Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Степновский детский сад» комбинированного вида
654241 Кемеровская область, Новокузнецкий р-н, п. Степной, ул. Старцева, 15
тел. 8 (3843) 55-71-51
E-mail: stepnoysad1@yandex.ru
Описание системы работы педагога – наставника
по сопровождению молодых специалистов ДОУ
с применением «Кейс – материалов»
|
Автор-составитель: Воробьева Ирина Михайловна, старший воспитатель
|
Новокузнецкий муниципальный район, 2020
Работа воспитателя наставника с молодым специалистом
Опыт работы по организации наставничества воспитателя ДОУ
«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)
Я, Воробьева Ирина Михайловна, работаю в детском саду более 10 лет. За эти годы выпустила изстен детского сада во взрослую жизнь более 90 детей.
2010 г. - 2020 г.
Нашему детскому саду в 2019г. исполнилось 50 лет. Коллектив у нас большой и дружный, но, соответственно, уже «не молодой». К сожалению, число сотрудников со стажем работы 20 и более лет растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем это связано?
Со многими факторами: это и высокая утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.
Причин много, а вот решение проблемы найти крайне сложно.
К моему большому сожалению, педагогический состав многих дошкольных учреждений стремительно «стареет».
Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором в системе дошкольного образования. А если молодые воспитатели и придут в ДОУ, то нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется им невыполнимым.
Ни для кого не секрет, что особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Как показывает опыт, начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, но бывает и наоборот, когда молодые специалисты, особенно выпускники средних и высших учебных заведений бывают излишне самоуверенны.
Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок.
Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе, как и почему становятся наставниками и пойдет речь в моей самопрезентации!
Что же включает в себя понятие наставничество?
Наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, научиться добывать полезную информацию – общаясь с людьми, имеющими богатый опыт в своей профессии.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.
Но, хочется отметить, что молодые специалисты, столкнувшись с трудностями работы воспитателя, увольняются, уходят в другие сферы деятельности. Чтобы этого не происходило в нашем коллективе, в ДОУ создаются все условия для профессионального роста, более легкой адаптации и «вхождения» молодого специалиста в педагогический коллектив.
Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
14 лет педагогического стажа, 9 лет в должности воспитателя в нашем ДОУ и 2 года в должности старшего воспитателя. Практически в нашем детском саду работает сформированный за эти годы коллектив.
Через, действующую в ДОУ, систему наставничества за последние 3 года прошло 4 педагога (не имеющих опыта работы в детском саду) и 1 педагог - имеющий педагогическое образование и в прошлом небольшой опыт работы в ДОО. 1 из них имел статус молодого специалиста, а 2 педагога уже вышли на ступень самосовершенствования и саморазвития, 1 педагог - (молодой специалист) уволился.
Цель моей работы в качестве наставника:
Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства (Кейс метод), обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Проведение анализа результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
4. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником.
В результате осознания важности сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей, появилась необходимость создания в нашем ДОУ системы работы с молодыми специалистами.
В своём профессиональном становлении, начинающий педагог в нашем ДОУ проходит несколько ступеней.
I ступень – 1-й год работы (стажировка): самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, он начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении или перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики, если до детского сада был опыт работы в школе. Здесь встаёт задача предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
ІІ ступень – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я своим молодым педагогам предлагаю определить методическую тему самообразования, над которой они будет работать более углубленно. А так же они активно привлекаются демонстрации занятий на уровне детского сада (ООД, проведение детских праздников и развлечений, презентация личного опыта работы и т.п.).
ІІІ ступень – 4-ый-5-ый годы работы, когда у начинающего педагога складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.
ІV ступень – 6-й год работы. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. ……………….
Из опыта своей работы, хочется отметить, что прохождение определенного ступеней сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т.д. Поэтому администрация нашего детского сада к каждому педагогу подходит дифференцировано.
Таким образом, наша система работы с молодыми кадрами включает формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности:
· Обучение на рабочем месте «Внутрифирменное повышение компетентности педагогических работников».
· Осуществление практики наставничества.
· Участие в работе методических объединений ДОУ и района. · Самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы и современных технологий.
· Обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах и конференциях.
· Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов (Кейс метод).
Роль педагога-наставника в этой системе работы неоценима.
Следует подробнее разобраться кто же такой наставник и каким он должен быть.
Наставник – это прежде всего человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией - воспитателя, должен поднимать дух и поощрять молодого педагога, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе.
Наставник должен обладать:
- высокими профессиональными и нравственными качествами;
- знаниями в области методики воспитания и развития детей дошкольного возраста по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
- богатым опытом организации работы с родителями детей.
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны –
деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Даная форма работы с кадрами оказывает положительное влияние на всех участник отношений, а также самой образовательной организации.
Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности дошкольной организации, в которой он работает.
Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Закрепление за молодым педагогом наставника позволяет ему получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Самое главное – молодой специалист у нас может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.
Наставники в нашем ДОУ, назначенные для работы с молодыми педагогами, закрепляются сроком на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости). Наставник назначается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет.
Предметом наставничества являются профессиональные и личностные компетенции педагогических работников, способствующие приобщению к правилам внутреннего трудового распорядка, а главное знакомство со спецификой работы с детьми дошкольного возраста.
Работа с молодыми и начинающими воспитателями – это довольно кропотливый труд, который проходит в нашем ДОУ в несколько этапов:
Этапы становления молодого специалиста включают:
• Адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
• Стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
• Преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.
Направления деятельности наставника и наставляемого:
1. Проведение первичной стажировки молодого воспитателя (один месяц).
2. Вхождение в профессию. (Формирование у молодого педагога профессиональных умений, накопление опыта, формирование своего стиля в работе, освоение методического инструментария для организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами) (один год).
3. Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (Освоение воспитателем новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы) (на протяжении первых 5 лет).
4. Промежуточный анализ работы (примерно через год).
1 направление. Стажировка.
