий и их количество можно менять в зависимости от интересов учащихся или от того, чему их хотят научить. Также в доступном для взгляда учеников месте должна располагаться карточка «на перемене».     С помощью этих визуальных подсказок взрослый помогает ученикам составлять различные предложения: «На перемене я буду читать», «На перемене я буду лепить», «На перемене я буду собирать паззлы», «На перемене я буду играть», «На перемене я буду играть в лото» и др. После прочтения соответствующей карточки взрослый помогает ребенку взять нужный материал и «поиграть» с ним. Сначала эта «игра» может длиться всего одну-две минуты, затем материал меняется. Постепенно время действия с тем или иным материалом увеличивается. В качестве дополнительной визуальной опоры на перемене можно предложить ребенку визуальную подсказку. Оформить ее удобно на листе размером А4 в виде таблицы из двух строк с определенным количеством столбиков. В ячейках крепятся липучки. В верхней строке таблицы располагаются картинки занятий ребенка с подписями: «я рисую, я читаю», «я собираю паззлы», «я играю в лото», «я леплю из пластилина». При этом перечень и количество занятий варьируются в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей конкретного ребенка. Картинки могут быть заменены на фотографии ученика. В нижней строке крепятся смайлики, которые он получает после «игры» с тем или иным материалом. Сначала в этой таблице может быть 6 или более окошек, если ребенку нужно часто менять вид деятельности на перемене. По мере того как ребенок будет более длительное время заниматься на перемене одной и той же деятельностью, количество окошек может уменьшаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Зона для мытья рук.

В этой зоне располагается раковина, в которой ученики могут вымыть руки, а также крючки для полотенец. Каждый крючок должен подписан именем ребенка. Над раковиной должно находиться  зеркало, на котором должна быть надпись «это я». Привлекая внимание каждого ученика к его изображению в зеркале, можно спросить у него: «Кто это?». Кроме того над раковиной должен присутствовать алгоритм мытья рук в виде последовательности понятных детям картинок, отображающих данный процесс.

— Стенд дежурств.

Данный стенд — для отладки процесса дежурств в классе. Помимо имен детей и перечня обязанностей, на стенде размещаются  поощрения детей за выполненные поручения. Обязанности изображаются на табличках с картинками или фотографиями и написанными фразами от первого лица.

— Расписание на день

 Помимо зонирования пространства, одним из важных аспектов временной организации среды является расписание на учебный день. Это расписание должно быть как можно более подробным и, помимо названий уроков, включать все режимные моменты: завтрак, обед, перемену, посещение туалета (карточка «туалет»). Кроме того, оно содержит карточки «праздник», «репетиция» и, конечно, карточку «домой».

Если после уроков дети посещают внеурочные мероприятия (кружки), их тоже нужно отразить в расписании. Важно, что это расписание общее для всего класса, и находится оно на видном месте. Если ученикам необходимы индивидуальные расписания, их можно сделать аналогично, продумав место расположения. Нужно, чтобы расписание дети могли видеть не только в классе, но и за его пределами. Это папка с маленькими карточками, аналогичными большому расписанию в классе. При посещении столовой, туалета, уроков, проходящих не в классе, взрослый демонстрирует на этом расписании текущий режимный момент, его окончание (убирает карточку) и то, что ожидает детей далее. Подобное «переносное» расписание представляет всю деятельность детей в школе и делает ее предсказуемой и понятной.

          

             Таким образом,  при  описание инклюзивной предметно-развивающей среды  учащихся  с РАС необходимо учитывать весь спектр их образовательных потребностей. Рассмотренные нами методы и технологии удовлетворения особых образовательных потребностей в рамках динамической модели позволяют комплексно и вариативно решать проблемы обучения и адаптации учащихся с РАС на начальном этапе.