Стажировка самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться наставнику.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Работа включает в себя:
· Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
· Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;
· Создание базы данных о начинающих педагогических работниках ДОУ;
· Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
· Диагностика изучения методических потребностей педагогов (Приложение 1);
· Стажировка в группе у наставника, т. е. наставник и наставляемый работают вместе с группой детей наставника; демонстрация режимных моментов, занятий, прогулки детей и т. д.;
· Подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми;
· Заполнение информационной карты педагога;
Учитывая итоги анкетирования, мы намечаю план совместной индивидуальной работы на учебный год, куда включаются консультации по организации и проведению педагогической диагностики, организации развивающей предметно – пространственной среды, консультацию психолога по организации взаимодействия с родителями, обязательное посещение занятий у опытных воспитателей и др. (Приложении 2).
2 направление.Вхождение в профессию.
Вхождение в профессию – это процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег.
Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Все интересные идеи, методы и приемы фиксирует в "Творческой тетради". Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.
Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно на это в первую очередь нужно обращать внимание, а, заметив педагогические успехи новичка, я непременно отмечаю их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу!
Но для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания необходимо создание условий, позволяющие обеспечивать вариативность в отборе содержания.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Один из методов, который поможет начинающему педагогу самостоятельно проектировать образовательный процесс, – кейс-метод.
Кейс-технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, т. ч. в России.
Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. В нашем ДОУ разработаны комплекты материалов по сопровождению молодого специалиста от диагностических методик по определению профессиональной компетентности начинающих педагогов до степени удовлетворенности условиями работы в ДОУ.
Таким образом, с помощью кейс-метода наставник может выявить актуальные интересы и мотивы молодого педагога и обеспечить тем самым гибкость и пластичность плана работыс ним. К тому же, применения Кейс-метода в деятельности педагога-наставника позволяет выявить актуальные интересы молодого специалиста, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с детьми и коллегами, получать необходимую информацию. А главное, он помогает ему самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и процесс своего становления, как педагога в целом.
Но, по-моему, мнению, укейс-метода имеется только один недостаток – это сложностьразработки кейса, так как отсутствуют методики по составлению кейсов. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации для каждого начинающего педагога.
Так же, на этапе «Вхождения в профессию»,мы постепенно привлекаем молодых воспитателейк посещению открытых районных мероприятий: методических объединений воспитателей, конкурсов профессионального мастерства; приобщаем их к подготовке и посильному участию в проведение педагогических семинаров, педагогических советов и т.п.
Мои наставляемые стали участниками педагогических советов с выступлениями по темам: «Внедрение элементов экономического воспитания в образовательный процесс ДОУ», «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО», «Эффективное внедрений современных тенденций в создании в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды»; поучаствовали в родительских собраниях, где стали участниками мастер-класса на тему «Речь на кончиках пальцев», «Занимательные игры дома с мамой»;создали для родителей воспитанников фильм «Как весело мы жили!», презентацию «Достижения наших детей».
3 направление. Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (на протяжении 5 лет).
В этот период происходит процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег.
Начинающий педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно.
Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а так же «энергетика». Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации.
На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.
Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отмечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда (Приложение 3).
4 Направление. Анализ результатов работы.
Работа включает в себя:
1. Оценка деятельности воспитателя с детьми, родителями;
2.Выявление динамики профессионального роста на основе «мониторинга профессиональной деятельности».
В ходе этой оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач учреждения. Данный вид оценки регулируется положением по ДОУ.
3. Определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом;
4. Подведение итогов, выводы.
(Бланки для анкеты представлены в приложении 4)
Предполагаемые результаты деятельности по наставничеству:
*Познание молодым воспитателем себя и его ориентация на ценности саморазвития.
*Качественное изменение отношений к молодому воспитателю в коллективе.
*Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня готовности к профессиональной, личностно-значимой деятельности.
Работа по наставничеству в ДОУ регламентируется Положением, приказом заведующего о назначении наставника, утвержденным планом работы с наставляемым.
Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому воспитателю очевидны:педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы и самое главное, происходит в условиях реальной трудовой деятельности.
Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного воспитателя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.
Новизна моего опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
В работе освещаются подходы к эффективной методической поддержке начинающих педагогов в условиях дошкольной организации, к их непрерывному образованию, описывается опыт использования в этой работе Кейс-метода в ДОУ.
Таким образом, хочется отметить, что 100 % начинающих педагогов успешно прошли адаптацию в ДОУ. Этому способствовали:
- Разработанные методические рекомендации по организации работы с молодыми педагогами в ДОУ.
- Грамотное применение кейс-метода в работе педагога-наставника.
- Построение успешной стратегии профессионального становления.
Профессиональное становление молодых специалистов, выражается в реализации Основной образовательной и Основной адаптированной образовательной программ, «Рабочих программ воспитателей» (всех возрастных групп), проектов: «Бережливый детский сад», «О профессиях нужных и важных», методических рекомендаций: «Финансовая грамотность для дошкольников», «Театр физического развития», «Маленькие патриоты России».
Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодых педагогов в профессиональных конкурсах и проектах: участие в муниципальном этапе областного конкурса «Лесенка успеха- 2020», участие и победа в международных и Всероссийских конкурсах педагогического мастерства».
Что касается уровня профессионального мастерства то, 2 молодых педагога досрочно аттестованы на 1 квалификационную категорию.
В нашем ДОУ молодые педагоги приобретаютнавыки работы с использованием интернет-ресурсов, создают мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты.
Молодые специалисты осуществляют практико-ориентированную деятельность по своему направлению, подводя итоги на разных уровнях: Районные методические объединения, конференции и педагогические советы в ДОУ.
Они регулярные публикуют свои педагогические материалы:
2017г. публикация методической разработки презентация «Влияние предметно-пространственной среды на познавательно-речевое развитие дошкольников в логопедической группе».
2018г. публикация статьи во всероссийском издании «Портал образования» на тему «Организация итогового родительского собрания в ДОУ»
2020г. публикация статьи во всероссийском издании «Портал образования» на тему «конкурсное движение как фактор мотивации для саморазвития и профессионального роста молодых специалистов ДОУ».
Среди конкретных результатов функционирования наставничества и организации работы с начинающими воспитателями можно обозначить следующие:
· Все молодые педагоги и начинающие воспитатели закрепились на рабочих местах.
· Два педагога, досрочно аттестованных на первую квалификационную категорию.
· Двое еще не подлежат аттестации, т.к. не проработали двух лет.
Итак, подводя итоги, можно отметить, что работа с молодыми воспитателями помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.
Мои, начинающие работать в системе ДОУ, коллеги в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. А ведь учиться никогда никому не поздно?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога
(самооценка, оценка)
Воспитатель_________________________________________________________________
Виды и элементы педагогической деятельности |
Степень затруднения |
|||
очень сильно |
сильно |
средне |
почти нет |
|
Тематическое планирование |
|
|
|
|
Перспективное планирование |
|
|
|
|
Планирование воспитательно-образовательной работы |
|
|
|
|
Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства |
|
|
|
|
Планирование с учетом ФГОС |
|
|
|
|
Овладение содержанием новых программ, методик |
|
|
|
|
Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях |
|
|
|
|
Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности |
|
|
|
|
Использование методов развивающего обучения |
|
|
|
|
Использование новых педагогических технологий |
|
|
|
|
Организация исследовательской деятельности детей |
|
|
|
|
Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития |
|
|
|
|
Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития |
|
|
|
|
Организация свободной деятельности детей |
|
|
|
|
Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы |
|
|
|
|
Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала |
|
|
|
|
Учет и диагностика |
|
|
|
|
Обобщение своего опыта |
|
|
|
|
Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки |
|
|
|
|
Работа с родителями |
|
|
|
|
АНКЕТА № 1
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Ф.И.О. воспитателя
№ п/п |
Перечень профессиональных и личностных качеств и умений |
Степень выраженности (отметить знаком «+») |
|||||
Высо кая |
Доста точная |
Сред няя |
Сла бая |
Отсут ствует |
|||
1. Проявление профессиональных качеств воспитателя |
|||||||
1. |
Владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам (программе обучения, положению о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания). |
|
|
|
|
|
|
2. |
Владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей |
|
|
|
|
|
|
3. |
Владеет педагогической техникой:
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Владеет специальными умениями: · умеет выразительно читать художественные произведения, рассказывать сказки; · рисовать, лепить, конструировать; · петь и танцевать; · хорошо владеет основными видами движений. |
|
|
|
|
|
|
5. |
Использует в работе ТСО и ИКТ |
|
|
|
|
|
|
6. |
Умеет организовать детей на занятиях и в свободной деятельности |
|
|
|
|
|
|
7. |
Любит и уважает детей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать |
|
|
|
|
|
|
8. |
Владеет умением видеть и понимать внутренний мир ребенка |
|
|
|
|
|
|
9. |
Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе |
|
|
|
|
|
|
2. Проявление организационно-методических умений |
|||||||
10. |
Использование в работе новейших, передовых, новаторских методик |
|
|
|
|
|
|
11. |
Умение приобщать детей к творческой деятельности |
|
|
|
|
|
|
12. |
Умение снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе |
|
|
|
|
|
|
13. |
Желание помочь каждому ребенку проявить себя |
|
|
|
|
|
|
14. |
Заинтересованность в успехах детей, результатах педагогической деятельности в целом |
|
|
|
|
|
|
15. |
Видение важности совместной работы с родителями |
|
|
|
|
|
|
16. |
Желание поделиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним |
|
|
|
|
|
|
17. |
Самообразование и самовоспитание |
|
|
|
|
|
|
3. Проявление личностных особенностей |
|||||||
18. |
Добросовестность |
|
|
|
|
|
|
19. |
Такт |
|
|
|
|
|
|
20. |
Требовательность к себе |
|
|
|
|
|
|
21. |
Гуманность |
|
|
|
|
|
|
22. |
Эмпатия |
|
|
|
|
|
|
23. |
Рефлексия |
|
|
|
|
|
|
24. |
Оптимизм |
|
|
|
|
|
|
25. |
Организованность |
|
|
|
|
|
|
26. |
Инициативность |
|
|
|
|
|
|
27. |
Терпение, выдержка |
|
|
|
|
|
|
28. |
Владеет силой убеждения, авторитетом |
|
|
|
|
|
|
4. Внешние проявления |
|||||||
29. |
Культура речи, выразительность дикции, жестов |
|
|
|
|
|
|
30. |
Профессиональная и общая эрудиция |
|
|
|
|
|
|
31. |
Манера поведения |
|
|
|
|
|
|
32. |
Опрятный внешний вид |
|
|
|
|
|
|
5. Проявление творческих способностей и педагогической инициативы |
|||||||
33 |
Активная общественная деятельность (ДОУ, район, республика) |
|
|
|
|
|
|
34 |
Педагогическая нагрузка (творческая группа, педагогические клубы, руководство МО и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
35 |
Обобщение опыта через СМИ |
|
|
|
|
|
|
36 |
Активное участие в конкурсах разного уровня (ДОУ, район, республика, РФ, международные) |
|
|
|
|
|
|
37 |
Активное взаимодействие с социальными институтами разного уровня |
|
|
|
|
|
|
38 |
Проблемная тема для аттестации:
|
||||||
39 |
Проблемы:
|
||||||
«___» ________20______ Подпись________________________
АНКЕТА 2
Карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов
Диагностика включает в себя анализ профессионального уровня педагогов на основе:
· собеседования с педагогами;
· ознакомления с диагностическими картами по результатам педагогической диагностики;
· анализа процесса осуществления педагогами организованной образовательной деятельности (далее — ООД);
· анализа наблюдений за деятельностью и общением детей во время ООД;
· анализа наблюдений самостоятельной детской деятельности и продуктов их творчества;
· анализа наблюдений за игрой детей, результатов естественного эксперимента;
· анализа развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Затем составляются таблицы, позволяющие оценить:
· уровень знаний педагогом целей и задач по каждой образовательной области основной образовательной программы ДОУ;
· уровень знания содержания образовательных областей основной образовательной программы ДОУ по своей возрастной группе;
· уровень развития умений педагога осуществлять педагогическую диагностику;
· уровень владения методами и приемами работы по каждой образовательной области основной образовательной программы ДОУ.
Каждая позиция оценивается от 0 до 3 баллов.
0 баллов — педагог не владеет соответствующими знаниями, умениями и навыками;
1 балл — владеет ими в минимальной степени;
2 балла — педагог владеет ими в средней степени;
3 балла — педагог владеет ими в высокой степени.
Профессиональные знания, |
Уровень умений (0−3 балла) |
|
Самооценка |
Оценка администрации ДОУ |
|
1 |
2 |
3 |
Психолого-педагогическая компетенция |
|
|
Владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов |
|
|
Владеет системой знаний об истории и о современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и методик дошкольного образования |
|
|
Владеет системой знаний о ребенке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития |
|
|
Владеет системой знаний о закономерностях психического развития ребенка-дошкольника; факторах, способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности |
|
|
Знает особенности детей с ограниченными возможностями здоровья |
|
|
Владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; техниками педагогического общения |
|
|
Соблюдает права и свободы детей |
|
|
Умеет оказывать помощь и поддержку семьям воспитанников, вовлекает их в воспитательно-образовательный процесс |
|
|
Обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения и воспитания |
|
|
Умеет организовать свободную детскую деятельность |
|
|
Знает основы применения компьютерной техники в образовательном процессе дошкольного учреждения |
|
|
Умеет организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях |
|
|
Владеет умениями по осуществлению психолого-педагогической диагностики |
|
|
Владеет умениями по проектированию, реализации, оцениванию и коррекции образовательного процесса |
|
|
Владеет основами ведения педагогической документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения |
|
|
Знает основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской детской деятельности |
|
|
Методическая и управленческая компетенция |
|
|
Имеет системное представление о роли и месте дошкольного образования в системе общего образования в Российской Федерации |
|
|
Владеет системой знаний об основных закономерностях психического и социального развития ребенка дошкольного возраста |
|
|
Владеет системой знаний о сущности, целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста |
|
|
Владеет системой знаний о формах, методах, приемах физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания дошкольников |
|
|
Знает пути приобщения детей к общечеловеческим, национальным, духовным ценностям, пути формирования активного отношения к миру |
|
|
Организует предметно-пространственную развивающую среду для разнообразной деятельности детей |
|
|
Знает нормативные показатели функционального и психического развития ребенка и владеет методами их измерения |
|
|
Владеет основами индивидуального подхода к детям с учетом их мотивации, способностей и склонностей, владеет способами поддержки детской инициативы |
|
|
Умеет осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль педагогического процесса в группе |
|
|
Умеет определять перспективные направления деятельности ДОУ и разрабатывать программу его развития |
|
|
Умеет обеспечивать методическое оснащение образовательного процесса в ДОУ |
|
|
Педагог умеет формировать в ДОУ сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов и других сотрудников) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива |
|
|
Знает проблемы семьи и семейного воспитания; владеет современными методами педагогического взаимодействия с родителями и методами повышения психолого-педагогической компетенции родителей |
|
|
Умеет консультировать родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка и организовывать просветительскую работу с ними |
|
|
Создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных образовательных услугах для их детей |
|
|
Владеет способами профессиональной и личностной рефлексии, самоизменения и организации творческой деятельности детей и персонала ДОУ |
|
|
Владеет методами психолого-педагогических исследований, умениями обработки и анализа материалов, способами их оформления |
|
|
Направлен на оценку своих возможностей и на профессиональное самосовершенствование |
|
|
Приложение 2.
План совместной индивидуальной работы с молодым специалистом
на учебный год
Молодой педагог ___________________________________________________
Наставник _________________________________________________________
Посещение ООД и режимных моментов |
Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать |
План мероприятий, необходимый для решения выявленных проблем |
Тема для само-образовательной работы |
|||
СЕНТЯБРЬ |
||||||
Знакомство с начинающим педагогом. Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы (план работы в течение года может корректироваться). Консультации по планированию воспитательно-образовательной работы в группе, по ведению другой необходимой документации. |
||||||
ОКТЯБРЬ |
||||||
Посещение утреннего приема детей (общение с детьми и родителями, организация индивидуальной работы, игровой деятельности и т.д.) |
— умение распределять деятельность детей; — умение выявлять интересы и склонности детей; — знание разных видов игр для детей данного возраста; — умение общаться с родителями. |
Индивидуальная консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми (данной группы) в утренние часы». |
-Изучить необходимую методическую литературу по организации игровой деятельности. -Подобрать перечень разных видов игр, используемых в работе с детьми данного возраста. |
|||
Посещение утренней гимнастики |
— умение правильно подбирать комплексы упражнений; — умение грамотно использовать приемы объяснения и показа. |
Консультация «Организация утренней гимнастики (в данной группе)». |
-Изучить методические рекомендации по организации утренней гимнастики в ДОУ. -Подобрать комплексы упражнений для утренней гимнастики (с мячом). |
|||
НОЯБРЬ |
||||||
Посещение ООД по ОО «Коммуникация» (развитие речи). |
— умение грамотно подготовить ООД; — умение сопоставлять задачи и содержание ООД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение подвести итог ООД. |
Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по развитию речи» |
Изучить необходимую методическую литературу по развитию речи детей (данной группы).
(Можно указать конкретно – какую). |
|||
Посещение ООД по ОО «Познание» (ФЭМП). |
-Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по ФЭМП». -Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). |
Изучить необходимую методическую литературу по развитию речи детей (данной группы). |
||||
ДЕКАБРЬ |
||||||
Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем, гимнастика,индивидуальная работа, общение с родителями и т.д.). |
— умение грамотно организовывать деятельность детей; — умение управлять самостоятельной деятельностью детей; — организация индивидуальной работы с детьми. |
Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми (данной группы) в вечерние часы». |
Изучить методические рекомендации по организации и руководству самостоятельной деятельности детей. |
|||
Повторное посещение утреннего приема и утренней гимнастики. |
— выполнение данных ранее рекомендаций; — применение на практике полученных знаний. |
|||||
ЯНВАРЬ |
||||||
Посещение ООД по ОО «Художественное творчество» (рисование) и ОО «Познание» (конструирование). |
— умение грамотно подготовить ООД; — умение сопоставлять задачи и содержание ООД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение дать оценку техническим навыкам детей; — умение подвести итог |
-Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по рисованию». -Мастер-класс (показ ООД педагогом-наставником). -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по конструированию». |
Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных и конструктивных навыков детей (данной группы), особенностей организации данных видов деятельности с дошкольниками (рисование). |
|||
ФЕВРАЛЬ |
||||||
Посещение ООД по ОО «Художественное творчество» (лепка, аппликация). |
— умение грамотно подготовить ООД; — умение сопоставлять задачи и содержание ООД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение дать оценку техническим навыкам детей; — умение подвести итог ООД. |
-Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по лепке». -Мастер-класс (показ ООД педагогом-наставником). -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по аппликации». |
Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных навыков детей (данной группы), особенностей организации изобразительной деятельности (лепка, аппликация). |
|||
МАРТ |
||||||
Посещение ООД по ОО «Познание» (ребенок и окружающий мир – природное окружение). |
— умение грамотно подготовить ООД; — умение сопоставлять задачи и содержание ООД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение дать оценку деятельности детей; — умение подвести итог |
-Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по окружающему миру». -Мастер-класс
(показ |
-Изучить методические рекомендации по организации ООД по ознакомлению детей с природным окружением. -Познакомиться с методической литературой (указать с какой). |
|||
АПРЕЛЬ |
||||||
Посещение прогулки. |
— умение грамотно подготовиться к прогулке; — умение сопоставлять задачи и содержание прогулки; — умение использовать разные методы и приемы для привлечения внимания детей; — умение организовать и провести подвижную игру на прогулке с учетом погодных условий, сезонности, места проведения и т.д. |
Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение прогулки». Наблюдения за проведением прогулки у воспитанников другой группы (указать конкретно). |
Изучить методические рекомендации по организации прогулки с детьми данного возраста. Познакомиться с методической литературой (указать конкретно – с какой). |
|||
МАЙ |
||||||
Повторное посещение НОД или режимных моментов (указать каких). |
— умение применять полученные умения и навыки на практике |
Планирование необходимой индивидуальной работы на следующий учебный год (если в этом есть необходимость). |
Выявление новых интересов и потребностей молодого педагога на следующий учебный год. |
|||
Приложение 3.
Портфолио педагога ДОУ
Практика показала рациональность использования портфолио, котороедает руководителю и его заместителям возможность структурировать и обобщить необходимую информацию.
Оно многофункционально и рассчитано на многие годы.Портфолио начинаем формировать с каждым педагогом.
Содержание разделов варьируются в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога.
Данный накопленный материал будет использоваться воспитателем как форма квалификационного испытания при аттестации.
Практическая функция портфолио:
- отражение умения педагога показать чувство перспективы прогнозируя своюдеятельность, полноту, разнообразие и убедительность материалов, раскрывающих основные направления и виды деятельности;
- осуществление педагогом сбора и обновления портфолио в течение всего срока своей профессиональной деятельности;
- участие в общественной жизни коллектива или вне его;
- представление критериев оценки качества своей деятельности.
Портфолио педагога ДОУ содержит следующие разделы:
1. Данные о педагоге (визитная карточка).
2. Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (переченьдокументов).
3. Повышение уровня квалификации:
- самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельностипедагогов);
- работа по самообразованию (тема, этапы работы);
- посещение и проведение мероприятий;
- глоссарий (словарные статьи, определения педагогических, психологических имедицинских терминов).
- методическая копилка (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогическихтехнологий, рефераты, цитаты и др.).
4. Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома,видеофильма и т.д.)
5. Рейтинг педагога (отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей,воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты,дипломы)
|
Ф.И.О.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения (ЧМГ)_______________________________________________________________
Образование,какое и когда учреждение закончил(а)___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специальность, квалификация по диплому____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стаж общий _______________________________________________________________________
Педагогический стаж: ______________________________________________________________
В данном учреждении: ______________________________________________________________
Занимаемая должность :_____________________________________________________________
Квалификационная категория (Приказ № от «___»___20___г.______________________________
Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эл.почта _________________________________________________________________________
Контактный телефон_______________________________________________________________
Наличие сайта____________________________________________________________________
Методическая деятельность педагога
Работа по самообразованию:(Учебный год, тема)___________________________________
Участие в методической работе ДОУ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Учебный год, дата, тема мероприятия, форма участия)
Участие
в методической работе на муниципальном, региональном, федеральном уровне:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Учебный год, дата, тема мероприятия, форма участия )
Участие в профессиональных конкурсах:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Учебный год, название конкурса, место проведения)
Использование современных образовательных технологий :
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Название используемой технологии, годы использования технологии, имеющийся или прогнозируемый результат)
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Год написания, название работы, тема)
Наличие собственной системы методических разработок:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Год написания, название работы, тема)
Наличие публикации:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Год написания, тема публикации, место издания)
Сведения о профессиональном рейтинге и достижениях
за последние 5 лет
№ п\п |
Название мероприятия, конкурса |
Уровень (ОУ, муниципальный, федеральный, международный уровень). |
Результат (занятое место). |
Дата проведения. |
Документы (материалы), подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов). |
1. |
|
|
|||
|
|
||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Форма общего заключения о результатах индивидуального сопровождения
_____________________________________________________________________________
(Ф. И. О. молодого специалиста)
1. Индивидуальное сопровождение можно считать:
успешным, эффективным
не вполне успешным, недостаточно эффективным
неэффективным
2.Выявленные в результате предварительной диагностики проблемы:
сняты полностью
сняты частично
не сняты (указать проблемы)
не снята ни одна проблема
3. Причины, по которым не состоялось индивидуальное сопровождение и/или не были сняты проблемы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Сопровождаемый молодой специалист:
нуждается в дальнейшем полномасштабном сопровождении
нуждается в поддержке для решения наиболее сложных проблем
не нуждается в сопровождении
нуждается в повышении квалификации в системе постдипломного образования
нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута
5. Наиболее эффективные пути (способы) дальнейшего сопровождения (указать) _________________________________________________________
__________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА
НА 20___ -20___ УЧЕБНЫЙ ГОД.
Воспитателя (наставника) __________________________________________________
с воспитателем (молодым специалистом) ________________________________________
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- изучение нормативно-правовой документации;
- помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный планы воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
- применение форм и методов в работе с детьми старшей группы;
- организация НОД, помощь в постановке целей и задач;
- использование здоровье сберегающих технологий во время НОД и других режимных моментов;
- углубленное изучение инновационных технологий;
- общие вопросы организации работы с родителями.
№ |
Содержание работы |
Форма проведения |
Сроки |
1. |
Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ Оформление документации группы Мониторинг детского развития. |
Консультации и ответы на интересующие вопросы. Подбор диагностического материала и проведение диагностики и анкетирования |
Сентябрь |
2. |
Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию. Родительское собрание |
Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания. |
Октябрь |
3. |
Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. |
Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у наставника. |
Ноябрь |
4. |
Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанников. Подготовка к новогодним мероприятиям. |
Посещения НОД и режимным моментов молодого педагога. Обсуждение. Составление плана предварительной работы с детьми и родителями. |
Декабрь |
5. |
Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми.
Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ. |
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. |
Январь |
6. |
Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов. Проект «Бережливый детский сад», «Милая мама» |
Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника. Консультация и ответы на интересующие вопросы. |
Февраль |
7. |
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями . Участие молодого педагога в подготовке материала для родителей. |
Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей. |
Март |
8. |
Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. |
Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование по этой теме. |
Апрель |
9. |
Подготовка к летне-оздоровительному периоду.
Подведение итогов работы. |
Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста. Анкетирование
|
Май |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА
|
||||
Критерий
|
Показатель |
Индикатор |
Инструментарий |
|
Профессионализм деятельности
|
Получение квалификационной категории |
Присвоение 100% молодых педагогов |
Аттестационный лист |
|
Участие в профессиональных конкурсных проектах |
100% участие молодых педагогов |
Сертификаты участников |
|
|
Победы в профессиональных конкурсных проектах |
50 % побед |
Дипломы победителей |
|
|
Участие в разработке совместных методических проектах |
Не менее 1 продукта в каждом жанре |
-План работы педагога; -Конспекты занятий; -Сценарий воспитательного мероприятия; -Инновационные методические продукты |
||
|
||||
Самостоятельная разработка методических продуктов |
Не менее 3 по приоритетному направлению |
|||
Проведение публичных мероприятий |
Не менее 1 |
Положительные отзывы специалистов |
|
|
Публикация методических материалов |
Не менее 1 |
Свидетельство о публикации, статья в метод.журнале |
|
|
Профессионализм личности |
Сформированность оптимальной стратегии поведения |
Преобладающий % активного саморазвития |
Анкета «Препятствующие и стимулирующие факторы» (Н.В. Немовой) |
|
Сформированность профессиональной позиции |
Более 7 баллов по заданной шкале |
Анкета «Оценка профессиональной направленности личности педагога» |
|
|
Способность правильно решать педагогические проблемы |
Грамотное решение педагогических ситуаций |
Методика «Педагогические ситуации» |
|
|
Сформированность умения определять факторы профессионального развития |
Составление плана профессионального развития |
План профессионального развития |
|
|
Сформированность аналитических умений |
Составление самоанализа педагогической деятельности
|
Самоанализ педагогической деятельности |
|
АНКЕТА
«Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов»
(Из программы, разработанной Н.В. Немовой)
Оцените, пожалуйста, применительно к себе перечисленные ниже факторы по 5 – балльной шкале:
5 – да (препятствует или стимулирует)
4 – скорее да, чем нет
3 – и да и нет
2 – скорее нет
1 – нет
Препятствующие факторы:
1. Собственная инерция
2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач
3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т. д.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему
5. Состояние здоровья
6. Недостаток времени
7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства
Стимулирующие факторы:
1. Методическая работа в д/у
2. Обучение на курсах
3. Пример и влияние коллег
4. Пример и влияние руководителей
5. Организация труда в д/у
6. Внимание к этой проблеме руководителей
7. Доверие
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования
9. Занятия самообразованием
10. Интерес к работе
11. Возрастающая ответственность
12. Возможность получения признания в коллективе.
В результате обработки анкет выявляются три категории педагогов, данные о которых заносятся в соответствующую графу таблицы. Оцененные факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла и также заносятся в таблицу. Коэффициент развития (Кр) вычисляется по формуле: Кр= Кфакт.: Кмах, где Кфакт. – суммарное число баллов, проставленных в анкете, а Кмах - максимально возможное количество баллов в анкетах.
Обучение, развитие и саморазвитие педагога
(Итоговая таблица)
№ п/п |
Способность педагога к саморазвитию |
Ф.И.О. педагога |
Стимулирующие факторы |
Препятствующие факторы |
Система мер |
1 |
Активное развитие |
|
|
|
|
2 |
Не сложившееся развитие |
|
|
|
|
3 |
Остановившееся развитие |
|
|
|
|
Подпись______________
АНКЕТА
«Оценка профессиональной направленности личности воспитателя»
(Методика была модифицирована автором книги Р. Р. Калининой;
из нее убраны шкалы «Направленность на предмет»)
Инструкция. В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом возможны два варианта ответов:
а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;
б) неверно, описываемое
свойство нетипично для моего
поведения или присуще мне в минимальной степени.
Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответов и пометьте его на ответном листе.
1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.
3. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.
4. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим столом.
5. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.
6. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.
7. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.
8. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.
9. Я подолгу анализирую свое поведение.
10.В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.
11. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
12. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.
13. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
14. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.
15. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.
16. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одиночестве.
17. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.
18. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.
19. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
20. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
21. Окружающие считают мою семью интеллигентной.
22. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
23. Если есть выбор, то я предпочитаю вместо занятия организовать для детей какое-нибудь развлечение.
24. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики
25. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
26. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.
27. Моя любезность часто не нравится другим людям,
28. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.
29. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.
30. Я проявляю активное участие в судьбе других.
Обработка результатов. Каждый ответ оценивается следующим образом:
1 балл — ответ, совпадающий с ключом,
Обаллов — ответ, не совпадающий с ключом.
Опросник включает в себя три шкалы: общительность, организованность, интеллигентность. Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Максимальная оценка по каждому параметру составляет 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов.
Ключ:
— общительность 16,46,76,106,13а, 1ба, 19а. 22а; 25а, 28а;
— организованность 2а, 5а,8а, На, 146,176,206,23а, 26а, 29а;
— интеллигентность За, 6а, 9а, 12а, 15а, 186,21а, 24а, 27а, 30а.
МЕТОДИКА
«Решение педагогических ситуаций».
Ситуация №1: Ребенок пытается вернуть свою игрушку.
Дети в младшей группе детского сада спокойно играют со своими игрушками на ковре. К ним подходит малыш и забирает игрушку одного из детей. Ребенок разгневан и пытается силой вернуть свою собственность.
Решение: Для начала давайте подумаем, почему дети так бурно реагируют, когда берут их игрушки? Ответ прост: во первых им жаль расставаться со своей игрушкой, а во вторых, они пока не понимают, что игрушки берутся на время, и всегда возвращаются к своим хозяевам. И только после 3-х лет ребенок начнет понимать, что такое собственность.
Ваши действия (или) Подсказка:
· Срочно разнимите «сцепившихся намертво» малышей.
· Покажите ребенку, у которого забрали игрушку, что вы на его стороне: «Ты хочешь, чтобы машинка осталась у тебя?»
· Скажите о чувствах и желаниях другого ребенка: «Мальчику(девочке) понравилась твоя игрушка, и он (она) хотел бы с ней немного поиграть. Давай, дадим ему (ей) её ненадолго. Знаешь, как он (она) обрадуется!». Обращаемся к мальчику (девочке): «Ты хочешь поменяться игрушками?»
· Если согласие от ребенка получено, пытаемся побудить «пострадавшего» ребенка поделиться игрушкой (но не заставить!): «Посмотри, у (имя) есть интересный трактор (кукла). Вы можете поменяться: ты ему на чуть-чуть дашь свою игрушку, а он тебе свою – тоже на чуть-чуть». Можно предложить первому ребенку поменять свою игрушку на одну из двух-трех игрушек второго ребенка (т.е. предоставить «пострадавшему» ребенку дополнительную свободу выбора). Или спросите у него, можно ли будет поиграть в его игрушку, когда он сам наиграется. Чаще всего ответ бывает положительный.
· Если «пострадавший» ребенок не соглашается расставаться со своей игрушкой ни при каких условиях, что ж, это его право. Вежливо откажите просителю: «Извини, (имя ребенка), …. (имя первого ребенка) хочет сам пока поиграть в свою машинку (куклу)».
· Но если конфликт продолжает нарастать, можно попробовать переключить внимание детей на какую-то общую игру. И уж если игра совсем не налаживается – развести по разным «углам».
Итог: Таким образом, мы не «зациклившемся» на негативном поведении своего ребенка (в какой-то степени оно даже оправдано – он защищал свою собственность доступными ему способами), а показываем, как надо поступать в подобных ситуациях. Т.е. нужно не драться, а договариваться словами.
Ситуация №2:Дети, сами выясняющие отношения
Вас отвлекли на какое-то время, и вы пустили из виду двух детей. Когда они вновь появились в поле Вашего зрения, оказалось, что они уже спорят (или толкаются).
Решение: Между
детьми часто возникает соперничество. Поэтому они время от времени начинают
выяснять, кто сильнее, причем делают это разными способами. В такой «разборке»
не стоит выяснять, кто первый начал и принимать чью–либо сторону.
Ваши действия (или) Подсказка:
· Если стычка происходит на равных, и нет серьезной угрозы для здоровья детей (то есть если они не дерутся, у них нет камней или палок в руках) – подождите и не вмешивайтесь.
· Если конфликт затягивается, набирает обороты или выявляется явно страдающая сторона, следует тут же вмешаться и разнять спорщиков.
· Первым делом переключите внимание на себя: «… (имя ребенка) и … (имя другого ребенка), посмотрите на меня».
· Далее переключите внимание детей с предмета их спора друг на друга: «Посмотрите друг на друга». Можно переключить внимание на какую-то деталь, как это делала Мэри Попинс: «У тебя пуговица расстегнулась. А у тебя руки грязные». Возможно, что уже на этом этапе конфликт будет исчерпан, и дети заулыбаются.
· Скажите о своих чувствах: «Мне нравится, когда вы дружно играете».
· Поговорите о дальнейших планах: «Во что ты хочешь играть?
· Предложить общую игру.
Ситуация 3: Возмущение родителей по поводу грязной одежды ребенка.
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
Решение:
· Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения.
· Постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще.
· Задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".
Ситуация 4: Ребенок жалуется, что с ним в группе никто не играет.
Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав.
Решение: Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой случае должен проанализировать сложившуюся ситуацию (претензии ребенка по отношению к другим детям, реакцию детей на демонстративное поведение ребенка).
· Для решения данной проблемы воспитателю следует включиться в игровую деятельность воспитанников, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.
· В случае затягивания сложившейся ситуации рекомендуется обратиться за дополнительной помощью в решении проблемы к педагогу-психологу детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.
Ситуация 5. Ребенок кусает детей в группе.
Мальчик очень часто кусает других детей в группе. Как себя вести воспитателю?
Решение:
· Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили и то, что взрослый сердится. Поэтому, втакого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешить того, кого укусили и достаточно резко сказать «кусаке»: «Это же больно!». Лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Обязательно нужно выяснить причину такого поведения. Если удастся, попробовать его поймать в тот момент, когда он еще только вознамерился укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно».
· Если ребенок готов кусаться от отчаянья, остановите его и помогите «озвучить» то желание, которое он не может высказать: «Скажи ему: «Дай», «Катя не хочет кушать», «Хочу поиграть с тобой»» и т. д.
· Если ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться – подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.
· Если ребенок кусается в какое-то определенное время – перед сном, обедом, - подумайте, что можно изменить в режиме.
· Если ребенок начал кусаться, не наказывайте его, а помогайте малышу справляться с трудностями.
Ситуация 6: Ребенок не хочет спать в детском саду.
Ребенок наотрез отказывается спать во время дневного сна. Как воспитателю уложить ребенка?
Решение:
· Главной задачей воспитателя является не просто убедить ребенка, что нужно спать, а настроить его на сон.
· Хорошему сну должна способствовать положительная атмосфера. В первую очередь, обстановка в спальне. Как правильно, должны преобладать пастельные тона. Окна спальни затеняют.
· При укладывании детей в разных возрастных группах использую разные методы. В младшей группе подходить к каждому ребенку. Разговаривать спокойным, убаюкивающим голосом, поглаживать по голове, спине, плечам и бережно укрывать одеялом. Говорить, что ему сейчас приснится замечательный сон, который он потом расскажет воспитателям и своей маме. А ещё он не один будет спать, а вместе с детьми и своей игрушкой. Хорошо, когда родители приносят ребенку его любимую игрушку, которую он укладывает с собой. Она постоянно находится на кроватке и предназначена только для сна. Игрушка напоминает малышу о маме, доме, и он чувствует себя с ней спокойнее.
· Перед сном, в младшей группе, я предлагать ребенку зайти в спальню, посмотреть на свою кроватку, говорить, что она целый день ждала встречи с ним.
· Детям старших групп я говорить о том, что нашему организму нужен отдых. Если мы не будем отдыхать, мы будем болеть. Приводить примеры, сравнивая организм ребенка с техникой, которая может сломаться, если будет постоянно включена (например, телевизор, а у нас живой организм и нам, тем более, нужно хорошо отдыхать, чтобы восстанавливать силы). При разговоре с детьми употребляю слово отдыхать, а не спать.
· Процесс подготовки ко сну начинается после обеда. Настраивать детей на сон сразу после выхода из-за обеденного стола. Задавать спокойный тон, говоря о том, что младшие дети уже спят.
· Раздевая детей, говорить им о том, что, когда они проснутся, их будет ждать что-то новое и интересное, желать им приятных сновидений. Читать или рассказывать детям сказки.
· Особую роль в этом процессе играет музыка. Во время укладывания детей петь им колыбельные песни. Ведь недаром в древние времена пели колыбельные песни: они оказывают успокаивающее действие на нервную систему.
· Большое значение для привыкания детей старшей группы к режиму дня имеет работа с родителями. Ведь многие родители не укладывают детей спать, тем самым, сбивая их ритм жизни. Даже если ребенок наотрез отказывается спать, необходимо, чтобы он хотя бы просто полежал в кроватке.
· Очень важно и то, как пробуждаются дети. В группе должно существовать правило «тишины». Дети не только просыпаются в тишине, но одеваясь и, приводя себя в порядок, стараются не шуметь, чтобы дать возможность проснуться в тишине остальным детям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА |
|
|||
Критерий
|
Показатель |
Индикатор |
Инструментарий |
|
Профессионализм деятельности
|
Получение квалификационной категории |
Присвоение 100% молодых педагогов |
Аттестационный лист |
|
Участие в профессиональных конкурсных проектах |
100% участие молодых педагогов |
Сертификаты участников |
|
|
Победы в профессиональных конкурсных проектах |
50 % побед |
Дипломы победителей |
|
|
Участие в разработке совместных методических проектах |
Не менее 1 продукта в каждом жанре |
-План работы педагога; -Конспекты занятий; -Сценарий воспитательного мероприятия; -Инновационные методические продукты |
||
|
||||
Самостоятельная разработка методических продуктов |
Не менее 3 по приоритетному направлению |
|||
Проведение публичных мероприятий |
Не менее 1 |
Положительные отзывы специалистов |
|
|
Публикация методических материалов |
Не менее 1 |
Свидетельство о публикации, статья в метод.журнале |
|
|
Профессионализм личности |
Сформированность оптимальной стратегии поведения |
Преобладающий % активного саморазвития |
Анкета «Препятствующие и стимулирующие факторы» (Н.В. Немовой) |
|
Сформированность профессиональной позиции |
Более 7 баллов по заданной шкале |
Анкета «Оценка профессиональной направленности личности педагога» |
|
|
Способность правильно решать педагогические проблемы |
Грамотное решение педагогических ситуаций |
Методика «Педагогические ситуации» |
|
|
Сформированность умения определять факторы профессионального развития |
Составление плана профессионального развития |
План профессионального развития |
|
|
Сформированность аналитических умений |
Составление самоанализа педагогической деятельности
|
Самоанализ педагогической деятельности |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.